Региональные корпоративные библиотечно-информационные
системы и сети в зеркале Интернет
Regional Corporate Library-Information Systems and Networks
in the Mirror of the Internet
Регіональні корпоративні бібліотечно-інформаційні
системи та мережі в дзеркалі Інтернет
Колкова Н. И., Скипор И. Л.
Кемеровский государственный университет культуры и искусств,
Кемерово, Россия
Nadezda I. Kolkova and Inna L. Skipor
Kemerovo State University of Culture and Arts, Kemerovo, Russia
Колкова Н. І., Скипор І. Л.
Кемеровський університет культури та мистецтва, Кемерово, Росія
Отражаются результаты исследования контента сайтов региональных корпоративных библиотечно -
информационных систем и сетей (РКБИС). Предложен подход к анализу контента сайтов с позиций
реализации важнейшей цели создания РКБИС — повышения полноты и оперативности информа-
ционно -библиотечного обслуживания. Выявлен и проанализирован состав рубрик сайтов, связан-
ных с обеспечением доступа конечных пользователей к сетевым информационным ресурсам
РКБИС и получением ими необходимой информации. Рассмотрены проблемы, требующие своего
решения для полноценного удовлетворения информационных потребностей конечного пользовате-
ля. Предложены пути оптимизации web-ресурсов РКБИС, направленные на повышение качества
предоставления информационных продуктов и услуг конечным пользователем .
The paper presents the analysis of the content of sites in the regional corporate library-information systems
and networks (RCLIS). The proposed approach to the analysis is based on the fulfilment of the main task
for RCLIS — improvement of the completeness and efficiency of information-library services. The content
of headings related to the access of the end users to the information resources and retrieval of required in-
formation is analysed. The paper also describes problems that should be resolved to ensure a comprehen-
sive satisfaction of information demands. Proposals are made for the optimisation of web-resources of
RCLIS to improve the quality of information resources and services.
Відображено результати дослідження контенту сайтів регіональних корпоративних бібліотечно -
інформаційних систем та мереж (РКБІС). Запропоновано підхід до аналізу контенту сайтів з
позицій реалізації важливої мети створення РКБІС — підвищення повноти та оперативності
інформаційно -бібліотечного обслуговування. Виявлено та проаналізовано склад рубрик сайтів, які
пов’язані із забезпеченням доступу кінцевих користувачів до інформаційних ресурсів мережі РКБІС
та отриманням ними необхідної інформації. Розглянуто проблеми, які потребують негайного
вирішення для повноцінного задоволення інформаційних потреб кінцевого користувача.
Запропоновано шляхи оптимізації web-ресурсів РКБІС, які направлено на покращення якості
надання інформаційних продуктів та послуг кінцевим користувачем .
Создание региональных корпоративных библиотечно-информационных систем и сетей
(РКБИС) относится к одному их наиболее актуальных и бурно развивающихся в настоящее время
направлений библиотечного строительства. Это, с одной стороны, убедительно подтверждается
многочисленными публикациями в профессиональной печати. С другой стороны, создание и
функционирование РКБИС широко обсуждается на многочисленных всероссийских и региональ-
ных конференциях. Им посвящена работа специализированных секций в рамках крупнейших
международных форумов («Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и
новые формы сотрудничества», «Информационные технологии, компьютерные системы и изда-
тельская продукция для библиотек»). В поле зрения авторов докладов и публикаций находятся
самые различные аспекты создания и функционирования региональных библиотечных корпораций,
включая организационное, программное, техническое, технологическое, информационное обеспе-
чение.
pg_0002
Важнейшей целью создания РКБИС закономерно определяется повышение полноты, опера-
тивности библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей РКБИС за
счет предоставления им объединенных информационных ресурсов и средств поиска в них с ис-
пользованием современных информационных и телекоммуникационных технологий для решения
образовательных, социальных, культурных, управленческих, деловых и других задач (1-3). Важ-
нейшими инструментами реализации этой цели призваны стать интегрированные сетевые ресурсы
библиотечных консорциумов. С этой точки зрения создание web-сайтов РКБИС, безусловно,
является одним из важнейших результатов деятельности в этом направлении. При этом контент
сайта библиотечной корпорации должен быть отличным от контента сайтов отдельных библиотек в
соответствии с целями и задачами интеграции информационных ресурсов.
Многочисленные задачи создания региональных корпоративных библиотечно-информационных
систем и сетей обусловливают наличие различных групп пользователей их сайтов. В обобщенном
виде состав категорий пользователей web-сайтов РКБИС может быть представлен следующим
перечнем.
Категории пользователей web-сайтов РКБИС:
1. Конечные пользователи (читатели библиотек)
2. Информационные посредники (работники библиотек):
2.1. Члены библиотечных консорциумов:
2.1.1. Руководители и сотрудники библиотек-членов конкретной РКБИС;
2.1.2. Руководители и сотрудники библиотек-членов других (внешних) РКБИС;
2.2. Руководители и сотрудники библиотек, которые не являются членами РКБИС.
3. Члены Совета некоммерческого партнерства «АРБИКОН»
4. Руководители субъектов РФ
5. Спонсоры
6. Исследователи, в т. ч. сотрудники научных, образовательных учреждений.
Среди всех названных выше категорий пользователей особого внимания заслуживают конеч-
ные пользователи, для которых в первую очередь и предназначены создаваемые корпоративные
ресурсы. Ориентация на конечного пользователя отражает глубокую связь деятельности по созда-
нию РКБИС с главной идеей флагманской Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» —
обеспечение свободного доступа каждого жителя отдаленных регионов к информационным ресур-
сам региона, страны, мира и стирание тем самым границ между информационно богатыми и
информационно бедными. Проведение научных исследований и разработок по реализации Про-
граммы ЮНЕСКО «Информация для всех» в одном из индустриальных регионов России — Куз-
бассе является одним из важнейших направлений деятельности НИИ информационных технологий
социальной сферы (НИИ ИТ СС), функционирующего в структуре Кемеровского государственного
университета культуры и искусств.
Сотрудниками НИИ ИТ СС проведено исследование контента сайтов РКБИС с точки зрения
удовлетворения информационных потребностей конечных пользователей. Объектом исследования
явились web-сайты РКБИС, входящие в состав Некоммерческого партнерства «Ассоциация Регио-
нальных Библиотечных Консорциумов» (АРБИКОН). В качестве предмета исследования выступи-
ли сетевые электронные ресурсы, ориентированные на удовлетворение информационных запросов
конечных пользователей.
Актуальность данного исследования определяется особенностями взаимодействия конечных
пользователей с сетевыми информационными ресурсами. Суть их заключается в отсутствии
возможности непосредственных контактов пользователей сетевых информационных ресурсов с
работником библиотеки, призванным оказывать им необходимую помощь при выборе оптимально-
го пути в «информационном лабиринте». Это изначально накладывает особые требования к сред-
ствам поиска в электронных каталогах, доступных через Интернет. Заметим, что важность совер-
шенствования механизма организации Интернет-версий сводных каталогов библиотечных систем и
развитие их поисковых возможностей уже отмечалась на секции «Корпоративные библиотечно-
информационные системы» международной Крымской конференции. В частности, данная пробле-
ма поднималась в докладе Н. Е. Каленова (4).
2
pg_0003
В центре настоящего исследования лежал поиск ответов на три главных вопроса: «ЗАЧЕМ?»,
«ЧТО?», «КАК?», которые неизменно возникают у любого пользователя любого сайта, в том числе
сайта РКБИС. Ответ на вопрос «ЗАЧЕМ?» определяет мотивацию обращения к сайту, т. е. раскры-
вает, чем он может быть полезен с точки зрения получения информационных продуктов и услуг.
Ответ на вопрос «ЧТО?» позволяет отразить состав информационных ресурсов, предоставляемых
пользователю. Ответ на вопрос «КАК?» связан с раскрытием технологии доступа к информацион-
ным ресурсам и извлечением из них информации, релевантной запросу. Потребность в ответах на
эти вопросы закономерно должна получить свое отражение в структуре контента сайта РКБИС. А
именно это обусловливает необходимость наличия в структуре контента сайта соответствующих
рубрик, отражающих следующие виды информации:
1. Ознакомительная информация (связанная с ответом на вопрос «ЗАЧЕМ?») — может быть
представлена следующими ключевыми словами: «о проекте», «общая характеристика»,
«информационные услуги», «условия предоставления услуг» и т. п.
2. Содержательная информация (включающая сведения, характеризующие информационные
ресурсы и связанная с ответом на вопрос «ЧТО?») — может быть представлена следую-
щими ключевыми словами: «информационные ресурсы», «информационные продукты»,
«электронный каталог (каталоги)», «библиографическая информация», «реферативная ин-
формация», «полнотекстовая информация», «краеведческая информация», «мультимедий-
ные ресурсы» и т. п.
3. Технологическая информация (связанная с ответом на вопрос «КАК?») — может быть
представлена следующими ключевыми словами: «руководство пользователя», «в помощь
читателю», «технология поиска», «справка», «помощь», «поиск» и т. п.
С позиций этих видов информации нами и был осуществлен анализ контента сайтов РКБИС. В
первую очередь анализу были подвергнуты рубрики главных страниц, которые по определению
являются ключом доступа к web-ресурсам. Далее анализу подлежало наполнение каждой рубрики
по всем уровням вложения. Полученные данные позволили нам определить рубрики сайтов, в
которых гипотетически должны содержаться ответы на вопросы: «ЗАЧЕМ?», «ЧТО?», «КАК?».
В результате исследования было установлено, что информация, адресованная конечному поль-
зователю, представлена на сайтах РКБИС в рубриках двух типов:
1) в рубриках, содержащих справочную информацию, например, «В помощь читателю»,
«Регистрация пользователей»;
2) в рубриках, отражающих предоставляемые конечному пользователю ресурсы, например,
«Электронный каталог», «Каталоги библиотек Сибири», «Каталоги», «Электронная биб-
лиотека», «Основная форма поиска», «Простая форма поиска», «Расширенный поиск по
каталогам», «Поиск по каталогам», «Ресурсы», «Внешние ресурсы», «Базы данных», «Ин-
формационные ресурсы», «Услуги».
Судя по названиям данных рубрик они должны содержать полные ответы на поставленные во-
просы «ЗАЧЕМ?», «ЧТО?», «КАК?» с позиций конечного пользователя. Однако анализ наполнения
выявленных рубрик не подтверждает выдвинутую гипотезу. На деле конечный пользователь при
обращении к ресурсам РКБИС оказывается в весьма затруднительной ситуации. В первую очередь
обращает на себя внимание проблема многозначности лексики, используемой для обозначения
рубрик и подрубрик контента сайтов. Неоднозначными также являются правила представления
состава предлагаемых конечному пользователю сайтов РКБИС информационных ресурсов, и,
наконец, средств навигации в них.
В особой мере конечный пользователь ресурсов РКБИС при обращении к их сайтам лишен
информации, отвечающей на вопрос «ЗАЧЕМ?». Практически ни один сайт не содержит обобщен-
ной информации обо всех информационных ресурсах, предоставляемых конечному пользователю
на сайте конкретной РКБИС. В данной ситуации пользователь практически обречен на самостоя-
тельное эвристическое разыскание сведений о необходимых для осуществления поиска информа-
ционных ресурсах.
Ответ на вопрос «ЧТО?» предположительно содержится в рубриках «Электронный каталог»,
«Каталоги библиотек Сибири», «Каталоги», «Электронная библиотека», «Основная форма поиска»,
«Простая форма поиска», «Расширенный поиск по каталогам», «Поиск по каталогам», «Ресурсы»,
3
pg_0004
«Внешние ресурсы», «Базы данных», «Информационные ресурсы». На первый взгляд приведенный
перечень рубрик создает впечатление вполне благополучной картины с позиций возможности
получения ответа на вопрос «ЧТО?». Тем не менее, и в этом случае на практике пользователь
также оказывается в сложной ситуации. По сути дела пользователю необходим развернутый
паспорт каталога, из которого он мог бы получить сведения о хронологических и языковых грани-
цах отраженных документов, составе представленных видов изданий (научных, производственных,
учебных, справочных, художественных и т. п.; электронных, бумажных, аудиовизуальных, муль-
тимедийных и т. п.), используемых формах свертывания (библиографическое описание, аннотация,
реферат, классификационный индекс, ключевые слова, предметные рубрики), наличии полных
текстов документов и др. В реальной же ситуации пользователь может получить данные, отра-
жающие лишь некоторые из вышеперечисленных аспектов. При этом данная информация, как
правило, приводится в составе контента сайта на втором и последующих уровнях вложения.
Например, информация о видах отраженных документов содержится в меню каталога: «Книги»,
«Статьи», «Краеведение», «Основной каталог», «Краеведческий каталог», «Каталог книг и про-
должающихся изданий ГПНТБ СО РАН», «Каталог трудов сотрудников ОИГГиМ СО РАН» и др.
Ответ на вопрос «КАК?» в принципе представлен на сайтах значительной части обследован-
ных корпораций (более 50%) в составе различных рубрик и подрубрик, содержащих либо помощь,
либо руководство пользователя. Однако содержательный анализ таких рубрик показывает низкий
коэффициент их полезного действия с точки зрения решения задач конечного пользователя. Такое
заключение определяется отсутствием в них свойств полноценного путеводителя по сетевым
информационным ресурсам. Так, конечный пользователь может получить из меню каталога ин-
формацию о видах поиска: «простой поиск», «расширенный поиск», «упрощенный поиск», «экс-
пертный поиск», «для эксперта», «основная форма поиска», «простая форма поиска», «поиск по
словарю» и т. п. Но при этом затруднительность его положения не снижается, ибо он не располага-
ет достаточной информацией для принятия обоснованного решения о выборе того или иного вида
поиска в соответствии со своими запросами, требованиями к представлению результатов и уровнем
его подготовленности к самостоятельной информационной деятельности.
Таким образом, реализация главной цели создания РКБИС — обеспечение свободного, широ-
кого и комфортного доступа всех категорий пользователей к библиотечно-информационным
ресурсам различных регионов России, а также мирового сообщества на сегодняшний день остается
в существенной мере недостигнутой, невзирая на значительные затраты материальных, финансо-
вых, временных, трудовых и иных ресурсов.
В этой связи, на наш взгляд, для оптимизации web-ресурсов РКБИС с позиций конечного поль-
зователя целесообразно осуществление скоординированной деятельности по следующим направ-
лениям:
1. Унификация лексики, используемой при создании контента сайта.
2. Разработка типовой схемы представления информационных ресурсов в составе web-сайта
РКБИС.
3. Обеспечение наличия в составе контента сайта информации, отвечающей на вопросы ко-
нечного пользователя: «ЗАЧЕМ?», «ЧТО?», «КАК?».
4. Расширение спектра услуг, предоставляемых пользователю по результатам поиска в
электронном каталоге (в том числе, формирование читательского требования).
5. Упрощение адреса web-сайта РКБИС.
6. Повышение уровня информационной культуры конечных пользователей, а также про-
граммистов и других сотрудников библиотек, участвующих в создании web-ресурсов
РКБИС.
Успех реализации мероприятий в названных направлениях, требует проведения общесистем-
ных исследований ресурсов библиотечных корпораций с позиций реализации важнейшей цели
создания РКБИС — полноценного удовлетворения информационных потребностей конечных
пользователей. Это в значительной мере позволит обеспечить переход на качественно новый
уровень как в эксплуатации корпоративных информационных ресурсов, так и в самом движения по
их наращиванию.
4
pg_0005
Литература
1. Воройский Ф. С. К вопросу о концепции создания и использования информационных ресурсов АР -
БИКОНа/ Ф. С. Воройский// Информационные технологии, компьютерные системы и издательская
продукция для библиотек: Докл. и тезисы докл .7-ой Междунар . конф. и выставки «LIBCOM-2003».
— М.: ГПНТБ России, 2003. — С.71-78.
2. Воройский Ф. С. Корпоративные автоматизированные библиотечно-информационные системы: со -
стояние, принципы построения и перспективы развития: Аналитический обзор / Ф. С. Воройский, Я.
Л. Шрайберг ; ГПНТБ России. — М., 2003. — 61 с.
3. Воройский Ф . С. Региональные корпоративные библиотечные системы России: опыт последних
трех лет глазами участников движения/ Ф. С. Воройский, Я. Л. Шрайберг // Библиотеки и ассоциа-
ции в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Труды конференции
«Крым-2002». — М, 2002. — Т.2. — С.529-539.
4. Каленов Н. Е. Электронные каталоги библиотек сточки зрения пользователя/ Н. Е. Каленов// Биб-
лиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Тр .
конф . «Крым-2002». — М., 2002. — Т.2. — С.553-555.
5