Главная >> Ресурсы >> Журнал "Научные и технические библиотеки"


Автор: Астахова Людмила Викторовна. Cтатьи, опубликованные в журнале "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 г.

Список публикаций автора в eLIBRARY.RU



Научные и технические библиотеки: Год: 2018, Номер: 06

УДК: 01
Астахова Людмила Викторовна - Южно-Уральский государственный университет, доктор пед. наук, профессор, профессор кафедры защиты информации Южно-Уральского государственного университета (Челябинск).


Astakhova Lyudmila - South Ural State University, Chelyabinsk, Russia, Dr. Sc. (Pedagogy), Information Protection Chair, South Ural State University.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Обоснована когнитивная парадигма библиографоведения в современном обществе в период его эволюции из информационного в когнитивное. Показаны истоки и развитие научной рефлексии этой парадигмы в библиотечно-библиографической науке. Представлены ключевые компоненты теоретического ядра когнитивной парадигмы библиографоведения - миссия, концепт, научные понятия, определяющие библиографию как когнитивный социальный институт. Социальная миссия библиографии определена как обеспечение преодоления индивидуальными и коллективными субъектами общества когнитивного разрыва в период перехода общества от информационного этапа к когнитивному. В статье подчёркнуто, что востребованность библиографии резко возрастёт, если она сможет реализовать и повысить свой когнитивный потенциал, стать полноправным, самостоятельным субъектом производства и распространения знания - концепта когнитивной парадигмы библиографоведения. Продемонстрировано, что библиография способна реализовать все процессы трансформации знания: социализации, экстернализации, комбинирования и интернализации. Библиография в контексте когнитивной парадигмы определена как когнитивный институт общества знания, направленный на производство и распространение библиографического знания - знания о системных аспектах смыслового контента документированного знания. Аргументирована необходимость усиления когнитивизации библиографической деятельности библиотеки, показаны формы и методы интеллектуализации её когнитивно-информационной деятельности. Статья подготовлена при поддержке Правительства РФ (Постановление № 211 от 16.03.2013 г., соглашение № 02. А03.21.0011).

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Научные и технические библиотеки: Год: 2018, Номер: 07

УДК: 02
Астахова Людмила Викторовна - Южно-Уральский государственный университет, доктор пед. наук, профессор, профессор кафедры защиты информации Южно-Уральского государственного университета (Челябинск).


Astakhova Lyudmila - South Ural State University, Chelyabinsk, Russia, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor, Chair for Information Security, South Ural State University.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Обоснована актуализация когнитивного подхода к библиотеке и библиографии в период трансформации информационного общества в когнитивное. Отражены некоторые современные направления российских и зарубежных исследований когнитивных аспектов деятельности научных библиотек. Определены структура когнитивной деятельности научной библиотеки, её цель, субъекты, объекты, процессы, средства и результаты. На основе понятия когнитивной деятельности впервые обосновано понятие когнитивной среды научной библиотеки как антропогенной части её информационного пространства, в которой взаимодействуют и самоорганизуются субъекты и объекты когнитивных процессов, поддерживаемых когнитивной инфраструктурой и связанных с поиском, обработкой, созданием и хранением знания. Определена структура когнитивной среды научной библиотеки: её составляющие предназначены для невербальной передачи скрытого знания; превращения нового неявного знания в явное, явного знания в скрытую форму; тиражирования созданных библиографических продуктов. По признаку когнитивных объектов выделены содержательная и инструментальная составляющие когнитивной среды. Показаны специфические особенности структурных составляющих. Уделено внимание императиву развития когнитивных коммуникаций библиотечного специалиста в создаваемой им когнитивной среде научной библиотеки, а также - его интеграции как когнитивного субъекта в информационно-технологичное интернет-пространство. Статья выполнена при поддержке Правительства РФ (Постановление № 211 от 16.03.2013 г.), соглашение № 02.A03.21.0011.

  • Show annotation

  • Ключевые слова