Главная >> Ресурсы >> Журнал "Научные и технические библиотеки"


Автор: Клюев Владимир Константинович. Cтатьи, опубликованные в журнале "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 г.

Список публикаций автора в eLIBRARY.RU



Научные и технические библиотеки: Год: 2017, Номер: 04

УДК: 02:37
Клюев Владимир Константинович - МГИК, канд. пед. наук; профессор; заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью МГИК; почётный работник высшего профессионального образования.


Kluev Vladimir - Moscow State Institute of Culture, Moscow Oblast, Russia, Cand. Sc. (Pedagogy), Professor, Head of Information Library Services Management Chair, Moscow State Institute of Culture.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Отражён широкий спектр актуальных проблем в области вузовской подготовки библиотечных специалистов. Обсуждение этих проблем состоялось на межрегиональном дискуссионном «круглом столе» в рамках специальных мероприятий Двадцатой международной конференции «LIBCOM-2016». Среди наиболее значимых выделены модернизация Федеральных государственных образовательных стандартов и трансформация модели отраслевого обучения, интеграция образовательных и профессиональных стандартов, формирование системы базовых универсальных и общепрофессиональных компетенций, задачи профессиональной деятельности выпускников отраслевых бакалавриата и магистратуры и др. Охарактеризована современная система подготовки библио­течных кадров, изложены ключевые новации модернизированных профильных ФГОСов ВО 3+. Представлены тренды будущей стандартизации в сфере профессионального образования.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Научные и технические библиотеки: Год: 2018, Номер: 04

УДК: 02:378
Клюев Владимир Константинович - МГИК, Московский государственный лингвистический университет, канд. пед. наук, профессор, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью МГИКа, профессор кафедры библиотечно-информационной деятельности Московского государственного лингвистического университета; почётный работник высшего профессионального образования РФ,
Ивина Карина Владимировна - МГИК, канд. пед. наук, доцент, декан социально-гуманитарного факультета МГИКа.


Klyuev Vladimir - Moscow State Institute of Culture, Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia, Cand. Sc. (Pedagogy), Professor, Head of Information and Library Activities Management Chair, Moscow State Institute of Culture; Professor Library and Information Activities, Moscow State Linguistic University,
Ivina Karina - Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia, Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Dean, Social and Humanitarian Faculty, Moscow State Institute of Culture.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Рассмотрены подходы к подготовке студентов бакалавриата по направлению «Библиотечно-информационная деятельность». Представлен модернизированный Федеральный государственный образовательный стандарт - ФГОС ВО-3+. Отмечены его ключевые новации: статусы «академического» и «прикладного» бакалавриата, укрупнённые общекультурные компетенции, выделенные из профессиональных общепрофессиональные компетенции, предоставление вузам самостоятельности при определении базовых учебных дисциплин в Основных профессиональных образовательных программах бакалавриата. Проанализирован опыт ведущих институтов культуры по структурированию и наполнению содержания обучения отраслевых бакалавров. Выделены основные задачи профессиональной деятельности выпускников бакалавриата, рассматриваемые в качестве базовых для их компетентностного моделирования. Сформулирован перечень основных задач, дифференцированных по видам деятельности: технологические, информационно-аналитические, педагогические, организационно-управленческие и проектные, научно-исследовательские и методические. Исходя из этих задач предложено сформулировать (соотнеся с сопрягаемыми профстандартами, а после утверждения - с Профессиональным стандартом специалиста библиотечно-информационной деятельности) укрупнённые комплексные профессиональные компетенции - обязательные (для всего направления) и рекомендуемые (для профилей), а также определить индикаторы (знания, умения, навыки) оценки их сформированности. Как некий прообраз компетентностной модели это войдёт в проектируемую под новый ФГОС ВО-3++ Примерную основную образовательную программу.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Научные и технические библиотеки: Год: 2018, Номер: 06

Клюев Владимир Константинович - Московский государственный институт культуры, Московский государственный лингвистический университет, канд. пед. наук, профессор, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью Московского государственного института культуры, профессор кафедры библиотечно-информационной деятельности Московского государственного лингвистического университета, почётный работник высшего профессионального образования РФ.


Kluev Vladimir - Moscow State Institute of Culture, Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia, Cand. Sc. (Pedagogy), Professor, Head of Information Library Services Management Chair, Moscow State Institute of Culture; Professor, Library and Information Work Chair, Moscow State Linguistic University.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Представлен обзор проблематики и охарактеризованы участники межвузовской научно-практической конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения профессора Н. С. Карташова (1928-2011) - выдающегося деятеля библиотечной науки и практики, известного учёного-библиотековеда, крупного организатора библиотечного дела, заслуженного работника культуры СССР. Н. С. Карташов впервые обосновал принцип системного подхода к изучению и организации библиотечного дела, разработал концепции регионального и сравнительного библиотековедения. На конференции объективировалось значение личности и научных идей Н. С. Кар­ташова в контексте современного библиотековедения. Акцент был сделан на характеристике Н. С. Карташова как учёного, управленца и педагога. В проблемно-дискуссионных, постановочных и практико-ориентированных докладах рассматривались теоретико-методологические и методические аспекты заявленной тематики. Особый интерес вызвало осмысление в современном контексте предложенного и обоснованного Н. С. Карта­шовым термина «региональное библиотековедение», а также изложенные возможности использования этой актуальной концепции в отраслевом образовании и библиотечной практической деятельности. Конференция отличалась обширным блоком стендовых докладов, в которых раскрыты вклад Н. С. Карташова в библиотечное дело и библиотековедение, в том числе методологические подходы и теоретические инструменты регионального библиотековедения, концепции библиотечного управления на основе функционального моделирования, модернизации системы территориального библиотечного обслуживания и др.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Научные и технические библиотеки: Год: 2019, Номер: 02

УДК: 02:378
Клюев Владимир Константинович - Московский государственный институт культуры, Московский государственный лингвистический университет, канд. пед. наук, профессор, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью МГИКа, профессор кафедры библиотечно-информационной деятельности Московского государственного лингвистического университета, почётный работник высшего профессионального образования РФ.


Klyuev Vladimir - Moscow State Institute of Culture Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia, Cand. Sc. (Pedagogy), Professor, Head of Information and Library Activities Management Chair, Moscow State Institute of Culture; Professor, Library and Information Activities Chair, Moscow State Linguistic University.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Рассмотрена современная регламентация вузовского библиотечно-информационного образования, отражающая перспективные тенденции ориентации высшей профессиональной школы на потребности практики. Раскрыты основные концептуальные положения осуществляемой реформы высшего профессионального образования: многоуровневость и преемственность, компетентностный подход, сопряжённость с практикой, интерактивность обучения, комплексная система контроля и оценки знаний выпускников. Выделены нормативные новации повсеместно вводимых в действие с 2019/20 учебного года актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» - бакалавриат и 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность» - магистратура. Отражены: базовые методологические подходы к моделированию профессиональных компетенций выпускников библиотечных бакалавриата и магистратуры; комплекс основных образовательных программ отраслевых бакалавриата и магистратуры, обязательных и рекомендуемых профессиональных компетенций. В результате комплексного анализа сделан вывод: высшее библиотечно-инфор­мационное образование претерпевает трансформации, которые характерны для российского образования в целом; подготовка библиотечных кадров ведётся в рамках реализуемого в нашей стране Болонского процесса и нацелена на сохранение лучших традиций прошлого и поиск своего места в будущем.

  • Show annotation

  • Ключевые слова