Главная >> Ресурсы >> Журнал "Научные и технические библиотеки"


Все статьи, опубликованные в рубрике: БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ журнала "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 года


Год: 2020, Номер: 01

УДК: 02:378

Moreva Olga.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: В статье отмечено, что учебные заведения библиотечного профиля испытывают дефицит абитуриентов, выбравших направление «Библиотечно-информационная деятельность», из-за негативной оценки выпускниками средних школ перспектив библиотечной профессии. Подчеркнута необходимость репозиционирования образа библиотекаря в молодежной среде, изменения акцентов в содержании профориентационной информации. На основе анализа электронных ресурсов о библиотечной профессии выявлено, что в большинстве материалов не создан привлекательный образ библиотечного профессионала. Обосновано, что целенаправленная профориентация должна учитывать мотивы и ценности молодежи, определяющие выбор профессии. В ходе социологических исследований в разных регионах России выявлены преобладающие среди молодых россиян мотивы профессионального самоопределения. Они сопоставлены с факторами удовлетворенности и неудовлетворенности работой в библиотеке, полученными в ходе опросов молодых библиотекарей России. Выделены сильные стороны библиотечной профессии, позволяющие продвигать ее в молодежной среде. Для целевого распространения профориентационной информации предложено ориентироваться на основные психологические типы молодежи. Различия в критериях профессионального выбора наглядно демонстрирует пирамида потребностей А. Маслоу. Она использована при структурировании аргументов для библиотечной профориентации.

  • Show annotation

  • Ключевые слова



БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ журнала "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 года


Год: 2020, Номер: 02

УДК: 02:378

Kudrina Ekaterina, Golubeva Natalya.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Рассмотрена проблема подготовки специалистов библиотек в условиях трансформации современного общества. Названы причины падения имиджа профессии библиотекаря, способы ее сохранения и перспективы развития. Раскрыты предпосылки модернизации библиотечной профессии и современной библиотеки в контексте развития библиотечной высшей школы на основе конвергенции наук, междисциплинарности и трансдисциплинарности. Проблемы востребованности и перспективности библиотечной профессии, социально-экономической эффективности библиотечной деятельности изучены с учетом функциональных связей триады «библиотека–вуз–наука». Переход к новой образовательной парадигме в библиотечно-информационной сфере рассмотрен на фоне развития инновационной деятельности библиотеки, реализации национального проекта «Культура» (2019–2024 гг.). Особое внимание в характеристике взаимодействия вуза и библиотеки уделено подготовке к проектной деятельности бакалавров и магистров по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» (ФГОС 3++). Проектная деятельность раскрыта как инструмент социокультурного проектирования с помощью инновационных библиотечно-информационных средств. Подчеркнуто: стратегия профессионального взаимодействия в подготовке специалистов библиотечно-информационной сферы развивается в рамках проблемного поля, отражающего противоречия между социокультурной парадигмой высшего образования и прагматикой рынка интеллектуального труда, между шкалой оценок профессионального труда вузом и рынком.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2020, Номер: 07

УДК: 026.06:378

Klyuev Vladimir.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Рассмотрен структурно-содержательный аспект вузовского обучения бакалавров и магистров библиотечно-информационной деятельности в области проектного менеджмента и социокультурного проектирования. Представлены формируемые на разных уровнях высшего отраслевого образования универсальные, общепрофессиональные и профессиональные проектные компетенции, предусмотренные действующими федеральными государственными образовательными стандартами и официальными проектами примерных основных образовательных программ, обозначены базовые индикаторы их достижения. Охарактеризованы преподаваемые в Московском государственном институте культуры профильные библиотековедческие учебные дисциплины «Проектный практикум» (бакалавриат) и «Теория и методология социокультурного проектирования с участием библиотеки» (магистратура): объективированы проблематика и круг образовательных задач, выделены формируемые компетенции и обозначены индикаторы подтверждения их освоения. «Проектный практикум» ориентирован на формирование проектной культуры будущих бакалавров библиотечно-информационной деятельности с учётом актуальных направлений социокультурного проектирования и возможностей библиотек. Основные виды контактной работы со студентами – практические занятия, в том числе индивидуализированные и мелкогрупповые. Большое место отведено внеаудиторной самостоятельной работе над материалом учебного курса. Магистерская дисциплина «Теория и методология социокультурного проектирования с участием библиотеки» нацелена на дальнейшее освоение фундаментальных и прикладных аспектов проектного знания. Проблемные лекции оптимально сочетаются с тематическими дискуссионными семинарами, позволяющими дать стройную систему научных знаний по дисциплине, сформировать у студентов научный подход к проектной деятельности библиотек. Важное место в процессе изучения курса занимают групповые и индивидуализированные задания в рамках аудиторных и внеаудиторных (в том числе выездных) практических занятий, а также активная самостоятельная поисковая деятельность студентов. Сделан вывод: есть достаточная учебно-методическая база для формирования у студентов в рамках двухуровневого обучения комплексных проектных компетенций, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность; существует логическая преемственность специальной проектной под-готовки студентов, обучающихся в бакалавриате и магистратуре по направлению «Библиотечно-информационная деятельность».

  • Show annotation

  • Ключевые слова



БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ журнала "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 года


УДК: 028

Grushevskaya Nataliya, Finogina Liliya, Golubeva Natalya.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Представлены результаты исследования, посвящённого применению стратегии чтения студентами информационно-библиотечного факультета. Разработанная методика базируется на видах чтения (по цели и способам) и информационных ресурсах, необходимых для каждого из них. Виды «чтения в целях образования» в рассматриваемой стратегии располагаются в зависимости от их приоритетности: для студентов бакалавриата на первом месте – учебное, затем – общекультурное, самообразовательное, научное и досуговое чтение; для студентов магистратуры – научное, учебное, самообразовательное, общекультурное и досуговое чтение. Выявлено, что дифференциация чтения в целях образования выступает условием реализации стратегиального подхода в процессе формирования читательской компетентности будущего библиотекаря, позволяет успешно овладеть всеми компетенциями, необходимыми для профессиональной деятельности, развития целостной системы подготовки библиотечных кадров на единой концептуальной основе. В статье раскрыта методика работы с видами чтения отдельно для студентов бакалавриата и магистратуры. Приведены результаты эксперимента контрольных и экспериментальных групп студентов. Особое внимание уделено взаимосвязи видов чтения с формируемыми компетенциями, необходимыми будущим библиотечным специалистам. Сделан вывод: применение студентами стратегии чтения существенно повышает уровень овладения компетенциями и способами работы с образовательной информацией.

  • Show annotation

  • Ключевые слова



БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ журнала "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 года


Год: 2020, Номер: 08

УДК: 02:378

Levitsky Mikhail.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: В статье на основе методологии субъектного подхода исследованы основные факторы, влияющие на оценки качества высшего образования со стороны государства, рынка труда и личности. Показана трансформация традиционных для предыдущих этапов воспроизводства квалифицированной рабочей силы требований к соискателям вакан-сий; отмечено, что основными требованиями становятся метапредметные компетенции: креативность, скорость когнитивных реакций, умение работать в команде, нацеленность на результат и т.п. Проведён анализ экспертных мнений о профессиях ближайшего будущего и на этой основе исследованы перспективы подготовки специалистов в области библиотечно-информационной деятельности. Подчёркнуто, что в широком смысле библиотека как важнейший социокультурный институт не имеет альтернатив. Приведены примеры трудовых функций, соответствующих реалиям IV Промышленной революции и призванных формировать информационную культуру общества и развивать социокультурные коммуникации. Исследована специфика личностных предпочтений по поводу желаемого качества образования как фактора достижения жизненных целей. Отмечена тенденция сокращения числа лиц, рассматривающих высшее образование как социальный лифт. Данное обстоятельство существенно влияет и на субъективное восприятие рейтинга выбираемых специальностей высшего образования и соответствующих высших учебных заведений.

  • Ключевые слова


УДК: 02:378

Levitsky Mikhail.

Сведения о данной статье в Google Scholar


  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2020, Номер: 12

УДК: 02:37

Sokolov Arkady, Turgaev Alexander.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: В Указе Президента В. В. Путина от 21 июля 2020 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» названы две национальные цели, имеющие непосредственное отношение к книжно-библиотечному делу: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности и цифровая трансформация ключевых отраслей экономики и социальной сферы. Российский Библиологос (книжный разум) коллективно создавался в течение тысячелетий. Познание сущности Библиологоса — приоритетная задача книжно-библиотечной науки и библиотечно-информационного образования в наши дни. В статье рассмотрены биологические и социальные предпосылки книжной коммуникации, динамика развития классического Библиологоса и научно-педагогические основы формирования неклассического Библиологоса XXI в. Библиологос – биологически и социально обусловленная разумная производительная сила, освоенная людьми в процессе гоминизации (очеловечивания). Предложено её функциональное определение. Классическая Библиосфера – суперсистема книжно-коммуникационных систем, обеспечивающая воспроизводство, сохранение и дальнейшее развитие национальной книжной культуры. Её структуру образуют социально-культурные институты (системы или отрасли книжного дела): издательское дело, полиграфическая промышленность, книжная торговля, библиотечное дело, библиографическое дело. Каждый институт включает практику, образование, науку, специальную коммуникацию, органы управления. Отраслевые проблемы библиосферы изучаются родственными, но относительно самостоятельными научно-практическими учениями (библиографоведение, библиотековедение, документоведение, история книги, библиополистика, эдициология и др.), а общей проблематикой – комплексная наука о книге и книжном деле – книговедение, а также общая теория документа, или документология. Подробно рассмотрено участие российского Библиологоса и библиотечной школы в реализации указов Президента В. В. Путина. Особое внимание обращено на европейский опыт моделирования человека нового типа, исторический проект «Память для будущего», киберсоциализацию общества будущего, актуальную проблематику неклассического библиотечно-информационного образования и синтез книжной культуры и цифровой культуры XXI в.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2021, Номер: 01

УДК: 02:378(477)

Davydova Irina, Kushnarenko Natalya, Solyanik Alla, Maryina Alena.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Охарактеризованы особенности перехода высшего библиотечного образования на Украине от квалификационной модели подготовки кадров к компетентностной. Рассмотрена система трёхуровневой подготовки: «бакалавр – магистр – доктор философии» по новой интегрированной специальности «Информационное, библиотечное и архивное дело». Раскрыта методика реализации компетентностного подхода в ходе разработки и утверждения стандартов высшего образования по указанной специальности для первого (бакалаврского), второго (магистерского) и третьего (образовательно-научного) уровней высшего образования. Особое внимание уделено системному подходу к формированию перечня компетентностей. Представлен опыт разработки образовательно-научной программы подготовки докторов философии по новой специальности, ориентированной на сотрудничество с соискателями высшего образования и их будущими работодателями, формирование индивидуальной траектории развития профессиональных компетентностей соискателей учёной степени; учёт стартовых возможностей, научного и образовательного потенциала аспирантов, повышение их самомотивации. Обоснована необходимость менеджмента качества подготовки библиотечных кадров, который опирается на мониторинг и постоянный пересмотр содержания и структуры образовательных программ. Среди названных критериев: проектирование и цели образовательной программы, её структура и содержание; формы и методы обучения, его доступность; система контроля и оценивания результатов обучения; качество кадровых ресурсов; комфортность образовательной среды и её материально-техническая база; система внутреннего обеспечения качества образования; прозрачность и публичность функционирования образовательной программы.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2021, Номер: 02

УДК: 02(092) Минкина В. А.

Brezhneva Valentina, Babushkina Yuliya, Paramonova Irina.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: В марте 2021 г. исполнилось 80 лет со дня рождения В. А. Минкиной − известного учёного, доктора педагогических наук, профессора кафедры информационного менеджмента, которую она возглавляла с 1992 по 2004 г. В память Валентины Альфредовны на библиотечно-информационном факультете Санкт-Петербургского государственного института культуры ежегодно проводится международная научно-методическая конференция «Непрерывное библиотечно-информационное образование». Вклад Валентины Альфредовны в развитие библиотековедения трудно переоценить. В статье дан краткий очерк о деятельности В. А. Минкиной как учёного, лидера научной школы и замечательного педагога. Авторы приводят основные этапы зарождения, становления и развития конференции, посвящённой памяти В. А. Минкиной. Эта конференция выделяется из множества других, проводимых в библиотечной сфере, поскольку здесь рассматриваются именно вопросы подготовки кадров для библиотечно-информационных учреждений, чему способствуют воплотившиеся в жизнь идеи Валентины Альфредовны и традиции кафедры.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2021, Номер: 03

УДК: 023

Romanova Ekaterina.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Уточнено понятие корпоративной библиотеки, показаны её особенности и отличительные черты. Рассмотрены проблемы образования, компетентности и повышения квалификации персонала. К корпоративным (бывшим научно-техническим и профсоюзным) относятся библиотеки как государственных, так и коммерческих организаций с различными формами собственности. В мировой практике корпоративные библиотеки – это разновидность специальных библиотек на предприятиях и в учреждениях; структурное подразделение, ориентированное на выполнение информационных и культурно-просветительских функций и нацеленное на повышение эффективности работы организации. Специфика их деятельности известна. В отечественном библиотековедении корпоративные библиотеки глубоко не изучались. Они не представлены в РБА и в национальной классификационной системе России – ББК. Компетенции и успешная деятельность персонала корпоративных библиотек зависят от образования, квалификации, опыта сотрудников. Без квалифицированного персонала невозможно осуществить оперативное, полное и точное удовлетворение информационных потребностей специалистов организации. В статье перечислены компетенции, способствующие эффективной деятельности корпоративной библиотеки как структуры.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2021, Номер: 05

УДК: 02:378

Sklyarova Evgenia, Shadrina Valentina, Sagitova Lilia.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Статья посвящена структурированию информации, гипертекстовому режиму как одному из способов эффективного освоения социальной коммуникации. Цель исследования – раскрытие теоретических и технологических основ гипертекстуализации библиотечно-информационной образовательной среды как условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Рассмотрены сущность, функции, структурные единицы гипертекста, его преимущества при социальной коммуникации. Обозначены особенности использования гипертекстовых технологий при обучении. Изложены принципы создания и восприятия гипертекстов через электронные учебно-методические комплексы, электронные учебники, электронные библиографические пособия как многофункциональные открытые подсистемы взаимосвязанных в содержательном и методическом отношении электронных учебных материалов по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность». Представлена характеристика деятельности профильной кафедры Белгородского государственного института искусств и культуры по разработке гипертекстового ресурса, обеспечивающего полноту, доступность и оперативность использования информационных образовательных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий во всех видах учебной деятельности, что направлено на повышение производительности профессиональной деятельности педагога и самостоятельной деятельности обучающегося. Работа по созданию образовательных ресурсов рассматривается преподавателями кафедры как одна из возможностей учебно-методического обеспечения профессионального образования.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2021, Номер: 06

УДК: 02:37

Kudrina Ekaterina, Matveeva Natalya.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Проанализирована коллаборация как одна из эффективных форм сотрудничества в системе дополнительного профессионального образования библиотечно-информационной сферы. Исследование базируется на общенаучных методах, включая методы институционального анализа. Предмет исследования – коллаборация как инструмент взаимодействия и совместной деятельности, в результате которой происходит обменом знаниями, опытом и умениями в конкретной образовательной экосистеме. Объект исследования – коллаборации в системе дополнительного профессионального образования библиотечных кадров. На основе ресурсного, организационного и процессного подходов определена сущность понятия коллаборация. Сделан акцент на её особой институциональной структуре и способности эффективно развивать взаимодействие между субъектами экономики знаний. Выявлена сущность дефиниции образовательная коллабарация с учётом неотъемлемых признаков и различных авторских подходов к трактовке. Представлен опыт работы Корпоративного университета «ЛЕНИНКА» Российской государственной библиотеки и отдела непрерывного профессионального образования ГПНТБ СО РАН в 2019‒2020 гг. по созданию коллаборации организаторов дополнительного профессионального образования библиотечных кадров. Подчёркнута особая роль коллаборации в дополнительном профессиональном образовании. Отмечено: образовательная коллаборация активизирует соорганизацию профессиональных сообществ. Их деятельность становится более эффективной и востребованной.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2021, Номер: 07

УДК: 02:378

Ezova Svetlana, Kuchmurukova Ekaterina.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: В статье обобщён опыт подготовки магистрантов по направлению 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность», профиль «Теория и методология библиотечно-педагогической деятельности». Рассмотрена история развития библиотечной магистратуры во ВСГИКе; охарактеризованы кадровый состав педагогов, привлечённых к её реализации, и контингент обучающихся в магистратуре. Содержание учебного плана проанализировано с точки зрения его наполнения дисциплинами библиотечно-библиографической, психолого-педагогической и управленческой направленности. Определены задачи подготовки магистрантов: воспитание думающих библиотекарей, осознающих библиотечные проблемы; повышение теоретико-методологического уровня; включение в осмысление (выявление смыслов) перспектив развития библиотечно-информационной сферы; развитие научно-методологического потенциала. Отражены методологические подходы и методика преподавания на примере учебных дисциплин «Методология библиотечно-педагогической деятельности», «Библиотечная профессиология», «Организация и методика библиотековедческих, библиографических, книговедческих исследований», «Библиотечная среда и пространство», «Деловой этикет в библиотеке». Акцент сделан на развитие профессиональных (жёстких) и личностных (мягких) компетенций: критического мышления, эмпатии, коммуникационных способностей и др. Раскрыт авторский опыт использования в учебном процессе педагогических технологий: интеллект-карты, пазл-технология, кейсы, дискуссии, презентации и т.д. Охарактеризованы содержательное наполнение всех видов практик, тематика выполняемых магистрантами выпускных квалификационных работ.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2021, Номер: 09

УДК: 005.336.2:004+023.5

Baryshev Ruslan.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Компетенции библиотекаря эпохи цифровых коммуникаций определяются условиями, в которых ему предстоит трудиться, и теми задачами, которые ему предстоит решать в обозримой перспективе. Библиотекари обязаны определить собственную роль и сформировать новые компетенции в цифровом обществе, основу которого составляют цифровые информационные обмены и в котором прежние «библиотечные» компетенции утратили актуальность. В статье представлены различные подходы к определению понятий «компетенции», «компетентность» и «компетентностный подход». Рассмотрены взгляды учёных на сущность, структуру и способы развития цифровой компетенции библиотекарей; уточнено понятие развития цифровой компетенции библиотекарей в современных условиях. Подчёркнуто влияние этого процесса на развитие вузовской библиотеки. Цифровая компетенция библиотечного специалиста предполагает наличие профессионально значимого качества личности, проявляющегося в умении эффективно решать социальные и профессиональные задачи с помощью информационно-коммуникационных технологий, совершенствовать свои навыки в сфере цифровых технологий, адаптировать профессиональные знания к меняющимся условиям цифрового общества. Представлен опыт работы Научной библиотеки Сибирского федерального университета по разработке модели компетенций библиотекарей в цифровой среде. Набор компетенций включает так называемые мягкие и гибкие навыки. Модель цифровых компетенций позволит решать различные задачи в сфере управления персоналом, продвигать библиотеку к достижению стратегических целей и удовлетворять потребности пользователей.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2022, Номер: 02

УДК: 027.7

Komleva Tatiana.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Дан краткий экскурс по понятийно-терминологическому аппарату на тему информационной грамотности. Проанализировано содержание понятия «информационная грамотность». Сделан акцент на необходимости овладения студентами знаниями и навыками информационной грамотности как инструмента устойчивого личностного развития. Обозначено значение вузовской библиотеки в формировании информационной грамотности. Представлен опыт работы научной библиотеки Новосибирского государственного университета экономики и управления по организации и проведению практико-ориенти-рованных занятий с применением инновационных игровых форм, таких как «Интеллектуальная мастерская», «Библиографическая викторина», «Библиографический хакатон». Подчёркнута значимость их использования при осуществлении практико-ориентированных занятий для студентов вуза. Отмечена возможность проведения практико-ориентированных, а также итоговых занятий в двух фо+рматах: офлайн и онлайн. Рассмотрена роль индивидуального консультирования в обучении информационной грамотности. Сделан вывод: информационная грамотность – неотъемлемое условие непрерывного образовательного процесса. Вузовская библиотека имеет все возможности стать для своих пользователей проводником, консультантом и помощником в мире информации.

  • Show annotation

  • Ключевые слова