Главная >> Ресурсы >> Журнал "Научные и технические библиотеки"
Все статьи, опубликованные в рубрике: БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ журнала "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 года
Год: 2020, Номер: 01УДК: 02:378
Moreva Olga.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: В статье отмечено, что учебные заведения библиотечного профиля испытывают дефицит абитуриентов, выбравших направление «Библиотечно-информационная деятельность», из-за негативной оценки выпускниками средних школ перспектив библиотечной профессии. Подчеркнута необходимость репозиционирования образа библиотекаря в молодежной среде, изменения акцентов в содержании профориентационной информации. На основе анализа электронных ресурсов о библиотечной профессии выявлено, что в большинстве материалов не создан привлекательный образ библиотечного профессионала. Обосновано, что целенаправленная профориентация должна учитывать мотивы и ценности молодежи, определяющие выбор профессии. В ходе социологических исследований в разных регионах России выявлены преобладающие среди молодых россиян мотивы профессионального самоопределения. Они сопоставлены с факторами удовлетворенности и неудовлетворенности работой в библиотеке, полученными в ходе опросов молодых библиотекарей России. Выделены сильные стороны библиотечной профессии, позволяющие продвигать ее в молодежной среде. Для целевого распространения профориентационной информации предложено ориентироваться на основные психологические типы молодежи. Различия в критериях профессионального выбора наглядно демонстрирует пирамида потребностей А. Маслоу. Она использована при структурировании аргументов для библиотечной профориентации.
- Show annotation ▼
The author argues that the library schools lack the applicants who choose “Library and information activities” as specialization due to the underestimation of the prospects of library profession by secondary school students. Repositioning of the librarian’s image and shifting the emphases within the career guidance content are needed. The author analyzes the related digital resources and concludes that the represented image of library professionals is not that attractive. The meaningful professional orientation must be built on the motives and values of the young people choosing their future profession. The sociological studies completed in several Russian regions the dominating motivation of young people was revealed. They correspond with the satisfaction/dissatisfaction factors demonstrated in questioning the young Russian librarians. The positive aspects of the library profession to be promoted among the young are also discussed. The author proposes that for target career orientation we should rely on the key psychological types that differ in values when choosing profession. The Maslow pyramid demonstrates the differences in the professional choice criteria. It is used to structure the library professional orientation arguments.
- Ключевые слова ▼
библиотечная профессия, профессиональная ориентация, профориентационная информация, мотивы выбора профессии, library profession, professional orientation, professional information, influences in profession choice
БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ журнала "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 года
Год: 2020, Номер: 02УДК: 02:378
Kudrina Ekaterina, Golubeva Natalya.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Рассмотрена проблема подготовки специалистов библиотек в условиях трансформации современного общества. Названы причины падения имиджа профессии библиотекаря, способы ее сохранения и перспективы развития. Раскрыты предпосылки модернизации библиотечной профессии и современной библиотеки в контексте развития библиотечной высшей школы на основе конвергенции наук, междисциплинарности и трансдисциплинарности. Проблемы востребованности и перспективности библиотечной профессии, социально-экономической эффективности библиотечной деятельности изучены с учетом функциональных связей триады «библиотека–вуз–наука». Переход к новой образовательной парадигме в библиотечно-информационной сфере рассмотрен на фоне развития инновационной деятельности библиотеки, реализации национального проекта «Культура» (2019–2024 гг.). Особое внимание в характеристике взаимодействия вуза и библиотеки уделено подготовке к проектной деятельности бакалавров и магистров по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» (ФГОС 3++). Проектная деятельность раскрыта как инструмент социокультурного проектирования с помощью инновационных библиотечно-информационных средств. Подчеркнуто: стратегия профессионального взаимодействия в подготовке специалистов библиотечно-информационной сферы развивается в рамках проблемного поля, отражающего противоречия между социокультурной парадигмой высшего образования и прагматикой рынка интеллектуального труда, между шкалой оценок профессионального труда вузом и рынком.
- Show annotation ▼
Training of library professionals in the circumstances of transforming modern society is examined. The reasons for deteriorating librarian image are discussed, along the ways to preserve and prospects for the profession. The resources for library profession and libraries modernization within the context of developing library higher school based on sciences convergence, interdisciplinarity and transdisciplinarity are specified. The relevance and prospects for library profession, social and economic efficiency of library activities are examined with consideration of triad functional relations between libraries — higher professional schools — science. The transition to the new educational paradigm in the library and information sphere is examined against the background of the developing library innovative activity and the National Project “The culture” (2019–2024). The focus is also made on educating bachelors and masters in the discipline “Library and information work” (federal education standard FGOS 3++). The project activities are seen as a means of sociocultural design with the library and information instruments. The professional interaction in education is developing within the subject scope reflection contradictions between the sociocultural paradigm of the higher education and the pragmatic intellectual labor market, and between the higher school’s assessment scale and the market.
- Ключевые слова ▼
библиотечная профессия, функции современной библиотеки, библиотечное образование, инновационная деятельность библиотек, проектные компетенции библиотечного специалиста, социокультурное проектирование, library profession, modern library functions, library education, innovative activities of libraries, project competences of library professionals, sociocultural design
Год: 2020, Номер: 07УДК: 026.06:378
Klyuev Vladimir.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Рассмотрен структурно-содержательный аспект вузовского обучения бакалавров и магистров библиотечно-информационной деятельности в области проектного менеджмента и социокультурного проектирования. Представлены формируемые на разных уровнях высшего отраслевого образования универсальные, общепрофессиональные и профессиональные проектные компетенции, предусмотренные действующими федеральными государственными образовательными стандартами и официальными проектами примерных основных образовательных программ, обозначены базовые индикаторы их достижения.
Охарактеризованы преподаваемые в Московском государственном институте культуры профильные библиотековедческие учебные дисциплины «Проектный практикум» (бакалавриат) и «Теория и методология социокультурного проектирования с участием библиотеки» (магистратура): объективированы проблематика и круг образовательных задач, выделены формируемые компетенции и обозначены индикаторы подтверждения их освоения.
«Проектный практикум» ориентирован на формирование проектной культуры будущих бакалавров библиотечно-информационной деятельности с учётом актуальных направлений социокультурного проектирования и возможностей библиотек. Основные виды контактной работы со студентами – практические занятия, в том числе индивидуализированные и мелкогрупповые. Большое место отведено внеаудиторной самостоятельной работе над материалом учебного курса.
Магистерская дисциплина «Теория и методология социокультурного проектирования с участием библиотеки» нацелена на дальнейшее освоение фундаментальных и прикладных аспектов проектного знания. Проблемные лекции оптимально сочетаются с тематическими дискуссионными семинарами, позволяющими дать стройную систему научных знаний по дисциплине, сформировать у студентов научный подход к проектной деятельности библиотек. Важное место в процессе изучения курса занимают групповые и индивидуализированные задания в рамках аудиторных и внеаудиторных (в том числе выездных) практических занятий, а также активная самостоятельная поисковая деятельность студентов.
Сделан вывод: есть достаточная учебно-методическая база для формирования у студентов в рамках двухуровневого обучения комплексных проектных компетенций, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность; существует логическая преемственность специальной проектной под-готовки студентов, обучающихся в бакалавриате и магистратуре по направлению «Библиотечно-информационная деятельность».
- Show annotation ▼
The article considers the structural and content aspect of University education for bachelors and masters of library and information activities in the field of project management and socio-cultural design. The article presents the universal, General professional and professional project competences formed at different levels of higher industry education, which are provided by the current Federal state educational standards and official projects of approximate basic educational programs. the basic indicators of their achievement are indicated. Characterized taught at the Moscow state Institute of culture bibliotekovedenie profile of the discipline “Project workshop” (BA) “Theory and methodology of socio-cultural design with the participation of the library” (master): objectified perspective and range of educational tasks allocated to the competence generated and designated indicators of evidence of their development. “Project workshop” is focused on the formation of the project culture of future bachelors of library and information activities, taking into account the current trends of socio-cultural design and the capabilities of libraries. The main types of contact work with students are practical classes, including individualized small groups. A large place is given to extracurricular independent work on the material of the training course. The master's course “Theory and methodology of socio-cultural design with the participation of the library” is aimed at further development of students' fundamental and applied aspects of project knowledge. The study of educational material by undergraduates is carried out through an optimal combination of problem lectures and thematic discussion seminars, which allow to give a coherent system of scientific knowledge in the discipline, to form a scientific approach to the students' project activities of libraries. An important place in the process of studying the course is oc-cupied by group and individualized tasks in the framework of classroom and extracurricular (including field) practical classes, as well as active independent search activity of students. It is concluded that there is sufficient educational and methodological base for the formation of students in the framework of two-level training complex project competencies that allow effective professional activities, logical continuity of special project training of students studying in the bachelor's and master's degree in the direction of “Library and information activities”.
- Ключевые слова ▼
профессиональный стандарт, образовательный стандарт, профессиональные компетенции, бакалавриат, магистратура, проектный практикум, социокультурное проектирование, проектная деятельность с участием библиотеки, professional standard, educational standard, professional competence, bachelor, mas-ter, project workshop, socio-cultural design, project activities with the participation of the library
БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ журнала "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 года
УДК: 028
Grushevskaya Nataliya, Finogina Liliya, Golubeva Natalya.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Представлены результаты исследования, посвящённого применению стратегии чтения студентами информационно-библиотечного факультета. Разработанная методика базируется на видах чтения (по цели и способам) и информационных ресурсах, необходимых для каждого из них. Виды «чтения в целях образования» в рассматриваемой стратегии располагаются в зависимости от их приоритетности: для студентов бакалавриата на первом месте – учебное, затем – общекультурное, самообразовательное, научное и досуговое чтение; для студентов магистратуры – научное, учебное, самообразовательное, общекультурное и досуговое чтение. Выявлено, что дифференциация чтения в целях образования выступает условием реализации стратегиального подхода в процессе формирования читательской компетентности будущего библиотекаря, позволяет успешно овладеть всеми компетенциями, необходимыми для профессиональной деятельности, развития целостной системы подготовки библиотечных кадров на единой концептуальной основе. В статье раскрыта методика работы с видами чтения отдельно для студентов бакалавриата и магистратуры. Приведены результаты эксперимента контрольных и экспериментальных групп студентов. Особое внимание уделено взаимосвязи видов чтения с формируемыми компетенциями, необходимыми будущим библиотечным специалистам. Сделан вывод: применение студентами стратегии чтения существенно повышает уровень овладения компетенциями и способами работы с образовательной информацией.
- Show annotation ▼
The article presents the results of a study on the use of reading strategies among students of the information and library faculty The developed method is based on the types of reading (by purpose and methods), information resources necessary for each type. The types of “reading for educational purposes” in this strategy are arranged according to their priority: for undergraduate students, first comes educational, then general cultural, self-educational, scientific and leisure reading; for graduate students – scientific, educational, self-educational, general cultural and leisure reading. It was revealed that the differentiation of “reading for educational purposes” is a condition for the implementation of a strategic approach in the formation of the reader’s competency for the future librarian, and allows one to successfully master all the competencies necessary for professional activity and the development of a holistic system of training library staff on a single conceptual basis. The authors reveal the methodology of working with types of reading separately for undergraduate and graduate students. The experimental results of control and experimental groups of students are given. Particular attention is paid to the relationship of reading types with the generated competencies required by future library specialists. The article is intended for teachers and specialists in the field of library and information activities.
- Ключевые слова ▼
чтение в целях образования, стратегия чтения, формирование читательской компетентности, образовательная информация, reading for educational purposes, reading strategy, building reader competence, educational information
БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ журнала "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 года
Год: 2020, Номер: 08УДК: 02:378
Levitsky Mikhail.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: В статье на основе методологии субъектного подхода исследованы основные факторы, влияющие на оценки качества высшего образования со стороны государства, рынка труда и личности.
Показана трансформация традиционных для предыдущих этапов воспроизводства квалифицированной рабочей силы требований к соискателям вакан-сий; отмечено, что основными требованиями становятся метапредметные компетенции: креативность, скорость когнитивных реакций, умение работать в команде, нацеленность на результат и т.п.
Проведён анализ экспертных мнений о профессиях ближайшего будущего и на этой основе исследованы перспективы подготовки специалистов в области библиотечно-информационной деятельности. Подчёркнуто, что в широком смысле библиотека как важнейший социокультурный институт не имеет альтернатив. Приведены примеры трудовых функций, соответствующих реалиям IV Промышленной революции и призванных формировать информационную культуру общества и развивать социокультурные коммуникации.
Исследована специфика личностных предпочтений по поводу желаемого качества образования как фактора достижения жизненных целей. Отмечена тенденция сокращения числа лиц, рассматривающих высшее образование как социальный лифт. Данное обстоятельство существенно влияет и на субъективное восприятие рейтинга выбираемых специальностей высшего образования и соответствующих высших учебных заведений.
- Ключевые слова ▼
функциональное качество образования, метапредметные компетенции, профессии будущего, искусственный интеллект, социокультурные коммуникации, личный тьютор по эстетическому развитию, концепция «социального лифта».
УДК: 02:378
Levitsky Mikhail.
Сведения о данной статье в Google Scholar- Show annotation ▼
The article analyses the key factors affecting the assessment of the quality of higher education by the state, the labor market and the individual based on the methodology of the subjective approach.
It shows the transformation of the requirements for job candidates that were traditional for the previous stages of reproduction of competent labor, the key ones becominginterdisciplinary competencies: creativity, speed of cognitive reactions, team work skills, result orientation, etc.
Expert opinions’ analysis is performed to identify the professions of the nearest future. This analysis is the basis for the study of the potential for training the specialists in the area of library and information activities. It is shown that in a broad sense, the library as the most important socio-cultural institution has no alternatives. It presents examples of job specifics that correspond with the realities of the IV Industrial revolution and are designed to form the information culture of the society and develop socio-cultural communications.
The specifics of personal preferences on the desired quality of education as a factor in achieving life goals are studied. There is a trend on a reduction of the number of people considering the higher education being a “social lift”. This fact strongly affects the subjective perception of the rating of the chosen higher education specializations and the corresponding higher educational institutions.
- Ключевые слова ▼
functional quality of education, interdisciplinary competencies, future professions, artific intelligence, socio-cultural communications, personal tutor for aesthetic development, personality and education, the concept of “social elevator”,
Год: 2020, Номер: 12УДК: 02:37
Sokolov Arkady, Turgaev Alexander.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: В Указе Президента В. В. Путина от 21 июля 2020 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» названы две национальные цели, имеющие непосредственное отношение к книжно-библиотечному делу: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности и цифровая трансформация ключевых отраслей экономики и социальной сферы. Российский Библиологос (книжный разум) коллективно создавался в течение тысячелетий. Познание сущности Библиологоса — приоритетная задача книжно-библиотечной науки и библиотечно-информационного образования в наши дни. В статье рассмотрены биологические и социальные предпосылки книжной коммуникации, динамика развития классического Библиологоса и научно-педагогические основы формирования неклассического Библиологоса XXI в.
Библиологос – биологически и социально обусловленная разумная производительная сила, освоенная людьми в процессе гоминизации (очеловечивания). Предложено её функциональное определение.
Классическая Библиосфера – суперсистема книжно-коммуникационных систем, обеспечивающая воспроизводство, сохранение и дальнейшее развитие национальной книжной культуры. Её структуру образуют социально-культурные институты (системы или отрасли книжного дела): издательское дело, полиграфическая промышленность, книжная торговля, библиотечное дело, библиографическое дело. Каждый институт включает практику, образование, науку, специальную коммуникацию, органы управления. Отраслевые проблемы библиосферы изучаются родственными, но относительно самостоятельными научно-практическими учениями (библиографоведение, библиотековедение, документоведение, история книги, библиополистика, эдициология и др.), а общей проблематикой – комплексная наука о книге и книжном деле – книговедение, а также общая теория документа, или документология.
Подробно рассмотрено участие российского Библиологоса и библиотечной школы в реализации указов Президента В. В. Путина. Особое внимание обращено на европейский опыт моделирования человека нового типа, исторический проект «Память для будущего», киберсоциализацию общества будущего, актуальную проблематику неклассического библиотечно-информационного образования и синтез книжной культуры и цифровой культуры XXI в.
- Show annotation ▼
In the Decree of the President V. V. Putin of July 21, 2020 "On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030", there are two national goals that are directly related to the book and library business: the education of a harmoniously developed and socially responsible personality and the implementation of digital transformation of key sectors of the economy and social spheres. The Russian Bibliologos (book mind) has been creatively and collectively created over millennia. Cognition of the essence of the Bibliologos is a priority task of book and library science and library and information education today. The article examines the biological and social prerequisites of book communication, the dynamics of the development of the classical Bibliologos and the scientific and pedagogical foundations of the formation of the non-classical Bibliologos of the XXI century.
The Bibliologos is understood as a biologically and socially determined intelligent productive force mastered by people in the process of hominization (humanization). The following functional definition is proposed: Bibliologos is the collective mind of a historically stable community of people who own the book culture, write and read books and are directly involved in the production of the bibliosphere.
The Classical Bibliosphere is defined as a supersystem of book-communication systems that ensures the reproduction, preservation and further development of the national book culture. The structure of the bibliosphere is formed by socio-cultural institutions (systems, or branches of the book business), namely: publishing, printing industry, book trade, librarianship, bibliography. Each institute includes practice, education, science, special communication, management bodies. The branch problems of the bibliosphere are studied by related, but relatively independent, scientific and practical studies (bibliography, library science, records management, book history, bibliopolistics, editsiology, etc.), and bibliology is engaged in general problems – a complex science (or a complex of sciences) about books and books, as well as general document theory, or documentology. In addition to branch institutes, the bodies of the bibliosphere are: bibliophile socio-cultural movement; non-profit and commercial founders and voluntary associations; government authorities and censorship.
The participation of the Russian Bibliologos and the library school in the implementation of the human-creative project as a national target is envisaged. Particular attention is paid to the European experience of modeling a new type of person, the historical project "Memory for the Future", cyber-socialization of the society of the future, topical issues of non-classical library and information education and the synthesis of book culture and digital culture of the XXI century. It is concluded that national security and the well-being of future generations depend on the non-classical Bibliosphere, in particular on national libraries and school librarians.
- Ключевые слова ▼
библиологос, библиосфера, библиотековедение, библиотечно-информационное образование, библиотечное дело, книговедение, книжная культура, педагогика, разум коллективный, Россия, указы Президента В. В. Путина, цифровая культура, человек нового типа, bibliologos, bibliosphere, library science, library and information education, librarianship, bibliology, book culture, pedagogy, collective mind, Russia, presidential decrees, digital culture, a person of a new type
Год: 2021, Номер: 01УДК: 02:378(477)
Davydova Irina, Kushnarenko Natalya, Solyanik Alla, Maryina Alena.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Охарактеризованы особенности перехода высшего библиотечного образования на Украине от квалификационной модели подготовки кадров к компетентностной. Рассмотрена система трёхуровневой подготовки: «бакалавр – магистр – доктор философии» по новой интегрированной специальности «Информационное, библиотечное и архивное дело». Раскрыта методика реализации компетентностного подхода в ходе разработки и утверждения стандартов высшего образования по указанной специальности для первого (бакалаврского), второго (магистерского) и третьего (образовательно-научного) уровней высшего образования. Особое внимание уделено системному подходу к формированию перечня компетентностей. Представлен опыт разработки образовательно-научной программы подготовки докторов философии по новой специальности, ориентированной на сотрудничество с соискателями высшего образования и их будущими работодателями, формирование индивидуальной траектории развития профессиональных компетентностей соискателей учёной степени; учёт стартовых возможностей, научного и образовательного потенциала аспирантов, повышение их самомотивации. Обоснована необходимость менеджмента качества подготовки библиотечных кадров, который опирается на мониторинг и постоянный пересмотр содержания и структуры образовательных программ. Среди названных критериев: проектирование и цели образовательной программы, её структура и содержание; формы и методы обучения, его доступность; система контроля и оценивания результатов обучения; качество кадровых ресурсов; комфортность образовательной среды и её материально-техническая база; система внутреннего обеспечения качества образования; прозрачность и публичность функционирования образовательной программы.
- Show annotation ▼
Transition of higher library education in Ukraine from the qualification to competence-based model is characterized. The three-level system, i.e. “Bachelor – Master – Doctor of Philosophy”, being implemented within the new integrated program of study “Information, Librarianship and Archivistics” is reviewed. The competence-based approach was applied in the processes of development and approval of higher education standards for the program “Information, Librarianship and Archivistics” for the first (bachelor's), second (master's) and third (educational and scientific) levels. The authors emphasized that the systematic approach to selecting essential competences for the program was applied. The experience of developing the program for Ph.D. candidates in this subject area with the focus on cooperation with the applicants and their future employers, individual capabilities, their scientific and educational potential, and self-motivation, is discussed. The need for the quality management system based on monitoring and continuing review of the content and structure of educational programs, is substantiated. Among these criteria are: projecting and objectives of educational program, its structure and content; forms and methods of education, its availability; monitoring and assessing learning outcomes; quality of human resources; comfortable educational environment and its material and technical resources; domestic education quality assurance system; transparency and publicity of educational programs.
- Ключевые слова ▼
высшее библиотечное образование, компетентностный подход, стандарты высшего образования, специальность «Информационное, библиотечное и архивное дело», Украина, Харьковская государственная академия культуры., higher library education, competence-based approach, standards of higher education, study program “Information, librarianship and archivistics”, Ukraine, Kharkіv State Academy of Culture
Год: 2021, Номер: 02УДК: 02(092) Минкина В. А.
Brezhneva Valentina, Babushkina Yuliya, Paramonova Irina.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: В марте 2021 г. исполнилось 80 лет со дня рождения В. А. Минкиной − известного учёного, доктора педагогических наук, профессора кафедры информационного менеджмента, которую она возглавляла с 1992 по 2004 г.
В память Валентины Альфредовны на библиотечно-информационном факультете Санкт-Петербургского государственного института культуры ежегодно проводится международная научно-методическая конференция «Непрерывное библиотечно-информационное образование». Вклад Валентины Альфредовны в развитие библиотековедения трудно переоценить. В статье дан краткий очерк о деятельности В. А. Минкиной как учёного, лидера научной школы и замечательного педагога. Авторы приводят основные этапы зарождения, становления и развития конференции, посвящённой памяти В. А. Минкиной. Эта конференция выделяется из множества других, проводимых в библиотечной сфере, поскольку здесь рассматриваются именно вопросы подготовки кадров для библиотечно-информационных учреждений, чему способствуют воплотившиеся в жизнь идеи Валентины Альфредовны и традиции кафедры.
- Show annotation ▼
In March, 2021, Valentina A. Minkina would turn eighty. Valentina
A. Minkina is a prominent scientist, doctor of pedagogy, Professor of Information Management Department that she headed from 1991 to 2004. In memory
of Valentina Minkina, the Library and Information Faculty of Saint-Petersburg State Institute of Culture holds the annual International Scientific and Methodological Conference “Continuing LIS Education”. Due to the COVID-19 pandemic, many professional events had to move to online or were deferred to a later date, and this conference, too. It is hard to overestimate the contribution of Valentina Minkina made to the library science. The authors review in brief her research
efforts as the leader of the library scientific school and a wonderful mentor.
The authors also review the origins and development of the conference.
Among other library professional forums, the conference is unique as it focuses on professional education and training staff for libraries and information organizations, which is due not in no small way to Minkina’s ideas and the faculty’s traditions. The most significant publications in the periodicals on the conference are listed.
- Ключевые слова ▼
СПбГИК, библиотечно-информационный факультет, В. А. Минкина, кафедра информационного менеджмента, непрерывное библиотечное образование, Saint Petersburg State Institute of Culture, library and information Faculty, Valentina A. Minkina, information management department, continuing LIS education
Год: 2021, Номер: 03УДК: 023
Romanova Ekaterina.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Уточнено понятие корпоративной библиотеки, показаны её особенности и отличительные черты. Рассмотрены проблемы образования, компетентности и повышения квалификации персонала. К корпоративным (бывшим научно-техническим и профсоюзным) относятся библиотеки как государственных, так и коммерческих организаций с различными формами собственности.
В мировой практике корпоративные библиотеки – это разновидность специальных библиотек на предприятиях и в учреждениях; структурное подразделение, ориентированное на выполнение информационных и культурно-просветительских функций и нацеленное на повышение эффективности работы организации. Специфика их деятельности известна.
В отечественном библиотековедении корпоративные библиотеки глубоко не изучались. Они не представлены в РБА и в национальной классификационной системе России – ББК.
Компетенции и успешная деятельность персонала корпоративных библиотек зависят от образования, квалификации, опыта сотрудников. Без квалифицированного персонала невозможно осуществить оперативное, полное и точное удовлетворение информационных потребностей специалистов организации. В статье перечислены компетенции, способствующие эффективной деятельности корпоративной библиотеки как структуры.
- Show annotation ▼
The author clarifies the corporate library’s definition, specifies its particular qualities and distinctive features. She reviews the issues of education, competences, and advanced training of corporate library staff.
The corporate libraries (during the Soviet era they were sci-tech units and trade-union libraries of organizations) are affiliated by both governmental and commercial organizations. As a result of cost optimization, the number of technical libraries decreased, while the trade union libraries completely ceased to exist. However, in every epoch, the mission of institutional or corporate library to satisfy the information needs and demands of workers and their on-the-job training. The collections of corporate libraries comprise digital resources, books, unpublished documents, periodicals and other information sources demanded by the corporate community.
In fact, globally, the corporate libraries are the special libraries affiliated by companies and institutions, their units fulfilling information, cultural and educational functions and contributing to corporate efficiency improvement. In Russian library science, the corporate libraries have remained understudied; they are not represented in the Russian Library Association (RLA) or the National Library Bibliographic Classification (LBC). Meanwhile, in foreign countries, the corporate libra¬ries have been well-established institutions with their specific features widely recognized. The author examines the problems the corporate library structure, efficiency and functionality, as well as the competences of staff, their education and experience.
The competences and high qualification of corporate specialists enable them to meet information needs of corporate professionals immediately, completely and relevantly and to support strategic decisions. The author specifies the key competencies that contribute to the efficiency of corporate libraries.
- Ключевые слова ▼
типология библиотек, специальная библиотека, корпоративная библиотека, государственная библиотека, библиотека коммерческой организации, персонал корпоративной библиотеки, компетенции сотрудника библиотеки, организационная культура, корпоративная этика, корпоративная культура, уровень образования, typology of libraries, special library, corporate library, state-funded library, library of commercial organization, staff of corporate library, competencies of library employees, organizational culture, corporate ethics, corporate culture, education level.
Год: 2021, Номер: 05УДК: 02:378
Sklyarova Evgenia, Shadrina Valentina, Sagitova Lilia.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Статья посвящена структурированию информации, гипертекстовому режиму как одному из способов эффективного освоения социальной коммуникации. Цель исследования – раскрытие теоретических и технологических основ гипертекстуализации библиотечно-информационной образовательной среды как условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Рассмотрены сущность, функции, структурные единицы гипертекста, его преимущества при социальной коммуникации. Обозначены особенности использования гипертекстовых технологий при обучении. Изложены принципы создания и восприятия гипертекстов через электронные учебно-методические комплексы, электронные учебники, электронные библиографические пособия как многофункциональные открытые подсистемы взаимосвязанных в содержательном и методическом отношении электронных учебных материалов по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность». Представлена характеристика деятельности профильной кафедры Белгородского государственного института искусств и культуры по разработке гипертекстового ресурса, обеспечивающего полноту, доступность и оперативность использования информационных образовательных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий во всех видах учебной деятельности, что направлено на повышение производительности профессиональной деятельности педагога и самостоятельной деятельности обучающегося. Работа по созданию образовательных ресурсов рассматривается преподавателями кафедры как одна из возможностей учебно-методического обеспечения профессионального образования.
- Show annotation ▼
Information structuring is seen as an efficient way to develop social communication. The study task is to reveal theoretical and technological background of hypertextualization of library and information educational environment. The substance, functions, structural elements of hypertext and its advantages for social communication are described. Specifications of using hypertext technologies for education are discussed, along with principles of hypertext design and perception via digital academic complex, digital textbooks, digital bibliographies as the multifunctional open subsystems of digital learning materials interrelated structurally and methodologically in the library and information disciplines.
The authors analyzee the experience of Belgorod State Institute of Arts and Culture in designing hypertext resource providing the completeness, accessibility and relevance of using information educational resources and information communication technologies in every type of learning activities. These efforts are seen by the faculty as one of the ways to support professional education methodologically.
- Ключевые слова ▼
учебная информация, гипертекст, гипертекстовый способ представления учебной информации, гипертекстовые образовательные ресурсы, гипертекстуализация библиотечно-информационной образовательной деятельности, learning materials, hypertext, hypertext representation of learning information, hypertext educational resources, hypertextualization library and information educational activities
Год: 2021, Номер: 06УДК: 02:37
Kudrina Ekaterina, Matveeva Natalya.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Проанализирована коллаборация как одна из эффективных форм сотрудничества в системе дополнительного профессионального образования библиотечно-информационной сферы. Исследование базируется на общенаучных методах, включая методы институционального анализа. Предмет исследования – коллаборация как инструмент взаимодействия и совместной деятельности, в результате которой происходит обменом знаниями, опытом и умениями в конкретной образовательной экосистеме. Объект исследования – коллаборации в системе дополнительного профессионального образования библиотечных кадров. На основе ресурсного, организационного и процессного подходов определена сущность понятия коллаборация. Сделан акцент на её особой институциональной структуре и способности эффективно развивать взаимодействие между субъектами экономики знаний. Выявлена сущность дефиниции образовательная коллабарация с учётом неотъемлемых признаков и различных авторских подходов к трактовке. Представлен опыт работы Корпоративного университета «ЛЕНИНКА» Российской государственной библиотеки и отдела непрерывного профессионального образования ГПНТБ СО РАН в 2019‒2020 гг. по созданию коллаборации организаторов дополнительного профессионального образования библиотечных кадров. Подчёркнута особая роль коллаборации в дополнительном профессиональном образовании. Отмечено: образовательная коллаборация активизирует соорганизацию профессиональных сообществ. Их деятельность становится более эффективной и востребованной.
- Show annotation ▼
Collaboration is one of the most efficient forms of cooperation within the system of continuing library and information education. The study is based on general scientific methods, including that of institutional analysis. The study subject is collaboration as an instrument of interaction and joint efforts, wшер the results to be actualized through exchange of knowledge, experience and skills in a specific educational ecosystem. The study object is collaboration within the system of continuing library professional education. With resource, organizational and process approaches, the essence of the concept of "collaboration" is identified; the focus is made on its special institutional structure and role in efficient interaction between the subjects of knowledge economy. The essence of the definition of "educational collaboration" is revealed, taking into account the inherent features and various individual approaches to its interpretation. The experience in building the collaboration of library continuing education providers, i.e. "LENINKA" Corporate University of the Russian State Library and Department of Continuing Professional Education of the State Public Scientific and Technological Library of the Russian Academy of Sciences Siberian Branch, is analyzed (2019-2020). The special role of collaboration in providing continuing professional education to Russian library specialists is emphasized. It is demonstrated that collaboration in education facilitates co-organization of professional communities, render their activities more efficient and highly demanded within the digital economy and knowledge society.
- Ключевые слова ▼
библиотека, библиотечные кадры, библиотечно-информационная сфера, дополнительное профессиональное образование, коллаборация, образовательная коллаборация, library, library personnel, library and information sphere, continuing professional education, collaboration, educational collaboration
Год: 2021, Номер: 07УДК: 02:378
Ezova Svetlana, Kuchmurukova Ekaterina.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: В статье обобщён опыт подготовки магистрантов по направлению 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность», профиль «Теория и методология библиотечно-педагогической деятельности». Рассмотрена история развития библиотечной магистратуры во ВСГИКе; охарактеризованы кадровый состав педагогов, привлечённых к её реализации, и контингент обучающихся в магистратуре. Содержание учебного плана проанализировано с точки зрения его наполнения дисциплинами библиотечно-библиографической, психолого-педагогической и управленческой направленности.
Определены задачи подготовки магистрантов: воспитание думающих библиотекарей, осознающих библиотечные проблемы; повышение теоретико-методологического уровня; включение в осмысление (выявление смыслов) перспектив развития библиотечно-информационной сферы; развитие научно-методологического потенциала.
Отражены методологические подходы и методика преподавания на примере учебных дисциплин «Методология библиотечно-педагогической деятельности», «Библиотечная профессиология», «Организация и методика библиотековедческих, библиографических, книговедческих исследований», «Библиотечная среда и пространство», «Деловой этикет в библиотеке». Акцент сделан на развитие профессиональных (жёстких) и личностных (мягких) компетенций: критического мышления, эмпатии, коммуникационных способностей и др. Раскрыт авторский опыт использования в учебном процессе педагогических технологий: интеллект-карты, пазл-технология, кейсы, дискуссии, презентации и т.д. Охарактеризованы содержательное наполнение всех видов практик, тематика выполняемых магистрантами выпускных квалификационных работ.
- Show annotation ▼
The experience of training in “Library and information activities” (specialty 51.04.06), profile “Theory and methodology of library pedagogical activities”, master program is analyzed. The history of librarianship master program at Eastern Siberian State Institute of Culture is reviewed; the faculty structure and learners are characterized. The curriculum comprises library, bibliographical, psychological and pedagogical and management disciplines. The tasks are specified: educating thoughtful professionals aware of library problems; developing theory and methodology; involving students into conceptualizing prospects for library and information industry. Methodological approaches and teaching methods are discussed as exemplified by the disciplines: “Methodology of library pedagogical activities”, “Library profe¬ssiology”, “Organization and methodology of library, bibliographical and bibliological studies”, “Library environment and space”, “Business etiquette in library”. The focus is made on developing professional (rigorous) and personal (flexible) competences: critical thinking, empathy, communication skills, etc. The authors’ experience in applying pedagogical technologies is discussed (mind maps, puzzle technique, cases, discussions, presentations, etc.). The contents of practical activities and the subjects of final qualifying papers are characterized.
- Ключевые слова ▼
высшее образование, магистратура, библиотечно-информационная деятельность, ВСГИК, библиотечно-педагогическая деятельность, интерактивные методы обучения, выпускные квалификационные работы, higher education, master’s studies, library information activities, Eastern Siberian State Institute of Culture, library pedagogical activities, interactive learning methods, final qualifying papers
Год: 2021, Номер: 09УДК: 005.336.2:004+023.5
Baryshev Ruslan.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Компетенции библиотекаря эпохи цифровых коммуникаций определяются условиями, в которых ему предстоит трудиться, и теми задачами, которые ему предстоит решать в обозримой перспективе. Библиотекари обязаны определить собственную роль и сформировать новые компетенции в цифровом обществе, основу которого составляют цифровые информационные обмены и в котором прежние «библиотечные» компетенции утратили актуальность. В статье представлены различные подходы к определению понятий «компетенции», «компетентность» и «компетентностный подход». Рассмотрены взгляды учёных на сущность, структуру и способы развития цифровой компетенции библиотекарей; уточнено понятие развития цифровой компетенции библиотекарей в современных условиях. Подчёркнуто влияние этого процесса на развитие вузовской библиотеки. Цифровая компетенция библиотечного специалиста предполагает наличие профессионально значимого качества личности, проявляющегося в умении эффективно решать социальные и профессиональные задачи с помощью информационно-коммуникационных технологий, совершенствовать свои навыки в сфере цифровых технологий, адаптировать профессиональные знания к меняющимся условиям цифрового общества. Представлен опыт работы Научной библиотеки Сибирского федерального университета по разработке модели компетенций библиотекарей в цифровой среде.
Набор компетенций включает так называемые мягкие и гибкие навыки. Модель цифровых компетенций позволит решать различные задачи в сфере управления персоналом, продвигать библиотеку к достижению стратегических целей и удовлетворять потребности пользователей.
- Show annotation ▼
Librarian competences in the era of digital communication era are determined by the environment and the problems that the librarians have to solve in the nearest future. The librarians have to identify their role and to learn new competences for the digital society based upon digital information when traditional library competences have faded. The author examines various approaches to the concepts of competence, competency and competence approach. The author reviews various ideas of nature, structure and ways of librarian digital competence development; specifies the concept digital competence development and emphasizes its impact on academic libraries.The nature of librarian digital competence implies professionally relevel personal quality manifesting itself in the ability of solving social and professional problems with information and communication technologies, upgrade your skills in digital technologies, and adapting professional knowledge to changing digital society. The model of librarian competences for digital environment was developed by Siberian Federal University Scientific Library; the model is discussed. It comprises soft and flexible skills. The model would enable to solve various problems in staff management, to move the library forward toward strategic goals and to meet user needs and demands.
- Ключевые слова ▼
компетентностный подход, компетенции, цифровизация, цифровые компетенции сотрудников библиотеки, вузовская библиотека, цифровая культура, competence approach, competences, digitalization, librarians digital competences, university library, digital culture
Год: 2022, Номер: 02УДК: 027.7
Komleva Tatiana.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Дан краткий экскурс по понятийно-терминологическому аппарату на тему информационной грамотности. Проанализировано содержание понятия «информационная грамотность». Сделан акцент на необходимости овладения студентами знаниями и навыками информационной грамотности как инструмента устойчивого личностного развития. Обозначено значение вузовской библиотеки в формировании информационной грамотности. Представлен опыт работы научной библиотеки Новосибирского государственного университета экономики и управления по организации и проведению практико-ориенти-рованных занятий с применением инновационных игровых форм, таких как «Интеллектуальная мастерская», «Библиографическая викторина», «Библиографический хакатон». Подчёркнута значимость их использования при осуществлении практико-ориентированных занятий для студентов вуза.
Отмечена возможность проведения практико-ориентированных, а также итоговых занятий в двух фо+рматах: офлайн и онлайн. Рассмотрена роль индивидуального консультирования в обучении информационной грамотности. Сделан вывод: информационная грамотность – неотъемлемое условие непрерывного образовательного процесса. Вузовская библиотека имеет все возможности стать для своих пользователей проводником, консультантом и помощником в мире информации.
- Show annotation ▼
The author reviews in brief the concepts of and terminology in information literacy and analyzes the content of “information literacy” concept. She emphasizes the need for information literacy knowledge and skills to promote sustainable personal development. The experience of the academic library of Novosibirsk State University of Economics and Management (NSUEM) in organizing practice-oriented lessons with innovative game models like “Intellectual workshops”, “Bibliographic pursuit”, “Bibliographic hackathon”, is discussed. These models proved to be effective. The practice-oriented lessons and final assessment can be organized both online and offline. Individual student consulting is also significant for building information literacy. The author concludes that information literacy makes an essential part of continuing education. Academic libraries have every opportunity to promote, consult, and navigate their users through the world of information.
- Ключевые слова ▼
вузовская библиотека, информационная грамотность, игровые технологии, индивидуальное консультирование, формы обучения, университет, студенты, academic library, information literacy, game technologies, individual consulting, learning methods, university, students