Главная >> Ресурсы >> Журнал "Научные и технические библиотеки"


Все статьи, опубликованные в рубрике: НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ журнала "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 года


Год: 2013, Номер: 04

УДК: 023

Sukiasyan Eduard.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Автор подводит итоги своих многолетних размышлений о библиотечной профессии и библиотечном образовании в нашей стране.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2013, Номер: 07

УДК: 02:37

Ezova Svetlana.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Раскрыты возможности Декартовой прямоугольной системы координат как универсального средства распознавания, понимания различных социальных феноменов в библиотечной сфере, учебном процессе и прикладном исследовании.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 02:159.9

Maryasova Natalya.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Рассмотрены возможности и особенности деятельности психолога в современном пространстве библиотеки.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2013, Номер: 10

УДК: 023

Mazuritsky Alexander, Kuzichkina Galina, Kalegina Olga.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Приведены результаты анкетирования вузов, реализующих подготовку библиотечных кадров в условиях реформирования отечественного высшего образования. Проанализированы проблемные ситуации, связанные с введением Болонской образовательной системы. Обозначены болевые точки в деятельности вузов по подготовке специалистов библиотечного дела. Доклад представлен на 20-й Международной конференции «Крым–2013».

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 02 : 37

Rassadina Marina.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Рассмотрены основные причины кризисных явлений в профессиональном библиотечном образовании и возможные пути выхода из кризиса. Доклад представлен на 20-й Международной конференции «Крым–2013»

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 02 : 37 (73)

Sukiasyan Eduard.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Динамика развития После 20-летнего перерыва в США снова начали готовить бакалавров, специализирующихся по библиотечным и медиа-технологиям. Чётко определились связи между квалификационной категорией, занимаемой должностью и уровнем образования.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 02 : 37 (73)

Zavalina Oksana.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Рассмотрены содержательные и методические вопросы преподавания блока курсов по организации информации, состоящего из дисциплин: «Введение в организацию информации», «Основы каталогизации и классификации», «Углубленное изучение каталогизации и классификации», «Метаданные» и др.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2013, Номер: 12

УДК: 02 : 37

Stolyarov Yuri.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: На строго документированном, преимущественно архивном, материале показано, что курсовое, среднее и высшее библиотечное образование ведётся в России и соседних с ней странах непрерывно начиная с 1913 г.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 02 : 37 (73)

Zavalina Oksana.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Освещены способы измерения качества результатов обучения студентов в магистратуре Отделения библиотечных и информационных наук факультета информации Университета Северного Техаса.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2014, Номер: 07

УДК: 01

Sokolov Arkady.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Проанализирована правомерность оценки концепции О. П. Коршунова как именно документоцентристской; представлены онтологическая и гносеологическая характеристики библиографической информации. Раскрыто представление о библиографическом социальном институте и инфраструктуре библиографии, о поисковой, коммуникативной и оценочной сущностных функциях библиографической информации. Сформулирована дефиниция документоцентристской парадигмы библиографии, выстроенная на коммуника­ционном подходе. В заключение серии статей, посвящённых вкладу О. П. Коршунова, констатировано наличие научной школы О. П. Коршунова, приведены её отличительные черты. Указано направление движения библиографоведческой мысли к гуманистической постбиблиографии.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 021.1

Svergunova Natalia.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Освещено многообразие мнений о социальной миссии библиотек в информационном обществе, отражённых в ряде публикаций. На основе современных библиотековедческих источников разграничены понятия «функция» и «миссия».

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 02:37

Strelkova Irina.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Рассмотрены организационно-педаго­ги­ческие условия формирования и эффективной реализации программ дополнительного профессионального образования для руководителей и специалистов библиотек с учётом новой реальности библиотечно-информационной дея­тельности и социального заказа библиотечного сообщества на образовательные услуги в Республике Беларусь.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 026.064

Vinogradova Elena.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Рассмотрены целесообразность, роль и значение фотосъёмки в современной библиотечной работе. Проанализированы направления использования фотоархива как документной подсистемы библиотеки. Представлен опыт Библиотеки истории русской философии и культуры «Дом А. Ф. Лосева».

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2014, Номер: 11

УДК: 026.06:37

Sokolov Arkady, Stolyarov Yuri.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Рассмотрены достоинства и недостатки федеральных образовательных стандартов по обучению библиотечно-информационных магистров. Обоснована структура примерной основной образовательной программы подготовки магистров по направлению «Библиотечно-информационная деятельность». Предложен путь реализации программы в российских вузах культуры.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 023

Nikolaenko Nataliya.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Рассмотрена роль управленческого персонала как определяющего фактора активизации инновационной деятельности библиотек. Освещена деятельность управленческого персонала Научной библиотеки Украинской инженерно-педагогической академии по внедрению организационных, технико-технологичес­ких и управленческих инноваций.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2015, Номер: 01

УДК: 026.06

Markova Victoria.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Рассмотрены в динамике разнообразные модели читательских практик. Их типология дана в рамках социально-коммуникативного подхода.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2015, Номер: 02

УДК: 023

Sukiasyan Eduard.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Квалифицированный каталогизатор сегодня - «штучный товар». Автор рассуждает о подборе кадров, их «выращивании» в библиотеке, об управлении персоналом каталогизаторов.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2015, Номер: 03

УДК: 023

Borisov Boris.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Проанализированы результаты исследования по проблеме конкурентоспособности библиотечных специалистов, проведённого в 2014 г. кафедрой библиотечно-информ­ационных ресурсов Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина. Выявлен ряд проблем, заслуживающих внимания как руководителей библиотечного дела региона и библиотекарей-практиков, так и профессорско-преподавательского состава кафедры.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 022

Bychkova Elena.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Подчёркнута актуальность темы «зелёного» дизайна для библиотек. Предложен идеальный сценарий взаимодействия всех организаций и служб, имеющих отношение к созданию «зелёной» библиотеки.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2015, Номер: 05

УДК: 02:378

Sokolov Arkady.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Профилирование понимается как формирование и развитие у студентов определённых профессиональных компетенций. Профессиональные компетенции бакалавров и магистров не совпадают, поэтому различны их профили. Исходя из требований федеральных образовательных стандартов третьего поколения, предложены гипотетические профили бакалавров и магистров по направлению «Библиотечно-информационная деятельность».

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 02:378(477)

Solyanik Alla.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Раскрыты особенности реформирования системы подготовки кадров в контексте нового закона Украины «О высшем образовании» (2014); предложены подходы к размежеванию содержания и структуры бакалаврских и магистерских программ подготовки библиотечно-информационных кадров.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2015, Номер: 06

УДК: 023+02:37

Sokolov Arkady.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Библиотечно-информационное образование в России: история развития и современное состояние. Структура библиотечной профессиологии. Образовательные и профессиональные стандарты. Технологический и компетентностный подходы в библиотечно-информационном образовании.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 02+01+002.2

Poltavskaya Elena.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Схематизация понятий объектов библиотековедения, библиографоведения, книговедения, архивоведения, музееведения рассмотрена как метод, который позволяет отграничить перечисленные научные дисциплины от других наук документо-коммуника­ционной сферы и тем самым уточнить их место в различных классификациях.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 02:37

Sukiasyan Eduard.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Статья о необходимости самообразования, без которого трудно добиться взаимопонимания между библиотекарями и техническими специалистами, обеспечивающими компьютеризацию.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2015, Номер: 08

УДК: 655.4/.5

Sukiasyan Eduard.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Рассмотрена проблемная ситуация с изданием учебников для будущих библиотекарей. Подробно рассказано о серии учебников, выпуск которых продолжается издательством «Профессия». Представлено и охарактеризовано каждое из вышедших к натоящему времени пособий.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2015, Номер: 09

УДК: 027.7

Svergunova Natalya.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Рассмотрена библиотечная педагогика как одно из направлений реализации библиотекой вуза своей гуманистической миссии. Представлены взгляды ведущих отечественных специалистов на библиотечную педагогику.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2015, Номер: 11

УДК: 023

Makeeva Oksana.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Представлены результаты исследования разных аспектов адаптации персонала в крупных научных библиотеках Сибирского федерального округа: ГПНТБ СО РАН, Новосибирской государственной областной научной библиотеке и Томской областной универсальной научной библиотеке им. А. С. Пушкина. Составлен примерный типологический портрет «среднего» библиотекаря научной библиотеки сибирского региона.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2016, Номер: 03

УДК: 02:37

Strelkova Irina.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Представлен опыт организации профессиональной переподготовки руководителей и специалистов библиотек Республики Беларусь по специальности «Программное обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем» с присвоением квалификации «инженер-программист». Перечислены учебные дисциплины по новой специальности; даны ссылки на официально опубликованные документы - Образовательный стандарт и Типовой учебный план переподготовки по этой специальности.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2016, Номер: 04

УДК: 023

Sukiasyn Eduard.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Объяснена ошибка, с точки зрения автора, допущенная в названии специальности «Библиотечно-информационная деятельность». Обоснована правомерность иного названия - «Библиотечная и информационная деятельность».

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 02:378

Lopatina Natalya.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Представлена авторская концепция библиотечного образования; продолжена дискуссия на тему совершенствования подготовки библиотекарей в условиях перехода к образовательным стандартам четвёртого поколения. Поставлен вопрос о необходимости стратегической аналитики в определении компетентностных ориентиров и содержания информационно-библиотечного образования. Проанализированы результаты компетентностной декомпозиции библиотечной профессии. Изложен опыт реализации авторских педагогических идей; даны рекомендации по определению содержания библиотечного образования в информационном обществе.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 027.7

Kotko Larisa, Musina Svetlana, Frolova Svetlana.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Представлен 15-летний опыт преподавания дисциплины «Информационно-библиографическая культура» в Челябинском государственном университете. Освещено участие сотрудников библиотеки университета в создании рабочей программы этой дисциплины. Отмечены как положительные стороны, так и отдельные негативные моменты дистанционного преподавания дисциплины.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2016, Номер: 05

УДК: 01:37

Krymskaya Albina.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Рассмотрены программы повышения квалификации для библиографов, реализуемые в Санкт-Петербургском государственном институте культуры. Предложены пути решения проблем, возникших в результате снижения расходов на повышение квалификации в библиотеках и сокращения количества предложений на рынке образовательных программ, направленных на формирование аналитических компетенций. Подчёркнуто, что решение существующих проблем поможет сохранить и приумножить опыт библиографов-профессионалов, который может быть использован не только в библиотеках, но и в аналитических центрах.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 023

Boldyrev Petr.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Предложена схема системы управления персоналом библиотеки, которая проанализирована с точки зрения планирования персонала, формирования трудовых ресурсов, развития персонала, оценки и стимулирования труда на основе анализа содержания и статистических показателей работы сотрудников. Рассмотрена функциональная модель управления персоналом библиотеки, позволяющая на основе данных библиотечно-информационной системы университета формировать информацию, которая помогает принимать решения в управлении человеческими ресурсами. Модель отображает взаимосвязанные функции, осуществляемые в целях своевременного получения полных результатов процесса управления персоналом. Представлена автоматизированная информационная система, отличительная черта которой - реализация функций мониторинга объективных данных о работе различных сотрудников, отделов и библиотеки в целом по широкому кругу показателей и анализа исполнения поручений каждым сотрудником, для обеспечения своевременного принятия управленческих решений.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2016, Номер: 06

УДК: 02

Matlina Slava.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Приведённый в статье анализ основных принципов и характеристик библиотечного пространства позволяет очертить содержание деятельности современной публичной библиотеки. Автор обосновывает необходимость отказываться от устаревших профессиональных стереотипов, выстраивать новые модели взаимоотношений с пользователями, в том числе и дистанционные, дающие возможность обратной связи. Особое внимание уделено свободному и дифференцированному использованию библиотечного пространства.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 02:378

Pilko Irina, Taranenko Lyubov.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Оценено состояние магистерской подготовки по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» в вузах культуры РФ. Обобщён опыт реализации магистерской образовательной программы по профилю «Информационно-аналитическая деятельность» в Кемеровском государственном институте культуры. Охарактеризованы реализуемые в магистратуре образовательные направления, особенности учебно-методического обеспечения образовательной деятельности и её первые результаты. Намечены перспективы сетевого взаимодействия библиотечно-информационных факультетов вузов культуры в разработке и реализации магистерских образовательных программ.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 025.5

Sukiasyan Eduard.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Рассмотрены традиции обслуживания читателей с использованием каталогов одной библиотеки. Отмечено: если читателю нужен конкретный (известный ему) источник «здесь и сейчас», лучше сразу же обращаться к фонду. Акцентировано внимание на том, что для поиска информации о литературе по какой-либо теме каталога одной библиотеки недостаточно - и об этом нужно предупредить читателя, предоставив ему все необходимые рекомендации по стратегии поиска.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2016, Номер: 07

УДК: 023.5

Sukiasyan Eduard.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: В статье рассказано о том, как профессия библиотекаря получила признание в обществе. Подчёркнута роль Мелвиля Дьюи (1851-1931) в организации первого библиотечного журнала («Библиотечный журнал», 1876, США), создании первого библиотечного общества (Американская библиотечная ассоциация, 1876), провозглашении библиотечной профессии как самостоятельной, привлечении профессионально подготовленных женщин в библиотеки. Проанализировано, от чего зависит престиж профессии. Обращено внимание на то, что необходимо информировать общество о «внутренней» работе библиотеки. Отмечено: библиотекари должны обсуждать свои проблемы не только на страницах профессиональных изданий, но и в «широкой» прессе, на телевидении.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 022.3+026.06

Matlina Slava.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Приведён анализ основных принципов и характеристик библиотечного пространства, что позволяет очертить содержание деятельности современной публичной библиотеки. Освещены такие характеристики, как протяженность, неординарность, изменчивость, комфортность. Отмечено: маркетинговые исследования показывают, что библиотека сегодня интересна людям своей социально ориентированной деятельностью. Обращено внимание на то, что, создавая библиотечное пространство, необходимо учитывать не только универсальные психологические принципы, но и индивидуальные характеристики пользователей. Обоснована необходимость отказываться от устаревших профессиональных стереотипов, выстраивать новые модели взаимоотношений с пользователями.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2016, Номер: 10

УДК: 02(075.8)

Vokhrysheva Margarita.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Проанализированы существующие и задействованные в образовательном процессе учебники для бакалавров по направлению «Библиотечно-информационная деятельность». Рассмотрены возможные стратегии создания учебников по этому направлению в современных условиях; сформулированы критерии качества современного учебника, в том числе научность, концептуальное единство и целостность издания, методологическая оснащённость, требования дидактики. Подчёркнуто, что учебная литература - это комплекс разнообразных материалов.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2016, Номер: 12

УДК: 023.5

Artemyeva Elena, Makeeva Okcana.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Рассмотрены материалы научных исследований и результаты изучения библиотечных кадров в разных аспектах в Сибирско-Дальневосточном регионе, проведённых в 1970-2000-е гг. Подробно освещено изучение вопросов развития библиотечного персонала, проведённое в 2014 г., предметом которого стали процессы адаптации библиотечных специалистов, аспекты их удовлетворённости трудом и др. Представлен сопоставительный анализ НИР, выявлены тенденции и особенности. Показаны изменения в процессах адаптации, установках и отношении к труду библиотечного персонала за указанный период.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2017, Номер: 02

УДК: 023+174

Bruy Elena.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Актуализация изучения ценностных ориентаций библиотекарей детерминирована важностью активности специалистов как субъектов библиотечной деятельности. В статье подробно изложены результаты исследования ценностных ориентаций сотрудников московских библиотек (названы библиотеки, принявшие участие в исследовании) и его инструментарий. Выявлены наиболее значимые для библиотечно-информационных специалистов ценности и определено их влияние на предпочитаемый паттерн профессионального поведения.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2017, Номер: 04

УДК: 02+02:37

Mazuritsky Alexander, Kalegina Olga, Kuzichkina Galina.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Рассмотрены эволюция роли библиотек и основные проблемы их деятельности в современном социуме. Проанализировано состояние российской библиотечной системы, в том числе причины расслоения библиотечной среды. Обозначены ценностные характеристики библиотечно-информационного образования и причины его недостаточной эффективности. Предложены пути совместного преодоления кризисных явлений в библиосфере. Подчёркнута насущная необходимость, с одной стороны, социального заказа и государственной поддержки библиотек, с другой - консолидации действий тех, кто обучает профессии, и работодателей, а также библиотек, что позволит выбрать верное направление развития профессиональной библиотечной деятельности.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 02:37

Kluev Vladimir.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Отражён широкий спектр актуальных проблем в области вузовской подготовки библиотечных специалистов. Обсуждение этих проблем состоялось на межрегиональном дискуссионном «круглом столе» в рамках специальных мероприятий Двадцатой международной конференции «LIBCOM-2016». Среди наиболее значимых выделены модернизация Федеральных государственных образовательных стандартов и трансформация модели отраслевого обучения, интеграция образовательных и профессиональных стандартов, формирование системы базовых универсальных и общепрофессиональных компетенций, задачи профессиональной деятельности выпускников отраслевых бакалавриата и магистратуры и др. Охарактеризована современная система подготовки библио­течных кадров, изложены ключевые новации модернизированных профильных ФГОСов ВО 3+. Представлены тренды будущей стандартизации в сфере профессионального образования.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 02:37+001.18

Varganova Galina, Skurikhina Yana.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Рассмотрены образовательные возможности научных методов прогнозирования при подготовке магистров по направлению «Библиотечно-информационная деятельность». Раскрыт образовательный потенциал метода Дельфи как способа экспертизы и прогнозирования. Определены основные требования, соблюдение которых обеспечивает эффективное проведение интерактивного занятия с использованием метода Дельфи. Освещены проблемы создания учебников и учебных пособий по научно-исследовательской деятельности для вузов, осуществляющих подготовку библиотечно-информационных специалистов на уровне бакалавриата и магистратуры.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2017, Номер: 06

УДК: 027.7

Legenchuk Maria.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Освещён пятилетний опыт проведения мозгового штурма в Научной библиотеке Южно-Уральского государственного университета. Представлена методика проведения мозгового штурма применительно к библиотеке. Результаты мозгового штурма отражены в виде двух ментальных карт: первая содержит восемь направлений продвижения библиотеки к пользователям; вторая подробно раскрывает идеи по продвижению услуг Научной библиотеки ЮУрГУ. Идеи мозгового штурма, воплощённые в течение пяти лет с момента его проведения, представлены в виде таблиц, на основе которых можно подвести итоги работы.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 02:37

Zemengue Jeremie.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Освещены цели и задачи разработки в Республике Камерун национальной концепции профессионального библиотечного образования, отражающей основополагающие идеи его реформирования. Предложены варианты решения первоочередных задач в области нормативно-правового обеспечения библиотечного дела в стране. Обозначены перспективные направления оптимизации системы профессиональной подготовки библиотечных кадров. Автор указывает на необходимость, опираясь на зарубежный опыт, перейти к международной стандартизации библиотечно-информационного образования. Сделан вывод о том, что профессиональное образование - стимул к проведению преобразований в стране, поскольку оно помогает решать социально-экономические задачи, способствует росту интеллектуально-культурного уровня страны.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2017, Номер: 09

УДК: 02:37

Kuzichkina Galina, Mazuritsky Alexander.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: В статье обсуждаются проблемы современного библиотечно-информационного образования. Отмечено отсутствие единой системы непрерывного образования в библиотечной отрасли. Проанализирован введённый в 2014 г. Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки как ориентир для актуализации образовательной деятельности. Подробно рассмотрены основные направления деятельности публичных библиотек, определённые в стандарте, - библиотека как: культурно-просветительский центр, активный информационный агент, хранитель культурного наследия; раскрыты компетентности, необходимые для их реализации. Представлено соотношение основных задач и направлений работы общедоступных библиотек и ресурсов отраслевого образования.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2017, Номер: 10

УДК: 02:378

Sukiasyan Eduard.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Рассмотрены проблемы библиотечного образования на разных уровнях: бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, повышения квалификации библиотекарей-практиков, дополнительного образования (получение второго диплома). Освещено влияние принципов Болонской декларации на библиотечную практику в России. Проведено сравнение системы подготовки кадров для библиотек в России и США. Проанализирован опыт обучения российских студентов в библиотечных школах США - от критериев отбора до оценки эффективности. Сделан вывод о том, что отсутствует связь между учебными заведениями и библиотеками; эту проблему должна решать Российская библиотечная ассоциация.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 02:37

Dudareva Ekaterina.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Освещены краткая история и современная деятельность Учебного центра РГБ. Рассмотрены направления обучения специалистов библиотечно-информационной сферы. Раскрыт опыт создания и реализации программы профессиональной переподготовки «Высшие библиотечные курсы - дистант», благодаря которой специалисты библиотек России и стран СНГ получили возможность обучаться удалённо с использованием дистанционных образовательных технологий. Подробно освещены содержание программы и результаты её реализации; приведены отзывы прошедших обучение.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2017, Номер: 12

УДК: 026:78

Poltavskaya Elena.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: При характеристике музыкальных библиотек автор использует соотношение «род - вид». По признаку «удовлетворения профессиональных информационных потребностей пользователей» классы «специальные библиотеки» и «музыкальные библиотеки» соотносятся как род и вид , так как первый класс включает второй. По признаку «социальная доступность к фонду» музыкальные библиотеки рассмотрены как род , который содержит виды : «общедоступные музыкальные библиотеки» и «личные музыкальные библиотеки». Опровергнуто мнение о том, что все специальные библиотеки являются научными. Подробно рассмотрены специфические профессиональные требования к сотрудникам музыкальных библиотек.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2018, Номер: 02

УДК: 026.06+025.3

Taranenko Lubov, Sakova Olga, Merkulova Almira.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Обобщён опыт обучения машиночитаемой каталогизации в Кемеровском государственном институте культуры (КемГИК). Подробно освещён процесс обучения машиночитаемой каталогизации в рамках направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» в КемГИКе на кафедре Технологии документальных коммуникаций (ТДК). Преподавание машиночитаемой каталогизации для студентов, обучающихся по профилям «Информационно-аналитическая деятельность», «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем» и «Библиотечно-педагогическое сопровождение школьного образования» (бакалавриат), осуществляется в рамках нескольких учебных дисциплин: «Аналитико-синтетическая переработка информации», «Справочно-поисковый аппарат библиотеки», «Автоматизированные библиотечно-информационные системы», «Информационное обеспечение потребностей региона». Представлены профессиональные компетенции, знания и умения по машиночитаемой каталогизации, закреплённые в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования 51.0.3.06 «Библиотечно-информационная деятельность» и проекте профессионального стандарта «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности». Выявлена степень их реализации в таких учебных дисциплинах, как «Аналитико-синтетическая переработка информации», «Справочно-поисковый аппарат библиотеки», «Информационное обеспечение потребностей региона», «Автоматизированные библиотечно-информационные системы». Представлена тематика научно-исследовательских работ по машиночитаемой каталогизации для бакалавров и магистров. Отмечено, что обогащению учебного процесса современными теоретическими положениями и практическими разработками способствует тесное сотрудничество КемГИКа с библиотеками Сибири, ведущими библиотечными центрами РФ и специализированными компаниями.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2018, Номер: 03

УДК: 81’271

Kurilenko Ekaterina.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Цель статьи - определить место языковой нормы в современных вербальных коммуникациях библиотеки. Актуальность этого исследования обусловлена кризисом вербальных коммуникаций в обществе (активное использование сленговых выражений, необоснованные заимствования иностранных слов, снижение языковой культуры, массовое использование как в деловом, так и в межличностном общении технических устройств). Сделан вывод о том, что востребованы такие навыки вербальной коммуникации, когда гармонично сочетаются все её компоненты, в том числе нормативный аспект культуры речи. Представлены результаты мониторинга, проведённого с целью выявить проблемы библиотечных вербальных коммуникаций. Определён уровень владения специалиста библиотечно-информационной сферы языковыми нормами современного русского языка: большинство респондентов обладает недостаточными знаниями, что отражается на их профессиональной деятельности. Проанализированы: орфоэпические ошибки, нарушения лексических, грамматических (словообразовательных, морфологических и синтаксических) и стилистических норм русского языка, соблюдение в письменной речи правил орфографии и пунктуации. Отмечено, что выявление лакун поможет определить наиболее проблемные сферы речевой культуры библиотекарей при разработке системы мер по повышению эффективности вербальных коммуникаций в профессиональной библиотечной среде, в том числе в рамках системы повышения квалификации.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2018, Номер: 04

УДК: 02:37

Kuznetsova Tatyana.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Рассмотрены функциональные задачи библиотек в эпоху цифровых технологий и общества знаний, а также роль библиотекарей новой формации в повышении социального статуса и востребованности библиотек. Представлена профессиональная модель современного библиотечного специалиста. Обоснована необходимость инновационного развития библиотечного образования с использованием сетевого взаимодействия как эффективного организационного и технологического инструмента, позволяющего повысить качество образовательного процесса. Определены ресурсные блоки сетевого взаимодействия - кадровые, учебно-методические, информационные, материально-технические, социальные - и его базовые принципы: добровольность, согласованность действий, взаимная полезность, коллегиальность в принятии решений, солидарная ответственность за конечный результат. Освещена практика применения сетевого взаимодействия в реализации крупномасштабных образовательных проектов повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Обосновано положение о наиболее целесообразном использовании сетевого взаимодействия в дополнительном профессиональном библиотечно-информацион­ном образовании. Сделан вывод: широкое использование сетевого взаимодействия как одной из инновационных технологий дополнительного профессионального образования - залог успешного решения задач по развитию профессиональных компетенций библиотечных специалистов новой формации, способных внести достойный вклад в повышение социального статуса библиотек в эпоху цифровых коммуникаций.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 02:378

Klyuev Vladimir, Ivina Karina.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Рассмотрены подходы к подготовке студентов бакалавриата по направлению «Библиотечно-информационная деятельность». Представлен модернизированный Федеральный государственный образовательный стандарт - ФГОС ВО-3+. Отмечены его ключевые новации: статусы «академического» и «прикладного» бакалавриата, укрупнённые общекультурные компетенции, выделенные из профессиональных общепрофессиональные компетенции, предоставление вузам самостоятельности при определении базовых учебных дисциплин в Основных профессиональных образовательных программах бакалавриата. Проанализирован опыт ведущих институтов культуры по структурированию и наполнению содержания обучения отраслевых бакалавров. Выделены основные задачи профессиональной деятельности выпускников бакалавриата, рассматриваемые в качестве базовых для их компетентностного моделирования. Сформулирован перечень основных задач, дифференцированных по видам деятельности: технологические, информационно-аналитические, педагогические, организационно-управленческие и проектные, научно-исследовательские и методические. Исходя из этих задач предложено сформулировать (соотнеся с сопрягаемыми профстандартами, а после утверждения - с Профессиональным стандартом специалиста библиотечно-информационной деятельности) укрупнённые комплексные профессиональные компетенции - обязательные (для всего направления) и рекомендуемые (для профилей), а также определить индикаторы (знания, умения, навыки) оценки их сформированности. Как некий прообраз компетентностной модели это войдёт в проектируемую под новый ФГОС ВО-3++ Примерную основную образовательную программу.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2018, Номер: 05

УДК: 023

Sokolov Arkady.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: В статье подчёркнуто: отражённое в литературе мнение о том, что библиотечная профессия себя изжила, поскольку библиотечные операции более оперативно и экономично могут выполнять роботы и компьютерные программы, признано технократической ошибкой и последовательно опровергнуто. Автор предостерегает от неправомерного отождествления назначения и смысла библиотек. Назначение заключается в выполнении технологических функций, которые могут быть переданы интеллектуальным роботам. Тогда как глубинный гуманистический смысл, оправдывающий существование библиотек, состоит в нравственном воздействии на сознание современного общества. Доказана ошибочность игнорирования роли библиотечной интеллигенции в становлении цифровой экономики. Предложено считать библиотечную интеллигентность не только свойством работников библиотеки, но и интегральным качеством личности. Это понятие не профессиологическое, а социально-этическое и может сочетаться с другими конфигурациями интеллигентности и интеллектуальности. В статье отмечено, что человечество в настоящее время находится на распутье: ноосфера (царство разума) или некросфера (царство мёртвых). Библиотечное сообщество должно сыграть центральную роль в правильном выборе исторического пути. Практический вывод статьи сводится к утверждению: смысл библиотечной профессии в современной России состоит в гуманизации цифровой экономики.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 02:378

Mazuritsky Alexander.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Рассмотрены кризисные явления в области современного библиотечно-информа­ционного образования, которые автор образно назвал ударами колокола. Это прежде всего: сокращение числа бюджетных мест, выделяемых вузам и ссузам на подготовку специалистов библиотечного дела; введение Единого государственного экзамена, разрушившее систему профориентационной деятельности библиотечных факультетов; объединение библиотечных факультетов вузов культуры с другими факультетами; проблемы, касающиеся кадрового состава преподавателей. Подобные пагубные процессы А. В. Соколов обозначил как «аннигиляция библиотечной школы». Автор выдвинул ряд предложений, нацеленных на изменение сложившейся ситуации, среди которых: восстановление статуса Московского государственного института культуры как головного вуза отрасли; созыв профессиональной конференции по выработке стратегии и тактики библиотечного образования; организация целевой аспирантуры для подготовки преподавателей для региональных вузов и ссузов. Подчёркнуто, что необходимы формирование чёткой государственной политики в библиотечной сфере и консолидация ресурсов не только вузов и ссузов культуры, но и учебных центров по подготовке и переподготовке библиотечных кадров, создаваемых при ряде крупных библиотек.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 02:37

Kuznetsova Tatyana.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Рассмотрена роль дополнительного профессионального библиотечно-информацион­ного образования как неотъемлемого звена системы непрерывного образования, обосновано его важное значение для формирования библиотечных специалистов новой формации. Раскрыто влияние ДПО как эффективной площадки освоения и генерации новых идей, трансляции инновационного опыта и развития профессиональных коммуникаций на модернизацию библиотечного дела. Сделан вывод о том, что главная целевая установка современных моделей дополнительного библиотечно-информационного образования - содействие профессиональной социализации библиотекаря. Охарактеризованы базовые методологические основы ДПО: инновационность обучения, интеграция образовательного процесса и библиотечной практики, его социальная открытость и динамизм. Определены механизмы перехода от дискретного этапа развития дополнительного библиотечно-информационного образования к системному: вертикально-горизонтальное взаимодействие структур ДПО, преемственность и последовательность ступеней образовательного процесса, управление его качеством, рациональное сочетание онлайн- и оффлайн-обучения. Подчёркнута необходимость общественной профессиональной аккредитации и сертификации образовательных программ альтернативных структур (включая библиотеки), которые не имеют соответствующих лицензий, а также регулярного мониторинга образовательной системы.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 004:378

Babieva Natalya, Klyuchenko Tamara, Dresher Yulia.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: На примере Казанского государственного института культуры проанализирован потенциал вуза, используемый для подготовки высококвалифицированных специалистов в области информатики и информационных технологий, востребованных на рынке труда. Отмечено, что для оптимизации подготовки студентов с 2017 г. в КазГИК введена дисциплина «Информатика и информационные технологии» для всех направлений подготовки и «Информационная безопасность и защита информации» для некоторых направлений. Обозначены важнейшие составляющие информационно-образовательной среды вуза - профессорско-преподавательский состав и материально-техническое обеспечение. Рассказано о мерах по внедрению электронного обучения. Представлены примеры организации работы как преподавателей, так и студентов в сфере повышения квалификации и обучения информационным технологиям: внедрение системы MOODLE, курсы повышения квалификации по электронному обучению, привлечение студентов для создания совместных проектов с использованием специализированного программного обеспечения. Приведены данные анкетирования, характеризующие отношение студентов и преподавателей к электронной форме обучения. Подчёркнуто, что в вузовской концепции преподавания информатики и информационных технологий сделан акцент на гуманитарном характере информатики, её ориентации на актуализацию человеческого ресурса, на интеграцию информационных и компьютерных технологий.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 02

Grikhanov Yury.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Освещена история возникновения, развития и распространения по многим странам мира общественного движения буккроссинг. Раскрыто значение термина «буккроссинг»: передача прочитанных книг от одних людей другим. Названы сайты, учитывающие маршруты передвижения («путешествия») книг, их количество, а также данные о дарителях и получателях: международный сайт www.bookcrossing.com и российский - www.bookcrossing.ru. Перечислены все этапы работы пользователя на сайте. Отмечено, что российский сайт учитывает статистику буккроссинга в нашей стране, однако отдельные лица выступают против этого. Проанализированы принятые в России формы дарения книг без соблюдения разработанных в США правил буккроссинга, противоречащих менталитету российских читателей. Приведено несколько вариантов перевода термина на русский язык (для автора предпочтительнее - «книгостранствие»). Показана трансформация буккроссинга на российской почве: теперь книги оставляют на специально оборудованных полках в общественных местах. Отмечена тенденция: книги перестали сопровождать специальными поясняющими записками, содержащими отзыв о них, ссылку на сайт и прочую информацию. Обоснованы гуманные принципы и эффективность новых форм бесплатной передачи книг физическим и юридическим лицам.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 81’374+025.5

Goncharova Victoria.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: В статье охарактеризован информационный потенциал диссертаций лексикографической направленности, который можно и целесообразно использовать в справочно-библиографическом обслуживании пользователей. Именно с этой точки зрения проведён анализ 150 диссертационных исследований; на его основе выявлены и показаны разные виды лексикографических информационных ресурсов (ЛИР), описанных в данном виде научных работ или включённых в библиографические списки к ним. Отличительная черта рассматриваемого вида ЛИР, важная для справочно-библиографического обслуживания, - полифункциональность, так как они могут одновременно выступать в качестве источника латентной библиографической информации, источниковедческой базы, лексикографического произведения и т.д. Использование повышенного информационного потенциала, заключённого в них, позволяет выполнять разнообразные запросы лексикографической направленности, особенно сложные. Статья дополнена обширной таблицей, в которой отражены основные виды ЛИР, созданные в рамках диссертационных исследований. Отмечено, что на основе анализа библиографических списков к диссертационным исследованиям можно выявить наиболее цитируемые ЛИР, получить узкотематические библиографические указатели, затем скомпоновать их и также использовать в справочно-библиографическом обслуживании. Сделан вывод: профессиональное использование информационных особенностей диссертаций лексикографической направленности позволяет выполнять разнообразные особо сложные запросы, улучшить эффективность справочно-библиографического обслуживания пользователей.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 027.7

Podrezov Konstantin, Ivanova Yulia.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Авторы подчёркивают необходимость проведения исследований, анализирующих эволюцию миссии библиотек высших учебных заведений на различных этапах исторического развития; выделяют три периода, в течение которых роль университетской библиотеки менялась кардинальным образом в связи с изменением идеологии и запросов общества. В статье подробно рассмотрен первый период. Обращено внимание на описательный характер большинства публикаций об истории библиотек, отсутствие анализа гуманистического начала в их деятельности. По мнению авторов, осмысление эволюции миссии библиотеки вуза с позиций исторического опыта - важная задача для определения направления развития вузовской библиотеки на современном этапе. Отмечено, что сегодня культурно-просветительская работа библиотеки рассматривается с точки зрения социализации личности или социальной адаптации студентов. Тогда как вектор развития информационного пространства требует осознания именно гуманистической миссии библиотек. Подчёркнуто, что для понимания миссии вузовских библиотек и, шире - гуманистических принципов образования, необходимо обратиться к историко-философскому смыслу гуманизма и просветительства на самом раннем этапе развития библиотек высших учебных заведений России - в конце XVIII - начале XIX века.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2018, Номер: 06

УДК: 02:378+378:004

Babieva Natalia, Klyuchenko Tamara, Drescher Julia.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: В статье отмечено, что современный период, характеризующийся активными процессами информатизации и глобализации, стимулирует формирование единого образовательного пространства. Вместе с тем происходящая трансформация библиотечной отрасли вносит корректировки в содержательную составляющую подготовки библиотечных специалистов. Информационно-технологическая среда требует от библиотек максимально быстрой адаптации к новым условиям. Подчёркнуто, что без высококвалифицированных кадров, способных работать в новых условиях, невозможно формирование сложной библиотечной инфраструктуры. В качестве перспективной формы подготовки библиотечно-информационных специалистов в условиях единого образовательного пространства предложено рассматривать дистанционное обучение. Освещён опыт внедрения дистанционных форм образования на примере Казанского государственного института культуры, где на платформе MOODLE реализовано удалённое обучение для ряда дисциплин. Приведены результаты опроса удовлетворённости студентов дистанционной формой обучения. Зафиксирована разница мнений студентов дневного и заочного отделений. По результатам исследования сделан вывод о том, что большинство студентов не готовы полностью перейти на дистанционное обучение. Названы основные условия, приводящие к высокой результативности удалённого обучения, его основные преимущества и недостатки. Внедрение дистанционного образования признано условием реализации образования европейского уровня в российской высшей библиотечной школе.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2019, Номер: 02

УДК: 02:378

Klyuev Vladimir.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Рассмотрена современная регламентация вузовского библиотечно-информационного образования, отражающая перспективные тенденции ориентации высшей профессиональной школы на потребности практики. Раскрыты основные концептуальные положения осуществляемой реформы высшего профессионального образования: многоуровневость и преемственность, компетентностный подход, сопряжённость с практикой, интерактивность обучения, комплексная система контроля и оценки знаний выпускников. Выделены нормативные новации повсеместно вводимых в действие с 2019/20 учебного года актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» - бакалавриат и 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность» - магистратура. Отражены: базовые методологические подходы к моделированию профессиональных компетенций выпускников библиотечных бакалавриата и магистратуры; комплекс основных образовательных программ отраслевых бакалавриата и магистратуры, обязательных и рекомендуемых профессиональных компетенций. В результате комплексного анализа сделан вывод: высшее библиотечно-инфор­мационное образование претерпевает трансформации, которые характерны для российского образования в целом; подготовка библиотечных кадров ведётся в рамках реализуемого в нашей стране Болонского процесса и нацелена на сохранение лучших традиций прошлого и поиск своего места в будущем.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2019, Номер: 06

УДК: 01(092)

Gedrimovich Gertruda.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: В статье, приуроченной к 100-летию Российской национальной библиотеки, представлены воспоминания видного и старейшего отечественного библиографа – Гертруды Васильевны Гедримович – о её первых наставниках в профессии. Даны портреты выдающихся специалистов – Елены Владимировны Иениш (1926–2008), Виктора Исидоровича Гранского (1903–1970), Людмилы Вениаминовны Зильберминц (1909–1972) – кадровых сотрудников Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (нынешней РНБ). Отмечены некоторые интересные факты их биографий. Освещён их вклад в развитие библиграфии, принципы работы и наставничества. Отмечены высокий интеллект, самообладание и такт наставников, для которых работа была смыслом и способом существования. Подчёркнуто, что все они обладали и редким талантом, и индивидуальными чертами, поскольку нет одинаковых одарённых людей. Обращено особое внимание на их умение добиваться самых высоких результатов при выполнении профессиональных функций. Сделан акцент на непреходящей ценности профессии библиографа. Выражена надежда на её дальнейшее развитие. Отмечено, что и сегодня опытные библиографы генеральных каталогов и картотек, фонда групповой обработки, читальных залов периодики, Центральной справочной библиотеки, Кабинета библиотековедения и Электронной библиотеки РНБ всегда профессионально, оперативно откликаются на запросы читателей.

  • Show annotation

  • Ключевые слова