Научные и технические библиотеки №11 2009 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Гусева Е.Н. Инновационное развитие библиотечно-информационной сферы

Ратманова С.Б., Ахметова О.Д. Научно-методическое обеспечение подготовки и выпуска библиографических серий: теория, методика, инновационный опыт

Джафаров Д.А. Автоматизированные технологии в библиотеках Азербайджана

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП И ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

Шрайберг Я.Л. Состояние открытого доступа на библиотечно-информационном пространстве России и СНГ

КНИЖНЫЙ РЫНОК. ФОРМИРОВАНИЕ И СОХРАННОСТЬ ФОНДОВ

Догадина Т.М. Сохранение книжных памятников: Белгородский вариант

Соколова И.С. Выпуск изданий по естественным наукам в контексте современной издательской системы России

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э.Р. Классификационный (систематический) поиск в эпоху электронных каталогов. (Статья третья)

КНИГОВЕДЕНИЕ

Серебрякова З.А. Книга как величайшая ценность (на примере национальной бурятской литературы 1950-1970-х гг.)

НАША ИСТОРИЯ: БИОГРАФИИ, ВОСПОМИНАНИЯ

Гедримович Г.В. Нина Григорьевна Старобинская (1899–1990)

ЮБИЛЕИ

Харыбина Т.Н., Мохначева Ю.В., Слащева Н.А. Центральной библиотеке Пущинского научного центра РАН – 45 лет

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Пашин А.И. Фундаментальный учебник для менеджеров библиотек

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Земсков А.И. Девятая Международная Билефельдская конференция

ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ЭБНИТ. (Выпуск 10)

Ежегодная конференция Ассоциации ЭБНИТ. (Обзор работы)

Надпорожская Е.В., Яковишина Л.А., Егоров С.К. Базы данных Корпоративной сети общедоступных библиотек Санкт-Петербурга в среде ИРБИС: программные и технологические решения

Баженов С.Р., Паршиков Р.М. Внедрение АРМ МБА системы ИРБИС в ГПНТБ СО РАН

Воронович С.И. ИРБИС – инструмент ускоренного развития Белорусской сельскохозяйственной библиотеки

Игнатюк М.В. Внедрение Системы автоматизации библиотек ИРБИС64 в работу ОУНБ им. Олега Ольжича города Житомира

Березная Т.И, Пекур Е.В. Мультимедийные технологии обучения работе с системой ИРБИС

Шихова Х.И. Совершенствование деятельности Информационно-ресурсного центра Ургенчского государственного университета путём внедрения системы ИРБИС

Сергиенко Т.В. Опыт внедрения ИРБИС64 в Библиотеке по техническим наукам Сибирского федерального университета

Подписка на «НТБ»


Библиотечно-информационная деятельность: теория и практика

УДК 02

Е. Н. Гусева

Инновационное развитие
библиотечно-информационной сферы

Рассматриваются итоги инновационного развития библиотечно-информационной сферы страны за последние 10 лет, уточняются основные проблемы и направления дальнейшего развития.

В последнее десятилетие обсуждение направлений деятельности российских библиотек в условиях постоянных изменений, происходящих в постсоветской России, неизбежно выводит на проблемы инновационного развития библиотечной сферы.

Об инноватике применительно к библиотечному делу заговорили около 10 лет назад, поэтому, думаю, уже можно подвести некоторые итоги:

1. Инновационное развитие признано библиотечным сообществом одним из реальных (если не единственным) способов модернизации отрасли.

2. Инновационное развитие признается важным фактором развития как самой библиотеки, так и окружающего ее общества.

3. Инновационное развитие библиотеки встроено в развитие культуры, экономики, образования – в развитие всего общества.

4. Основой инновационного развития признаны информационно-коммуникационные технологии и их программно-аппаратное обеспечение.

5. Результатом инновационного развития признается (и это можно также обозначить как «идеальную» цель) качественное улучшение предоставляемых библиотекой продуктов и услуг (а точнее, того, что называется библиотечным обслуживанием). «Инновационная деятельность библиотеки – это деятельность, направленная на ее качественные изменения, отвечающие потребностям времени и реализуемые в новом содержании» [1. С. 27].

Естественно, что за это время получены первые результаты, выявлены первые (а может, и вторые и т.д.) трудности, осознаны первые проблемы.

Среди результатов есть положительные примеры использования системы инновационно-стратегического менеджмента в рамках городской библиотечной системы. Такой опыт имеет муниципальная информационно-библиотечная сеть Томска (директор Александр Сергеевич Карауш).

Еще один результат – методическая деятельность по внедрению и реализации инноваций, осуществляемая Белгородской государственной универсальной библиотекой (директор Надежда Петровна Рожкова), и в целом белгородская программа организации сельских модельных библиотек (и, кстати, модельных сельских клубов), курируемая областной и местными администрациями.

Говоря о модельных сельских библиотеках, – а это безусловно инновационный проект развития малых сельских библиотек, инициированный около восьми лет назад при участии Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека», – нельзя не сказать об опыте Чувашии. В этой республике по состоянию на начало 2008 г. действовали 500 модельных библиотек, всего публичных общедоступных библиотек – 615 (данные отчета, представленного в Министерство культуры).

Один из значимых результатов инновационного развития библиотечно-информационной сферы – повышение внимания руководителей и сотрудников отрасли к вопросу подготовки к самой работе в условиях инновационного развития. Речь идет о разнообразных программах подготовки и повышения квалификации кадров, среди которых большой интерес вызывают обучающие выездные курсы-семинары для сотрудников общедоступных библиотек Томской областной универсальной научной библиотеки (директор Нина Михайловна Барабанщикова), особенно курс-семинар «Инновационные формы библиотечного обслуживания» (разработчик – главный библиотекарь Отдела библиотечного развития ТОУНБ Александра Александровна Таращенко).

Среди программ, готовящих сотрудников библиотек к жизни в мире инноваций, широко известна ежегодная программа «Школа библиотечной инноватики», инициатор и организатор которой – Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма (руководитель программы Татьяна Яковлевна Кузнецова).

У «Школы библиотечной инноватики» появились последователи – подобные мероприятия проводятся в Краснодарском крае и на Дальнем Востоке. В развитие этого направления профессиональной переподготовки библиотекарей в последние несколько лет появились так называемые «Школы лидерства», проводимые в разных регионах страны.

Одна из форм, способствующих инновационному развитию библиотек, – «круглые столы» по библиотечно-инновационной проблематике, проводимые Российской государственной библиотекой на различных конференциях. Такие мероприятия проведены в рамках конгрессов Российской библиотечной ассоциации в Ульяновске (2008 г.) и Вологде (2009 г.) и Международной конференции «EVA 2008» в Москве (совместно с АПРИКТ).

Интереснейшая новация, которая, на мой взгляд, может перерасти в инновационную форму организации профессионально-библиотечного самосознания и рефлексии, – тематические блоги, появившиеся на сайтах библиотек, где библиотекари обсуждают свои профессиональные проблемы, в том числе инновационного развития библиотек. Среди таких блогов – ресурс «Инновации в библиотеке» на сайте Центра библиотечных инновационных технологий РГБ [2], блог «Библиомир: взгляд из Гомеля» Гомельской ОНБ им. В. И. Ленина [3], украиноязычный блог «Творчiсть та iнновацiï в украïнських бiблiотеках» [4] и др.

Естественно, этими примерами далеко не исчерпывается все многообразие инновационных изменений в жизни библиотек. Но и краткое их перечисление позволяет говорить о том, что в направлении инновационного развития библиотечно-информационной сферы страны предпринимаются определенные шаги и происходят определенные сдвиги.

Однако, говоря об инновационном развитии, необходимо помнить, что модернизация посредством постоянного внедрения новшеств (а это и есть краткое определение инновации) имеет и свои теневые стороны и даже таит некоторые опасности, поэтому идеализировать инновационное развитие не стоит. Следует заметить, что многие проблемные стороны инновационного развития библиотек характерны для всего современного общества. Некоторые из них обозначены ниже.

1. Абсолютизация значимости инноваций для общественной жизни (особенно для экономики). Многие экономисты называют инновации даже «новой религией бизнеса». Причиной такого внимания к феномену постоянной замены одних продуктов и услуг другими можно считать, кроме увеличения численности населения и связанной с этим деградацией окружающей среды, и явление конкуренции (во всех сферах жизни общества). То есть инновации признаются базовой составляющей формулы успеха, и динамично развивающимся считается тот, кто во главе своей стратегии развития ставит постоянное внедрение и сбыт новшеств. Например, по данным Сержио Зимана, «в целом более 60% компаний, входящих в список S & P 500, включают в свои декларации о целях концепцию приверженности инновациям, используя термин «инновации» применительно к процессам сбыта товаров и создания брендов или ссылаясь в годовых отчетах на введение тех или иных новшеств как на часть своей стратегии» [5. С. 11].

Более того, в экономической научной литературе, затрагивающей инновационную проблематику, наиболее распространены два определения инновации: новый продукт или услуга, способ производства; целенаправленное изменение. То есть в одном случае явление инновации упрощается до продукта практического внедрения, а во втором – до процесса. Проблема в том, что подобные определения не выходят за рамки экономико-технологической среды и не охватывают социокультурные аспекты инноваций, а также их проявления в политической, социальной, культурной сферах общественной жизни. Поэтому при внедрении новшеств в социально-культурной сфере (куда входит и библиотечная деятельность) необходимо ответить на вопросы: что такое инновация применительно к библиотеке? в чем ее специфика и отличие от простого изменения или нововведения в деятельности библиотеки?

2. Затирание понятия инновация. Это приводит к полисемантике термина, нестрогому употреблению, искажению смысла [6], чему можно найти в том числе и такое объяснение: слово «инновация» гораздо благозвучнее, привлекательнее, чем слова «новинка», «новшество». К тому же сегодня (это вытекает из первой проблемы), говоря об инновациях, люди часто следуют конъюнктуре (моде). Не будет преувеличением утверждение, что смысл этого понятия как научной или философской категории заменяется неким симулякром (т.е. знаком, обозначающим фантом сознания, относительно которого трудно, невозможно или бессмысленно говорить о его объективном внешне-предметном референте [7. С. 532]).

Возьму на себя смелость утверждать, использовав понятие Ф. Бэкона, что термин инновация в его сегодняшнем, обыденном, понимании и употреблении – это идол. Идол площади (или – по-другому – толпы). Причем этот термин может стать и идолом театра (что, по мнению Ф. Бэкона, еще хуже). Ф. Бэкон так определял понятие идол: «Что же касается опровержения призраков или идолов, то этим словом мы обозначаем глубочайшие заблуждения человеческого разума. …Их обман является результатом неправильного или искаженного предрасположения ума, которое заражает и извращает все восприятия интеллекта» [8. С. 73–74].

Об идолах площади он говорил следующее: «Существуют еще идолы, которые происходят как бы в силу взаимной связанности и сообщества людей. … Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум. Определения и разъяснения, которыми привыкли вооружаться и охранять себя ученые люди, никоим образом не помогают делу. Слова прямо насилуют разум, смешивают все и ведут людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям. … Слова обращают свою силу против разума» [Там же. Т. 2. С. 23]. То есть идолы площади – это те смыслы, которые вкладываются в некие вещи (понятия о них) неразумным сознанием (площадью, толпой). Их Ф. Бэкон называл «самыми тягостными» и трудноизлечимыми. В данном случае следует предостерегаться от спекулятивной интерпретации понятия инновация, так как для этого слова – символа успеха и продвижения – существует реальная опасность окончательно потерять свой смысл и идею и превратиться в словесную шелуху. Об этом хорошо сказал В. В. Маяковский: «Слова у нас до важного самого в привычку входят, ветшают, как платье…» [9. С. 261].

3. Упрощенное понимание феномена инноваций (как следствие п. 2). Например, часто отождествляют понятия новшество и инновация. Несколько упростив, можно сказать, что инновация – это внедренное новшество, а новшество – оформленный результат каких-либо исследований, разработок, экспериментов по повышению эффективности деятельности в какой-либо сфере. Новшество как правило имеет документально оформленный вид.

Часто понимание инновации напрямую соотносится с понятием инвестиции, но они не тождественны друг другу. Напомню, что инвестиции – это долгосрочные вложения государственного или частного капитала в предприятия разных отраслей в собственной стране или за рубежом в целях получения дохода, социально-экономические программы, различные проекты. Это могут быть денежные средства, ценные бумаги, какое-либо имущество (в том числе имущественные права), иные права, имеющие денежную оценку. Инвестиции направляют на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий, а также вкладывают в создание интеллектуального, духовного продукта, и через определенный (иногда значительный) срок после вложения они приносят отдачу [10].

В тесном взаимодействии с инновацией находятся и понятия открытие, изобретение. Они действительно являются однопорядковыми (их сущностная характеристика – новизна), но в открытии решающее значение имеет индивидуально-личностный план, а в инновации – социокультурный. «Инновация — это любое открытие, которое достигло некоторого уровня признания в рассматриваемом обществе. Чтобы открытие квалифицировать как инновацию, оно должно быть транслируемо, а стало быть, должно допускать возможность трансляции» [11. С. 257].

Часто инновацию сопоставляют с таким понятием, как изменение. Считается, что инновация – это любое целенаправленное, позитивное изменение материальных и нематериальных элементов, способствующее развитию и повышению уровня организации. Но, по другим мнениям, изменение есть атрибутивное качество инновации, но не сама инновация. К тому же необходимо различать непосредственное изменение, которое вносит инновация, и изменения-следствия, которые могут образовываться необязательно в сфере применения инновации и быть не всегда положительными.

В библиотечной сфере широко распространено мнение, что внедрение инноваций – это автоматизация библиотечной деятельности, которая заключается в приобретении парка компьютеров, установке на них соответствующего программного обеспечения и изменении таким образом процессов как обслуживания пользователей, так и организации деятельности самой библиотеки.

Влияние компьютерных технологий на деятельность библиотек – предмет отдельного рассмотрения, этому вопросу посвящено уже достаточное количество работ. Однако, по моему мнению, ставить знак равенства между инновацией и компьютером применительно к библиотеке нельзя: компьютеры и компьютерные технологии безусловно явились базисной, меняющей парадигму инновацией, но в рамках всей сегодняшней цивилизации. Для библиотеки же компьютер — это средство модернизации деятельности, средство или условие внедрения инноваций.

4. Сложность внедрения, управления и оценки эффективности внедрения новшеств в социально-гуманитарной сфере (по сравнению с экономической), недостаточная научная и методическая проработка проблем инновационного развития (одной докторской и одной кандидатской диссертаций в этой области явно недостаточно). На данную проблему влияют и все три вышеназванные.

Перечисленные проблемы можно обозначить как «общие», но существуют и «специальные» проблемы, с которыми сталкиваются библиотеки, рассматривающие инновации в качестве одного из путей дальнейшего развития:

1. Преувеличенное внимание библиотеки к внедрению инноваций в тех областях, где она, по ее мнению, компетентна, в ущерб ее сущностной деятельности. Например, библиотека безусловно компетентна в предоставлении и поиске информации, но нужны ли ей и будут ли инновацией попытки «заменить» собой Интернет? Имеются случаи, когда библиотека предлагает списки сайтов рефератов и других подобных ресурсов. Это инновация? Думается, инновацией в данном случае было бы предоставление пользователю возможности научиться искать эту информацию во всемирной паутине, обучение его навыкам ориентации в массивах информации и методам определения избыточной, ненужной информации. Еще пример: библиотека компетентна в организации культурного интеллектуального досуга, но является ли инновацией организация театра при библиотеке или участие в смотре-конкурсе чтецов? Безусловно, это может входить в рамки социально-культурной деятельности библиотеки, но библиотечной инновацией, на мой взгляд, никак не является. (К тому же реальна ситуация, когда при библиотеке организуется множество кружков, она участвует в массе культурно-досуговых программ, а абонемент или читальный зал пустуют, и библиотека постепенно превращается в клуб или же иное досуговое учреждение, что не соответствует ее миссии и сущности деятельности.)

2. Необоснованная стимуляция творческой (креативной) деятельности сотрудников библиотек безотносительно к качеству предлагаемых идей. Это достаточно «модная» тенденция, особенно в среде молодых руководителей библиотек и управлений культуры. В самой этой идее – развитии профессионального творчества – ничего плохого нет, но идеализация творческого подхода может иметь как минимум два негативных результата.

Самый явный негативный результат, на мой взгляд, состоит в следующем. Девиз «творчество ради творчества» может повлечь за собой проведение всевозможных конкурсов, смотров и программ, от участников которых потребуется новизна и креативность идей. Отсутствие подобной практики, по мнению апологетов такого подхода, может означать, что библиотека не способна к обновлению, инертна и т.д., и поэтому участники этих программ вынуждены выдавать какие-либо идеи без учета их возможной реализации или же постоянно повторять, слегка видоизменяя, одну и ту же, уже сработавшую, проверенную идею. Производство идей на поток поставить нельзя, к тому же встает вопрос: целесообразно ли постоянно внедрять новшества в той среде, в числе сущностных характеристик которой – традиционность и некоторая консервативность (естественно, это относится к библиотечной деятельности)?

Еще один негативный результат подобного подхода состоит в том, что масса усилий, времени и денег тратится на проработку изначально бесперспективных или нереализуемых идей, что может быть в том числе имитацией бурной деятельности или попыткой использовать избыточные мощности и ресурсы.

3. В погоне за новизной не учитываются интересы потребителей этих новинок. Игнорируется бизнес-правило, согласно которому каждая инновация должна создавать для ее потребителей дополнительную ценность. Известны случаи, когда пользователям предлагался «инновационный» продукт, не имеющий реальных преимуществ или только декларирующий их. Например, объявлено о создании виртуальной справочной службы, работающей в режиме онлайн. Но реально она работает с отставанием более чем на сутки, что можно назвать режимом «оффлайн». Другой пример: постоянно расширяется предложение новых (инновационных) продуктов, которые незначительно отличаются друг от друга. (В бизнесе это называется «последовательное наращивание потребительской стоимости».)

Несмотря на эти проблемы, есть уверенность в том, что мы являемся свидетелями окончания одного из первых этапов деятельности библиотек и других институтов социально-гуманитарной сферы в направлении инновационного развития. Следующий этап, на мой взгляд, будет этапом определенной рефлексии, осознания и обоснования применимости имеющихся наработок, перехода от эмпирических исследовательских программ к теоретическим обобщениям, от простого перенесения и внедрения по аналогии к обоснованной адаптации и трансформации под конкретные условия, переноса внимания от аспекта поиска новизны к постоянному, но мотивированному обновлению.

Каков будет результат следующего этапа, покажет время. Однако есть все основания утверждать, что одним из самых главных и значимых должно стать построение методологии и методики управления инновационной деятельностью в библиотечно-информационной, а возможно, и во всей социально-культурной сфере. «Инновация — это в первую очередь эффективное управление» [12. С. 23].

Список источников

1. Инновационное развитие библиотек: концептуальный подход [Текст] // Библиотековедение. – 2004. – № 2.

2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://blog.c-bit.ru

3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://inf.by/gomel_lib/

4. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://libinnovate.wordpress.com/

5. Зиман С. Креветки или успех: бессмысленные инновации или осмысленное обновление [Текст] / Сержио Зиман ; пер. с англ. — Москва : Эксмо, 2006.

6. Семантика // БСЭ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovari. yandex.ru/dict/bse/article/00070/04400.htm?)

7. Симулякр // Лебедев С. А. Философия науки: краткая энциклопедия [Текст] / С. А. Лебедев. – Москва : Академический проект, 2008.

8. Бэкон Ф. Сочинения : в 2 т. [Текст] / Ф. Бэкон. – Москва : Мысль, 1977.

9. Маяковский В. В. Владимир Ильич Ленин [Текст] / В. В. Маяковский // Сочинения : в 2 т. – Т. 2. – Москва : Правда, 1988.

10. Современный экономический словарь [Электронный ресурс] / Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. – 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2007. – 495 с. – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/economic

11. Князева Е. Н. Основания синергетики: Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры [Текст] / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. — Санкт-Петербург : Алетейя, 2002. — С. 257.

12. Давила Т. Работающая инновация: Как управлять ею, измерять ее и извлекать из нее выгоду [Текст] / Тони Давила, Марк Дж. Эпштейн, Роберт Шелтон ; пер. с англ. Зоря О. И. ; под науч. ред. Козицкой Т. Ф. – Днепропетровск : Баланс Бизнес Букс, 2007.

  
На главную