Научные и технические библиотеки №1 2010 год
Содержание:

16-я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «БИБЛИОТЕЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА» – «КРЫМ-2009»

Шрайберг Я. Л. Библиотеки в электронной среде и вызовы современного общества. Ежегодный доклад Международной конференции «Крым». Год 2009

Секция «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Столяров Ю. Н. Седьмая встреча библиотековедов, библиографоведов и книговедов на Крымском форуме

Матлина С. Г. Приближение к истине. Библиотечная деятельность в контексте социо-гуманитарной экспертизы

Пушкарев С. Н. Василий Степанович Попов и становление библиотечного дела в России. Новые архивные материалы

Секция «Библиотечные кадры, профессия и образование»

Сукиасян Э. Р. Профессиональное самообразование

Стрелкова И. Б. Профессиографический анализ деятельности библиотечного специалиста как основа эффективного управления

Юрик И. В. Проблемы профессиональной адаптации библиотекарей научных библиотек Беларуси

БИБЛИОТЕКА В ТОЛЕРАНТНОМ МИРЕ

Якубов Э. Н. Развитие межрегионального библиотечного сотрудничества в процессе информационно-образовательной деятельности по формированию толерантных отношений в полиэтнических сообществах

ФОНДЫ БИБЛИОТЕК: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Здравковска Невенка, Кэкли Боб. Будущее научных и инженерных баз данных: проблемы формирования и развития фондов в Университете штата Мэриленд

НАША ПРОФЕССИЯ

Бородина С. Д. Инновационная личность как субъект и объект дополнительного образования библиотекарей

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Соколов А. В. Документный ресурс ноосферы

Павлова Н. П. И физикам, и лирикам


НАША ПРОФЕССИЯ

УДК 02:37.018

С. Д. Бородина

Казанский государственный университет культуры и искусств

Инновационная личность как субъект и объект
дополнительного образования библиотекарей

Мнение специалиста об условиях формирования инновационной личности в системе дополнительного образования библиотекарей.

Переход общества на инновационный тип развития требует, чтобы инновационная деятельность стала массовой. Инновационное развитие – постоянно возобновляемый процесс создания инноваций во всех сферах общества. Если для системы базового профессионального образования формирование инновационной личности – скорее теоретически-прикладная проблема, то для системы дополнительного образования – прежде всего актуальная практическая задача.

Общесоциологическая теория личности акцентирует внимание на трех главных чертах и, соответственно, на трех задачах формирования полноценной инновационной личности: первая – способность к творчеству; вторая – наличие определенного интеллектуального ресурса; третья – социальная зрелость как готовность к инновационной деятельности [1]. Особенностью деятельности инновационной личности является коллективный субъект инновационной деятельности.

Способность к творчеству предполагает умение видеть различные пути решения нестандартной ситуации, оценить каждый из них и выбрать, исходя из некоторого критерия, наиболее оптимальный. Антипод творчества – традиционализм, для которого характерны боязнь новизны, нежелание стремиться к неизвестному, более масштабному и т.д. Острейшей проблемой сегодня является умение вписать инновации в традицию.

Библиотечная деятельность инновируется сегодня одновременно во многих направлениях: внедрение автоматизированных и электронных технологий, частичная коммерциализация деятельности, совершенствование традиционных технологий. Наибольшие успехи достигнуты в тех областях практической библиотечно-информационной деятельности, в которых нет диктата давно сложившихся традиций. Это в первую очередь касается современных информационных, маркетинговых, PR-технологий. Но здесь кроется опасность – библиотекарь может превратиться из творческой личности в технократическую.

На сегодняшний день эти технологии оцениваются общественным мнением как безусловное благо, а негативные моменты объясняются естественным следствием «проблем роста». Между тем сущность и задача библиотеки как культурного института – соединение читающего мира с миром книг. Эта задача приоритетна не только потому, что она гуманна по духу, но и потому, что в ее решении у библиотеки практически нет конкурентов. Соответствовать этой задаче способен профессионал, обладающий высокими интеллектуальными и коммуникационными ресурсами, развитым профессиональным самосознанием.

Интеллектуальный ресурс личности отнюдь не измеряется уровнем образования или пресловутым коэффициентом интеллекта IQ. По оценке современных философов и психологов, интеллект есть сочетание когнитивных и личностных факторов [1]. Один из способов его адекватной оценки – соотношение уровня образования личности и степени ее включенности в общественно-значимые сферы деятельности. Сегодня самые продуктивные решения зачастую создаются на стыке различных, порою заведомо не соединимых отраслей знаний. Зарубежные библиотечные специалисты отмечают крайне незначительное использование библиотекарями в своих научных статьях произведений мыслителей из смежных непересекающихся с библиотечным делом наук. Чаще всего библиотекари ссылаются друг на друга, что сразу же снижает инновационный уровень их исследований [2]. Поэтому так важно предметно научить методике поиска решения производственных проблем (тренинг, деловые игры).

Профессионализация как форма становления субъекта деятельности влияет на все уровни самосознания. Профессиональное самосознание – один из важнейших компонентов самосознания человека как субъекта деятельности. Формирование профессионального самосознания происходит параллельно с накоплением социального опыта, включаемого в «профессиональное Я» личности.

Уровень соответствия человека требованиям профессии выражается и фиксируется в профессионализме – интегральной психологической характеристике человека труда. Это характеристика деятельности, общения и личности.

Профессионализм соотносится с различными аспектами зрелости специалиста, в связи с чем выделяют несколько его видов:

  • специальный или деятельностный, предполагающий владение своей профессией на высоком уровне;
  • социальный, предполагающий владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества;
  • личностный (владение способами самовыражения и саморазвития);
  • индивидуальный (владение приемами самореализации и саморазвития индивидуальности в рамках профессии, способность к творческому проявлению своей индивидуальности).

Объем понятия профессиональная деятельность гораздо шире, чем трудовая деятельность. Последняя – только часть, хотя и важнейшая, многообразных форм активности в профессии, направленной не только на предмет труда, но и на социальную среду, и на самое себя [3]. В содержании программ последипломного образования отражаются не только методика основных технологических процессов, но и методика исследовательской и творческой деятельности. В то же время содержание учебно-образовательных программ ýже профессиональной деятельности, поскольку отражает не все ее содержание, а только основные технологические (профессиональная переподготовка) или инновируемые процессы (повышение квалификации).

В содержании образовательных программ профессиональной переподготовки, реализуемых Институтом дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) – ИДПО (ПК) – специалистов социокультурной сферы и искусства Министерства культуры Республики Татарстан, основной акцент сделан на деятельностном аспекте профессионализма, поскольку эти программы направлены на аудиторию, не имеющую профессионального образования. Методика исследовательской и творческой деятельности осваивается в ходе выполнения курсовых и дипломных работ. В то же время длительная профессиональная переподготовка (4–6 семестров) способствует установлению в группе устойчивых межличностных контактов, что содействует социальному аспекту профессионализма.

Содержание учебно-образовательных программ повышения квалификации направлено на постижение актуальных, как правило инновационных методик профессиональной деятельности. Сравнительная «узость» содержания программы позволяет проектировать в ней личностный и индивидуальный аспекты профессионализма. Однако эти аспекты невозможны без профессиональной активности личности. Это предусматривает готовность к активному неформальному интеллектуальному обмену в группе, созданию проблемных лабораторий по инициативе слушателей, выполнению и защите собственных проектов.

Один из источников личностного и индивидуального мастерства – включение в содержание обучения материала, расширяющего рамки профессиональной деятельности: из области культурологии, педагогики, психологии, методики музейной и клубной работы и т.д. Однако без установки на профессиональное самосовершенствование, постоянное личностное освоение знаний, умений и навыков такой материал воспринимается одними слушателями как избыточный, а другими – и вовсе как информационный шум.

В октябре 2008 г. в ИДПО (ПК) специалистов СКС и искусства была реализована учебно-образовательная программа для сотрудников муниципальных библиотек со специальным образованием «Культурное наследие региона как ресурс и объект деятельности национально-краеведческих отделов муниципальных библиотек». Основные трудности ее реализации заключались в том, что библиотечные специалисты оказались психологически не готовы воспринимать материал, выходящий за узкопрофессиональные рамки. Ориентация на технологические циклы, протекающие в библиотеке, казалась им наиболее актуальной. Аргументы в пользу этого исходили из соображений «нам это ближе, более знакомо и т.д.». Тот факт, что ориентация библиотеки на апробированные средства и технологии – причина многих негативных явлений, в том числе и низкого статуса библиотеки в обществе, нежелания пользоваться ее услугами, не закреплен в профессиональном самосознании.

Ориентация в повышении квалификации на восприятие конкретных методик профессиональной деятельности неразумна по нескольким причинам. Во-первых, это подразумевает пассивность слушателей, что резко снижает коэффициент усвоения материала. Во-вторых, передовой профессиональный опыт – явление не такое уж частое, и его использование невозможно без определенной методики, учитывающей специфику собственного профессионального пространства. Разработать такую методику под силу только самому слушателю. Следовательно, активность и творческий подход профессионала являются более значимыми слагаемыми успешности реализации учебно-образовательной программы, чем ее содержание.

Таким образом, профессиональное самосознание библиотекарей, вовлеченных в систему дополнительного профессионального образования, находится в стадии формирования. При этом профессионализм слушателей, занятых в образовательных программах объемом свыше 500 часов, отличается большей зрелостью. Активная позиция личности, выражающаяся в отрицании заданности собственного профессионального статуса, обеспечивает готовность к творческому восприятию всех аспектов профессионализма.

Способность справляться с изменениями в окружающем мире независимо от их темпов – актуальная задача обучения взрослых. Утрата четкости и уменьшение объема закрепленного в памяти человека материала, невозможность воспроизвести, а в крайних случаях даже узнать то, что было известно из прошлого опыта, достаточно распространены. Одной из причин этого явления, получившего наименование «кризис компетентности», специалисты считают принцип «избыточности образования» [3].

Общее школьное образование в России позволяет без специальной подготовки приступить к изучению практически любого профессионального. На ступени высшего образования «избыточность» проявляется в том, что после более или менее длительного процесса адаптации выпускник готовится занять какую-либо должность из группы близких по содержанию труда должностей. К тому же содержание профессионального образования заведомо шире будущей производственной деятельности. Кроме основ профессиональной деятельности обучаемым преподают основы творческой и методику исследовательской деятельности. Овладение ими обеспечивает непрерывную профессионализацию специалиста, обозначаемую сегодня расхожим словосочетанием «образование – через всю жизнь» (однако чаще встречается «образование – в течение всей жизни». – Ред.).

Инновационная личность – это психологически и социально мотивированный человек. Психологическая готовность предполагает не просто способность переходить от слов к целенаправленным действиям, но и готовность к стрессам вследствие открытого обсуждения производственных проблем, трудностей, лакун в подготовке и т.д.

Библиотековеды отмечают парадоксальность ситуации, сложившейся в профессиональном сознании представителей отрасли. Не стремясь в большинстве своем к каким-либо профессиональным переменам в стенах библиотеки, почти половина участников различных социологических опросов задумывается о кардинальной смене деятельности. Игнорируется тот факт, что новая работа, незнакомый коллектив потребуют гораздо более высокой активности, интеллектуального напряжения и даже физических сил. Если все это применить в своей библиотеке, ситуация вполне может измениться к лучшему [2].

Сказанное позволяет сформулировать требования к инновационной личности:

1. Умение интегрировать различные виды конкретно-научного знания. Необходима не только способность к постоянному переосмыслению мира, но и готовность принимать изменение смыслов окружающего мира, менять свои жизненные ориентиры и т.д.

2. Инновационную личность отличает высокий уровень профессионального самосознания. Именно оно, а не сумма усвоенных знаний определяет идентификацию человека «Я – библиотекарь».

3. Инновационная личность должна понимать и по возможности предвидеть последствия инновационных проектов, брать на себя нравственную ответственность за свое творчество.

Безусловно, формирование инновационной личности в ходе базового и дополнительного образования под силу только тем преподавателям, которые сами являются таковыми. Соответствовать требованиям инновационной личности в базовом образовании преподавателю помогают некоторые объективные моменты: возрастная и социальная дистанция, профессиональный и жизненный опыт, сформированное миропонимание и профессиональное самосознание. В дополнительном образовании значение этих факторов значительно снижено. Преподаватель зачастую моложе большинства обучаемых, его профессиональный, да и жизненный опыт может быть очень небольшим. Только способность решать производственные задачи, генерировать новые идеи, заражать обучаемых уверенностью в своих силах позволяют ему соответствовать статусу преподавателя системы последипломного образования.

Однако если производственные задачи будут типовыми, взятыми из книг или из личного опыта преподавателя, содержание последипломного образования будет мало чем отличаться от профессионального. Формирование инновационной личности происходит «здесь и сейчас», когда решаются производственные проблемы, актуальные для слушателей. Это требует, с одной стороны, высокого мастерства преподавателя, а с другой – открытости, готовности слушателей к сотрудничеству.

Практика показывает, что чем выше образовательный ценз и должность обучаемого, тем меньше он готов делиться своими трудностями и проблемами. Наличие нерешенных, а зачастую и нерешаемых проблем представляется слушателю профессиональным изъяном, что говорит о недостаточной степени зрелости профессионального самосознания. Таким образом, психологически и социально мотивированная личность библиотекаря – это не только объект, но и полноправный субъект дополнительного образования.

Список источников

1. Шевченко В. Н. Инновационная личность как социальный тип / В. Н. Шевченко // Личность. Культура. Общество : междунар. журнал социальных и гуманитарных наук. – 2007. – Вып. 4 (39). – С. 90–111.

2. Матвеев М. Ю. Проблемы имиджа библиотечной науки, образования и профессии / М. Ю. Матвеев // Науч. и техн. б-ки. – 2008. – № 5. – С. 80–91.

3. Киктев С. В. Совершенствование подготовки преподавателей системы последипломного педагогического образования / С. В. Киктев // Личность. Культура. Общество : междунар. журнал социальных и гуманитарных наук. – 2006. – Вып. 1(29). – С. 225–234.

  
На главную