Научные и технические библиотеки №9 2005 год
Содержание:

Блюменау Д.И. Еще раз о формуле интеллигентности
(так ли безупречна ее "суть"?)

Крымская А.С. Управление знаниями - перспективная технология для библиотечно-информационных работников

Сукиасян Э.Р. Управлять можно только организационными знаниями

Старущенко Г.П., Хомякова Н.М. Серые документы и распределенный библиотечно-информационный фонд

Редькина Н.С. Технологический аудит в библиотеке

Сергеева С.А. Качество информационно-библиотечного обслуживания: организационно-технологический аспект

Забелина О.Б. Книгообеспеченность учебного процесса в условиях информатизации вуза

Павлова Л.П., Курбангалеева И.В., Дубовенко В.А. Научные школы в зеркале биобиблиографических указателей ученых Сибирского отделения РАН

Королева Л.И., Шкроба Н.В. Десять лет с "Патентами России"

ОТКЛИКИ НА ПУБЛИКАЦИЮ

Ядрова Г.В. Научный эксперимент как основа повышения квалификации библиотекарей

Миниярова З.М.Электронный каталог - особая поисковая среда

НАШИ АВТОРЫ


УДК 025.32:65.011.56

Миниярова З.М.

Электронный каталог - особая поисковая среда

Хочется надеяться, что серия статей Э.Р. Сукиасяна "Сравнительный анализ моделей различных ИПЯ" будет использоваться как учебный материал по различным ИПЯ. Но достаточно ли нам знаний об информационно-поисковых языках, если мы хотим создать и использовать полноценный электронный каталог? Можно ли вообще в случае электронного каталога говорить об отдельных ИПЯ, не учитывая поисковую среду и методику их применения?

Распространено мнение, что традиционная (карточная) и машиночитаемая формы как бы особенно и не различаются в поисковом отношении. Действительно, если мы введём список терминов в текстовый файл, то различия будут минимальные (даже если текст содержит разметку какого-либо коммуникативного формата). Однако никакой ИПЯ сам по себе не является поисковым аппаратом.

Если речь идёт об электронном каталоге, то мы скорее всего будем иметь дело с файлами базы данных. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что каждая СУБД имеет свой формат, и существенным для нас является то, что информация там организована специальным образом, предназначенным для хранения больших объёмов и поиска программными средствами.

Отсюда - важное следствие: в поисковой среде ЭК наряду с самими данными (семантический аспект поискового аппарата), их структурой (формальный аспект) будут иметь значение программные средства, работающие с данными (инструментальный аспект поискового аппарата). Впрочем, инструменты поиска всегда имеют значение, только в традиционной поисковой среде эти аспекты поискового аппарата не столь чётко дифференцируются.

Формальный аспект может быть связан как с семантическим (структура данных отражает семантические отношения, например связи терминов), так и с инструментальным (структура данных приспособлена для организации поиска, например для сортировки по алфавиту или выделения поисковых элементов). Отметим также методический аспект, который связан с конкретным применением поисковых инструментов, с методами выбора конкретных поисковых терминов при индексировании и при поиске в зависимости от свойств поисковой среды.

Совокупность этих аспектов и позволяет говорить о существовании поискового аппарата.

Может быть, не совсем очевидно, что инструментальные средства конкретной АИБС влияют и на процесс поиска, и на процесс индексирования, поэтому стоит сказать об этом несколько слов. Предварительно отмечу, что, к сожалению, имеет место наложение терминов. Специфическую часть любой СУБД, отвечающую за организацию поиска данных, принято называть индексом, и далее в статье этот термин будет употребляться именно в таком смысле, т.е. в значении, распространенном в области программирования и вычислительной техники, и он не имеет никакого отношения к традиционному библиотечному классификационному индексу, а также к индексированию документов.

Некоторые АИБС поддерживают и медленный, и быстрый поиск, некоторые только быстрый (когда поиск проходит только по поисковым индексам).

При медленном поиске можно найти "абсолютно всё абсолютно в любом месте" (например последовательность символов пробела и запятой, что бывает весьма полезно при редактировании каталога). На больших массивах информации пользоваться этим видом поиска можно лишь в крайних случаях, зато он хорошо подходит для уточнения в ограниченной выборке.

Быстрый поиск тоже может быть разным в зависимости от способа построения поискового индекса. Индекс может строиться по целой фразе, т.е. содержать в своей строке весь поисковый элемент. Тогда реальный поиск возможен только по началу фразы, что, конечно же, является существенным ограничением. При необходимости поиска по другим словам придётся прибегнуть к инверсии при составлении ПОД. Просматривать поисковые словари, в которых, например, присутствуют полностью названия документов, весьма удобно. При построении пословного индекса можно найти слово в любом месте поля, необходимость инверсии отпадает, но может быть много шума при поиске.

Наилучшим является вариант, когда мы имеем дело не с каким-то одним видом индекса, а с гибкой системой, и можем в поисковом запросе помимо термина поиска указать его условия - искать в любом месте, в начале, или нас интересует точное совпадение. Все ли АИБС предоставляют такие возможности?

Итак, необходимо признать, что электронный каталог - это самостоятельный поисковый аппарат, отличающийся от традиционного каталога своей собственной поисковой средой; возможности организации поиска в электронной среде существенно отличаются от возможностей традиционной карточной системы. И это отличие не может не наложить отпечаток на семантическую сторону поискового аппарата, на ИПЯ. Именно поэтому следует говорить не столько о машиночитаемом, сколько о машиноприменяемом индексировании.

Даже если АИБС не поддерживает гибкие системы индексирования и поиска (многие из широко применяемых сегодня АИБС не имеют даже автоматического перехода по ссылкам "см." и "см. также"), предоставляемые возможности электронной среды можно и нужно использовать. При семантическом описании нужно учитывать и другие методы организации поиска. Предметизацию, к примеру, не следует использовать "в лоб", как это делается сейчас, когда в ЭК практически переносится традиционная технология индексирования и поиска. Нельзя переносить на ЭК методы поиска в карточном каталоге, тем более - в одном из карточных, например в предметном. Почему библиотекари не так уж часто используют при поиске комбинацию поисковых терминов? Может быть, потому, что этот вид поиска называется сложным, в лучшем случае - комбинированным?

Внимательнее посмотрим на трансформацию списков терминов, приведённую в статье Э.Р. Сукиасяна. Для начала обратимся к спискам ключевых слов (КС) и предметных рубрик (ПР). Именно трансформация КС в ПР наиболее интересна и показательна, так как пока еще в нашей стране, как и за рубежом, в основном в электронном каталоге используется вербальный поиск - КС и ПР. О необходимости использования классификационных ИПЯ нужно говорить в отдельной статье.

Конкретный пример. По КС "Ливневые дожди" можно найти конкретные документы, рассказывающие о ливневых дождях. Используя язык ПР, можно найти документы, рассказывающие о дождях вообще, затем уже внутри полученного массива вручную отобрать документы о ливневых дождях. Хотя термин ливневые дожди в предметизационном ИПЯ присутствует, он теряет свою поисковую силу по сравнению с КС. Обратим внимание на то, в каком аппарате мы вели поиск (карточный каталог, ЭК) и как индексировали конкретные документы. Для наглядности промоделирую ситуацию с поиском по ПР в традиционной методике. Обратившись к ПК, в алфавитном ряду ПР находим рубрику "Ливневые дожди" (см. "Дожди"). Теперь мы должны в этом же каталоге, в том же ряду найти ПР "Дожди", где за разделителем стоят карточки, которые нужно просмотреть и выбрать литературу о ливневых дождях. Понятно: если о ливневых дождях всего 1-2 документа, не вводить же новую ПР в каталог. Придётся ставить ссылки от частного к общему и обратно. Вот она - причина "разбухания каталога". Можно представить, насколько сложно его поддерживать "в форме".

Ограничения в методике предметизации в традиционных ПК во многом связаны с ограничениями "организационного" характера. Однако и при работе с ЭК нам чаще всего предлагают проделывать ту же самую цепочку действий. Поискали один термин, поискали другой (хорошо, если в ЭК данная операция автоматизирована и не приходится проводить новый поиск), полистали записи, выбрали нужные. Получается, что наши действия практически одинаковы, как будто мы работаем в одной и той же поисковой среде.

Визуальный "перебор" записей при работе с ЭК - иногда действительно необходимый и единственно действенный способ поиска (в рамках обозримой выборки). Но надо ли всякий раз пересматривать десятки, а то и сотни записей только потому, что так положено по методике (традиционной, т.е. разработанной для традиционной поисковой среды). Разве не то же самое происходит в крупной библиотеке, когда рубрика АПУ "Текстовые редакторы" отсылает к разделителю СК "Пакеты прикладных программ", за которым стоят полтора ящика карточек?

Представим, что документу в ЭК присвоены и ПР "Ливневые дожди", и ПР "Дожди". При запросе литературы о любых дождях мы этот документ получим, что логично. При запросе литературы о ливневых дождях мы этот документ тоже получим, что также логично. В чём же проблема? Надо нарушить традиционную методику и присваивать документу как адекватные, так и обобщающие ПР - вот, что нам нужно! Следует помнить, что индексирование предполагает не только перевод содержания документа в ПР или классификационные индексы, но также ясное понимание, в ответ на какие запросы мы хотим этот документ выдать.

Посмотрим, однако, какие проблемы могут появиться при изменении традиционной методики. Во-первых, это необходимость перечисления достаточно большого количества ПР. По сути, так можно присвоить конкретному документу всю иерархическую цепочку классификации (что и делается в некоторых системах). В результате это была бы примитивная модель СК. Примитивная, но существенно облегчающая поиск в ЭК. Во-первых, будет очень сложно находить документы общего характера (если пользователю не нужны детали). На запрос "Дожди" при нашей методике "выпадут все возможные дожди". В этом случае прием не работает. Однако это выясняется после анализа характера возможных запросов. Часто ли подобный анализ делается при индексировании?

Хорошо бы иметь возможность указать в запросе некие параметры поиска; искать документы, содержащие указанный термин на адекватном уровне, либо выше или ниже по иерархии. Подобная услуга реализована в ряде АИБС, но пользоваться этим механизмом не слишком удобно.

Конечно, хорошо бы в ЭК существовал механизм связи терминов! Так мы приходим к тезаурированному АПУ и необходимости классификационного поиска. Признаемся: ни список ключевых слов, ни список предметных рубрик, так же, как и никакие "нормированные" или "ненормированные" каталоги сами по себе не говорят нам о том, как проиндексированы документы в каждой конкретной ситуации, какие именно ПР использовались в ПОД. Поэтому так важно, чтобы в ПОД присутствовало столько понятий, сколько необходимо для адекватного поиска документа в ЭК. Очевидно, что для нормального поиска надо использовать комбинацию поисковых терминов.

К сожалению, чаще всего приходится сталкиваться с таким подходом к поиску в ЭК: вводятся в "окошко" 1-2 слова, после чего пользователь ждет, что выйдет. Могут выйти сотни и тысячи записей. Может появиться "0". Увы! Так нередко "взаимодействуют" с ЭК даже профессиональные библиотекари, претендующие на звание информационных работников. Настоящий (продвинутый) библиотекарь должен понимать, в какой поисковой среде он находится, если работает с ЭК. Можно использовать комбинированный запрос, можно прибегнуть к последовательному поиску.

Если обратиться к классификационному ИПЯ, то можно сделать примерно те же самые выводы. Несмотря на всю свою проработанность, он тоже теряет определённую поисковую силу оттого, что придётся "пролистывать" записи в обобщающих делениях в поисках документов, отвечающих конкретному понятию. Традиционные ссылки в ЭК часто не имеют значения при поиске, так как они выполняют свои основные функции лишь в границах "базы знаний", которой является классификационная система.

Безусловно, приятно работать с тезаурусом. Можно найти термин и соответствующие ему документы на любом уровне, любой термин является точкой входа, плюс к этому явно выделены связи с аскрипторами, вверх и вниз по иерархии. (Не зря, наверное, считается, что тезаурус - это поисковый инструмент именно ЭК.) Но главное, чтобы эти связи работали в компьютере, иначе тезаурус останется лишь списком терминов на бумаге или в файле. Нужны механизмы представления терминов и их связей, т.е. структура базы данных для хранения тезауруса, нужны механизмы и методы для работы с этими терминами, для их удобного поиска, т.е. хороший пользовательский интерфейс.

Если внимательно посмотреть, то тезаурус и классификационная система имеют много общего, они отражают вертикальные, горизонтальные и параллельные связи понятий. А если в машине есть структура, наполненная терминами и вспомогательными данными, то как именно представить всё это на экране - в виде СК или СКК, АПУ, указателя иерархических отношений и т.п. - это уже не принципиально. Соответствующий интерфейс напишет квалифицированный программист.

Сделаем вывод. Сами по себе ИПЯ - лишь средство. Для организации поиска в ЭК нужны соответствующие механизмы и методы работы с этими средствами. Нужно понимание, что мы работаем в другой поисковой среде. А пока это понимание довольно часто сводится к иллюзии, что в ЭК нажал 1-2 кнопки и всё нашлось.

Хотелось бы развенчать несколько широко распространённых мифов.

Появление карточного каталога было революционным событием для библиотек уже потому, что он оперативно отражал движение фондов, а совокупность карточных каталогов раскрывала состав и содержание фондов по ряду параметров. Возникла взаимосвязанная система каталогов и картотек.

С появлением ЭК произошла вторая "революция": вместо просмотра нескольких объемных каталогов оказалось возможным получать ту же информацию, сидя за компьютером, да еще одновременно многим пользователям в разных местах, не мешая друг другу... Однако, по всей вероятности, во время первой "революции" не звучало речей, подобных таким: "Вот теперь работать с фондом стало так просто, что прямо-таки совсем не надо думать". Вторая "революция", хотя и мало чем отличается от предыдущей, такие разговоры породила. Их возникновение можно отнести к свойствам человеческой природы, но никак не к сути самих изменений.

Да, электронный каталог должен и просто обязан быть легче в использовании, эффективней, но мыслительный процесс при работе с ним никто не отменял. Многие читатели, оказавшись в роли пользователей, этого пока еще не понимают. Да и сами библиотекари не вполне готовы к ревизии традиционной методики индексирования. Успех в равной степени зависит как от программистов, так и от библиотекарей. Наилучшего результата можно достичь только при тесном взаимодействии тех и других, оказавшихся в роли заказчиков и разработчиков.

  
На главную