Научные и технические библиотеки №4 2003 год
Содержание:

9-я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "КРЫМ–2002"

Кузьмин Е.И., Красильщикова В.М. Новая программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России

Шрайберг Я.Л. МБИАЦ: 5 лет и 3 года Главные результаты, успехи и проблемы

Захарова А.В. CD–ROM-проекты МБИАЦ


Секция "Проблемы доступа к экологической информации. Библиотеки как центр экологической культуры"

Бычкова Е.Ф. Обзор работы секции "Проблемы доступа к экологической информации Библиотеки как центр экологической культуры"

Грачев В.А. Новый закон «Об охране окружающей среды» как законодательная основа формирования экологической культуры

Левицкая Л.В., Сибирцева Е., Карауш А.С. Публичная библиотека как провайдер экологической информации

Рябушева Е.Ю. Библиотека – культурно-информационный экологический центр

Соловьева Л.С., Подморина Е.Б. База данных "ЭКО": особенности формирования и обслуживания пользователей


Секция  «Правовая и бизнес-информация»

Гусева В.Н. Формирование фонда деловой литературы на основе анализа читательского спроса

Власова Ю.И. Система правовой информации ООН

Штукарева С.В. Маркетинг и фандрейзинг в системе управления библиотекой


Секция «МБА и доставка документов»

Аветисов М.А., Крамчанинов Е.В., Стеллецкий В.И., Стеллецкий В.В. Электронная доставка документов – проблемы и решения (на примере ЦНСХБ)

Кириллова О.В., Цветкова В.А. Развитие системы доставки документов в информационном центре

Дементьева Е.В. Электронный межбиблиотечный абонемент – основа для равноправного информационного обмена в будущем и настоящем


БИБЛИОТЕКА В НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Базикало А.А. Залоговая библиотека в условиях вуза


БИБЛИОТЕЧНЫЕ ФОНДЫ

Шилов В.В. Старущенко Г.П. Научно-исследовательское обеспечение формирования фондов национальной библиотеки

Азаркина М.А., Хотеева  Н.П. Международный книгообмен и его место в комплектованнии фондов Библиотеки РАН иностранной литературой


БИБЛИОТЕЧНАЯ ЭТИКА

Столяров Ю.Н. Размышления о библиотечной этике год спустя


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ "ТЕРМИН"

Госина Л.И. Библиотечное объединение как система: терминологические аспекты


НОВЫЕ СТАНДАРТЫ


ОБЗОРЫ РЕЦЕНЗИИ

Жданова Т.А. Чтобы говорить на одном языке (К выходу в свет книги С.А. Езовой "Грани библиотечного общения")


Кириллова О.В., Цветкова В.А.
ВИНИТИ, Москва

Развитие системы доставки документов
в информационном центре

Система доставки документов (СДД) информационного центра федерального уровня имеет свои особенности, отличающие ее от систем межбиблиотечного абонемента (МБА) и электронной доставки документов (ЭДД) в библиотеках, а также от систем ЭДД информационных органов других уровней и типов.

Основное отличие СДД ВИНИТИ заключается в том, что сама система создается как неотъемлемое звено в полном цикле информационного обеспечения, имеющее задачей предоставление копий первоисточников на основе вторичной информации, заключенной в реферативном журнале и базах данных ВИНИТИ. Причем в данном случае задача предоставления копии выходит за рамки фонда научно-технической литературы, имеющегося в ВИНИТИ, так как существующая в ВИНИТИ технология подготовки информационных продуктов предусматривает широкое использование первоисточников, поступающих в ВИНИТИ на короткий период с целью отражения в реферативном журнале и базах данных и хранящихся в других традиционных, электронных библиотеках и информационных органах.

Пользователю, осуществляющему поиск по базам данных в режиме онлайн, предоставляется возможность заказать копию любого первоисточника, кроме патентных документов, в службе доставки документов Центра научно-информационного обслуживания ВИНИТИ. Задача СДД – обеспечить пользователя копией первоисточника, отраженного в реферативном журнале или базах данных. Для этого в настоящее время создается распределенная система доставки документов на основе координации и кооперации с библиотеками и информационными органами, предоставляющими свою литературу (в основном иностранные периодические издания) во входной поток ВИНИТИ для технологических целей подготовки информационных продуктов.

В то же время СДД ВИНИТИ представляет собой информационную структуру, воспринимающую все возможные каналы поступления запросов в систему, в том числе и не связанные непосредственно с подготавливаемыми ВИНИТИ информационными продуктами.

Имея фонд научно-технической литературы (НТЛ), который не находит стопроцентного отражения в информационных продуктах (ИП) в связи с существующим выборочным подходом к отбору материалов для ИП, ВИНИТИ в последние годы целенаправленно расширил работы по организации, хранению и многостороннему использованию своего фонда. С целью предоставления пользователям наиболее полной информации об имеющемся фонде и оптимизации его использования подготовлен Электронный каталог журналов, который размещен на сайте ВИНИТИ и через который может быть осуществлен заказ первоисточников пользователями – абонентами СДД ВИНИТИ.

В настоящее время в стадии подготовки для размещения в Интернете находится весь информационный массив, отражающий содержание монографии в фонде НТЛ ВИНИТИ. Существующая в ВИНИТИ автоматизированная система комплектования, учета и регистрации входного потока документов (АС «Вход») с комплексом информационных массивов, программных и лингвистических средств, обеспечивающих ее работу, позволяет широко ее использовать для решения технологических и пользовательских задач.

Таким образом, развитие информационных ресурсов СДД ВИНИТИ, включаемых в систему для выполнения заказов пользователей, предусматривает использование:

  • фонда НТЛ ВИНИТИ на бумажных, микро- и электронных носителях;

  • фондов библиотек и информационных органов на основе договоров о сотрудничестве и информационном обслуживании;

  • виртуальных электронных ресурсов, доступных ВИНИТИ через Интернет как члену консорциумов, на основе договоров с издательствами и в свободном доступе;

  • фондов библиотек и информационных органов, являющихся участниками распределенной системы электронной доставки документов «Сигла», одним из разработчиков которой является ВИНИТИ;

  • фондов других библиотек и информационных органов на основе других форм взаимодействия, не относящихся к вышеприведенным.

Еще одной особенностью СДД ВИНИТИ является то, что система объединяет в себе все формы предоставления первоисточников, не разделяя по параллельным технологиям и организационным структурам традиционное и электронное копирование и используя единую систему расчетов на все формы копий первоисточников для одного пользователя – абонента системы.

Опыт работы СДД ВИНИТИ показывает, что наиболее рациональным и эффективным является комплексное использование технических средств копирования, сканирования и распечатки документов, позволяющее создавать для пользователей наиболее комфортные условия, при которых пользователь – абонент системы имеет возможность сделать выбор форм и каналов предоставления копий по конкретным заказам, варьируя их в зависимости от его личных интересов и расчетов.

Таким образом создается интегрированная информационная среда, обеспечивающая предоставление копий документов, в которой циркулируют:

  • внешние и внутренние информационные ресурсы, имеющие тенденцию к постоянному увеличению за счет привлечения в систему новых документальных потоков (входной поток);

  • информационные запросы на копии, поступающие по всем доступным пользователям каналам посредством всех возможных средств коммуникаций (входной поток);

  • поток выполненных копий документов на всех видах носителей, направляемый пользователям по любым каналам связи независимо от места хранения оригинала (выходной поток).

СДД ВИНИТИ не предусматривает выдачу литературы из своего фонда по МБА. Исключение составляют большие библиотеки, такие, как БЕН РАН и ГПНТБ России, находящиеся в Москве, не использующие регулярную почту и гарантирующие оперативный возврат (как и ВИНИТИ).

Отсутствие в ВИНИТИ развитого МБА для библиотек страны связано с тем, что при отсутствии дублирования изданий в фонде и при организации массового оперативного обслуживания копиями первоисточников недопустимо выдавать литературу из фонда на длительное время и подвергать издания опасности быть утраченными. В то же время МБА – единственная форма обслуживания, предусматривающая выдачу оригинала без видимого нарушения авторского права, которое должно соблюдаться при копировании (копирование может осуществить сам пользователь, получив издание, но библиотека-владелец об этом не узнает).

Если системы доставки документов, которые создаются на базе информационных центров, предусматривают только копирование в традиционной или электронной формах, то в библиотеках более целесообразно вести комплексное обслуживание, включающее все три составляющие удаленного обслуживания первоисточниками – МБА, традиционное копирование, сканирование и электронную доставку документов.

Существующая ситуация, разделяющая участки обслуживания на МБА (с традиционным копированием) и электронную доставку документов, ведет к раздробленности систем, имеющих одни и те же задачи с разными технологиями их выполнения и технической базой. Основная отрицательная черта такого положения в том, что библиотека – фондодержатель и исполнитель заказа – ставит пользователя перед необходимостью искусственного выбора заказа только бумажной или только электронной копии в зависимости от того, с какой из систем он работает и абонентом какой из систем является. В противном случае ему необходимо регистрироваться и оплачивать работы той и другой системы. Возникают конфликтные ситуации и в коллективах библиотек, объясняемые отсутствием взаимопонимания между библиотекарями, занимающимися МБА, и специалистами, осуществляющими электронную доставку документов.

Создаваемые корпоративные библиотечные системы и системы корпоративной каталогизации также в основном не предусматривают выбора форм предоставления копий, сводя их только к заказу копий в электронном виде. Безусловно, современные технологии и хорошее оснащение библиотек в последние годы расширяют возможности предоставления информационных услуг в электронном виде, однако экономическая ситуация, часто ограничивающая платежеспособность пользователей, недостаточный уровень технической и телекоммуникационной оснащенности библиотек и рабочих мест пользователей в регионах, недостаточная подготовленность пользователей к восприятию и овладению новыми технологиями не дают им в полной мере воспользоваться электронными услугами.

По-видимому, МБА должен рассматриваться сегодня как часть всей системы доставки документов библиотеки. Опыт, накопленный за многие годы работы МБА, должен быть использован при развитии СДД и ее наиболее современной части – ЭДД.

Надо признать, что сегодня только МБА работает в полном соответствии с законодательством. Все остальные службы СДД в той или иной мере нарушают закон. Но потребитель хочет иметь информацию и не хочет погружаться в законодательную «кухню», запрещающую копировать интересующие его книги и журналы. Подобные противоречия требуют разрешения на законодательном уровне с учетом интересов всех участников процесса: авторов – издателей – библиотек – пользователей (читателей).

Действительно, для пользователей удобна единая СДД, он не должен думать, в какое подразделение библиотеки или информационного центра направлять свой запрос. Внутренняя структура СДД должна обеспечивать предоставление материалов с использованием технологий традиционного МБА, обслуживания твердыми (бумаж­ными) копиями и электронной доставки документов.

Техническое переоснащение, организационное решение проблемы интеграции технологий по предоставлению копий первоисточников в различных формах и по различным каналам, а также повышение квалификации библиотечных работников, осуществляющих обслуживание по МБА, позволят централизовать в библиотеках работу по выполнению копий во всех видах и создать всем пользователям, как коллективным, так и индивидуальным, более благоприятные условия.

Представляется, что в настоящее время необходима глубокая идеологическая проработка организации доставки документов в информационных центрах и библиотеках, что, возможно, потребует более тщательной разработки методических, технологических и организационных основ комплексного использования всех существующих способов и форм доставки документов.

  
На главную