Научные и технические библиотеки №9 2004 год
Содержание:

Карташов Н.С. Механизм разработки региональных библиотечных программ

Дрешер Ю.Н., Атланова Т.А. Корпоративное управление и корпоративная культура в библиотечно-информационной сфере

Захаров А.Г., Алексеев Н.Г. Научная библиотека РАН – элемент метасистемы «Наука»

Сукиасян Э.Р. Сравнительный анализ моделей различных ИПЯ. Статья 1

Мельникова А.А. Комплектование в условиях рынка: взаимодействие библиотек вузов и книготорговых фирм

Осетрова О.В. «Организация информационного обеспечения исследователей в научных библиотеках» – факультативный курс

Гусак О.А., Езова С.А. Самоменеджмент руководителя библиотеки

Нгуен Тхи Донг. Национальная библиотека Вьетнама и проблема подготовки библиотечных работников


24-я КОНФЕРЕНЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ АССОЦИАЦИИ БИБЛИОТЕК ТЕХНИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Виттен И. Программное обеспечение процесса формирования электронной библиотеки

Криль Х. Маркетинг партнерства: новый подход к обеспечению устойчивого развития электронной библиотеки


ЮБИЛЕИ

Пашина Н.А. Научной библиотеке Курского государственного технического университета – 40 лет

Варганова Г.В. Библиотечной серии издательства «Профессия» – 5 лет


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Соколинский Е.К. Новый международный проект

Коломейчук Е.М. Опыт информационно-библиотечной системы Российской академии наук и проблемы управления деятельностью библиотек


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Мелентьева Ю.П. Международная книговедческая конференция «Книга и мировая цивилизация»


НАШИ
АВТОРЫ


УДК 027.008.04

Коломейчук Е.М.

Опыт информационно-библиотечной системы
Российской академии наук
и проблемы управления деятельностью библиотек

В ГПНТБ СО РАН подготовлено учебное пособие – Дергилева Т.В. «Формирование и развитие информационно-библиотечной системы Российской академии наук (организационно-методический аспект)» (Новосибирск, 2003. 128 с.), сочетающее вдумчивый анализ особенностей информационно-библиотечной системы Российской академии наук с определением общезначимых принципов деятельности современных российских библиотек.

Как учебное пособие работа Т.В. Дергилевой имеет четкую, дидактически оправданную структуру: выводы и вопросы для самопроверки присутствуют во всех трех главах «Создание и развитие информационно-библиотечной системы Российской академии наук», «Методическое обеспечение деятельности информационно-библиотечной системы Российской академии наук», «Перспективы развития централизованных библиотечных систем Российской академии наук (на примере централизованной библиотечной системы Сибирского отделения Российской академии наук)».

Обобщение истории и современного состояния организации и основных направлений функционирования всех централизованных библиотечных систем и информационных учреждений РАН составляет высокую ценность работы Т.В. Дергилевой. Яркую характеристику получают закономерности развития академических библиотек: динамика формирования информационно-библиотечного потенциала (от экстенсивного наращивания к его интеграции), изменение вектора функциональной ориентации библиотек (от мемориальных к информационным функциям), комплекс факторов, обусловливающих обновление организационной модели деятельности библиотек.

Большой практический интерес представляет и рассмотрение подробностей работы академических библиотек, к примеру, обновление обслуживания пользователей путем формирования новых видов информационно-библиотечных структур (проблемно-ориентированных и информационно-библиотечных центров).

Вместе с тем Т.В. Дергилева последовательно развивает идею о том, что библиотечная система России, будучи организованной по административно-территориальному и ведомственно-отраслевому признакам, представляет собой совокупность всех библиотек, находящихся на ее территории. Благодаря такому авторскому взгляду, как кажется, опыт функционирования централизованных библиотечных систем РАН реализуется в наглядных и привлекательных решениях по целому ряду проблем, актуальных для современных библиотек.

Показано возрастание роли региональных факторов в развитии российских библиотек. Так, уже в содержании обособляется рассмотрение деятельности централизованных библиотечных систем в Европейской части России, Дальневосточного, Уральского и Сибирского отделений РАН. При этом, по наблюдениям Т.В. Дергилевой, прямо пропорционально процессам регионализации повышаются управленческие права и обязанности головных библиотек ЦБС РАН – методических центров по отношению к подведомственным библиотекам.

Раскрыта по существу роль главных библиотек как системообразующих и управляющих звеньев региональных библиотечных систем и сетей: программирование и анализ деятельности, адаптация к условиям внешней среды, установление связей с библиотеками других систем и ведомств. Думается, что в этом аспекте многие соображения Т.В. Дергилевой интересны для библиотек, являющихся по своему статусу главными в регионе – центральных универсальных библиотек субъектов Российской Федерации.

Особо подчеркивается целесообразность опоры головной библиотеки на взаимозависимость и согласованность функционирования с патронируемыми библиотеками.

Раскрывается влияние степени централизации библиотек на эффективность их деятельности. Опираясь на детальный анализ функционирования всех шести ЦБС РАН, Т.В. Дергилева показывает, что явных преимуществ полной централизации библиотек (системы) по отношению к частичной централизации (сети) не наблюдается. В современных условиях определяющими выступают такие факторы, как своевременное и достаточное финансирование, укомплектованный штат квалифицированных специалистов, использование информационных технологий и наличие современного технического оборудования.

Т.В. Дергилева выделяет целенаправленное методическое обеспечение как основу построения системы библиотек любого масштаба. Дается глубокий срез деятельности методических центров ЦБС РАН в развитии библиотек своих систем. Так, показаны необходимые для совершенствования функционирования патронируемых библиотек составляющие методического обеспечения: инновационная деятельность (помощь по внедрению и освоению современных технологий), создание нормативно-правовой и организационно-методической базы, консультирование, повышение квалификации библиотечных кадров. В качестве одного из основных принципов деятельности методических центров всех ведомств Т.В. Дергилева раскрывает единство организационного и методического обеспечения.

Предложена оригинальная интерпретация сущности научно-методической работы в современных условиях как совокупности видов деятельности (инновационной, исследовательской, консультационной, педагогической, управленческой), направленных на эффективное развитие и взаимодействие структурных подразделений библиотечной системы. При этом прослеживается трансформация содержания методической деятельности в сфере библиотечного дела, обобщается разнообразие сложившихся на сегодня взглядов.

Работа Т.В. Дергилевой, основанная на глубоком понимании взаимообусловленности развития российских библиотек, выходит за рамки информационно-библиотечной системы Российской академии наук и может послужить действенным обоснованием целесообразного управления деятельностью современных библиотек.

  
На главную