Научные и технические библиотеки №11 2010 год
Содержание:

Соколов А. В. Информатические опусы. Опус 3. Онтология информации. Типы реальностей и типы информации

ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ

Столяров Ю. Н. Документ: инвариантная и вариативная компоненты дефиниции

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Редькина Н. С. Службы информационных технологий в научных библиотеках

Голубенко Н. Б. Особенности информирования студентов в НТБ Кузбасского государственного технического университета

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

«К барьеру!» – интеллектуальный поединок на Крымском форуме

«РОССИЙСКИЙ “БИБЛИОБУС” В АМЕРИКЕ»: ИНТЕРВЬЮ, РЕПОРТАЖИ. (Научно-образовательная профессиональная программа «Библиотечное дело, информационные системы и образование в США-2010)

Иванова Е. В., Волкова К. Ю. 12-й Международный семинар «Электронные ресурсы и международный обмен: Восток – Запад» (Обзор работы. Продолжение)

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Сукиасян Э. Р. Новое поколение справочников по библиотекам региона

Березная Т. И., Кислова Е. П. Профессиональное чтение библиотекаря: специализированный бюллетень «ЛибМаркет»

ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ЭБНИТ

Выпуск 11

Ежегодная отчетно-выборная конференция Ассоциации ЭБНИТ (Обзор работы)

Павлов А. И. , Баженов И. С. , Грешнов Е. Б. Модернизация аппаратно-программного комплекса обеспечения сохранности данных в связи с внедрением технологии обслуживания читательского заказа в системе ИРБИС

Соколинский К. Е. Новые подходы к каталогизации заимствованием в ИРБИС-корпорации

Ушакова О. Б. Использование системы ИРБИС как инструмента анализа обслуживания абонентов ИРИ

Березная Т. И., Пекур Е. В. Мультимедийные уроки по работе с САБ ИРБИС

Шихова Х. И. Автоматизация ресурсных центров в целях совершенствования высшего образования

Памяти В. Н. Зайцева


Т. И. Березная, Е. В. Пекур

агентство «Матрикс Пресс», Киев

Мультимедийные уроки по работе с САБ ИРБИС

Представлены мультимедийные уроки, разработанные агентством «Матрикс Пресс» в помощь библиотекам, внедряющим Систему автоматизации библиотек ИРБИС.

Агентство «Матрикс Пресс» уже семь лет является в Украине дистрибьютором Системы автоматизации библиотек ИРБИС. Ценя доверие наших клиентов и партнеров, мы стремимся повысить уровень своего сервиса, предлагая новые виды услуг.

Занимаясь внедрением системы ИРБИС и консультируя пользователей, мы столкнулись с двумя основными проблемами: первая – не все библиотекари, приступающие к освоению программы, готовы воспринять сразу весь объем информации; вторая – текучесть кадров. Для более эффективного внедрения системы в библиотеках, учитывая названные проблемы, мы разработали четыре методических пособия:

1. «Настольная книга каталогизатора». Это пособие представляет собой сборник из 22 пошаговых технологических инструкций по заполнению основных полей при каталогизации разных видов документов. Инструкции – рекомендательные, а не нормативные, и  предназначены для облегчения освоения методики каталогизации, а также для унификации создаваемых записей.

2. «Получение выходных форм». Сборник включает 48 инструкций, помогающих выбрать нужную в том или ином случае выходную форму, подсказывает, какие поля принимают участие в их формировании.

3. Сборник примеров по выполнению всех видов поиска в электронном каталоге «Ищу то, не знаю что» предназначен для облегчения освоения методики поиска, как сотрудниками библиотеки, так и читателями.

4. Пособие по АРМу «Комплектатор» состоит из двух частей. Первая – Подписка периодических изданий – включает в себя 12 пошаговых инструкций от подготовки БД к подписке до получения выходных форм, а также примеры табличных выходных форм. В 2010 г. мы подготовили вторую часть, относящуюся к функциям заказа и поступления документов.

Все пособия этой серии распространяются бесплатно среди наших клиентов.

Мультимедийные технологии с успехом используются в процессе обучения, позволяя программно соединить слайды текстового, графического, анимационного характера и  смоделировать изучаемые процессы. Это подтолкнуло нас к созданию мультиметийных уроков, основой для которых стали перечисленные выше методические пособия.

Данная версия уроков разработана для обучения работе пользователей в среде ИРБИС64 на основе программы «uvSoftium Support» и включает в себя три раздела: «Поиск», «Каталогизация», «Комплектование».

Уроки устроены таким образом, что библиотекарь, выбрав в меню интересующую его тему, может проследить на мониторе всю последовательность операций, которые необходимо выполнять в том или ином случае (например, последовательность и правила заполнения полей при каталогизации разных видов документов). Действия, происходящие на экране, сопровождаются подробными пояснениями-выносками. Видеоурок можно просмотреть несколько раз, остановить, замедлить, ускорить, запустить его заново в любой момент.

Раздел «Поиск» включает в себя 15 примеров разных видов поиска:

  • по одному заданному элементу (автор);
  • по одному заданному элементу (ключевое слово) с применением усечения и дополнительного ограничения;
  • по нескольким элементам одного вида (ключевые слова) с применением логики и усечения;
  • по элементам разных видов с применением для поиска выполненных запросов;
  • уточнение выполненного запроса с применением дополнительного ограничения;
  • по «Тематическому рубрикатору»;
  • комплексный поиск;
  • последовательный поиск с применением режима «наличие/отсутствие»;
  • последовательный поиск с применением режима «содержит»;
  • последовательный поиск с применением режима «больше/меньше»,
  • поиск по связи;
  • поиск периодических изданий;
  • поиск по связи для периодических изданий (журнал – номера);
  • поиск по связи для периодических изданий (номер журнала – статьи);
  • поиск «связных документов» для периодических изданий (журнал – номер журнала–статьи) без применения кнопки «Поиск по связи».

Преимущества использования мультимедийных уроков для обучения молодежной читательской аудитории очевидны. Школьники и студенты имеют возможность самостоятельно (без участия библиотекаря) овладеть навыками поиска в электронном каталоге библиотеки.

Раздел «Каталогизатор» предназначен для приобретения или закрепления навыков создания записей в электронных базах данных. Он включает в себя пошаговые уроки заполнения основных полей при описании различных видов документов:

  • издание с одним индивидуальным автором,
  • издание под коллективом авторов;
  • издание с двумя или тремя индивидуальными авторами;
  • издание под названием (более трех авторов);
  • сборник произведений одного автора без общего названия;
  • сборник произведений нескольких авторов без общего названия;
  • продолжающееся издание или том многотомника;
  • периодическое издание в целом;
  • диссертация и автореферат;
  • патент, авторское свидетельство и другие НТД под номером;
  • патент, авторское свидетельство и другие НТД под названием;
  • звукозаписи (аудио) документов;
  • основной документ на электронном носителе (CD-ROM, дискета, компьютерный файл);
  • стандарты.

Шесть уроков раздела посвящены регистрации периодических изданий и созданию аналитических описаний с применением различных методов ввода. В разделе предусмотрены и два урока по регистрации читателей.

Третья часть мультимедийных уроков посвящена АРМу «Комплектатор». Она начинается с нескольких разделов по подготовке базы СMPL к работе: ввод данных о библиотеке – пользователе; ввод данных об издающей, распространяющей или книготорговой организации. Далее рассмотрены такие разделы, как «Заказ», «Поступление», «Выбытие – Передача», а также «Подписка периодических изданий».

В блоке «Заказ» рассматриваются такие аспекты, как реквизиты предварительного заказа, новая запись БО – Заказа, групповой заказ, заказ с использованием каталогов и планов издательств, доукомплектование.

В блоке «Поступление» приведены примеры создания новой записи КСУ поступлений, учет которой проводится по одному акту ИУ; новая запись поступления партии книг, учет которой проводится более чем по одному акту ИУ; ввод сведений об исполнении предварительного заказа – корректировка документа организации; ввод книг, поступивших без заказа; ввод книг, ранее заказанных; ввод сведений о получении ранее заказанных томов многотомников; передача записей книг в БД каталога.

Блок «Выбытие» включает в себя примеры использования кнопки «Мастер списания книг/журналов» для списания или передачи изданий.

В блок «Подписка» входят примеры ввода сведений о подписных каталогах; подготовка БД CMPL к подписке; ввод библиографического описания заказываемых периодических изданий;  подготовка БД CMPL к продлению периода подписки; продление периода подписки с применением индивидуальной обработки; продление периода подписки с использованием групповой обработки; подписка с использованием каталога POST; передача записей заказа периодических изданий в БД каталога.

Эксперимент по освоению системы ИРБИС с помощью предложенных мультимедийных уроков проведен в Научной библиотеке Национального педагогического университета им. М. П. Драгоманова (Киев). Он показал, что уроки способствуют быстрой адаптации, лучшему и более глубокому познанию и внедрению этого программного продукта.

Использование подобных мультимедийных технологий способствует не только освоению информационных библиотечных систем, но и обеспечивает непрерывность повышения профессионального уровня библиотекарей и информационной грамотности читателей. Они будут полезны пользователям как только начавшим осваивать автоматизированную библиотечную систему ИРБИС64, так и пользователям, которые переходят с её 32-й на 64-ю версию.

  
На главную