![](images/null.gif)
УДК 01.004.13
С. Б. Ратманова, О. Д. Ахметова
Научно-методическое обеспечение
подготовки и выпуска библиографических серий:
теория, методика, инновационный опыт
Освещена методика документирования библиографических серий –
интеллектуальной собственности ЦНБ Министерства образования и науки Республики
Казахстан. Рассмотрены определение и суть библиографической серии; уточнена
специфика научной серии.
На современном этапе развития библиотечного дела и библиографии
актуальны инновационный опыт, методика его проектирования, информационного
обеспечения, распространения и внедрения, контроль стабильности и
преемственности. Методические службы библиотек осуществляют управленческое
консультирование с помощью методико-библиографических разработок.
Продукты методического труда (разработки, рекомендации, консультации,
указания, инструкции, бюллетени, листовки, плакаты и др.) по нововведениям и
сегодня являются основным видом документирования инновационных процессов в
библиотеках. Особое место в их числе занимает регламентирующая документация,
которая остается по-прежнему востребованной и во многом необходимой. Известно,
что методическое обеспечение при подготовке регламентирующей документации заключается
в обосновании необходимости и определении её основных целей и задач, в порядке
выполнения технологических процессов и операций.
Центральная научная библиотека Министерства образования и науки
Республики Казахстан (ЦНБ МОН РК) – крупная фундаментальная академическая
библиотека, где весь комплект регламентирующей документации стандартизован в
соответствии с определенными правилами и в то же время имеет специфическую
направленность. Это видно на примере документирования библиографических серий,
являющихся интеллектуальной собственностью библиотеки (что нехарактерно для
большинства библиотек различных видов и типов).
Научно-методическое подразделение библиотеки оказывает методическую
помощь научно-библиографическому подразделению в разработке регламентирующей
документации на подготовку и выпуск
«Положений о библиографических сериях ЦНБ». Методическое обеспечение
заключается в сохранении общей концепции и преемственности, определении порядка
выполнения библиографических процессов и операций, связанных с формированием и
изданием библиографических серий.
Библиографические серии ЦНБ МОН РК наглядно демонстрируют тесную
взаимосвязь и новое качество научно-исследовательской, научно-библиографической
и методической работы, а также содружество научно-методического и
научно-библиографического подразделений – ведущих функционально-творческих
структур ЦНБ – и общий уровень методической работы.
Информационно-библиографические серии ЦНБ составляют библиографические
ресурсы библиотеки, доступные широкому кругу пользователей: ученым,
преподавателям, студентам, специалистам, библиотекарям.
Сегодня ЦНБ выпускает семь библиографических серий: «Библиография
ученых Казахстана», «Казахстан и мировое сообщество», «Ұлы тұлғалар», «Видные
деятели библиотечного дела Казахстана», «Природа и природные ресурсы
Казахстана», «Наука и НИР в Казахстане», «Историко-культурное наследие
Казахстана», четыре из них получили «Свидетельство о регистрации объекта
интеллектуальной собственности».
Осмысление сущности и значимости библиографических серий ЦНБ в
национальной библиографической системе Казахстана позволило сделать важные
теоретические выводы и определить задачи на постсоветском пространстве:
1. В научном библиографическом обороте существует понятие библиографическая серия, получившее широкое
распространение в рекомендательной библиографии и трактуемое как средство
целенаправленной пропаганды книги, научных изысканий и их синтеза, а также как
группа библиографических пособий,
объединенных общим идейно-тематическим замыслом, целевым и читательским
назначением, методикой библиографирования.
Библиографические серии различались по методике библиографирования,
так как адресовались разным возрастным категориям читателей (организаторам
досуга взрослых, технической творческой молодёжи, школьникам), а также по форме
подачи библиографического материала (серия бесед о книгах или серия
библиографической энциклопедии).
Примером может служить издававшаяся РГБ в 1990-х гг. серия
«Мир профессий», задачей которой было ориентировать молодежь в профессиях и дать
ей возможность познакомиться с основами отрасли, характером производственной
деятельности, чтобы выбрать подходящую для себя специальность. Поэтому в
методике предусматривались, кроме библиографической информации,
фактографические данные об отрасли. Между тем в источниках нет множественной
конкретной формулировки понятия библиографическая
серия, не учтены все ее параметры, в ряде случаев нечетко указана методика
библиографирования.
Наглядное отражение сущности библиографической серии – «Библиография
изданий Академии наук Казахской ССР», издаваемая с 1959 г. Серия освещает
развитие научной мысли и её практическое воплощение, содействует популяризации
научных достижений. Она достаточно четко отражает свое предназначение – для
научных сотрудников, специалистов: практиков, аспирантов, библиотечных работников.
Серия «Библиографии изданий Академии наук КазССР» отражает научные
материалы АН Казахской ССР. В указателе учтены статьи, научные заметки и
рецензии, опубликованные научными сотрудниками в периодических и продолжающихся
изданиях. Вошли не только авторские работы, но и те, в которых ученые являлись
редакторами, составителями, переводчиками или рецензентами. Материал внутри
разделов расположен в алфавитном порядке, снабжен вспомогательным указателем
(именным). Названия книг и статей на
казахском и уйгурском языках переведены на русский и расположены в общем алфавитном
ряду.
Методика библиографирования серий постепенно изменялась: в
1960–1980-х гг. указатели не аннотированы, в 1990-х гг. аннотированы
частично; в 1960–1970-х гг. материал систематизирован по отраслям и
разделам знаний, в 1980-1990-х гг. – по отделениям.
Расширялась полнота охвата изданий, подлежащих включению и описанию
в соответствующих указателях: в 1960-1980-х гг. учтены только издания АН КазССР
и издательства «Наука»; в 1990-х гг. – труды ученых, изданных другими
казахстанскими издательствами.
2. Серия «Биобиблиографии ученых Казахстана» отражает библиографические
исследования и библиографии ученых, неразрывно связана с мировоззрением народа,
его историей, философией, культурой, всей системой духовных ценностей.
3. Необходимо обоснование
особенностей библиографических серий в сравнении с библиотечными ввиду различий
между ними по критериям, содержанию, методическому подходу, структуре предъявляемых
требований.
В профессиональной литературе сформулированы исторически сложившиеся
основные особенности библиотечных серий:
- совокупность книг повышенного спроса, признанных лучшими в художественном,
научном, идейном, нравственном аспектах и пользующихся особой популярностью;
- средство преодоления книжного дефицита, форма гарантированного
государством централизованного комплектования библиотечного фонда;
- издание, выходящее в течение какого-либо времени несколькими выпусками
(томами, частями) через одинаковые или разные промежутки времени, в большинстве
случаев нумерованными и датированными, которые объединяют общее заглавие,
типизированное или даже одинаковое оформление, тема, цели, категория читателей.
Осмысление значения
библиографических серий ЦНБ в терминологической системе библиотековедения и
библиографоведения позволило сформулировать новые пояснения. Считаем, что
библиографическая серия – это:
- соблюдение принципа преемственности в критериях отбора, оценки,
библиографического описания изданий и их методико-библиографических
рекомендаций в соответствии с основными задачами, направлениями и структурой,
адресностью серии;
- сводный тематический каталог
библиотечно-библиографического репертуара, особого массива библиографических
ресурсов, выделяющихся интеллектуальным научным содержанием, особым подходом
(библиографическим ноу-хау) к его научному отбору и описанию, форме подачи материала.
Таким образом, предлагаемое
определение библиографической серии совпадает с основными параметрами
библиотечной серии в отборе совокупности произведений по их значимости,
адресности и одновременно отличается научными подходами к отбору источника,
предмета изучения, систематизации, описанию, структуре, а главное –
библиографическими рекомендациями, формой подачи материала, другими
типологическими признаками.
Особенность библиографических серий ЦНБ в том, что они значительно
обогащают представление о функциональном предназначении библиотечного серийного
репертуара, служат основанием и источником, суммирующим базовым указателем
национальных изданий на казахском и русском языках по национальной тематике,
уникальным специализированным библиографическим проектом-ресурсом.
Типологические признаки библиографических серий ЦНБ: периодические
(выходящие через разные промежутки, по мере накопления материала) и открытые
(сроки выпуска и количество изданий заранее не установлены, оговариваются при
составлении очередного годового плана). Структура библиографических серий ЦНБ
отличается нестандартными и стандартными подходами (нестандартные представлены
в приложении).
Общий стандартизованный подход заключается в соблюдении основных
общих приемов и методов, характерных для подготовки каждой библиографической
серии ЦНБ согласно регламентирующему «Положению о библиографической серии». Их
перечень:
1. Структура «Положения…».
Включает общее положение и основные направления работы в рамках
конкретной серии; основное название и содержание работы (составление
плана-проспекта, информационный поиск документов, библиографический отбор и
библиографическое описание документа, редактирование серии).
2. Организация и методы работы по подготовке серии.
Предусматривается: изучение информационных потребностей пользователей;
оформление, подготовка макета; определение принципов отбора и группировки
документов (хронологические, территориальные, языковые границы, виды изданий);
включение тематики серии и каждого выпуска серийного библиографического
указателя в план работы научно-библиографического подразделения; их
рассмотрение на расширенном Научно-методическом совете подразделения и
утверждение на Ученом совете ЦНБ МОН РК.
3. Структура библиографического указателя – выпуска серии:
- предисловие (вступительная статья) «К читателям», содержащее характеристику
издания, информацию о развитии и состоянии научных исследований по данной теме;
- основные даты и краткий очерк жизни ученого (факультативный раздел
для «Биобиблиографии ученых Казахстана», а также видных деятелей библиотечного
дела республики);
- литература о жизни и трудах ученого или творческой личности, научного
сотрудника;
- хронологический указатель трудов;
- вспомогательные указатели (алфавитный, указатель трудов,
соавторов, именной, предметный, географический) состоят из рубрик и отсылок к номерам
библиографических записей и страниц;
- сведения об авторах.
В настоящее время в ЦНБ разрабатываются «Положения о библиографических
сериях «Наука и НИР в Казахстане», «Природа и природные ресурсы Казахстана»,
«Историко-культурное наследие Казахстана». Думаем, что библиографические серии
ЦНБ перспективны и соответствуют международному опыту.
ЦНБ МОН РК изучает достижения мировой и национальной библиографии,
чтобы использовать их при выпуске очередных традиционных и в разработке новых
серийных библиографических указателей, ведёт творческий поиск по обоснованию и
методике составления библиографических серий научной литературы.
Список источников
Библиотечное дело и библиография / Рос. гос. б-ка. –
Москва, 2007. – Вып. 6. – С. 60, 63–64, 70.
Библиотечная энциклопедия. – Москва : Пашков
дом, 2007. – 1299 с.
Ванеев А. Н. Методическое обеспечение
библиотечной деятельности : учеб. пособие. – Москва : ИПО «Профиздат», 2002. –
139 c.
Диомидова Г. Н. Библиографоведение. –
С.-Петербург, 2003. – 286 c.
Качанова Е. Ю. Инновационно-методическая
работа библиотек. – С.-Петербург : Профессия, 2007. – 336 c.
Словарь библиотечных терминов / Гос. б-ка СССР им.
В. И. Ленина ; общ. ред. О. С. Чубарьяна; сост.:
И. М. Суслова, Л. Н. Уланова. – Москва : Книга, 1976. – 222
с.
Справочник библиотекаря / науч. ред.:
А. Н. Ванеев, В. И. Минкина. – 2-е изд., испр. и доп. –
С.-Петербург : Профессия, 2004. – 439 c.
Терминологический словарь по библиотечному делу
и смежным отраслям знания / РАН. Б-ка по естеств. наукам ; сост.
З. Г. Высоцкая (отв. ред.) и др. – Москва, 1995. – 266 с.
Приложение
Основные нестандартные признаки библиографических серийных изданий –
интеллектуальной собственности ЦНБ МОН РК
Наименование
серийных библиографических изданий ЦНБ МОН РК
|
Основные
направления
работы
|
Тематика
и особенности
|
Библиографическое и художественно-техническое оформление библиографического
указателя
|
Биобиблиография ученых Казахстана
|
Отражение достижений науки
Казахстана через персонолизированные библиографические материалы о жизнедеятельности
видных ученых республики.
|
1. Определение персоны
данной серии.
2. Персона для подготовки
указателя утверждается учеными советами научно-исследовательских институтов и
высших учебных заведений, состоящих из казахстанских ученых.
3. Отражается информация об
ученом, его жизненном пути и научной деятельности.
4. Определяется место ученого в мировой культуре и науке, его
национальное самосознание и творческое своеобразие.
5. Оценка его научного
вклада в развитие научной мысли, изучение состояния и перспектив науки Казахстана
и мировой науки.
|
Здесь
и далее стандартизирован набор элементов для всех серий:
1. На титульном листе библиографического указателя сообщаются следующие сведения:
- в подзаголовке - ведомственная принадлежность и наименование учреждения
(библиотеки), подготовившего пособие;
- наименование серии;
- заглавие указателя;
- выходные данные.
2. На обороте титульного листа указываются: индекс УДК, авторский знак, ISBN, библиографическое описание
библиографического материала указателя, включая фамилии составителей, редакторов.
3. Для набора структурных частей указателя (предисловия, основного текста,
вспомогательных указателей) применяется шрифт одного размера.
|
Казахстан и мировое сообщество
|
Определение взаимоотношений
Казахстана с мировым сообществом по всем сферам жизнедеятельности общества и
государства.
|
1. Восполняет пробел в
информационно-библиографическом обеспечении предмета «Международные отношения
РК» и отражает
многообразие, специфику казахстанских интересов, историю контактов в укреплении
связи РК со странами разных континентов.
2. Выявляет социальные трансформации современного мира с точки зрения,
концепций, связанных с научной трактовкой основных процессов общественного
развития Казахстана.
|
Художественное оформление
библиографического указателя предполагает широкое использование различных
иллюстративных материалов (распространяется также на серии «Ұлы тұлғалар» и «Видные деятели библиотечного дела
Казахстана).
|
«Ұлы
тұлғалар»
|
1.
Определение роли и места выдающихся личностей, их нравственных качеств, национального
самосознания и творческого своеобразия в отечественной и мировой культуре и
науке.
2. Исследование истории, эволюции и современного состояния национальной библиографии,
подготовка исторической концепции.
3. Выработка углубленного представления об истории и перспективах развития
народов Казахстана.
|
1.
Отбор имени личности, предполагаемой для изучения, производится комиссией,
состоящей из ведущих казахстанских ученых.
2. Тематика должна быть актуальной и отражать закономерности и тенденции
развития персонографии.
3. Формирование знания о выдающихся личностях Казахстана, отразивших в своем
творчестве историю и культуру народа, для оптимизации патриотического
воспитания и становления исторического, духовно-нравственного сознания
молодежи.
4. Пропаганда произведений выдающихся личностей страны.
|
|
Видные
деятели библиотечного дела Казахстана
|
Персонография профессионального
библиотекаря-лидера.
|
1. Отражает закономерности
и тенденции развития персонографии.
2. Отбор имени личности для изучения производится комиссией, состоящей из
ведущих специалистов библиотечного дела и гуманитарной науки.
3. Издание непосредственно связано с видными деятелями библиотечного дела
Казахстана, внесшими значительный вклад в отечественную историю и культуру.
4. Формирование знания о научно-просветительной и образовательной роли
библиотек в оптимизации патриотического воспитания и становлении исторического,
духовно-нравственного сознания молодежи.
|
|
|