![](images/null.gif)
Ф. М. Рузиева
Национальная
библиотека Узбекистана им. Алишера Навои
Из истории создания библиографических источников
на территории Средней Азии
в эпоху правления династии Темуридов:
на примере библиографических изысканий Алишера Навои
Библиографическая деятельность во времена правления династии
Темуридов имеет глубокие исторические, научные корни.
В докладе освещены библиографические изыскания Алишера Навои и его вклад
в развитие библиографии на территории Средней Азии.
Ключевые слова:
библиографическая деятельность, библиографические источники, Средняя Азия,
династия Темуридов, Алишер Навои.
Во времена правления Темура
и в последующие годы так называемой эпохи правления Темуридов (XIV-XV вв.) развитие
экономики, культуры
и искусства на территории Средней Азии способствовало и процветанию дворцовых
библиотек, библиотек медресе.Как
свидетельствуют исторические источники, многочисленные исследования,
посвященные изучению эпохи Темуридов, а также вклада Амира Темура в развитие
просвещения, в Самарканде при его великолепном дворе была создана весьма
обширная библиотека, содержавшая ценные и весьма редкие коллекции рукописей.
Для библиотеки Темура
у китобфурушей (продавцов
книг) и владельцев личных библиотек всего Мавераннахра скупались роскошно оформленные
экземпляры книг самых знаменитых
авторов. В Самарканд свозились ценные рукописи на арабском, персидском, тюркском, санскрите, греческом,
латинском, армянском языках из Ирана, Турции, Индии, Ирака, Армении, а также из
таких культурных центров, как Стамбул, Исфахан, Хамадан, Шираз, Багдад и Басры.
Здесь, как в знаменитых библиотеках ХI-XII веков, книжные богатства классифицировались по наукам и размещались
в специальных сундуках и шкафах. Нет сомнения, что книги были описаны не только
с целью учета, но и для их удобного использования, ориентации в фонде.
Многие ученые с мировым именем в разное время пользовались коллекциями
библиотеки, и с их помощью она получила широкую известность в Китае и странах
Европы. Сведения о библиотеке Темура встречаются, например, в дневниках испанского
посла Рюи Гонзалеса де Клавико.
К сожалению, нам не известна судьба этой знаменитой библиотеки.
Междоусобные войны, борьба за власть, пожары – все это могло привести к гибели
бесценных собраний рукописей. Существуют разные версии её местонахождения, но
никто из наших современников не держал в руках загадочные рукописи из этой
библиотеки.
Во все времена библиотеки на территории Средней Азии выполняли функции научных и
просветительских учреждений, где трудились видные ученые – математики и естествоиспытатели, историки, филологи, зарождались первоначальные
формы библиографической деятельности – создавались
списки книг с целью учета и
систематизации определенных книжных фондов.
Библиографическая деятельность во времена правления династии Темуридов
имеет глубокие исторические, научные корни.
В этот период создаются работы, в которых присутствуют определенные
библиографические материалы, однако
мы не можем со всей определенностью говорить о сформировавшихся типах библиографических пособий.
В XV в. подъем
культуры Герата неразрывно связан с деятельностью Алишера Навои (1441–1501),
величайшего поэта-гуманиста, основоположника узбекской литературы, внесшего большой
вклад в развитие мировой науки и культуры.
Алишер Навои
родился 9 февраля 1441 г. в городе Герат в семье тимуридского чиновника
Гиясаддина Кичкине, дом которого был центром общения людей искусства, в том
числе поэтов. Уже к 15 годам Навои стал известен как поэт, слагающий стихи на
двух языках – тюрки и фарси. Но Навои был не только поэтом – он является великим библиографом
своего времени. Навои
создал масштабное произведение «Мажолис-ун нафоис» («Собрание
редкостей»); оно
написано в 1490–1491 гг.,
а в 1498 г. автор внес поправки и дополнения, и таким образом осуществил вторую редакцию своего труда.
Произведение «Мажолис-ун нафоис» положило начало созданию в Средней Азии тазкира нового типа (аналогично биобиблиографическим
словарям), в котором,
в основном, собраны сведения о ближайших современниках составителя и показан
литературный процесс современного автору периода.
В этой антологии, по своим основным
параметрам значительно приближающейся к такому жанру, как биобиблиографический
словарь, собраны поэтические произведения писателей и поэтов Средней Азии – современников
Алишера Навои; о каждом из них сообщаются библиографические данные,
раскрывается их творчество; приводятся важные исторические сведения о их деятельности.
«Мажолис-ун нафоис» состоит из восьми разделов: Навои называет их собраниями,
в которые включены образцы творчества и биографические сведения о 459 поэтах
Мавераннахра и Хорасана.
В
первом собрании даются сведения о 46 поэтах. Среди них знаменитые писатели
первой половины XV в.: Косм
Анвар, Котибий Яхъё Сайбак, Шохий и другие. Во втором – сведения о 91 авторе, в
частности о знаменитом авторе «Зафарнаме» Шарафиддине Али Язди, поэтах Лутфи,
Атои, Саккоки. В третьем – Навои приводит сведения о своем наставнике и
друге – великом поэте Абдурахмане Джами, а такжео 175 поэтах, которых знал лично.
Четвертое собрание посвящено72 поэтам-любителям. Пятое – начинается произведением «Тазкират уш – шуаро», автор
которого – амир Давлатшох. Шестое – дает сведения о 31 поэте, которые жили и
творили в таких городах, как Самарканд, Харезм, Сова, Шероз, Шахрисабз. Седьмое
собрание начинается с названия «Тимур Курагон» и содержит сведения о 22 лицах,
живших в семье Тимура. Восьмое собрание посвящено творчеству друга детства,
правителю Хурасана Хусейну Бойкара.
Из оглавления можно узнать, что Навои,
кроме сведений о поэтах и писателях, их литературной жизни, даёт и сведения о политической
жизни того времени.
Произведение служит библиографическим источником для многих
научных исследований. Некоторые
ученые изучали «Мажолис-ун нафоис» и с научной точки зрения.
Например, Е. Э. Бертельс
в своей монографии
«Навои» уделяет ему
большое внимание, сообщает очень много сведений о нём.
В своей научной монографии библиограф М. М. Туропов отмечал, что этот труд
Навои можно назвать библиографическим словарем, так как в нем даются
характеристики произведениям и представлены списки писателей, поэтов того
времени.
Следует отметить, что ещё в ряде произведений Навои присутствуют
элементы библиографической информации. К
примеру, «Хамсатул мутахайирин» («Пятерица изумленных») он создал в 1492 г. и посвятил памяти своего учителя и друга
Абдурахмана Джами.
«Хамсатул мутахайирин» состоит из «Введения», трех глав и «Послесловия».
Во «Введении» рассказывается о происхождении и предках Джами, о первой встрече
Джами и Навои. В двух последующих главах речь идет о творческом содружестве
двух великих поэтов, их произведениях, переписке и содержании некоторых писем.
В третьей главе приведены список произведений Джами (36 названий) и история
создания многих из них.
С точки зрения современной текстологической науки «Хамсатул мутахайирин»
занимает промежуточное положение между восточным жанром тазкира и европейским
персональным библиографическим указателем. В этом сочинении приведены типичные
для европейских персоналий средневекового периода сведения об авторе,
литературе о нем, работах, посвященных ему и его творчеству, список произведений
автора. Но структурирован весь этот материал в том порядке, который диктовался
канонами восточной текстологической и книжной культуры. В процессе создания сочинения
автор использовал методы как литературоведческого и источниковедческого анализа
произведений, так и сугубо библиографические.
Знание особенностей книжного репертуара и находившихся в обращении
рукописей, а также значительное личное состояние позволили Алишеру Навои стать
крупнейшим библиофилом своего времени. Его библиотека была доступна широкому
кругу читателей, рукописями из этой библиотеки много лет пользовались известные
историки Мирхон и его внук Хондамир, другие ученые и писатели.
При глубоком изучении жизни и творчества Алишера Навои – великого
поэта-гуманиста, библиографа – невольно поражаешься тому, как его гений
охватывал все сферы общественной жизни, идеологии и культуры. Навои – величайшая личность, его
произведения живут в веках, и от того, насколько глубоко наш народ, и
особенно молодежь, приобщится к этому великому наследию, настолько действенное
средство получим мы для развития духовности, воспитания лучших человеческих
качеств.
Список источников
Алишер Навои. Мажолисун нафоис:
Илмий – танқидий текст : науч.-критич. текст / тайёрловчи
С.Ғаниева. – Ташкент:
Ўзфанакадемнашр, 1961.–256 б.
Ахунджанов Э. Очерки по истории
книг и книжного дела в Средней Азии. Древность. Средние века. – Ташкент : Изд-во им. Ибн Сино,
1993. – 160 с.
Каримов И. А. Процветает страна, где почитаются великие предки // За безопасность и
мир надо бороться. – Т.10. – Ташкент : Узбекистан, 2002.
Кормилицын А. И. Судьба книг. Библиотеки восточных рукописей на территории
Узбекистана с древнейших времен. – Ташкент : Фан, 1994. – 168 с.
|