![](images/null.gif)
И. Б. Стрелкова
Программы дополнительного профессионального образования:
запросы практики и возможности эффективного партнёрства
учреждения дополнительного образования взрослых
с университетской библиотекой
Рассмотрены возможности эффективного партнёрства библиотек Беларуси
и России с Республиканским институтом инновационных технологий Белорусского
национального технического университета по разработке и реализации
образовательных программ повышения квалификации и переподготовки в условиях
системы дополнительного профессионального образования взрослых.
Ключевые слова: Республиканский
институт инновационных технологий Белорусского национального технического
университета, образовательные программы, дополнительное профессиональное образование,
дистанционное обучение.
Система дополнительного профессионального образования (ДПО) взрослых
в Республике Беларусь развивается в условиях, когда рыночные отношения проникают
в сферу профессионально-образовательных услуг. Это побуждает учреждения, реализующие
программы ДПО взрослых, осуществлять постоянный мониторинг рынка профессионально-образовательных
услуг и активно реагировать на социально-государственный заказ и запросы
профессиональных сообществ, связанных с повышением квалификации и
переподготовкой кадров. Поэтому представляется важной задача организации
целенаправленного ДПО руководителей и специалистов библиотек с учётом новой
реальности библиотечно-информационной деятельности [1–3] и социального заказа библиотечного сообщества на образовательные
услуги.
Следует отметить, что основная тенденция развития системы ДПО
взрослых – это совершенствование всего спектра образовательных услуг (содержания,
формы, технологий) в соответствии с запросами практики. Следовательно, нужно
сформировать готовность библиотечного специалиста реагировать на изменяющиеся
ориентиры его профессиональной деятельности. Этот факт обусловливает необходимость
гибкости в развитии системы ДПО взрослых, поскольку в информационном обществе и
в обществе, построенном на знаниях, человек должен иметь возможность в разные
периоды своей жизни при изменении условий выбрать ту форму образования, которая
в данный момент наиболее отвечает его потребностям и интересам. Любые
педагогические технологии должны органично вписываться в систему ДПО, чтобы человек,
переходя от одной формы обучения к другой, чувствовал себя достаточно
комфортно.
В основе андрагогического подхода (от греч. aner, andros – взрослый
мужчина, зрелый муж и ago – веду;
наука об образовании взрослых) к организации учебного процесса в системе ДПО
взрослых должен лежать учёт особенностей взрослых учащихся (слушателей),
контекста их обучения. К их числу относятся, прежде всего, потребности в
обосновании (смысле) и самостоятельности, жизненный опыт, назревшая
необходимость, практическая направленность. На основе этого должны
разрабатываться программы повышения квалификации и переподготовки слушателей,
формы и методы активизации образовательного процесса, строиться система
оценивания и мотивации обучения. При этом преподавателю-андрагогу следует
помнить, что профессиональное развитие взрослых слушателей в процессе обучения
и практической деятельности происходит наиболее успешно, когда у них есть
мотивация достижения.
Идею достижения Х. Хекхаузен рассматривает в рамках определённого
типа взаимодействия личности со средой и, исходя из этого, определяет мотивацию достижения (МД) как «попытку
увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам
деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где
выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху,
или к неудаче» [4. С. 21]. Таким
образом, рассматривая идею достижения, автор сосредотачивает своё внимание на
двух независимых мотивационных тенденциях: «надежда
на успех (стремление к успеху)» и «боязнь
(стремление избежать) неудачи». Поэтому МД, измеренная по методике Х. Хекхаузена,
включает в себя следующие переменные: надежда на успех (НУ), боязнь неудачи
(БН), чистая надежда (НУ – БН), общая мотивация (НУ + БН)
[Там же. С. 16].
До тех пор, пока деятельность человека не вылилась в индивидуальное
развитие в области возможного усовершенствования, МД появиться не может. При
этом следует учесть, что деятельность не может оставаться ориентированной на
достижение, если совершенствование произошло в полной мере. «Поэтому в течение
жизни для новых и изменяющихся сюжетов всегда есть возможность превратиться в
ориентированные на достижение, так как они ещё не были освоены…» [Там же. С. 45,
46].
Многочисленные исследования показали, что высокомотивированные люди
придают большее значение успешности, чем престижу, в то время как
низкомотивированные предпочитают обратное. Учитывая, что слушателями системы ДПО
взрослых становятся, как правило, люди достаточно мотивированные, для
преподавателей-андрагогов важными представляются выводы исследователей о том,
что «человек в определённых обстоятельствах может быть побужден к хорошим
действиям только ради социальной оценки
и престижа» [Там же. С. 112].
При этом независимо от того, воспринимается ли «притязание» как
требование, предъявляемое задачей или потребностью в самоактуализации, или как
требование социальных норм, «уровень успешности» переживается как обязательное
для человека «притязание» [5. С. 6].
Практика и результаты исследований показывают: достижение или недостижение
«уровня успешности» оказывает значительное влияние на самооценку человека и, в
конечном итоге, на выстраивание дальнейшей траектории его профессионального
развития [Там же].
На наш взгляд, учёт данного аспекта и «встраивание» МД в образовательные
программы ДПО руководителей и специалистов библиотек будет способствовать, с одной стороны, повышению
качества обучения, с другой – индивидуальному развитию и самосовершенствованию
слушателей.
Все обозначенные аспекты учитываются при разработке образовательных
программ повышения квалификации и переподготовки слушателей, предлагаемых
Республиканским институтом инновационных технологий Белорусского национального
технического университета (РИИТ БНТУ).
В 2013/2014 учебном году на кафедре «Информационные технологии»
РИИТ БНТУ прошли обучение по программе повышения квалификации «Информационное и программное обеспечение
профессиональной деятельности (библиотечное дело)» (80 часов) и успешно
защитили выпускные работы 65 руководителей и
специалистов университетских библиотек Беларуси, среди которых Научная
библиотека БНТУ, Фундаментальная библиотека Белорусского государственного
университета, библиотеки Барановичского государственного университета,
Белорусского государственного аграрно-технического университета, Белорусского
государственного технологического университета, Академии управления при
Президенте Республики Беларусь.
Сотрудники университетских
библиотек научились эффективно использовать возможности программ MS
Word, MS Excel для подготовки электронных документов; изучили и закрепили на
практике особенности создания эффективных мультимедийных презентаций средствами
MS PowerPoint; освоили возможности применения
современных информационных технологий в библиотечной практике и
самообразовании; ознакомились с технологией организации и проведения вебинаров;
научились создавать видеовстречи с помощью бесплатных русскоязычных
веб-сервисов для проведения вебинаров и участвовать в вебинарах, организуемых
Академией МУБиНТ (г. Ярославль) с использованием мультимедийного сервиса
для проведения вебинаров Adobe Acrobat
Connect Pro Meeting; овладели методикой использования сетевых сервисов для
профессиональной коммуникации и организации технологических библиотечных
процессов, информационно-библиотечного обслуживания пользователей.
Практические занятия, включающие работу с коммерческими зарубежными
полнотекстовыми базами данных, научными образовательными ресурсами открытого
доступа (в том числе университетскими репозитариями, архивом научной периодики
Национальной Академии наук Беларуси) проходили на базе Научной библиотеки БНТУ.
О востребованности и эффективности программы этих курсов свидетельствуют
результаты анкетирования, представленные нами в докладе «Квалиметрия образовательного
процесса в системе дополнительного профессионального образования взрослых:
модельный подход» (опубликован далее в этом номере. – Ред.).
В целях формирования
профессиональных, прежде всего, научно-исследовательских, компетенций
профессорско-преподавательского состава, вспомогательного персонала вузов и ссузов,
учреждений ДПО взрослых, магистрантов, аспирантов и соискателей, а также роста
эффективности
и качества научных публикаций, повышения рейтинга учреждений образования,
наконец, расширения присутствия Республики Беларусь в международном научном
сообществе, с сентября 2014 г. началась реализация совместного образовательного
проекта кафедры «Информационные технологии» РИИТ БНТУ и Научной библиотеки БНТУ
– курсов повышения квалификации «Стратегии и технологии академического
чтения и письма»
(80 часов).
Содержательно курс
опирается на широко распространённые руководства по Academic Writing и
характеризуется высоким уровнем креативности, что обусловлено инновационным
характером учебной программы, предусмотренной системой индивидуальных и
групповых профессионально ориентированных творческих заданий в рамках
практических занятий, формой и содержанием выпускной работы – подготовленной к
публикации научной статьи.
В РИИТ БНТУ можно пройти
переподготовку и получить диплом установленного образца по специальности «Менеджмент
качества» с присвоением квалификации «менеджер по качеству». Учебный план
включает изучение систем менеджмента качества (СМК), в том числе в образовании;
методов и инструментов менеджмента качества; документирования и сертификации
СМК; информационного обеспечения СМК; технического нормирования, стандартизации и оценки соответствия; квалиметрии и др.
Практика подтвердила, что переподготовка по данной специальности представляет
значительный интерес для специалистов университетских библиотек.
В соответствии с
образовательным стандартом Республики Беларусь на кафедре «Информационные
технологии» РИИТ БНТУ в ближайшее время планируется организовать переподготовку
специалистов и руководителей библиотек по новой специальности «Программное
обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем» с
присвоением квалификации «инженер-программист».
Как известно, в
соответствии с Квалификационным справочником должностей служащих, занятых в
культуре и искусстве, и иными нормативными документами, выпускники факультета
информационно-документных коммуникаций БГУКИ, имеющие квалификацию по диплому «библиотекарь-библиограф»
(специализация «Автоматизированные библиотечно-информационные системы»), а
также выпускники кафедры «Информационные технологии в культуре» факультета
культурологии БГУКИ с квалификацией по диплому «культуролог-менеджер», не имеют
права работать в крупных библиотеках Беларуси (Национальной библиотеке,
отраслевых республиканских, университетских, областных универсальных научных) в
отделах, связанных с автоматизацией информационно-библиотечных процессов, на
должностях инженера, инженера-программиста, инженера по научно-технической
информации, специалиста по сопровождению программного обеспечения,
администратора баз данных, а также на должностях специалистов, занятых в сфере
разработки, внедрения и сопровождения информационных систем и технологий.
В Республике Беларусь
осуществляется переподготовка по родственной специальности 40 01 73
«Программное обеспечение информационных систем». Однако здесь не уделяется
внимания прикладному программному обеспечению библиотечных технологических
процессов и решению прикладных задач информатизации, весьма остро стоящих перед
современной библиотечной практикой.
В предлагаемой к открытию специальности переподготовки «Программное обеспечение автоматизированных
библиотечно-информационных систем» основной акцент делается на эффективное
объединение знаний и компетенций специалистов, имеющих квалификацию
«библиотекарь-библиограф», с перспективными возможностями, которые они получат
после изучения дисциплин специальности («Программирование и программно-техническое
обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем»,
«Информационно-лингвистическое обеспечение автоматизированных
библиотечно-информационных систем», «Электронные библиотеки», «Компьютерные
сети в библиотеках», «Технологии разработки электронных документов и приложений»,
«Web-дизайн и web-программирование», «Алгоритмы обработки данных»,
«Организация и проектирование баз данных», «“Облачные”
технологии в библиотечном деле», «Технология радиочастотной идентификации для
автоматизации библиотечных процессов»).
Нам представляется, что в условиях внедрения системы дистанционного
обучения (со стороны всех участников образовательного процесса) и максимального
информационного и учебно-методического обеспечения виртуального
образовательного пространства (со стороны профессорско-преподавательского
состава) в РИИТ БНТУ возможна переподготовка специалистов и руководителей
библиотек не только Беларуси, но и России.
В условиях информатизации
общества профессиональное сотрудничество основных организаторов
образовательного процесса (руководителей библиотек как заказчиков
образовательных программ и преподавателей-андрагогов РИИТ БНТУ, в задачи
которых входит их разработка и качественная реализация), совместная экспертиза
содержания и практикоориентированности программ повышения квалификации и
переподготовки, постоянная профессионально-педагогическая рефлексия будут
способствовать самореализации, самосовершенствованию и профессиональному
развитию всех групп специалистов и руководителей библиотек, обеспечат высокое
качество и эффективность системы ДПО взрослых.
Список источников
1. Шрайберг Я. Л. Электронная информация, библиотеки и общество: что нам
ждать от нового десятилетия информационного века? : ежегодный доклад
Конференции «Крым», год 2011 / Я. Л. Шрайберг. – Судак ; Москва,
2011. – 79 с.
2. Шрайберг Я. Л. Интеграция библиотек в развивающееся информационное
общество: что нас ждёт впереди? : ежегодный доклад Конференции «Крым», год 2012
/ Я. Л. Шрайберг. – Москва : ГПНТБ России, 2012. – 63 с.
3. Шрайберг Я. Л. Электронная книга, будущее библиотеки и общественное
сознание: попытка осмысления и предвидения : ежегодный доклад Конференции
«Крым», год 2013 / Я. Л. Шрайберг. – Москва : ГПНТБ России, 2013. –
72 с.
4. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен ; пер. с англ.,
ред., вступ. ст. Ю. Е. Зайцевой. – С.-Петербург : Речь, 2001. – 240
с.
5. Стрелкова И. Б. Мотивация достижения в системе формирования
профессионализма преподавателей колледжей/вузов / И. Б. Стрелкова //
Aplikované vědecké novinky – 2012 : мateriály VIII
mezinárodní vědecko-praktická konference, Praha,
27 červenců–05 srpna 2012 roku. – Díl 6. Pedagogika /
šéfredaktor Z. Černák ; náměstek
hlavního redaktor A. Pelicánová ; zodpovědný
za vydání J. Štefko. – Praha : Publishing House «Education
and Science», 2012. – S. 22–27.
|