Научные и технические библиотеки №5 2009 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Кубряк Е. Н. Развитие научно-исследовательской деятельности: предложения центральных региональных библиотек

Кукатова Г. И. Областная универсальная научная библиотека: поиск новых решений в формировании информационных ресурсов региона

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ. ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ

Бойченко Е. Н. Периодические издания по техническим наукам в Интернете: доступность электронных ресурсов

Зибарева И. В. Опыт использования баз данных сети STN International в библиотечно-информационной работе

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

Дановски П. Библиотека 2.0 и документы, созданные пользователями. Что пользователи могут сделать для нас?

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Казанцева В. П. Информационная культура личности и образовательный процесс университета

НАША ПРОФЕССИЯ

Езова С. А. Библиотечное общение: возможные пути моделирования

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Сукиасян Э. Р. Стандартизация терминологии. Направление, у которого нет будущего

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Чечикова Ю. С. Финские библиотечно-информационные сети и проекты: обзор современного состояния

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Березюк Н. М. К. И. Рубинский и Л. Б. Хавкина – основоположники Харьковской библиотечной школы: фрагменты истории

ЮБИЛЕИ

Фенелонов Е. А. Авторитетный специалист и высоконравственный человек. (К 80-летию А. И. Пашина)

Стрельникова А. Г., Котёлкина И. В. Научная сельскохозяйственная библиотека Всероссийского института растениеводства: страницы истории

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ


УДК 027.023

Г. И. Кукатова

Областная универсальная научная библиотека:
поиск новых решений
в формировании информационных ресурсов региона

На основе изучения и анализа региональной информационной инфраструктуры предложена модель распределенных ресурсов Брянской области.

Развитие областной универсальной научной библиотеки как регионального ресурсного центра – открытого, с дистанционным доступом – предполагает при формировании информационных ресурсов (ИР) учитывать следующие перспективы:

  • изменение политики комплектования, выраженное в разумном сочетании владения документом и/или удаленным доступом к нему;
  • приоритетность комплектования электронных ресурсов;
  • использование отечественных и зарубежных стандартов формирования и предоставления ИР;
  • расширение сетевого доступа к полнотекстовым ресурсам библиотек, других генераторов сетевых информационных ресурсов, включая корпоративные каталоги, базы данных, электронные библиотеки;
  • формирование собственной многопрофильной ЭБ;
  • приоритетность создания уникальных библиографических продуктов, отражающих специфику региона;
  • преобразование их в дальнейшем в полнотекстовые проблемно-ориентированные БД;
  • диверсификация справочно-поискового аппарата, включающего электронный каталог, справочно-поисковые системы, проблемно-ориентиро­ванные БД и другие виды ресурсов, предназначенные для быстрого и качественного поиска различных видов информации.

В последние годы наблюдается процесс поиска новых решений по формированию информационных библиотечных ресурсов. С середины 1990-х гг. активно разрабатывается региональная законодательная база в области библиотечного дела, в том числе и закон «Об обязательном экземпляре документов», призванный обеспечить полноту комплектования фондов местных изданий в центральных библиотеках регионов. Кроме того, на центральные библиотеки (областные универсальные научные) в законах возлагаются функции органа библиографической регистрации обязательного местного экземпляра изданий. Эта часть фонда – предмет особой ответственности, вклад региональных библиотек в сохранение отечественного и мирового культурного достояния. Таким образом законодательно закрепляется деятельность, которую ОУНБ осуществляют с 1960-х гг.

Использование новых информационных технологий при создании каталогов местных изданий и возможности сетевого взаимодействия позволяют организовать принципиально новую систему государственного учета и регистрации текущих изданий и обеспечения контроля за поступлением обязательного экземпляра документов как в федеральные, так и в региональные библиотечные центры. ОУНБ готовы официально взять на себя функции центров региональной библиографии, участвовать в машиночитаемой каталогизации книжной продукции России, поставляя массивы данных о местных изданиях в центр текущей национальной библиографии [1].

В связи с происходящими трансформациями во внешней среде во второй половине 1990 – начале 2000-х гг. возникла необходимость продолжения изучения библиотечных ресурсов и разработки новой концептуальной модели их развития [2; 3].

Обосновывая концепцию развития ОУНБ как информационного центра, предлагаю рассмотреть две составляющие ресурсов – библиотечный фонд и новые информационные технологии – как основополагающие в развитии информационной деятельности ОУНБ.

Современные информационные ресурсы можно охарактеризовать в целом как быстро развивающиеся. Это обусловлено высокими темпами развития информационно-коммуникативных технологий, ростом информационных источников, их видового разнообразия.

Следовательно, информационный ресурс – это динамический объект, образующийся в момент взаимодействия объективных данных и субъективных методов.

Наиболее важные свойства информационного ресурса ОУНБ:

  • полнота, достаточность информационных единиц для создания новых данных на основе имеющихся;
  • научность содержания;
  • актуальность как соответствие текущему моменту;
  • объективность как степень повышения достоверных информационных единиц;
  • соответствие реальным информационным потребностям;
  • доступность – возможность получить информационную единицу.

Функции областных библиотек реализуются с учетом сформированных на территории региона информационных ресурсов и возможностей их использования, предоставляемых библиотеками и другими информационными системами территорий. Именно в этом состоит специфика областной библиотеки как единственной региональной научной библиотеки универсального профиля.

Влияние центральных универсальных библиотек на формирование информационной, социокультурной и в определенной степени экономической среды региона  обусловлено использованием в их деятельности информационных технологий [4].

Для большей части центральных библиотек стратегические цели группируются вокруг определенных аспектов использования информационных технологий: автоматизация библиотечных процессов, интеграция информационных ресурсов субъекта Российской Федерации, удовлетворение спроса населения региона на информацию, расширение ассортимента информационных услуг.

Постановка целей деятельности конкретных библиотек выявляет особенности стратегического использования информационных технологий. Конкретные проявления внедрения новых информационных технологий представлены миниатюрным рядом функций: информационный центр субъекта РФ, разработка и ведение библиографических баз данных, внедрение новых технологий, создание электронных ресурсов, формирование автоматизированной системы библиотек субъекта РФ, стимулирование информационной грамотности.

В современных условиях существенные изменения претерпевает функция формирования информационных ресурсов ОУНБ. Суть стратегии развития фонда ОУНБ заключается в ограничении объема литературы, с одной стороны, и развитии его доступности – с другой. С учетом состава ретроспективной части фонда ОУНБ, его универсальности, хронологической глубины, можно сделать вывод, что ядро библиотечного фонда способствует развитию науки и образования. В отношении этой части фонда необходимо обеспечить его раскрытие, условия для сохранения и одновременно – доступность для пользователей.

Один из вариантов решения проблемы сохранности – перевод фондов на нетрадиционные носители: оцифровка и микрофильмирование. В отношении коллекции местных изданий и краеведческих документов для ОУНБ – это первоочередное и необходимое условие. Таким образом, решаются проблемы сохранности и доступности одновременно, в том числе и для удаленного пользователя.

Новые технологии позволили изменить подходы к обеспечению полноты фондов в библиотеках региона. В настоящее время ОУНБ переходят от политики наиболее полного комплектования собственных фондов к политике распределенного фонда документов, в том числе и электронных баз данных, выступая координатором в создании такого фонда усилиями ряда библиотек региона (при этом оставляя за собой регистрирующую функцию в отношении местных изданий и полноты приобретения краеведческих документов). Переход к политике распределенного фонда предполагает изучение возможностей фондов крупнейших библиотек региона в плане обеспечения социокультурных потребностей науки, образования, экономической, производственной, культурной и общественной деятельности и закрепления ответственности.

В течение 2006–2007 гг. Брянская ОУНБ им. Ф. И. Тютчева проводила изучение информационных ресурсов области в рамках информационной инфраструктуры региона. Для анализа запрашивались сведения: о видовом составе документного фонда, справочно-библиографическом аппарате, полнотекстовых, библиографических, фактографических базах данных, обзорно-аналитической продукции, услугах, наличии сайта.

В исследовании участвовали 60 библиотек и информационных систем Брянского региона. Их документный фонд в основном представлен традиционными печатными источниками информации. В муниципальных библиотеках аудиовизуальные материалы составляют 0,15% от общего фонда; электронные носители – 0,03%.

Особый интерес представляют фонды Государственного архива Брянской области (документы дореволюционного периода с конца XVII в., советского периода и постсоветского периодов, краеведческий книжный фонд с середины XIX в.), Брянского государственного объединенного краеведческого музея (фонд документов и письменных источников (рукописи, письма, листовки, дневники и др.) и научных организаций.

Результаты исследования показали, что фонды библиотек учебных заведений и вышеназванных учреждений значительны в количественном отношении, разнообразны по отраслевому и типо-видовому составу, обеспечивают учебный процесс, могут способствовать удовлетворению информационных потребностей и читательского спроса различных категорий населения.

Следует обратить внимание, что только 15 участников исследования ведут электронные каталоги. Именно они и представляют интерес (с учетом дополнительного диагностирования каталогов) в плане объединения ресурсов посредством включения в региональную Брянскую корпоративную библиотечную систему (КБС).

По результатам исследования в целях объединения фондов Брянская ОУНБ в рамках региональной Брянской КБС приступила к созданию сводного каталога библиотек области, который уже объединил 10 крупнейших библиотек. Следовательно, можно говорить о начале создания и использования распределенного библиотечного фонда региона.

Построенная ОУНБ модель распределенных информационных ресурсов (рис.) предполагает систему определений, соглашений и правил, задающих методы систематизации и общие механизмы интеграции и доступа к разнородным и территориально распределенным информационным данным.

Модель распределенных ресурсов региона

Параметры модели должны учитывать специфику предметной области, которая может быть выражена через свойства информационных ресурсов семантического характера (тематический состав, географический и хронологический охват, уровень обработанности и т.д.) и физического характера (идентификация и адрес нахождения, метод доступа, ограничения доступа и т.д.).

Для управления, поиска и обеспечения доступа к распределенным информационным ресурсам предлагается использовать специальную категорию метаданных – системные метаданные, содержащие описания семантических и физических свойств ресурсов и их структурных элементов.

Системные метаданные обеспечивают информационные интерфейсы между источниками данных и интегрированным информационным пространством. Посредством этого и реализуются функции по интеграции ресурсов, навигации в информационном пространстве, поиску и доступу к необходимым ресурсам. В настоящее время в модели определены и специфицированы следующие компоненты: единый словарь параметров, структура описаний ресурсов и их элементов по единой схеме.

Являясь основным фондодержателем универсального библиотечного фонда региона, ОУНБ ведет постоянную работу по раскрытию своих фондов и обеспечению свободного доступа пользователей, в том числе удаленных, к информационным ресурсам.

С начала 1990-х гг. в библиотеках ведутся электронные каталоги с возможностью многоаспектного поиска. Параллельно с этим идет ретроконверсия карточного Генерального алфавитного каталога в электронную форму (процесс этот решается по-разному: ручной ввод, автоматизированный, в зависимости от имеющихся финансовых средств). В практическом плане это решает три задачи: позволяет реальным и удаленным пользователям вести оперативный поиск информации; обеспечивает сохранность основного стратегического справочно-информационного ресурса региона; способствует интеграции региональных ресурсов в российскую информационную среду.

Предметом особой ответственности, вкладом региональных библиотек в сохранение отечественного и мирового культурного достояния является краеведческая направленность их деятельности. Они обязаны обеспечить наиболее полный учет, сбор и предоставление в пользование культурных ценностей территории. Поэтому одно из главных мест в структуре информационных ресурсов ОУНБ занимают сводный систематический краеведческий каталог, электронный краеведческий каталог, каталог местных периодических изданий, хронологический каталог местных изданий.

Рассматривая библиотечное краеведение как систему, специалисты выделяют в нем основные виды деятельности, характеризующие его структуру и обеспечивающие комплексный подход к его организации. Важной составляющей этой системы является работа по организации фонда краеведческих документов, обеспечение его сохранности и доступности.

Современные технологии увеличивают степень взаимосвязанности и взаимозависимости каждой из указанных выше задач [5; 6]. Поэтому библиотеки действуют последовательно, смещая акценты деятельности от одной проблемы к другой. Задача информационного обеспечения краеведения в последние годы приобрела особую актуальность. Объем краеведческой информации, интерес к ней возрастает постоянно. Проблема выбора необходимых источников, ориентации в информационном потоке все более остро встает перед пользователями. Качественное, оперативное удовлетворение потребностей пользователей, в том числе и удаленных, в краеведческой информации, обеспечение доступности краеведческих информационных ресурсов региона невозможно без использования компьютерных технологий. На уровне региона проблема решается в двух направлениях: приобретение готовых информационных продуктов и создание собственных БД.

Комплекс краеведческих баз данных составляет краеведческий информационно-познавательный портал, над созданием которого областные библиотеки работают последние годы и достаточно ясно представляют перспективы его развития.

Главная задача центральной библиотеки субъекта РФ - содействие интеграции библиотек региона в единое библиотечно-информационное пространство, независимо от их ведомственной принадлежности. Появлению свойства целостности и интегративных качеств способствуют развитие межбиблиотечного взаимодействия в области формирования и использования ресурсов, а также сотрудничество между органами власти различных уровней, осуществляющими управление общедоступными публичными библиотеками. Одной из основных форм организации взаимодействия является корпоративное объединение.

В последнее время, осваивая сетевые технологии, библиотеки пришли к пониманию необходимости совместной деятельности по созданию сетевых ресурсов на основе корпоративного взаимодействия. В настоящее время перед ОУНБ стоит важная задача рациональной организации корпоративной деятельности в рамках региона уже на начальном этапе создания корпоративных ресурсов, в том числе и краеведческих, для эффективного представления полной информации и реализации всех возможностей, доступных в условиях использования новых информационных технологий.

Вступая на путь создания информационных корпораций, библиотеки должны привести с собой традиционных партнеров, подготовив их к новым технологиям взаимодействия и определив роль каждого в рамках единой корпоративной сети. Деятельность таких корпораций строится на принципах разделения объема выполняемых работ. Доступность краеведческих ресурсов для удаленного пользователя становится одним из главных критериев оценки деятельности ОУНБ [7; 8].

Функционирование корпоративных библиотечных систем в регионах открывает новые возможности, среди которых – онлайновый доступ пользователей к информационным ресурсам библиотек – участниц корпоративной библиотечной системы; возможность электронного заказа (электронный МБА) и доставки полнотекстовых документов (электронная доставка документов); интеграция информационных ресурсов библиотек – участниц корпорации в систему региональных, национальных и мировых ресурсов.

Областные библиотеки являются участниками корпорации ЛИБНЕТ – в качестве поставщиков и потребителей информационных ресурсов (библиографических записей). Участие в ЛИБНЕТе достаточно продуктивно для библиотек, так как приносит определенную экономию по временным затратам при ведении собственного электронного каталога. Безусловно, это полезно с точки зрения повышения качества наших собственных информационных ресурсов и оперативности их формирования.

Членство в АРБИКОНе дает возможность доступа к ресурсам других региональных корпораций, состоящих в этом проекте, а также позволяет принимать участие в работе органов АРБИКОНа по выработке общих для всех корпораций правил и стандартов. Кроме того, библиотеки получают возможность анализировать ресурсы других библиотек, в том числе и федерального уровня, а также сохраняют стимул для повышения собственного технологического уровня.

Реализация межрегионального корпоративного проекта – в качестве участников КОРБИС «Тверь и партнеры» (http://corbis.library.tver.ru/) – позволила Брянской, Орловской, Тверской, Тульской областным научным универсальным библиотекам выйти на новый уровень телекоммуникационных технологий, используя корпоративные ресурсы Тверской КБС для развития информационной среды региона.

Итак, ведущая тенденция в развитии библиотечно-информационных систем и технологий – корпоративность. В библиотеках России стремительно накапливается массив информационных ресурсов, в регионах широко внедряются перспективные автоматизированные технологии, повышается оперативность и качество информационного обслуживания за счет более широкого использования электронной информации, интеграции информационных ресурсов на основе новейших коммуникационных технологий. Внедрение новых информационных технологий в работу библиотек позволило создать новые формы обслуживания пользователей. Обеспечение широкого доступа к внутренним и внешним электронным ресурсам – приоритетное направление в обслуживании пользователей библиотек [911].

Однако практика показывает, что наличие доступа к Интернету совсем не означает наличие доступа к информации. Для этого нужны специальные технологические, навигационные навыки, которыми пользователи пока не обладают в достаточной степени. Исходя из существующих групп пользователей, предлагается выделить несколько уровней в их обслуживании [12]. Первый – это консультирование по работе с ИТ и первичное ориентирование в веб-среде. Второй – справочное обслуживание на основе сетевых ресурсов для удовлетворения конкретных запросов. Третий уровень определяется как формирование потребностей в электронной информации у определенной категории пользователей и адаптация их к виртуальной информационной среде.

Использование многообразных возможностей Интернета знаменует собой новый этап в развитии библиотек, которые становятся частью мировой сети. Несомненно, что библиотека, имеющая доступ в Интернет, получает больше возможностей для расширения количества своих информационных источников и удовлетворения запросов пользователей.

В ряде центральных библиотек России при поддержке Управления образовательных и культурных программ Государственного департамента США (ECA) и некоммерческой американской корпорации «Прожект Хармони Инк» созданы Центры открытого доступа к Интернету (ЦОДИ). Брянский ЦОДИ стал для жителей города серьезной образовательной базой, оказывающей на основе современных компьютерных технологий информационную поддержку в большинстве обучающих процессов. По программе IATP Центр взял на себя новую функцию – бесплатное обучение пользователей современным информационным технологиям.

Проблемой обучения пользователей и персонала библиотеки занимаются специалисты Белгородской [13], Брянской ОУНБ. Применяются методики, созданные коллективом преподавателей высшей школы, специалистами библиотек. Методики заключаются в полном погружении слушателей в изучаемый материал при постоянной поддержке преподавателя. Обучение проводится по специально разработанным методическим материалам.

Постоянно меняющийся характер региональных информационных потребностей и ценностных ориентаций пользователей обусловливает дополнительные функции в работе ОУНБ. Библиотека как субъект экономической и социальной инфраструктуры территории испытывает на себе влияние этих изменений. Чтобы адекватно реагировать на происходящие изменения, ОУНБ постоянно корректирует не только свою деятельность, но и содержание и структуру информационно-ресурсного потенциала. Так, в ОУНБ появились проблемно-ориентированные БД (приобретенные и собственной генерации), обеспечивающие удовлетворение широкого круга региональных информационных потребностей. Это  приобретенные правовые БД (программные продукты Центра специальной связи и информации ФСО России, коммерческие справочно-правовые системы   «Консультант Плюс», «Кодекс», «Гарант»), БД «Патенты России» (с 1924 г. по настоящее время), «Нормы, правила, стандарты России»; БД собственной генерации по различным актуальным проблемам.

Рассматривая библиотечные информационные ресурсы как фактор конкурентного развития региона, предлагаю выделить следующие приоритетные направления в деятельности центральных региональных библиотек:

  • информационное обеспечение науки и образовательного процесса,
  • продвижение научно-технического потенциала,
  • распространение социально значимой информации.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

В последние годы в библиотечной среде активно стал использоваться термин информационные ресурсы, который первоначально относился, в основном, к электронным ресурсам, а затем приобрел более широкое коммуникативное значение. В библиотечном контексте термин имеет специфическое содержательное наполнение (традиционные бумажные, аудиовизуальные, электронные носители информации, традиционные и электронные каталоги и картотеки, библиографические и полнотекстовые базы данных, сетевые ресурсы).

В настоящее время информационные ресурсы универсальных научных библиотек включают традиционные и электронные компоненты. Для универсальной библиотеки регионального уровня характерно наличие значительного по объему традиционного библиотечного фонда и незначительной части фонда на электронных носителях.

Традиционные информационные ресурсы ОУНБ характеризуются содержательной полнотой и видовым разнообразием, значительной глубиной хронологического охвата документов, что позволяет их рассматривать как стратегический ресурс, обеспечивающий поступательное развитие региона.

Внедрение в библиотечную практику новых информационных технологий, новых видов информационных ресурсов (электронного каталога, баз данных, изданий на CD-ROM, электронной библиотеки, интернет-ресурсов и т.д.) изменили представления о библиотечном фонде и справочно-библиографическом аппарате, которые в некоторых случаях (например, в электронной библиотеке) выступают не обособленно, а единым информационным массивом.

В универсальных научных библиотеках сформирована новая информационная среда, включающая традиционную и электронную составляющие ресурсов. Её динамичность проявляется в постоянном процессе преобразования ее объектов из традиционной формы в электронную.

Это стало возможным только благодаря интеграции библиотек региона в единое библиотечно-информационное пространство, независимо от их ведомственной принадлежности. Одной из основных форм сотрудничества является корпоративное взаимодействие на разных уровнях (федеральном, межрегиональном, областном).

В контексте развития областной универсальной научной библиотеки как информационного центра региона предстоит сокращение традиционной компоненты библиотечных ресурсов и наращивание объемов электронной составляющей (приобретение необходимых баз данных, генерирование собственных баз данных, оцифровка документов, более широкое использование сетевых ресурсов и т.д.).

Список источников

1. Гридчина  Ю. В. Формирование системы обязательного экземпляра и текущей национальной библиографии: возможные пути сотрудничества с региональными библиотеками / Ю. В. Гридчина // Информ. бюл. РБА. – 2001. – N 19. – С. 73–77.

2. Жабко Е. Д. Универсальная научная библиотека в электронной среде: модель организации информационного обслуживания : (Конференция Российской библиотечной ассоциации : 12-я Ежегодная сессия ) / Е. Д. Жабко // Там же. – 2007. – N 45. – С. 99–101.

3. Хахалева Н. И. Формирование библиотечного фонда в электронной среде: концептуальный подход / Н. И. Хахалева // Библиотековедение. – 2006. - № 3. – С. 38 – 41.

4. Коломейчук Е. Место информационных технологий в деятельности центральных универсальных библиотек Российской Федерации / Е. Коломейчук // Мир библиографии. – 2003. – № 6. – С. 8–9.

5. Алешина С. В. Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф. И. Тютчева – ресурсный центр краеведческой деятельности муниципальных библиотек области [Электронный ресурс] / С. В. Алешина, Н. Н. Пилькова // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса : материалы 15-й Междунар. конф. «Крым». – Электрон. дан. – Москва : ГПНТБ России, 2008. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

6. Андреева Н. Е. Новая концепция управления библиотекой / Н. Е. Андреева // Библиотечное дело – 2008: библиотеки и профессиональное образование в информационном обществе : сб. ст. по материалам Тринадцатой междунар. конф. ( 23–24 апр. 2008 г., Москва) / науч. ред. Г. А. Иванова, Е. О. Матвеева. – Москва : МГУКИ, 2008. – Ч. I. – С. 159–163.

7. Гридчина Ю. В. Комплексное решение проблем обеспечения сохранности и доступности краеведческих изданий в ОУНБ: подходы и решения / Ю. В. Гридчина // Информ. бюл. РБА. – 2003. – N 24. – С. 175–176.

8. Гридчина Ю. В. Корпоративность в краеведческой деятельности библиотеки / Ю. В. Гридчина // Там же. – 2002. – N 22. – С. 254–257.

9. Белоножка Э. Н. Информационное обслуживание электронными документами в ОУНБ (на примере Новгородской областной универсальной научной библиотеки) / Э. Н. Белоножка // Там же. – 2001. – N 19. – С. 50–54.

10. Захаренко М. П. Электронные ресурсы: использование в обслуживании различных категорий пользователей / М. П. Захаренко // Там же. – 2004. – N 32. – С. 136–138.

11. Поветкина Л. Г. Построение модели корпоративного взаимодействия государственных и муниципальных библиотек для создания сводных электронных ресурсов Белгородской области / Л. Г. Поветкина, Н. В. Сороколетова // Науч. и техн. б-ки. – 2007. – № 12. –
С. 3–8.

12. Макаренко И. А. Использование сетевых информационных ресурсов в обслуживании пользователей библиотеки / И. А. Макаренко // Информ. бюл. РБА. – 2003. – N 24. – С. 179–180.

13. Сороколетова Н. В. Библиотека и компьютер. Обучение пользователей и персонала / Н. В. Сороколетова // Науч. и техн. б-ки. – 2003. – N 5. – С. 106–112.

  
На главную