Научные и технические библиотеки №8 2006 год
Содержание:

Первый Форум творческой и научной интеллигенции стран Содружества Независимых Государств

Берестова Т.Ф. Государственная информационная политика - инструмент обеспечения единства информационного пространства

Леонов В.П. БАН и окружающая среда: адаптация к новым условиям

Бахтурина Т.А. Создание новых международных правил "Описание ресурса и доступ к нему": проблемы их решения. К пересмотру Англо-американских правил каталогизации

Хагерлид Ян. Система публикаций открытого доступа в Швеции. Обзор за 2002 - 2005 гг.

ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Воройский Ф.С. Современная информационная технология и ее развитие

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Столяров Ю.Н. Понятие электронный фонд: дискуссионные вопросы

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Земсков А.И. "Картинки с выставки…". (Лондонская книжная выставка-ярмарка - 2006)

НАШИ АВТОРЫ


УДК 002

Берестова Т.Ф.

Государственная информационная политика -
инструмент обеспечения единства
информационного пространства

Дано определение информационного пространства, кратко охарактеризованы его компоненты и их функции. Показано, что для формирования единого информационного пространства необходима целенаправленная информационная политика государства, разработка и реализация которой должны быть основаны на общесистемных принципах.

Цель создания информационного пространства - формирование среды обитания человека, наполненной информацией, доступной для него в процессе его деятельности. Информационное пространство возникает в результате инфопроцесса через создание информации (духовный аспект), развитие форм ее сохранения и средств ее передачи (материальный аспект) и существует в виде вербальной (устной) и документальной коммуникации. Центром информационного пространства является субъект, его конструирующий.

Элементарная структура вербального уровня информационного пространства социума включает индивидуальные информационные тезаурусы, содержащие семантические образы, сформированные с помощью языка; речь, их передающую; управленческий элемент. Функция индивидуальных информационных тезаурусов - ресурсная, функция речи - коммуникативная, функция управленческого элемента - организационная.

Стремление сохранить информацию порождает документальную коммуникацию с такими элементарными компонентами, как потребители и создатели информации, документы (зафиксированные тезаурусы, выраженные посредством записанной речи), информационно-поисковый язык (ИПЯ), управленческий субъект, инфраструктура, включающая материально-технические средства и технический персонал. Документы - результат
метаморфозы информационных тезаурусов и речи, в них интегрированы ресурсная и коммуникативная функции. В системе "документ-потребитель" естественный язык трансформируется в искусственные, в частности в ИПЯ. Новые языки сохраняют коммуникативную функцию, присущую естественной речи. Управленческий элемент, как и на вербальном уровне, осуществляет организационную функцию. Инфраструктура выполняет вспомогательную техническую функцию обслуживания по отношению к другим элементам.

Современное информационное пространство сформировалось в процессе эволюции его первоначальных элементарных компонентов и сейчас имеет чрезвычайно сложную структуру; но, как и в первородном варианте, его сущность укладывается в следующую дефиницию: Информационное пространство - это материально-духовный конструкт, обеспечивающий сосуществование и взаимодействие вербальной и документальной коммуникации.

Информационное пространство функционирует эффективно только в том случае, если все его компоненты находятся в системном единстве (целостности). Обеспечение единства информационного пространства - это проблема его конструктора и управленца.

В территориальном информационном пространстве роль конструктора выполняют органы государственной власти, которые разрабатывают и реализуют целенаправленную информационную политику. Реализуя свою информационную политику на уровнях федерации, регионов и муниципальных образований, Российское государство вынуждено в той или иной степени финансировать обеспечение единства информационного пространства и осуществлять поддержку прогрессивных тенденций развития всех его компонентов. После принятия государственной информационной политики проблема обеспечения единства информационного пространства переходит на уровень практических решений: управленческих, экономических, организационно-методических, технико-технологических и др.

Информационная политика фокусирует действия государства на обеспечении и сохранении взаимосвязей объектов и субъектов информационного пространства. Она строится на усилении интеграционных процессов, которые объективно и неизбежно возникают при создании, сохранении, передаче и потреблении информационных ресурсов. Далее интеграционные процессы воспроизводятся в науках информационно-коммуникационного цикла, их учитывают и при подготовке кадров, работающих в документально-коммуникационном секторе информационного пространства.

Государственная информационная политика РФ сформулирована во многих официальных документах. Важнейший из них - "Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов" [1]. На ее основе в 2000 г. разработана "Концепция государственной информационной политики" [2] и создана "Доктрина информационной безопасности Российской Федерации" [3]. Согласно этим документам создание единого федеративного информационного пространства является обязательным условием обеспечения государственной целостности России, и потому информационное пространство РФ должно быть защищено от агрессоров аналогично ее физическому пространству (территориальному, водному, воздушному).

Создание единого информационного пространства страны осуществляется через разработку и реализацию положений государственной информационной политики, различных частных концепций и программ. Так, в настоящее время стоит задача - создать концепции национальной системы научно-технической информации и библиотечной инфраструктуры. Уже реализуются такие частные концепции и программы федеративного (общероссийского) уровня, как Концепция формирования распределенного информационно-библиотечного фонда (РБИФ), целевые научно-технические программы "Электронная Россия" [4], "Электронные библиотеки России". В качестве примера региональной программы можно назвать "Концепцию движения Москвы к информационному обществу".

В развитии современного информационного пространства имеются противоречия, порожденные процессами как регионализации, так и глобализации.

Процессы регионализации в России простимулированы расширением самостоятельности субъектов РФ, расширением властных и финансовых полномочий в муниципалитетах. Регионализация как одна из тенденций развития современного общества определила условия функционирования информационного пространства на территориях России. Сложность формирования современного регионального и муниципального информационного пространства связана с нерешенностью ряда организационно-управленческих задач общегосударственного уровня.

Процессы глобализации снижают зависимость информационного пространства от территориальных границ государства. Это наиболее ярко демонстрирует Интернет.

В настоящее время для минимизации отрицательных проявлений бесконтрольного распространения информации государство использует не только административные методы, но и другие рычаги влияния. К ним относится создание условий для развития государственного (национального) языка. Напомню, что язык и выражающая его речь - это простейшие элементы информационного пространства, которым присуща коммуникативная функция.

Государственный (общий) язык, наряду с общей территорией проживания и общей экономикой, является важнейшим фактором, обеспечивающим единство нации. Язык является транслятором национальных ценностей и культурных достижений нации в мировую культуру. Именно поэтому государство должно обращать внимание на развитие национального языка и осуществлять властную и финансовую поддержку структур, способствующих языковой коммуникации. В 1991 г. в РФ принят закон "О языках народов Российской Федерации", а затем разработана Федеральная целевая программа "Русский язык" (2002-2005 гг.) [5]. В последние годы большое внимание уделяется развитию русскоязычного сектора Интернета, что позволяет более эффективно чем раньше раздвигать информационное пространство русскоязычного населения за пределами территории России. В целях выхода в мировое информационное пространство все больше внимания уделяется изучению иностранных языков в учебных заведениях и системах дополнительного образования.

Поддержку глобальных тенденций расширения информационного пространства властные структуры вынуждены осуществлять под давлением необходимости включать нашу страну в экономические, военные и другие международные объединения. Таким образом, и современные проблемы, порожденные процессами глобализации в сфере информации, наиболее успешно могут разрешаться только с помощью государства.

Наряду с совершенствованием естественных языков сегодня очень важно уделять внимание развитию профессиональных и искусственных языков. Профессиональные языки обеспечивают коммуникацию внутри отраслевого, ведомственного, корпоративного информационного пространства. Федеральное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ), работающее в рамках государственной системы НТИ, курирует развитие профессиональной терминологии и ее закрепление в виде терминологических стандартов.

Разработка искусственных языков, в том числе комплекса ИПЯ, обеспечивающих связи между компонентами документальной коммуникации, - это еще одна важная государственная задача по обеспечению единства информационного пространства. Но пока ее значимость осознается плохо, и успехи в ее решении весьма незначительны.

Цель "Концепции государственной информационной политики" сформулирована как "создание условий и механизмов формирования, развития и эффективного использования информационных ресурсов во всех областях деятельности" [2. С.14].

Наиболее значимыми являются документные ресурсы - комплекс, громадный по объему, сложности и стоимости создания, сохранения и эксплуатации. Их можно разделить на два уровня: первичный и вторичный [6]. Первичные и вторичные документы обеспечивают интеграцию и взаимопереходы между вербальной и документальной коммуникациями.

Документные ресурсы - это наиболее управляемые информационные ресурсы. При отсутствии информационных ресурсов становится бессмысленным само понятие информационное пространство. Так, Ю.А. Нисневич утверждает: "Единство и взаимосвязанность системы национальных информационных ресурсов является необходимым условием обеспечения единства и целостности национального информационного пространства" [7. С. 7].

Среди важнейших информационных ресурсов первыми обычно называют государственные информационные системы, имеющие межведомственный универсальный характер: библиотечную сеть России, архивный фонд РФ, государственную систему статистики и государственную (национальную) систему НТИ. В последнее время быстро растет количество российских сайтов Интернета. Вместе эти системы организуют функционирование традиционных и электронных документов.

В настоящее время количество, качество и доступность информационных ресурсов являются фактором, определяющим уровень развития страны, и показателем ее статуса в мировом сообществе. В сфере подготовки информационных ресурсов задействованы научные, образовательные, художественно-творческие учреждения, редакции и издательства. Сегодня необходимо возрождение национальной системы НТИ и библиотечной инфраструктуры в общероссийском масштабе и на новой основе. Для этого потребуются колоссальные вложения и консолидированные усилия всех субъектов информационного пространства.

Полноценный информационный рынок нельзя создать в условиях жестких идеологических ограничений. Его развитию и функционированию способствуют рыночные взаимоотношения, законы свободного предпринимательства и свободной конкуренции. В России в постперестроечный период информационный рынок стал формироваться и специализироваться более активно. И сейчас он уже приблизился к структуре цивилизованного информационного рынка западноевропейских стран и США. В настоящее время, по определению И.И. Родионова, информационный рынок "это - совокупность экономических, правовых и организационных отношений по торговле (продаже и покупке) услуг между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями) и характеризуется определенной номенклатурой услуг, условиями и механизмами их предоставления и ценами" [8. С. 21].

С рынком информационных продуктов и услуг тесно взаимодействует информационная индустрия, под которой понимается "...комплекс предприятий и организаций, преобладающим (по стоимости) продуктом которых являются информационные услуги... Основной целью и смыслом деятельности в информации индустрии является преобразование информации (переработка информационных ресурсов) для решения каких-либо задач потребителей и обеспечение условий для доступа потребителей к нужной им информации" [8. С. 14].

Многосубъектность создателей и потребителей информации ведет к многообразию компонентов информационного пространства. Это процесс объективный и потому сегодня единство информационного пространства понимается не как унификация его компонентов, а как их признанное и равноправное разнообразие. Обеспечение единства информационного пространства становится непростой задачей по мере возникновения все новых и новых его компонентов и количественного увеличения его субъектов. Достигнуть единства можно за счет согласования действий множества разнопорядковых связей, которые обеспечивают не только территориальные и/или профессионально-производственные и иные деятельностные узы, но и связи между явлениями вертикальных и горизонтальных, вербальных и документальных уровней информационного пространства.

Информационные ресурсы, кумулирующие результаты коммуникативной деятельности людей, в едином информационном пространстве подвергаются обязательному интегрированию и структуризации. Суть нововведений, которые должны обеспечить единство информационного пространства социума, сводится к созданию механизма, обеспечивающего равные возможности для развития и функционирования на всех его уровнях, во всех его секторах и частях. Сегодня единство информационного пространства понимается как единые условия для его функционирования. А определить единое информационное пространство можно как исторически сформировавшуюся форму скоординированного функционирования территориально близких и удаленных информационных ресурсов; его целостность существует благодаря единому управлению, правовым гарантиям, способам связи и другим материально-техническим средствам, обеспечивающим наибольшую меру доступности информации для потребителя.

В настоящее время значительная часть информационных ресурсов сосредоточена в субъектах Федерации. Библиотеки, архивы, другие информационные организации перешли на финансирование из местных бюджетов. Поэтому, по словам Ю.А. Нисневича, "...для эффективного развития самой системы национальных информационных ресурсов необходимо обеспечить широкие возможности взаимного обмена информацией между депозитариями информационных ресурсов (библиотеками, архивами, фондами, банками данных, иными информационными системами)..." [9. С. 7]. Ю.А. Гриханов в качестве одной из ведущих тенденций развития документных ресурсов РФ выделяет оптимизацию хранения и использования документов за счет создания и модернизации системы депозитариев и репозитариев [10]. Проблему оптимизации хранения и использования документных ресурсов должна разрешить общероссийская концепция РБИФ [11].

В "Концепции государственной информационной политики" средства, обеспечивающие передачу информации на расстояния, получили название технологий информатизации и связи [2. С. 17]. Среди них важнейшим элементом являются телекоммуникации. По словам Т.В. Закупень, они должны строиться на основе "... открытости, соответствия международным стандартам на системы телекоммуникаций, широкого применения техники и технологий стран СНГ, государственного лицензирования и сертификации программных и информационных продуктов, ресурсов и услуг" [12. С. 94]. Говоря о государственной информационной политике, Ю.А. Нисневич отмечает, что только высокоиндустриальные страны могут позволить себе иметь достаточно разветвленную информационно-коммуникационную инфраструктуру [9]. Комментируя направления государственной информационной политики, он пишет: "Развитость информационно-телекоммуникационных систем и сетевых информационных технологий является важнейшей характеристикой информационного потенциала той или иной страны... и определяет сегодня не только реальные возможности эффективного использования внутренних информационных ресурсов страны, но и степень ее вхождения в мировое информационное пространство..." [7. С. 145].

Реализации "Концепции формирования и развития единого информационного пространства..." мешают различия в качественных и количественных характеристиках информационного пространства разных регионов страны. Они приводят к увеличению диспропорций в развитии центра и регионов буквально по всем сферам жизнедеятельности. Поэтому в настоящее время проблема "выравнивания" в распределении информационных ресурсов и средств автоматизации и телекоммуникаций по регионам России стоит достаточно остро.

Государственная информационная политика в первую очередь направлена на достижение необходимого уровня информационного обеспечения органов государственного управления, работников бюджетной сферы, а затем уж и субъектов рыночной экономики [2. С. 38]. В сфере бизнеса, промышленности, коммерции информатизация успешно осуществляется за счет собственных средств. Долгое время предельно "информатизированной" отраслью была сфера обороны страны. В меньшей степени процессы информатизации освоены в быту среднего россиянина, в социальной сфере, в так называемых бюджетных отраслях (образование, культура, здравоохранение, социальная защита): до настоящего времени основными организационными информационными структурами для этих сфер остаются библиотеки, музеи, архивы и некоторые сегменты печатных и электронных средств массовой информации.

Реализация общенациональных проектов реформирования здравоохранения, образования, коммунального и сельского хозяйства связана и с модернизацией их информационных коммуникаций. Техническое переоснащение всех частей информационного пространства должно осуществляться по возможности равномерно, поскольку диспропорции в развитии тех или иных частей системы приводят к снижению ее эффективности в целом. Нельзя создать единое, надежно функционирующее информационное пространство, используя новейшую технику, например, только в органах НТИ, не переоснащая другие важнейшие элементы - библиотечное, архивное, музейное, издательское дело, книжную торговлю, полиграфию и т.д. Поэтому усилия государства должны быть направлены на постепенную ликвидацию этих диспропорций - это еще одна из задач государственной информационной политики.

Создание единого информационного пространства - сложнейший интегративный процесс. По-видимому, полное единение всех субъектов информационного пространства, всех его компонентов, сложных по своей структуре, - труднодостижимый идеал, приближение к которому должно быть целенаправленным, последовательным и достаточно длительным. Т.В. Закупень так объясняет длительность процесса интеграции: "Развитие информационного взаимодействия наталкивается на многочисленные препятствия, связанные с такими недостатками и трудностями, как неразработанное и неадекватное законодательство в области информации и телекоммуникаций, отсутствие четко определенных целевых групп, представляющих конкретные интересы (будь то интересы государственных органов или коммерческих структур)" [12. С. 94].

За последние годы в РФ сложилась отрасль информационного права. Вопросы информационного права нашли отражение в Конституции РФ, гражданском и уголовном кодексах РФ, федеральных законах и других нормативных актах. Адекватность информационного законодательства реалиям современной ситуации и его нацеленность на решение более сложных задач, которые обеспечиваются государственными органами различного уровня, - один из факторов создания единого информационного пространства страны. Еще раз процитирую Т.В. Закупень, как одного из наиболее авторитетных исследователей проблем правового обеспечения информационного пространства РФ: "Развитие информационной инфраструктуры и информационной среды... должно происходить под строгим государственным контролем. Но не путем запретительных актов, а путем гибкого регулирования... Проблему информационного пространства и его законодательного обеспечения целесообразно обсуждать по отдельным секторам, элементам и формам информационного взаимодействия: право, окружающая среда, здравоохранение, экономика, наука, культура и т.д." [12. С. 95].

За последние годы принят ряд законов, регулирующих взаимоотношения в сфере информации, и все-таки уровень правового обеспечения функционирования информационного пространства еще нельзя признать достаточным. Решение этих вопросов в России имеет определенные особенности.

В развитых капиталистических странах предприятия и организации, производящие информационные продукты и услуги, действуют на основе разных видов собственности и стремятся к получению прибыли. Но абсолютизация рыночных подходов в информационной сфере может привести к диспропорции в развитии ее отдельных сегментов. Это может выражаться в преимущественном обеспечении информацией наиболее платежеспособных отраслей, с одной стороны; с другой - может происходить монополизация на отдельных сегментах рынков, что позволит собственникам информационной продукции вводить на нее неоправданно высокие цены. Для обеспечения доступности информации по ее ценовым характеристикам усилия государства должны быть направлены на демонополизацию информационного рынка, на равномерность развития разных структур информационного пространства. Однако демонополизировать рынок информационных ресурсов чрезвычайно сложно, потому что он жестко (а иногда и узко) специализирован. В целях равномерного развития различных частей информационного пространства государство берет на себя финансирование процессов создания информационных ресурсов в научной и художественно-творческой сфере; финансирует хранение документных ресурсов, их трансляцию (передачу) через архивы, библиотеки, музеи, государственные информационные центры и др.

Обобщая зарубежный опыт, Т.В. Закупень свидетельствует: "...исключительно на рыночных принципах индустрия информационных услуг не создавалась ни в одной стране. Везде использовался принцип соединения государственных интересов с коммерческой инициативой. Главная задача частной фирмы - предложить государству и потребителям нужные разделы информационных сообщений (решение или систему) вовремя и по разной цене" [12. С. 95]. Этот пример показывает, как управленческий элемент в виде современных государственных механизмов интегрирован в такую часть информационного пространства, как информационная индустрия. Подобное можно проиллюстрировать на примере каждого из компонентов информационного пространства.

В силу неразвитости российского информационного рынка особую актуальность имеет создание антимонопольного законодательства по отношению не только к создателям и держателям документных ресурсов, но и к собственникам инфраструктуры информационной коммуникации. Демонополизировать рынок телекоммуникаций важно для ускоренного развития информационных технологий и расширения использования ресурсов Интернета, создания приемлемых цен для бюджетных организаций и индивидов (частных пользователей).

Демонополизация сетей связи - одна из целей создания и реализации Федеральной целевой научно-технической программы "Электронная Россия" [4]. Кроме того, эта программа нацелена на формирование эффективной нормативно-правовой базы в сфере информационно-коммуникационных технологий; на повышение взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и гражданами на основе использования современных технологий; на ликвидацию региональных и ведомственных барьеров на пути распространения информации и обеспечения единства информационного пространства РФ; на массовое распространение информационно-коммуникационных технологий во всех сферах общественной деятельности в опоре на единую инфраструктуру [4]. Программа согласована с программой по развитию образовательной информационной среды.

Благодаря реализации федеральных целевых программ, различных федеральных, региональных, муниципальных и ведомственно-отраслевых проектов информатизации сегодня в России уже заложены основы инфраструктуры единого информационного пространства.

Информационное пространство создается (конструируется) субъектом. В связи с этим в любом информационном пространстве действует принцип генерального конструктора, который обоснован в работах по системному анализу [13]. Конструктором информационного пространства может быть индивид, предприятие, учреждение. Субъективность корпоративного, ведомственного пространства и его подчиненность информационным потребностям работников отдельной производственной или социально-ориентированной отрасли достаточно остро ставят вопрос об их совмещении и интеграции в особую целостность. Таковой является единое информационное пространство территории. Сами собой подобные вопросы не решаются, на это должны быть направлены усилия всех субъектов территориального информационного пространства, и кто-то из них должен взять на себя координирующие функции, т.е. стать генеральным конструктором.

В рамках государства или территории в качестве генерального конструктора информационного пространства выступает власть, которой общество делегировало функции по управлению сложнейшей системой - социумом. Принцип генерального конструктора в едином информационном пространстве реализуется властью разных уровней через создание и выполнение федеральных, региональных (областных и республиканских), муниципальных программ, через правовую и финансовую поддержку субъектов информационного пространства. Механизмом конструирования информационного пространства является информационная политика государства. В рамках определенной территории - региона, муниципалитета - власть может делегировать свои полномочия по созданию единого информационного пространства какому-либо субъекту. Чаще всего такие функции возлагаются на СМИ, возможны и другие решения этого вопроса. Генеральный конструктор строит свои отношения с другими компонентами информационного пространства на основе общесистемных принципов структурности и иерархичности [6].

Принцип структурности гласит: поведение макросистемы обусловливает поведение ее отдельных компонентов и приводит к их дифференциации на тех же основаниях, т.е. по территориальному, отраслевому и другим подобным признакам. Иерархическая зависимость существует между центром и его второстепенными по важности частями. В нашем случае центр - это власть, она генеральный конструктор территориального информационного пространства, а второстепенными являются все другие компоненты информационного пространства. По мере удаления от центра возможности взаимовлияния разных структур уменьшаются. Власть должна предпринимать специальные усилия для снятия проявлений негативных центробежных тенденций в территориальном информационном пространстве и делегировать свою долю ответственности другим субъектам, наделяя их функциями локальных центров. Именно поэтому появляются специфические информационные учреждения в качестве особых относительно самостоятельных субъектов, создающих собственное информационное пространство. В силу действия принципа внешнего дополнения, тесно связанного с принципами иерархичности и структурности, все компоненты информационного пространства подвергаются прямому и/или косвенному воздействию со стороны своей макросистемы. Кроме того, все компоненты информационного пространства подвергаются и прямому управлению со стороны своего центра.

Из-за многочисленности компонентов информационного пространства и их чрезвычайной сложности нецелесообразно ставить вопрос об интеграции в единое информационное пространство каждого из них как принципиально новую задачу. Надо свести до минимума количество организационных и технологических вопросов: это возможно при использовании принципа типизации. Типизация в создании единого информационного пространства имеет несколько уровней: для различных компонентов информационного пространства (информационные ресурсы, телекоммуникационная инфраструктура, властная или управленческая поддержка); внутри однотипных компонентов, например внутри сектора информационных ресурсов или внутри сети библиотек в целом и/или их разновидностей. Принцип типизации диктует следующее правило - при разрешении задач каждого более низкого уровня принятые решения не должны вступать в противоречие с решениями более общего (высокого) уровня.

Принцип типизации теснейшим образом связан с принципом согласования общих (глобальных) и частных критериев. Для отдельных субъектов информационного пространства принцип согласования частных и глобальных критериев действует в тесной связи с принципом развиваемости и целевым подходом.

Принцип развиваемости и целевой подход объясняют подчиненность частных критериев оценки отдельного субъекта общему критерию эффективности функционирования информационного пространства, а таковым общепризнано наиболее полное удовлетворение информационных потребностей, возникающих у индивидов и/или структур социума в процессе той или иной деятельности.

Следование принципу согласования общих и частных критериев позволяет получить большую эффективность функционирования информационного пространства и его отдельных компонентов. Из сказанного можно вывести взаимосвязь принципа согласования общих и частных критериев с принципом максимума эффективности. Этот принцип может быть сформулирован так: при использовании результатов решения проблемы более высокого уровня возможно достижение максимума эффективности на более низком уровне. Принцип максимума эффективности направлен на получение больших результатов при наименьших затратах. Его реализация требует целенаправленных действий по совершенствованию информационного пространства, осуществления дальнейшей координации, кооперации между его субъектами. Достигнуть максимальной эффективности можно только при стимулировании интегративных процессов.

Всякая система функционирует в соответствии с принципом развиваемости, а он действует в согласовании и через принцип постановки новых задач. Так, функционирование информационного пространства на основе этих принципов требует насыщения новыми информационными продуктами и компьютерными технологиями всех его организационных структур, всех его учреждений.

В конечном счете все рассмотренные принципы работают на обеспечение принципа целостности, или единства. Принцип целостности обеспечивает неаддитивность, т.е. несводимость свойств системы к сумме свойств ее отдельных частей или элементов. Благодаря своей целостности информационное пространство имеет гораздо большие потенции для удовлетворения информационных потребностей людей, для обеспечения их демократического права на информацию, чем каждый из его отдельных компонентов или его отдельных организационных структур (учреждений, систем, сетей).

При построении единого информационного пространства на основе общесистемных принципов оно "работает" эффективно, а противоречия в его функционировании могут быть сведены до минимума. Сегодня государственная информационная политика направлена на обеспечение единства информационного пространства; ее выполнение финансируется и контролируется государственными структурами на федеративном, региональном и муниципальном уровнях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов // Межотрасл. информ. служба. - М., 1995. - No 3. - С. 3-8.

2. Концепция государственной информационной политики // Науч. и техн. б-ки. - 2000. - No 6. - С. 4-45.

3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: утв. Президентом Рос. Федерации В. В. Путиным 09. 09. 2000 г., No Пр. 1895. - М.: Информациология, 2000. - 48 с.

4. Федеральная целевая научно-техническая программа "Электронная Россия" // Земсков А.И. Электронные библиотеки: учеб. для вузов / А.И. Земсков, Я.Л. Шрайберг. - М., 2003. - С. 334-351.

5. О Федеральной целевой программе "Русский язык" (2002-2005 гг.) [от 27 июня 2001 г.] Постановление Правительства РФ No 483. // Собр. Законодательства РФ. - No 28. - Ст. 2887.

6. Берестова Т.Ф. Общедоступная муниципальная библиотека в едином информационном пространстве /Т.Ф. Берестова. - М.: Либерея, 2005. - 288 с. или Берестова Т.Ф. Общедоступная библиотека как часть информационного пространства: теоретико-методологические аспекты: моногр. / Т.Ф. Берестова; МГУКИ, ЧГАКИ. - Челябинск: ЧГАКИ, 2004. - 462 с.

7. Нисневич Ю.А. Информация и власть / Ю.А. Нисневич. - М.: Мысль, 2000. - 175 с.

8. Родионов И.И. Основные характеристики рынка информационных услуг развитых капиталистических стран / И.И. Родионов; МЦНТИ. - М., 1990. - 122 с.

9. Нисневич Ю.А. Системно-методологические основы государственной информационной политики / Ю.А. Нисневич // НТИ. Сер.1. - 2001. - No 3. - С. 1-9.

10. Гриханов Ю.А. Модернизация системы депозитарного хранения библиотечных фондов России / Гриханов Ю.А. // Науч. и техн. б-ки. - 2004 .- No 2. - С. 52-55.

11. Берестова Т.Ф. Распределенный информационно-библиотечный фонд - важный компонент единого информационного пространства Российской Федерации / Т.Ф. Берестова // Вестн. МГУКИ. - 2005. - No 1. - С. 58-65.

12. Закупень Т.В. Правовое регулирование создания единого информационного пространства стран-участниц Содружества Независимых Государств / Т.В. Закупень // Государство и право. - 1997. - No 6. - С. 92-95.

13. Системный анализ и основы биосферного мышления: (избр. тр.) / под ред. Р.П. Чапцова / Междунар. центр интеллект. развития; Регион урал. отд-ние Междунар. акад. информатизации. - Челябинск, 1994. - 136 с.

  
На главную