![](images/null.gif)
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
УДК 026:61
Ю. Н. Дрешер
Концепция развития Республиканского медицинского
библиотечно-информационного центра:
долгосрочные перспективы
Рассмотрены изменения статуса государственных учреждений культуры и
здравоохранения; основополагающие принципы, цели и долгосрочные перспективы
развития Республиканского медицинского библиотечно-информационного центра.
Ключевые слова: Республика
Татарстан, Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр, автономные
учреждения, кадры, деятельность, принципы, стратегические цели, долгосрочные
перспективы, концепция развития.
Решающими
факторами успеха являются терпение, ориентация не на немедленный результат, а
на долгосрочную перспективу, постоянные вложения в людей, продукцию и услуги,
само предприятие и самые жесткие требования к качеству.
Роберт Б. Маккарри
В последние годы широко распространилось мнение: если отдельные
личности и компании будут руководствоваться собственной выгодой, спрос и
предложение чудесным образом приведут к инновациям, экономическому росту и
экономическому процветанию всего человечества. Конечно, приятно думать, что,
преследуя краткосрочные экономические интересы, мы способствуем всеобщему
благополучию, но вряд ли своекорыстие – движущая сила экономического роста [4]. Во время экономического спада (2008 г.)
многих людей увольняли с работы (США, Франция, Италия), и они были брошены на
произвол судьбы [Там же].
Можно ли в современном мире процветать и быть рентабельным и при
этом не считать своей основной целью получение краткосрочной прибыли? Наверное,
это возможно в больших корпорациях, акционерных обществах, предприятиях. Но как
существовать современному учреждению культуры, здравоохранения, образования?
Ведь они находятся в жестких рамках закона, ограничены уставными
обязательствами и многими условностями. Федеральный закон от 03.11.2006 №174-ФЗ
«Об автономных учреждениях» (с изменениями на 6 нояб. 2011 г.; редакция,
действующая с
1 янв. 2012 г.) и Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с
совершенствованием правового положения государственных (муниципальных)
учреждений» (с изменениями на 30 нояб. 2011 г.) обусловили перемены в
деятельности таких учреждений. Появились новые ограничения и обязательства,
которые они должны выполнять.
Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр (РМБИЦ,
Казань, Республика Татарстан, РФ) преобразовывался из государственного
учреждения в государственное автономное в течение 2011 г. Как изменилась
наша жизнь?
Новое слово «автономное» в названии не прибавило самостоятельности.
Напротив, условия хозяйствования ужесточились, увеличилась нагрузка на
бухгалтерию. Добавились новые учетные формы, отчеты и т.д. В соответствии с
действующим законодательством правовой статус автономных учреждений (АУ)
существенно отличается от правового статуса бюджетных. На АУ не распространяются
положения Закона 94-ФЗ. Однако в некоторых субъектах РФ власти устранили
«послабление», предоставленное федеральными органами. Например, для АУ
Татарстана Кабинет министров Республики Татарстан Постановлением от 17.03.2008 г.
№ 161 «О комплексе мер, направленных на оказание содействия
финансово-хозяйственной деятельности АУ РТ» установил порядок закупок необходимых
товаров, работ, услуг. Согласно этому порядку, АУ заключали с Управлением
государственных закупок РТ соглашение о взаимодействии при организации
размещения заказов на поставку отдельных товаров для своих нужд. Кроме того,
30.03.2011 г. вышло Письмо Минфина РТ № 21-52-83/1238 о необходимости
размещения информации о планируемых закупках в системе «Электронный магазин»
для дальнейшего согласования с Департаментом Казначейства МФ РТ. Приобретение
основных средств, АРМ, оборудования, заказы на услуги по ремонту зданий, а
также все закупки на сумму свыше 100 тыс. р. проходили обязательную процедуру согласования
с казначейскими органами.
С 01.01.2012 г. вступил в силу ФЗ от 18.07.2011 г. № 223
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Его цели –
развитие добросовестной конкуренции, обеспечение прозрачности и гласности закупок,
предотвращение коррупции и других злоупотреблений. Согласно этому закону,
ключевым правовым актом, регламентирующим закупочную деятельность АУ,
становится Положение о закупке товаров, работ, услуг. (Сейчас мы ждем примерное
Положение о закупках, которое разрабатывает Агентство по госзаказу РТ. На его
основе мы разработаем и утвердим на Наблюдательном совете свое Положение.)
Положение будет регламентировать способы, состав участников закупок, информационное
обеспечение, ответственность сторон. Требование ФЗ № 223 – обязательное
размещение на едином официальном сайте Положения о закупках, а также плана
закупок товаров, работ и услуг на один год.
Даже при жёстких ограничениях, установленных властными структурами,
нам удалось добиться положительных результатов, которые позволяют думать о
перспективе. Разработана концепция развития системы менеджмента качества (СМК) РМБИЦ.
Коллектив РМБИЦ был подготовлен к нововведениям с помощью СМК,
которую мы внедрили еще в 2006 г. [1].
Все сотрудники осознают нашу миссию, общую цель – создание комфортной
информационной среды для пользователей. Деятельность РМБИЦ подчинена
удовлетворению потребностей пользователей [2].
И это не просто слова – они подтверждаются делами.
В сложных условиях руководителю особенно важно завоевать доверие
коллектива и создать мобильную профессиональную команду, сплоченные члены
которой способны передавать знания молодым коллегам, фиксировать их в
специальных базах знаний. Мы используем мощные инструменты передачи знаний:
наставничество, различные инструкции, методические материалы, документированные
процедуры и т.д. [3].
Сегодня, в условиях острой конкуренции на рынке
библиотечно-библиографических и информационных продуктов и услуг, чрезвычайно
актуальны качество знаний и профессиональный уровень персонала. Молодые
специалисты приходят в РМБИЦ, обладая теоретическими знаниями, уровень их практических
навыков – минимальный. Поэтому мы самостоятельно «выращиваем» сотрудников,
обеспечивая им условия для профессионального роста, развивая у них стремление к
профессиональному совершенствованию – необходимому условию для дальнейшей
плодотворной работы в РМБИЦ.
Самое ценное в любой организации – это люди, специалисты, на которых
все держится; и об этом никогда нельзя забывать, принимая управленческие решения
на долгосрочную перспективу.
В профессионализме команды РМБИЦ не приходится сомневаться,
поскольку она заинтересована поддерживать имидж своей организации, хорошо
обучена, адаптирована к требованиям СМК. Такой человеческий капитал в
долгосрочной перспективе непременно принесет плоды. Очень важно, чтобы
потребители информационно-библиотечных и библиографических
услуг и сотрудники РМБИЦ не утратили уважения к самому Центру.
Хорошую службу нам сослужила диверсификация деятельности. По
набору функций РМБИЦ не имеет аналогов в России. Мы брались и беремся за любую
работу (даже свойственную НИИ): выпускаем дайджесты, ОСИ, СИ, библиографические
указатели, рекомендательные списки литературы, аналитические обзоры; создаем
базы данных по медицине «Медики
Татарстана»; издаем книги, брошюры, журналы по биомедицинской тематике, помогая
медикам Татарстана реализовать свой творческий потенциал, поддержать статус
казанской медицинской школы и т.д.; выпускаем издания
по проблемам культуры; изготавливаем малотиражную и эксклюзивную
полиграфическую продукцию; выполняем дизайнерские разработки.
Подлинное предназначение РМБИЦ – не только выпускать качественную
продукцию и оказывать услуги, соответствующие высоким требованиям, но и
способствовать прогрессу в медицинской отрасли республики посредством повышения
квалификации медицинских работников, а также обеспечивать благополучие всего трудового
коллектива.
В разработанной нами Концепции развития РМБИЦ ставится задача не
только предоставлять услуги и продукцию высокого качества, но и способствовать
непрерывному наращиванию профессионального и творческого потенциала нашего коллектива.
Все сотрудники, в том числе и в обособленных подразделениях (в 19
библиотеках-филиалах и 27 внестационарных пунктах выдачи) в течение года
повышали квалификацию (проводились семинары, курсы повышения квалификации,
практиковались наставничество, методические консультации и т.д.).
В своей деятельности мы руководствуемся следующими принципами:
- уважение культуры и обычаев всех народов и народностей, проживающих
на территории Российской Федерации;
- непрерывное совершенствование СМК информационно-библиотечных,
библиографических продуктов и услуг;
- адаптация услуг к требованиям потребителей;
- совершенствование методов и средств оценки и контроля характеристик
информационно-библиотечных, библиографических продуктов и услуг и основных
информационно-библиотечных процессов;
- рациональное управление ресурсами;
- поддержка положительного имиджа РМБИЦ в области качества;
- совершенствование методов и средств управления знаниями, информационными
системами и технологиями;
- формирование производственной среды, необходимой для достижения
устойчивого успеха организации и конкурентоспособности информационно-библиотечных,
библиографических продуктов и услуг;
- минимизация воздействий продукции и инфраструктуры на окружающую
среду на основе принципов экологического менеджмента;
- производство продукции и услуг высшего качества для удовлетворения
нужд пользователей – работников здравоохранения;
- формирование корпоративной культуры, которая стимулирует личное и
коллективное творчество и способствует взаимному доверию и уважению между
рядовыми сотрудниками и руководством.
Наша цель – повысить показатель удовлетворенности пользователей
продукцией и услугами РМБИЦ до 98% и обеспечить высокую конкурентоспособность Центра
на рынке информационно-библиотечных, библиографических продуктов и услуг для
специалистов здравоохранения РТ. Для этого необходимо:
- учитывать явные и скрытые потребности пользователей, систематически
отслеживать их изменение;
- постоянно совершенствовать продукцию и предоставлять услуги, отвечающие
растущим запросам и ожиданиям потребителей;
- расширять спектр услуг и постоянно их совершенствовать;
- оперативно реагировать на мнения потребителей, постоянно контактировать
с ними для уточнения запросов;
- учитывать решения партнеров, гарантирующих высокое качество выпускаемой
продукции и предоставляемых услуг, ориентироваться на лучшую практику;
- развивать компетенции сотрудников по выбранным направлениям;
- поддерживать эффективную организационную структуру РМБИЦ;
- гармонизировать ценности и интересы РМБИЦ и каждого из его сотрудников;
- поддерживать взаимное соответствие всех документированных процедур
и процессов;
- изучать и творчески применять лучшие достижения российских и зарубежных
библиотек и информационных центров в процессе предоставления
информационно-библиотечных, библиографических продуктов и услуг. Взаимодействовать
с ведущими российскими и зарубежными научными и университетскими центрами с
целью привлечения лучших специалистов для повышения квалификации персонала и
работников медицинских библиотек России.
Эти положения не просто декларируются, а применяются на практике.
Именно поэтому РМБИЦ из года в год получает грамоты, дипломы, звания лауреата в
различных конкурсах.
Мы постоянно корректируем концепцию развития РМБИЦ с учетом
происходящих изменений, определяем задачи и этапы их решения.
В долгосрочной перспективе мы планируем:
- получить сертификаты по экологии и охране труда не только отечественного,
но и европейского образца. Для этого необходимо провести масштабные мероприятия
по обеспечению безопасности труда (эти вопросы предварительно внесены в
коллективный договор);
- использовать для формирования отчетных данных и обеспечения прозрачности
деятельности нашей организации (условие существования АУ) критерии Правительства
РТ в области качества;
- открыть для пользователей зал аудио- и видеопросмотра;
- внедрить штрих-кодировку для учета фонда, радиометки для защиты и
сохранности фонда, систему видеонаблюдения в читальном зале;
- установить высокоскоростной беспроводной Интернет (Wi-Fi).
Список источников
1. Дрешер Ю. Н. Некоторые подходы к
управлению качеством в современной библиотеке / Ю. Н. Дрешер // Менеджмент качества – путь к успешной
библиотеке : материалы
Всерос. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 23 нояб. 2007 г. –
С.-Петербург : ЦГПБ им. В. В. Маяковского, 2007. – С. 43–57.
2. Дрешер Ю. Н. Система менеджмента качества
как условие успешной деятельности организации / Ю. Н. Дрешер // Науч. и техн. б-ки. – 2010. – № 8. – С.
27–30.
3. Кови С. Лидерство, основанное на принципах / Стивен Кови ;
пер. с англ. – 4-е изд. – Москва : Альпина Паблишерз, 2011. – 302 с.
4. Лайкер Дж Дао. TOYOTA : 14
принципов менеджмента ведущей компании мира / Джеффри Лайкер ; пер. с англ. –
6-е изд. – Москва : Альпина Паблишерз, 2011. – 400 с. –
(Серия «Модели менеджмента ведущих корпораций»).
|