Научные и технические библиотеки №10 2006 год
Содержание:

Столяров Ю.Н. Научный миф о специальных методах документально-коммуникационных дисциплин

Плешкевич Е.А. Современные проблемы науки о документе

Фесенко К. Обзор тенденций развития электронных ресурсов и адаптации к ним читателей и библиотек

Зеленина Г.Н., Данилов А.В., Вотинцев П.А. Технология создания сводного каталога подписки участников проекта МАРС

КАДРЫ БИБЛИОТЕК

Сукиасян Э.Р. Прием новых сотрудников на работу. Стратегические цели и повседневные реалии

Цэнддоржийн Л.Л. Анализ кадровой ситуации в Научной библиотеке Байкальского государственного университета экономики и права

«ЗОЛОТОЙ ФОНД ПРЕССЫ»

Чаплыгина А.Н. «Золотойфонд прессы» на Международной конференции «Крым–2006»57

Панкова А.Н. Эксперт – библиотека: Слово о качественной прессе

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Столяров Ю.Н. Уникальная книга об уникальной библиотеке

Езова С.А. Модель коммуникационной библиотеки в интерпретации Е.Ю. Гениевой

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

ЮБИЛЕИ

Монастырева В.А., Анищенко Л.Н. От библиотеки учительского института до научной библиотеки государственного университета –
путь длиною в 130 лет

Хозиева Н.С. Чтим историю свою (К 75-летию НТБ
Северо-Кавказского горно-металлургического института)

НАШИ АВТОРЫ


 

УДК 65.011.56

Фесенко К.

Обзор тенденций развития электронных ресурсов
и адаптации к ним читателей и библиотек

Общие тенденции

За последние 10–15 лет в западных странах (особенно в США) выросло целое поколение читателей, предпочитающих издания в электронном виде бумажным. Соответственно библиотеки все в большей степени перераспределяют средства в пользу электронных изданий в ущерб бумажным. Как правило, в первую очередь аннулируется подписка на издания из области гуманитарных и общественно-политических наук; научно-технических изданий это коснулось в меньшей степени.

Преимущества использования электронных изданий хорошо известны библиотекарям, и они активно пополняют ими свои фонды. Крупная академическая библиотека сегодня может предложить студентам, преподавателям и научным сотрудникам до 25 тыс. электронных периодических изданий в лицензионных базах данных и до 200 тыс. электронных книг.

Современные библиотеки не только приобретают базы данных, предлагаемые вендорами-аггрегаторами электронных изданий и издателями, но и сами активно создают новые электронные коллекции путем оцифровки собственных фондов и строительства электронных библиотек самостоятельно и в сотрудничестве с другими библиотеками и организациями.

Продуманно подобранные коллекции материалов для оцифровки, технологии оцифровки и методы создания электронных библиотек способствуют рождению новых информационных ресурсов. Эти ресурсы:

  • существенно повышают эффективность образования и исследований;

  • увеличивают использование оцифрованных коллекций;

  • позволяют создавать уникальные коллекции из ранее разрозненных документов, которые к тому же могут находиться в разных библиотеках и архивах, в том числе иностранных;

  • дают возможность обнаружить неизвестные коллекции путем соединения электронных описаний материалов по определенной тематике из разных хранилищ, не знавших о существовании соответствующих коллекций [1].

С другой стороны, серьезную конкуренцию библиотекам составляет Интернет с простыми для использования поисковиками и бесчисленным количеством веб-сайтов, легко доступных читателям, но часто содержащих информацию низкого качества. Публичные и научные библиотеки пытаются конкурировать с Интернетом путем создания наиболее комфортных условий для читателей непосредственно в библиотеках (оборудование удобных мест для чтения и использования компьютеров, помещений для отдыха, встреч, кафетериев), улучшая электронные каталоги и собственные веб-сайты и предоставляя доступ к более качественным платным электронным ресурсам. Этими же лицензионными электронными ресурсами читатели имеют возможность пользоваться и дистанционно по Интернету с использованием персональных паролей и прокси-сервера (proxy server) библиотеки.

Новые вопросы и технические решения

Бурное развитие и внедрение электронных ресурсов в библиотечные фонды поставили ряд новых серьезных вопросов, над решением которых бьются университеты и библиотеки, многочисленные исследовательские центры, независимые и коммерческие организации. Среди основных проблем в этой области и применяемых либо зарождающихся технических путей их решения можно назвать следующие.

 

1. Повышение эффективности использования многочисленных лицензионных баз данных в фондах библиотек.

Статистика использования баз данных. Тратя значительные средства на платные базы данных, библиотеки столкнулись с проблемой оценки реального использования читателями как отдельных электронных изданий, так и баз данных в целом. Многочисленные вендоры баз данных или вообще не предоставляют такую статистику использования, или предоставляют ее в разных форматах, что затрудняет ее анализ.

«СЧЕТЧИК» (Project COUNTER) стал одним из проектов, призванных решить эту проблему путем присоединения вендоров к стандарту учета и представления данных о статистике использования баз данных электронных изданий читателями библиотеки [2].

Обеспечение связи (linking) между различными представлениями одного и того же документа/статьи в разных БД. Приобретая в свои фонды тысячи электронных изданий и библиографические БД у разных вендоров, библиотеки сталкиваются с тем, что одна и та же статья или издание может присутствовать одновременно в нескольких базах данных. При этом одна БД может содержать эту статью только в виде текста, другая – в виде PDF, а третья – ее библиографическое описание. Та же самая статья может также быть и в бумажном варианте в самой библиотеке с соответствующей записью в электронном каталоге.

Связать эти различные представления одного документа и представить линки на них для читателя на одном экране призван новый стандарт идентификации электронных документов в базах данных OpenURL. В последнее время этот стандарт довольно активно внедряют вендоры-аггрегаторы электронных изданий для облегчения идентификации документов в своих БД и фирмы, которые упрощают связь этих документов на стороне библиотеки путем установки у них специальных связывающих серверов (link resolvers). Такой подход обеспечивает более эффективную интеграцию разрозненных библиографических и полнотекстовых БД, электронных каталогов библиотек.

Одновременный поиск по различным БД (Multi-database или Federated search). Еще не получили широкого распространения, но активно исследуются технологии, позволяющие читателю производить поиск одновременно по многочисленным БД от разных вендоров. Сегодня читатели вынуждены производить один и тот же поиск по интересующим их словам во все возрастающем количестве баз данных. Последние отличаются друг от друга интерфейсами, навигацией по экранам и даже правилами запросов к системе. Федеративный поиск (Federated search) призван в будущем облегчить эту задачу путем осуществления поиска одновременно по многим БД и группировки/представления результатов поиска на одном экране для удобства читателей.

 

2. Улучшение электронных каталогов (OPACs) и веб-сайтов библиотек.

Американские библиотекари с возрастающим беспокойством наблюдают процесс отчуждения читателей от библиотек, снижение использования традиционных (бумажных) фондов и электронных каталогов в пользу легко доступных бесплатных поисковиков и ресурсов Интернета. Статистика говорит о снижающемся количестве посетителей библиотек и сокращении обращений в их справочно-библиографические службы [3]. Среди возможных способов повышения привлекательности и полезности библиотечных ресурсов и веб-сайтов библиотеки видят, в частности, следующие.

Улучшение и повышение привлекательности для читателей электронных каталогов библиотек путем добавления (или линкования) дополнительной информации к традиционным кратким библиографическим описаниям изданий в формате MARC. Это может включать добавление линков на аннотации, содержания, обложки, рецензии, непосредственно полные тексты документов, рекомендуемую литературу и даже комментарии читателей.

Целый ряд фирм предлагает библиотекам разнообразные технические решения по улучшению электронных каталогов и их интеграции с соответствующими метаданными и полными текстами в других информационных системах [например 4]. Другая группа фирм специализируется на предоставлении непосредственно расширенных комплектов метаданных для интеграции с электронными библиографическими записями [например 5].

Создание и предоставление доступа к более обширным и авторитетным коллекциям электронных ресурсов (по сравнению с веб-сайтами Интернета, содержащими иногда информацию сомнительного качества) путем сбора (harvesting) метаданных с использованием протокола OAI-PMH (Open Archives Initiative Protocol for Metadata Harvesting). Библиотеки также стараются перейти от устаревающих форматов представления записей к стандарту XML для описания своих коллекций с целью облегчения обмена данными между библиотеками, депозитариями электронных ресурсов и др.

Оптимизация электронных каталогов и веб-сайтов библиотек для облегчения их индексирования бесплатными поисковыми системами Интернета (например google.com). В этом случае списки результатов поиска популярных интернетовских поисковиков могут включать также и линки (hits) на записи в электронных каталогах со сведениями о ближайшей библиотеке, в которой можно найти соответствующую книгу.

Внедрение круглосуточных справочно-библиографических услуг по электронной почте и через веб-сайты библиотек (electronic, online или red-eye reference service).

 

3. Внедрение новых стандартов электронных библиографических записей и документов для осуществления взаимосвязи между ними в базах данных и для обмена информацией.

Стремительное развитие информационных технологий способствовало распространению электронных форматов, которые сначала охватывали библиографические записи, потом полные тексты (full text) газетных и журнальных статей, полный вид издания (full image), книги (e-books), звук, видео, коллекции архивных документов.

Целый ряд новых развивающихся стандартов и форматов призван выработать единый язык для обмена электронной информацией между библиотеками, архивами и другими организациями, внести единообразие в описания и структуры электронных ресурсов, способствовать их миграции с устаревающих цифровых библиотек на новые, сохранению для потомков. Среди большого числа интересных проектов в этой области можно отметить, в частности, следующие.

Форматы метаданных для описания электронных ресурсов, фондов и авторитетных данных (таких, как библиографические данные об электронном Интернет-ресурсе, электронной записи о фонде архивных материалов и т.д.): Dublin Core; Metadata Object Description Schema (MODS); Metadata Encoding and Transmission Standard (METS); Encoded Archival Description (EAD); Encoded Archival Context (EAC).

Форматы для описания логических структур электронных изданий и отображения непосредственно их содержания (полнотекстовые и полноимиджевые статьи, электронные книги): Text Encoding Initiative (TEI) и др.

Форматы для облегчения сбора и обмена метаданными и их идентификации в базах данных и Интернете: OAI-PMH (Open Archives Initiative Protocol for Metadata Harvesting); OpenURL; Persistent URLs (PURLs); Digital Object Identifier (DOI).

Изменения в библиотечной профессии

Вышеперечисленные изменения глубоко затронули библиотеки и вынудили их увеличивать инвестирование в новые технологии, изменять свои организационные структуры и вводить новые должности. В зависимости от размера библиотеки предлагаются следующие (по совместительству или в качестве основной работы): библиотекарь-специалист по электронным ресурсам (Electronic Resources Librarian, Electronic Collections Librarian), координатор электронных ресурсов (Electronic Resources Coordinator). В их обязанности входят:

  • выявление и оценка электронных ресурсов, вендоров, издателей и качества оказываемых ими услуг;

  • проведение переговоров с вендорами и издателями с целью достижения наиболее благоприятных условий для библиотеки; лицензирование электронных ресурсов;

  • организация тестирования электронных ресурсов;

  • координация закупок электронных ресурсов и обеспечение их технической совместимости с имеющимися библиотечными системами;

  • обеспечение бесперебойного доступа к электронным ресурсам и быстрое разрешение возникающих проблем;

  • сбор и анализ данных по использованию электронных ресурсов, оценка степени удовлетворения ими читателей и качества услуг вендоров;

  • выступление в качестве координатора между читателями и техническими службами библиотеки для обеспечения эффективной интеграции электронных ресурсов с образовательными и просветительскими задачами вуза, разработка стратегий оценки электронных ресурсов и услуг читателям;

  • координация работы в области электронных ресурсов с другими отделами библиотеки для обеспечения качественного и своевременного доступа читателей к электронным ресурсам, а также создание благоприятных условий для совместного межотдельского подхода к решению проблем и выработке совместных решений;

  • мониторинг тенденций и инновационных технологий в сфере управления электронными ресурсами (таких, как например SFX);

  • рекомендация и внедрение новых инициатив в области электронных ресурсов, соответствующих потребностям библиотеки и ее читателей;

  • разработка программ дистанционного обучения в качестве координатора работ отдела информационных технологий в части библиотечных систем и технологий, обеспечение справочно-библиографической службы персоналом, проведение библиотечного инструктажа и т.д.

В рекламных объявлениях о вакансиях в библиотеках можно встретить и такие должности, связанные с электронными ресурсами:

  • специалист по периодике и электронным ресурсам (Serials and Electronic Resource Specialist),

  • библиотекарь электронной справочно-библиографической службы (Reference Electronic Resources Librarian),

  • библиотекарь-специалист по комплектованию электронных ресурсов (Electronic Resources Acquisitions Librarian),

  • руководитель группы электронных ресурсов (Electronic Resources Team Leader),

  • специалист по лицензиям (Licensing Specialist),

  • руководитель проектов в области электронных ресурсов (Project Manager),

  • руководитель электронной библиотеки (Digital Library Program Manager).

 

Соответственно новым потребностям библиотек меняются и программы обучения в библиотечных школах. Традиционные курсы, такие, как «Комплектование фондов» (Collection Development), «Справочно-библиографическое обслуживание» (Reference Services), «Каталогизация» (Cataloging), «Индексирование и  реферирование» (Indexing and Abstracting) теперь включают в свои программы разделы, охватывающие работу с электронными ресурсами. Обычной частью программ обучения библиотекарей стали и курсы, специально посвященные электронным ресурсам, современным информационным технологиям и компьютерным системам:

«Визуализацияинавигацияпосетямзнаний» (Visualizing and Navigating Knowledge Networks),

«Дизайн интерфейсов для информационных систем» (Design Info Interfaces),

«Дизайнуниверсальнодоступныхвеб-ресурсов» (Designing Universally Accessible WWW Resources),

«Дизайн услуг в области предоставления информации с помощью компьютерных и информационных систем» (Design of Digitally Mediated Information Services),

«Использование компьютеров для организации кооперативной работы» (Computer Supported Cooperative Work),

«Поиск в информационных онлайновых системах» (Searching Online Info Systems),

«Поисковики и системы для работы с информацией» (Search Engines and Information Retrieval Systems),

«Структуры веба и информационная архитектура» (WebStructuresandInformationArchitecture),

«Хранение и работа с информацией» (Info Storage and Retrieval),

«Электронные гуманитарные науки» (Digital Humanities),

«Электронные библиотеки: исследования и практика» (Digital Libraries: Research and Practice);

а также продвинутые курсы из других дисциплин, призванные подготовить будущих библиотекарей к быстро меняющимся реалиям библиотечной профессии:

«Конкурентнаяразведка» (Competitive Intelligence),

«Управление процессами изменений» (Change Management) [6].

 

В целом можно констатировать, что библиотечное образование становится более междисциплинарным путем включения в программы обучения информационных и компьютерных дисциплин, а также курсов, традиционно считавшихся в США частью экономического и административно-управленческого образования.

Вопросы без ответов
и необходимость дальнейших исследований

Рассмотренные выше изменения и тенденции создают принципиально новые условия для образования и научной работы, самой сути существования и предназначения библиотек. Признавая очевидные преимущества электронных форматов перед бумажными, их привлекательность и удобство использования читателями, западные библиотекари, находящиеся на переднем фронте этих событий, поднимают тем не менее ряд серьезных вопросов, легких ответов на которые сегодня еще не найдено. Среди них можно выделить следующие.

Проблема долговременной сохранности (preservation) электронных ресурсов. Как хорошо известно, сохранение информации в электронном виде представляется технически более сложной и дорогостоящей задачей по сравнению с сохранением материалов на бумаге и микрофильмах. Обеспокоенность этой ситуацией возрастает по мере увеличения доли электронных ресурсов в фондах библиотек и количества лицензионных баз данных. Последние, кроме того, обычно размещаются на серверах издателей и коммерческих организаций, а не на библиотечных полках и в специальных хранилищах, но практика показывает, что коммерческие организации, как правило, менее долговечны по сравнению с библиотеками.

Негативное воздействие электронных форматов на школьников и студентов. Исследования показывают, что молодое поколение, переключающееся с чтения книг на бумаге на преимущественное использование ресурсов Интернета (где, как говорят, можно найти все, что угодно), теряет словарный запас и испытывает некоторые сложности с ясным формулированием мыслей по сравнению с их сверстниками десять-пятнадцать лет назад.

Американские педагоги отмечают общее снижение качества курсовых работ и более низкий уровень подготовленности студентов начальных курсов высших учебных заведений. Некоторые специалисты указывают в этой связи на проблему низкого разрешения компьютерных экранов, что делает невозможным продолжительное чтение объемных текстов (книг) с экрана, способствует снижению способности школьников концентрироваться при чтении и развитию фрагментарности мышления.

Потенциальная угроза исчезновения библиотек как общественных институтов. В возрастающей степени полагаясь на электронные ресурсы, западные студенты и ученые уделяют меньше внимания традиционным коллекциям и реже посещают “кирпичные библиотеки”.

В профессиональной литературе время от времени появляются «пророчества» о скором конце библиотек, книжных фондов и подвергается сомнению необходимость профессии библиотекаря как таковой в будущем. Придерживающиеся такого взгляда утверждают, что бумажные форматы стремительно устаревают и все необходимые информационные ресурсы скоро будут доступны в электронном виде, а доступ к ним будет возможен из любого помещения с компьютером, подключенным к Интернету. Соответственно делается вывод о том, что необходимость в традиционных книжных фондах и библиотеках отпадет. А те немногие библиотеки, которым удастся выжить, при этом сценарии будут скорее служить в качестве “музеев книг”. И хотя подавляющее большинство специалистов относится скептически к реальности такой перспективы (по крайней мере в обозримом будущем), такие тенденции, как снижение посещаемости библиотек и растущая дискриминация бумажных форматов, содержащих качественную информацию, в пользу электронных только в силу легкости их использования, настораживают библиотекарей.

Современная библиотечная наука активно ищет пути сохранения библиотек как центров культуры, общения и гарантов свободного доступа граждан к информации.

Список использованных источников

1. Scott, Robert H. Russian Archives Online: Present Status and Future Prospects. // Slavic &East European Information Resources. – 2003. – Vol. 4. – N. 4. – P. 95–106.

2. Project COUNTER: <http://www.projectcounter.org>.

3. Baruth, Barbara. Missing Pieces That Fill in the Academic Library Puzzle // American Libraries. – 2002. – Vol. 33. – № 6 (June/July). – P. 58–63.

4. Sirsi’ iBistro/iLink; Endeavor’s LinkFinder Plus; ExLibris’s MetaLib and SFX; Innovative Interfaces’ WebBridge.

5. Syndetic Solutions; Informata’s Content Server; Bowker.

6. Graduate School of Library and Information Science, University of Illinois at Urbana – Champaign: http://www.lis.uiuc.edu/oc/courses/catalog/catalog.html

 

  
На главную