Научные и технические библиотеки №12 2008 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Коломейчук Е. М. Взаимодействие фактора и результатов организации обслуживания пользователей главных региональных библиотек

Зубок О. А. Формы и методы обслуживания специалистов-медиков

Свергунова Н. М. Информационные технологии в гуманитарной среде

КНИЖНЫЙ РЫНОК И ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДОВ

Бочарова Е. Н., Кочукова Е. В., Наумова В. С. Отечественный книжный рынок и информационные потребности ученых и специалистов Российской академии наук в области физики и технических наук

Сахарусова М. В. Издательство «World Scientific»: соединяя великие умы

НАША ПРОФЕССИЯ

Стрелкова И. Б. Нормативно-регламентирующая документация как средство формирования кадровых ресурсов

Новоженова Т. А. Преподавание библиографической теории: методологический подход

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Бахтурина Т. А. Терминологические проблемы исследования ИФЛА «Функциональные требования к библиографическим записям»: к выходу в свет перевода на русский язык

Леончиков В. Е. Информационно-психологическая безопасность личности: библиотековедческий аспект

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ В БИБЛИОТЕКЕ

«Экологическое движение конкретных дел» в ГПНТБ России

Шрайберг Я. Л. Роль ГПНТБ России в формировании единого поля экологической информации страны на базе отечественных библиотек

ЮБИЛЕИ

К юбилею В.Н. Зайцева

Золотой юбилей ГПНТБ России

Михаль О. В. 70 лет Научной библиотеке Ставропольской государственной медицинской академии

Семенова А. А., Калиниченко Т. В. Рязанской областной научной медицинской библиотеке – 60 лет: история, современность, перспективы

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Сукиасян Э .Р. Любить книгу, верить в ее будущее. Новая книга В. П. Леонова

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Митрофанова А. Награждение победителей IV Общероссийского конкурса учебных изданий для вузов «Университетская книга – 2008»

Указатель материалов, опубликованных в 2008 г.

Систематический указатель

Авторский указатель

Памяти Ф. С. Воройского


УДК 009:004

Н. М. Свергунова

Информационные технологии в гуманитарной среде

Применение информационных технологий в Научной библиотеке Орловского государственного технического университета с целью формирования гуманитарной среды.

Развитие и совершенствование научно-образовательной среды (составной частью которой является гуманитарная среда), обеспечивающей повышение качества образовательного и воспитательного процессов, уровня научных исследований и интеграцию в национальную и мировую систему образования, невозможны без активного внедрения информационных технологий.

Гуманитарная среда, построенная на взаимодействии студента с информационными технологиями, позволяет повысить уровень активного познавательного творчества, расширяет возможности личного развития. Исследования ученых, педагогов, библиотекарей, психологов доказали, что электронные энциклопедические издания, многочисленные развивающие, познавательные мультимедийные программы, экранизации художественных произведений стимулируют интерес к чтению.

Важнейшим звеном формирования гуманитарной среды является конкретная деятельность всех вузовских структур по воздействию на личность посредством разнообразных факторов: материальных, социальных, духовных. Нельзя обойти вниманием особую роль библиотеки в этом процессе, поскольку он реализуется через определенный познавательно-информа­ционный, коммуникативный, социально-психологический механизм.

Библиотеки воздействуют на формирование гуманитарной среды совокупностью различных форм и методов работы, общения сотрудников и пользователей.

Главным ориентиром для многих библиотек является желание развивать свои технологии и предоставлять пользователям все богатство мировых информационных ресурсов.

Как известно, любая информация имеет для человека личностный смысл только тогда, когда она не просто получена, а пропущена «через себя», т. е. осознана и прочувствована. Именно сквозь призму личной культуры человек воспринимает смысл всей получаемой им информации – в школе и вузе, в процессе самообразования, в любых ситуациях непрерывного образования. Современное поколение все больше склоняется к получению информации с использованием информационных технологий.

Статистические показатели количества посещений библиотеки с целью получения традиционных услуг по выдаче документов постепенно снижаются. Однако одновременно растет посещаемость залов электронной информации, Интернет-залов.

Масштабное социологическое исследование на тему «Аудитория пользователей электронными ресурсами в РНБ», проведенное в 2006 г. научно-исследовательским отделом библиотековедения в сотрудничестве с информационно-библиографическим отделом РНБ, показало, что почти 90% опрошенных читателей РНБ являются пользователями электронных ресурсов в том или ином их виде. Некоторые респонденты предпочитают традиционные ресурсы в силу привычки, другие не используют электронные ресурсы по причине недоступности компьютера. Из-за отсутствия навыков работы с базами данных электронные ресурсы игнорируют почти 40% респондентов [1. С. 12].

По итогам анкетирования, проведенного Образовательно-информа­ционным центром Южно-Казахстанского государственного университета, 69% опрошенных готовы читать книги, журналы, газеты в электронных полнотекстовых базах данных; 82% будут использовать электронный вариант книги или журнала, если получат отказ на выдачу в печатной форме
[2. С. 17].

Долгие годы в библиотеках создавались только библиографические базы данных. Но с 1990-х гг. наблюдается тенденция увеличения количества полнотекстовых БД. Важным фактором, определившим их количественный рост, стало изменение в потребностях пользователей, ориентированных в настоящее время на получение не информации о документе, а непосредственно полного текста самого документа. Активно создаются электронные библиотеки. Они функционируют в Интернете или организуются на базе традиционных библиотек и развиваются параллельно с их основной деятельностью. Однако с переходом библиотечных фондов на цифровые носители возникают проблемы не только технического, но и правового характера. Современное законодательство сужает права пользователя библиотеки в тех случаях, когда ему предоставляется произведение в цифровой форме. При этом на библиотеки накладывается обязанность отслеживать использование электронного произведения и обеспечивать невозможность его копирования [3].

Среди электронных ресурсов НБ Орловского государственного технического университета (ОрелГТУ) – собственные продукты, созданные усилиями сотрудников библиотеки и университета, приобретаемые на электронных носителях, а также базы данных, доступ к которым имеет временный характер. Библиотека электронных ресурсов постоянно пополняется и содержит на настоящий момент 1 947 полнотекстовых документов.

Собственные электронные ресурсы представлены следующими БД:

«Издания ОрелГТУ» – содержит издания, выпущенные на полиграфической базе ОрелГТУ с 2002 г.;

«ОрелГТУ по страницам печати» – публикации об университете в центральной и местной печати с 1998 г.;

«Авторефераты диссертаций» – авторефераты диссертаций, защищенных в диссертационных советах ОрелГТУ с 1998 г.;

«Библиографические указатели» – указатели, созданные сотрудниками НБ с 1997 г.;

«Публикации сотрудников НБ ОрелГТУ» – публикации сотрудников в периодической печати, в сборниках материалов конференций и семинаров с 2003 г.;

«Библиотечная жизнь Орловщины» – публикации о деятельности библиотек Орла и Орловской области в центральной и региональной периодической печати.

Фонд полнотекстовых документов активно пополняется цифровыми копиями произведений, перешедших в общественное достояние или не являющихся объектом авторского права.

Пользователям предоставлена возможность самостоятельной работы с информационными ресурсами библиотеки электронных ресурсов. В читальном зале действует локальная сеть, объединяющая 22 рабочих места пользователя. С документами на электронных носителях можно работать в зале электронной информации.

Особое внимание уделяется комплектованию фонда библиотеки видеоматериалами и электронными носителями о мировой живописи, скульптуре, архитектуре, театре, балете, музыке, кинематографе.

Наибольший интерес пользователей вызывают такие издания, как электронные энциклопедии «Britannica», «Кругосвет», «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Сокровища мира, чудеса света и природы», «Атлас Древнего мира», «Храм Христа Спасителя. Свидетель истории России», «Русские народные праздники, обряды и обычаи», «Лучшие спортсмены мира» и др.

Активно используется фонд художественных фильмов, представленный экранизациями лучших произведений Н. В. Гоголя, А. Толстого, И. С. Тур­генева, Э. Л. Войнич, Д. Остер, У. Шекспира и др. Весьма популярны аудиокниги: произведения из «Библиотеки русской классики» (А. Островский, И. Тургенев, Ю. Андреев, И. Бунин, Ф. Достоевский и др.) и др.

Одна из основных целей функционирования гуманитарной среды – обеспечить наследование и воспроизводство культуры. Работа в этом направлении состоит из двух взаимосвязанных компонентов: непосредственно в процессе обучения и посредством проведения мероприятий воспитательного характера во внеаудиторное время. Эффективно применение информационных технологий в групповых, массовых мероприятиях и в индивидуальной работе с читателями. Здесь необходимо использование потенциала современных информационных технологий в полной мере. Включение электронных презентаций в вузовские занятия, различного рода мероприятия помогает слушателям полнее осознавать рассматриваемые проблемы.

Необходимость воспитания молодого специалиста накладывает на библиотеку дополнительную ответственность за формирование навыков интеллектуального труда, развитие творческих способностей, обогащение внутреннего мира студента, воспитания чувства гордости за учебное заведение. Использование информационных технологий позволяет поставить массовые мероприятия на более высокой эмоциональный уровень: студенты могут увидеть репродукции произведений живописи и скульптуры, архитектурные памятники, видеофрагменты балетов, спектаклей, опер, прослушать отрывки музыкальных произведений выдающихся композиторов, побывать виртуально в тех местах, куда в данный момент нельзя попасть физически.

Проиллюстрированная информация о планируемых и проведенных мероприятиях представлена на сайте библиотеки.

Количество обращений к сайту библиотеки постоянно увеличивается. Сайт НБ ОрелГТУ (http://www.ostu.ru/units/library/main/) является отправной точкой, ключевым звеном в информационно-библиографическом обслуживании пользователей, активным помощником в формировании гуманитарной среды вуза.

Одна из наиболее эффективных форм использования информационных технологий в библиотечной деятельности – организация электронных книжных выставок. Это обусловлено возможностью индивидуальной самостоятельной работы пользователя с представляемой на выставке информацией, нестандартным предъявлением выставочного материала, наглядностью. Читатель имеет возможность не только ознакомиться с оглавлением заинтересовавшего произведения, но и получить его полный текст.

Анонс новых изданий, поступивших в фонд библиотеки, а также наиболее спрашиваемых произведений часто осуществляется посредством «бегущей строки» на главной странице сайта.

Достаточно заметным направлением в деятельности библиотек последнее время стала библиотечная веблиография (как правило, рекомендательная), преимущественно тематическая, отраслевая биобиблиографическая. Веблиография – это список сайтов, тщательно отобранная и систематизированная в определенном порядке информация, которая призвана знакомить пользователя с лучшими сайтами сети [4. С. 16]. Активно используется и другой метод работы – пресс-клипинг, представляющий собой обзор источников информации по проблеме, теме с краткой аннотацией [5. С. 63]. Главная отличительная особенность пресс-клипинга от веблиографии – отсутствие в последней информации, содержащейся в традиционных источниках. Роль веблиографии и пресс-клипинга культурно-просветитель­ской тематики в обучении, воспитании и развитии молодого поколения, формировании новых познавательных интересов возрастает, поскольку они позволяют своевременно, доступно, красочно представить материал большому количеству локальных и удаленных пользователей.

Совершенно неожиданным для сотрудников библиотеки стал тот факт, что одним из методов патриотического воспитания является использование «Гостевой книги», расположенной на сайте библиотеки. С некоторого времени эта страничка сайта стала часто посещаться пользователями, заинтересованными в получении информации об историческом прошлом родного края. Только за четыре месяца 2008 г. посредством «Гостевой книги» выполнены 120 фактографических справок, касающихся информации о погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны в Орловской области. Большое количество подобных запросов подтолкнуло НБ к изготовлению цифровой копии Областной Книги памяти – уникального, неповторимого издания, созданного как дань глубокого уважения к светлой памяти орловчан, погибших на фронтах ВОВ. В настоящий момент электронные версии 12 томов этого издания доступны с любого персонального компьютера библиотеки.

С 2007 г. НБ ОрелГТУ – участник международного корпоративного проекта «Виртуальная справочная информационная служба публичных библиотек». Любой пользователь имеет возможность задать вопрос по интересующей его теме и получить квалифицированный ответ. Справочное обслуживание пользователей осуществляется на основе ресурсов Интернета в офф-лайновом режиме: ответ, как правило, дается в течение суток. Сводная база данных вопросов и ответов, доступная зарегистрированным пользователям проекта, позволяет самостоятельно осуществить поиск уже имеющейся информации. Участие в проекте значительно повышает престиж библиотеки.

Гуманитарная среда, построенная на использовании информационных технологий, – важное звено в целенаправленной системе воспитания в высшей школе. Непосредственно окружая студента, она так или иначе влияет на его формирование и развитие и в то же время под влиянием деятельности обучающегося изменяется сама. Включая в себя не только гуманитарное знание и соответствующие умения, но и постоянное их использование как в профессиональной, так и во всех других социально значимых сферах жизнедеятельности, гуманитарная среда может и должна активно использовать информационные технологии в процессе всеобъемлющего воздействия на формирование личности будущего специалиста.

Список источников

1. Васильев И. Пользователи электронных ресурсов РНБ: штрихи к портрету / И. Васильев, С. Мамаева // Библиотечное дело. – 2007. – № 8. – С. 11–14.

2. Тлеукеева Р. Традиционные и электронные ресурсы: состояние, проблемы, эффективность использования // Библиотека. – 2008. – № 1. – С. 15–19.

3. Данилина Е. Баланс между интересами автора и общества. Авторско-правовые проблемы современных библиотек // Библиотечное дело. – 2007. – № 11. – С. 13–14.

4. Ганзикова Г. С. Навигатор в море информации. Веблиография для детей и юношества // Там же. – № 7. – С. 15–17.

5. Дворецкая М. А. Информационные технологии – инструмент удовлетворения запросов // Библиография. – 2007. – № 5. – С. 62–64.

А также:

Вербицкий А. Кросс-культурные контексты в контекстном обучении / А. Вербицкий, Н. Жукова // Высш. образование в России. – 2007. – № 4. – С. 16–19.

Казарин А. Инновационные средства и технологии в системе обучения // Там же. –№ 6. – С. 143–144.

Путинцева Е. Включите компьютер: время читать // Библиотека. – 2008. – № 2. –
С. 14–16.

  
На главную