![](images/null.gif)
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ
УДК 026.06
Д. Н. Грибков
Виртуальное обслуживание как средство совершенствования
библиотечного обслуживания
Представлена технология онлайн-обслуживания пользователей
Орловской областной публичной библиотеки им. И. А. Бунина.
Ключевые слова:
библиотечное обслуживание, синхронное справочное обслуживание, асинхронное
справочное обслуживание, виртуальная справочная служба, Орловская областная
публичная библиотека.
Один из результатов развития электронного информационного пространства
– возможность реализации многих видов профессиональной деятельности в Интернете.
Библиотеки уже в течение продолжительного времени используют онлайн-среду как
основу для распределенной каталогизации, совместного доступа к онлайновым
ресурсам, формирования корпоративных электронных информационных массивов.
Широкое распространение получило справочное обслуживание удаленных
пользователей. Сегодня
это направление реализуется в рамках виртуальных справочных служб (ВСС) библиотек.
Внедрение виртуального обслуживания в деятельность различных
библиотек (научных, публичных, медицинских, школьных, библиотек музеев), а
также корпоративных справочных служб повлияло на технологию его реализации.
В зависимости от характера взаимодействия между библиотекой и
пользователем выделяют синхронное и асинхронное справочное обслуживание.
К синхронному обслуживанию можно отнести: справочные столы, консультации,
справочное обслуживание в режиме чата, с помощью сервисов обмена, мгновенными
сообщениями, видеоконференции, выполнение справок по телефону. К асинхронному –
выполнение справок по электронной почте, смс или ммс, по факсу, с помощью
обычных почтовых служб и "доски объявлений" (пользователь оставляет
на доске свой запрос, а библиотекарь на него отвечает) [2].
Несмотря на организационную специфику отдельных типов ВСС, существуют
общие особенности, присущие всем без исключения службам: возможность обращения
с запросом из любой точки земного шара при подключении к Интернету; взаимодействие
«пользователь – посредник», оперативное предоставление ответов на запросы
пользователей; привлечение недоступных для пользователя информационных ресурсов
[3].
ВВС Орловской областной публичной библиотеки им. И. А. Бунина
(далее библиотека) действует с 2010 г. Идея создания этой службы возникла
в процессе организации и развития библиотечного веб-сервиса и реализации
долгосрочной областной целевой программы «Развитие информационного общества на
территории Орловской области (2011–2018 годы)» [1].
Благодаря приобретению
веб-модуля ИРБИС, сегодня удаленные пользователи
имеют возможность вести поиск по информационным ресурсам библиотеки на
веб-сайте. В целях усовершенствования библиографического обслуживания
руководство библиотеки приняло решение о создании ВСС.
Технология обслуживания удаленных пользователей ВСС библиотеки строится
на следующих модулях:
сервер библиотеки (www.buninlib.orel.ru),
где принимаются запросы от пользователей и выдаются ответы;
модуль хранения регистрационных данных пользователя, где он самостоятельно
заполняет веб-форму, которая состоит из двух блоков. Первый блок – персональная
информация: имя, фамилия, отчество, электронный адрес, цель запроса (научная,
учебная, служебное задание, познавательная), образование, дата рождения. Второй
– произвольная формулировка запроса в текстовой форме;
рабочее место веб-библиотекаря информационно-библиографического
отдела, где запрос и информация о пользователе распределяются администратором
по содержанию среди операторов – библиографов общей практики
(информационно-библиографического отдела) и библиографов отраслевых отделов;
рабочее место веб-библиотекаря (есть в каждом отделе, который занимается
обслуживанием пользователей). В этот модуль поступает запрос, идентификатор
пользователя и код отдела. После выполнения запроса ответ с идентификатором
пользователя и кодом отдела возвращается на рабочее место веб-библиотекаря, который
является модератором в ВСС;
модуль хранения (регистрационные данные пользователей, архив вопросов
и ответов). Этот модуль представляет собой ресурсную базу, где хранятся
сведения о пользователях и архив выполненных справок. Удобство поиска
конкретного запроса по номеру обеспечивает база данных «Поиск в архиве»,
позволяющая также находить запрос по ключевым словам. Запрос и информация о
пользователе попадают в закрытую базу администратора, к которой имеет доступ
только он.
Работу ВСС можно представить в виде схемы:
![](http://ellib.gpntb.ru/subscribe/ntb/2011/12/image001.gif)
ВСС библиотеки находится в ведении информационно-библиографического
отдела, на который возложены функции: организация и координация работы ВВС –
прием запросов, распределение их по содержанию среди операторов (библиографов
общей практики или библиографов отраслевых отделов); выполнение справок,
относящихся по содержанию к ведению отдела; контроль за выполнением справок;
предоставление ответов пользователям; обучение операторов виртуальному
справочно-библиографическому обслуживанию.
Отдел автоматизации выполняет следующие функции: программное
обеспечение ВСС, в том числе создание блока виртуальной справки на сайте библиотеки,
структурирование запроса (веб-форма), управление БД «Пользователи», управление
БД «Архив» (группировка по номерам и рубрикам; поиск по номерам, рубрикам,
полнотекстовый поиск); статистическая обработка данных.
Технология, прошедшая апробацию в тестовом режиме на сайте библиотеки
(www.buninlib.orel.ru),
может с успехом применяться в ВСС областных и муниципальных библиотек. Она поможет сформировать единое электронное
справочное пространство региона, а затем интегрироваться в российское и мировое
сообщество.
Список источников
1. Развитие информационного общества на территории Орловской области
(2011–2018 годы): Долгосрочная
областная целевая программа от 6 декабря 2010 г. – Режим доступа. –
http://www.orel-region.ru/index.php?head=17
&part=19&docid=1911. – Загл. с экрана.
2. Жабко Е. Д. Справочно-библиографическое обслуживание в
электронной среде: теория и практика / Е. Д. Жабко ; Рос. нац. б-ка.
– С.-Петербург : Российская национальная библиотека, 2006. – 387 с.
3. Разумова Э. Г. Технологические аспекты реализации
онлайнового справочно-библиографического обслуживания удаленных пользователей
(на примере Виртуальной справочной службы
РНБ "Спроси библиографа") / Э. Г. Разумова //
Информационный бюллетень РБА. – 2005. – № 35. – С. 136–137.
|