![](images/null.gif)
Е. В. Панкова
Среднее профессиональное библиотечное образование в России:
современное состояние
Рассмотрена динамика развития системы ссузов с точки зрения
подготовки по специальности «Библиотековедение».
Ключевые слова: среднее
профессиональное библиотечное образование, специальность «Библиотековедение»,
динамика развития системы подготовки.
В последние годы вызывает беспокойство уменьшение количества
учебных заведений, готовящих по специальности «Библиотековедение», и количество
обучаемых в них. Например, с 2012 г. прекращён набор по этой специальности
в Псковском областном колледже искусств; Московский библиотечный техникум
(колледж № 58) вошёл в состав «Колледжа автоматизации и информационных
технологий № 20»; Обоянский библиотечный техникум (колледж) стал филиалом
Курского колледжа культуры.
С появлением в системе вузов уровня подготовки бакалавров возникает
вопрос о разграничении сфер ответственности среднего и высшего профессионального
образования и возможностях введения прикладного и академического бакалавриата [1].
В сравнении с советским периодом в истории России библиотечному
образованию, безусловно, нанесён серьёзный урон. В конце 1980-х гг. в
стране было 6 библиотечных техникумов, ведущих свою историю с 1930–1940-х гг.
(Красноярский, Ленинградский, Моршканский, Московский, Обоянский, Омский), и
137 училищ культуры, готовивших по специальности «Библиотечное дело». Только в
Ленинградском библиотечном техникуме одновременно на дневном и заочном
отделениях обучалось 400–450 студентов (при этом у техникума не было общежития
и принимались, как правило, городские жители).
1990-е гг. ознаменовались резким падением набора в
библиотечные учебные заведения и сокращением числа студентов в них. В качестве
причин называют и демографический спад, и увеличение количества вузов, и
маленькую зарплату, и (как следствие) непрестижность библиотечной профессии.
Анализ данных, приведённых в
«Справочнике библиотекаря» (2000 г. – 66 ссузов, 2006 г. – 76,
2010 г. – 67), показывает, что количество средних профессиональных учебных
заведений, готовящих по специальности «Библиотековедение», остаётся стабильным
на уровне 66. Эти же данные подтверждают сведения федерального портала «Российское
образование»: на 2011 и 2012 гг. 61 учебное заведение (правда, сюда входит
и Псков). Отметим и ещё один факт: в проведённом нами в 2007 г. исследовании
[2] выявилось расхождение данных
между «Справочником» (2005), включавшим 76 учебных заведений, и «Порталом» – 62
учебных заведения. Сопоставление списков позволило получить цифру 81.
Аналогичная ситуация и по данным 2010–2011 гг. – в «Справочнике» отсутствует
информация о семи ссузах, а на «Портале» – о девяти.
В настоящее исследование включены учебные заведения, данные о которых
содержатся на портале «Российское образование» (www.edu.ru) и на официальных
сайтах ссузов (их нет у четырёх учебных заведений) по состоянию на март 2014 г.
(к сожалению, 29 учебных заведений не разместили плановые цифровые показатели
на текущую приёмную кампанию, а таблицы предыдущего года уже убраны с сайта).
Анализ данных, приведённых на портале «Российское образование»: 23
учебных заведения готовят по специальности на базе основного общего образования
и 58 – на базе среднего общего образования. Перекрёстное сравнение позволило
определить, что три учебных заведения СПО отнесены к списку готовящих только на
базе основного общего образования (из которых это реализовано лишь в Чувашском
республиканском училище культуры, но набор в 2012 г. не был проведён), а
остальные входят в группу 58 и совмещают подготовку на базе как основного, так
и среднего общего образования (мы сюда отнесли и 2 учебных заведения, вынесённых
«Порталом» в предыдущую группу).
Таблица
1
Количество
учебных заведений СПО по данным за 2012 г. портала
«Российское образование»
Показатели
|
Очное обучение
|
Заочное обучение
|
на базе
9 классов
|
на базе
11 классов
|
на базе
9 классов
|
на базе
11 классов
|
Меньше 10 обучающихся
|
10
|
7
|
0
|
11
|
10 и более обучающихся
|
9
|
4
|
0
|
40
|
Для удобства оформления и понимания таблиц 1 и 2 будем использовать
следующие понятия: «на базе 9 классов» – на базе основного общего образования,
«на базе 11 классов» – на базе среднего общего образования.
Из таблицы 1 видно, что
большинство учебных заведений обучают на базе среднего общего образования по
заочной форме обучения и количество обучающихся превышает 10 человек
(количество обучаемых доходит до 380).
Анализ статистических данных по числу обучаемых позволил установить:
30 учреждений СПО обучают только по заочной форме, 29 – по всем формам, 1 –
только по очной форме (Московский гуманитарный колледж
информационно-библиотечных технологий № 58).
Таблица
2
Количество
учебных заведений СПО по данным официальных сайтов
(по состоянию на март 2014 г.)
Показатели
|
Очное обучение
|
Заочное обучение
|
на базе
9 классов
|
на базе
11 классов
|
на базе
9 классов
|
на базе
11 классов
|
Меньше 10 обучающихся
|
3
|
1
|
1
|
2
|
10 и более обучающихся
|
3
|
3
|
1
|
14
|
Можно отметить, что данные разнятся с «Порталом», например, есть
данные по обучению на базе основного общего образования по заочной форме
обучения (Астраханский колледж культуры, Красноярский краевой библиотечный
техникум).
По сравнению с 2005 г. к 2010–2011 гг. отдельные ссузы
стали структурными подразделениями вузов (Белгородский государственный колледж
культуры и искусств в настоящее время – колледж культуры и искусств
Белгородского государственного института культуры) или обретают самостоятельность
(Колледж культуры и искусств при Северокавказском государственном институте
искусств в настоящее время – Кабардино-балкарское училище культуры и искусств),
но большинство сохраняют свою самостоятельность и подчинение субъекту РФ,
несмотря на включение в состав другого учебного заведения СПО.
Из проведённого анализа можно сделать следующие выводы:
- количество ссузов, готовящих по специальности «Библиотековедение»,
стабилизировалось;
- основная подготовка ведётся на заочном отделении;
- число обучаемых по данной специальности в большинстве учебных
заведений превышает 10 человек (и может доходить до 90–100);
- данные, расположенные на портале «Российское образование» и на
официальных сайтах учебных заведений, различны.
Список источников
1. О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в
образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального
образования : пост. Правительства РФ от
19.08.2009 № 667 // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 35. – Ст.
4232.
2. Панкова Е. В., Косинова С. А. Интернет-сайт
среднего профессионального учебного заведения: эффективность поиска в Интернете
// Науч. и техн. б-ки. – 2008. – № 3. – С. 41–44.
|