Научные и технические библиотеки №2 2015 год
Содержание:

21-я Международная конференция «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2014»

Мазурицкий А. М. Высшее библиотечное образование. Что дальше?

Стрелкова И. Б. Программы дополнительного профессионального образования: запросы практики и возможности эффективного партнёрства учреждения дополнительного образования взрослых с университетской библиотекой

Панкова Е. В. Среднее профессиональное библиотечное образование в России: современное состояние

Беркутова Л. С., Панкова Е. В. Взаимодействие среднего профес-сионального учебного заведения с работодателем при реализации компе-тентностного подхода в обучении по специальности «Библиотековедение»

Стрелкова И. Б., Сидорик В. В. Квалиметрия образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования взрослых: модельный подход

Колосов К. А. Научная электронная библиотека ГПНТБ России: используемые технологии и тенденции развития

Фомичева И. К. Цифровые коллекции вузовской библиотеки: создатели и потребители

Бычкова Е. Ф. Секция «Экологическая информация и экологическая культура» на конференции «Крым–2014». Обзор работы

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Сукиасян Э. Р. Что делать, если нет квалифицированных каталогизаторов?

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Ваганова И. А. Специальная библиотека: её читатели и информационные ресурсы

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Мазурик Н. А. Международная конференция “LIBCOM-2014” – «Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек». (Обзор мероприятий)

«Умная библиотека» для современного вуза


Е. В. Панкова

Среднее профессиональное библиотечное образование в России:
современное состояние

Рассмотрена динамика развития системы ссузов с точки зрения подготовки по специальности «Библиотековедение».

Ключевые слова: среднее профессиональное библиотечное образование, специальность «Библиотековедение», динамика развития системы подготовки.

В последние годы вызывает беспокойство уменьшение количества учебных заведений, готовящих по специальности «Библиотековедение», и количество обучаемых в них. Например, с 2012 г. прекращён набор по этой специальности в Псковском областном колледже искусств; Московский библиотечный техникум (колледж № 58) вошёл в состав «Колледжа автоматизации и информационных технологий № 20»; Обоянский библиотечный техникум (колледж) стал филиалом Курского колледжа культуры.

С появлением в системе вузов уровня подготовки бакалавров возникает вопрос о разграничении сфер ответственности среднего и высшего профессионального образования и возможностях введения прикладного и академического бакалавриата [1].

В сравнении с советским периодом в истории России библиотечному образованию, безусловно, нанесён серьёзный урон. В конце 1980-х гг. в стране было 6 библиотечных техникумов, ведущих свою историю с 1930–1940-х гг. (Красноярский, Ленинградский, Моршканский, Московский, Обоянский, Омский), и 137 училищ культуры, готовивших по специальности «Библиотечное дело». Только в Ленинградском библиотечном техникуме одновременно на дневном и заочном отделениях обучалось 400–450 студентов (при этом у техникума не было общежития и принимались, как правило, городские жители).

1990-е гг. ознаменовались резким падением набора в библиотечные учебные заведения и сокращением числа студентов в них. В качестве причин называют и демографический спад, и увеличение количества вузов, и маленькую зарплату, и (как следствие) непрестижность библиотечной профессии.

Анализ данных, приведённых в «Справочнике библиотекаря» (2000 г. – 66 ссузов, 2006 г. – 76, 2010 г. – 67), показывает, что количество средних профессиональных учебных заведений, готовящих по специальности «Библиотековедение», остаётся стабильным на уровне 66. Эти же данные подтверждают сведения федерального портала «Российское образование»: на 2011 и 2012 гг. 61 учебное заведение (правда, сюда входит и Псков). Отметим и ещё один факт: в проведённом нами в 2007 г. исследовании [2] выявилось расхождение данных между «Справочником» (2005), включавшим 76 учебных заведений, и «Порталом» – 62 учебных заведения. Сопоставление списков позволило получить цифру 81. Аналогичная ситуация и по данным 2010–2011 гг. – в «Справочнике» отсутствует информация о семи ссузах, а на «Портале» – о девяти.

В настоящее исследование включены учебные заведения, данные о которых содержатся на портале «Российское образование» (www.edu.ru) и на официальных сайтах ссузов (их нет у четырёх учебных заведений) по состоянию на март 2014 г. (к сожалению, 29 учебных заведений не разместили плановые цифровые показатели на текущую приёмную кампанию, а таблицы предыдущего года уже убраны с сайта).

Анализ данных, приведённых на портале «Российское образование»: 23 учебных заведения готовят по специальности на базе основного общего образования и 58 – на базе среднего общего образования. Перекрёстное сравнение позволило определить, что три учебных заведения СПО отнесены к списку готовящих только на базе основного общего образования (из которых это реализовано лишь в Чувашском республиканском училище культуры, но набор в 2012 г. не был проведён), а остальные входят в группу 58 и совмещают подготовку на базе как основного, так и среднего общего образования (мы сюда отнесли и 2 учебных заведения, вынесённых «Порталом» в предыдущую группу).

Таблица 1

Количество учебных заведений СПО по данным за 2012 г. портала
«Российское образование»

Показатели

Очное обучение

Заочное обучение

на базе
9 классов

на базе
11 классов

на базе
9 классов

на базе
11 классов

Меньше 10 обучающихся

10

7

0

11

10 и более обучающихся

9

4

0

40

Для удобства оформления и понимания таблиц 1 и 2 будем использовать следующие понятия: «на базе 9 классов» – на базе основного общего образования, «на базе 11 классов» – на базе среднего общего образования.

Из таблицы 1 видно, что большинство учебных заведений обучают на базе среднего общего образования по заочной форме обучения и количество обучающихся превышает 10 человек (количество обучаемых доходит до 380).

Анализ статистических данных по числу обучаемых позволил установить: 30 учреждений СПО обучают только по заочной форме, 29 – по всем формам, 1 – только по очной форме (Московский гуманитарный колледж информационно-библиотечных технологий № 58).

Таблица 2

Количество учебных заведений СПО по данным официальных сайтов
(по состоянию на март 2014 г.)

Показатели

Очное обучение

Заочное обучение

на базе
9 классов

на базе
11 классов

на базе
9 классов

на базе
11 классов

Меньше 10 обучающихся

3

1

1

2

10 и более обучающихся

3

3

1

14

Можно отметить, что данные разнятся с «Порталом», например, есть данные по обучению на базе основного общего образования по заочной форме обучения (Астраханский колледж культуры, Красноярский краевой библиотечный техникум).

По сравнению с 2005 г. к 2010–2011 гг. отдельные ссузы стали структурными подразделениями вузов (Белгородский государственный колледж культуры и искусств в настоящее время – колледж культуры и искусств Белгородского государственного института культуры) или обретают самостоятельность (Колледж культуры и искусств при Северокавказском государственном институте искусств в настоящее время – Кабардино-балкарское училище культуры и искусств), но большинство сохраняют свою самостоятельность и подчинение субъекту РФ, несмотря на включение в состав другого учебного заведения СПО.

Из проведённого анализа можно сделать следующие выводы:

  • количество ссузов, готовящих по специальности «Библиотековедение», стабилизировалось;
  • основная подготовка ведётся на заочном отделении;
  • число обучаемых по данной специальности в большинстве учебных заведений превышает 10 человек (и может доходить до 90–100);
  • данные, расположенные на портале «Российское образование» и на официальных сайтах учебных заведений, различны.

Список источников

1. О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования : пост. Правительства РФ от 19.08.2009 № 667 // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 35. – Ст. 4232.

2. Панкова Е. В., Косинова С. А. Интернет-сайт среднего профессионального учебного заведения: эффективность поиска в Интернете // Науч. и техн. б-ки. – 2008. – № 3. – С. 41–44.

  
На главную