Научные и технические библиотеки №8 2007 год
Содержание:

Общественный комитет содействия развитию библиотек России

Иванов В. К. Электронная библиотека как индикатор статуса университета

Щедрина М. А., Коксина Н. В. Социологический анализ как элемент системы мониторинга информационного поведения пользователей

Протопопова Е. Н., Александрова Е. С. От изучения пользователей к оптимизации качества обслуживания

ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Воройский Ф. С. Новые и разрабатываемые виды памяти ЭВМ

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

«Библиотечное дело, информационные системы и образование в США». (Обзор программы библиотечно-информационных и научно-образовательных мероприятий, организуемых ГПНТБ России и МБИАЦ) (Продолжение)

К 50-летию ГПНТБ РОССИИ

Петровский В. Б. От всеобщего планирования к координации

БИБЛИОТЕКИ ЗА РУБЕЖОМ

Сукиасян Э. Р. Американская библиотека в Париже

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Столяров Ю. Н. Исповедь библиотекаря-интеллигента. (О книге Б. Н. Бачалдина «Фрагменты памяти»)

Езова С. А. Размышления после ознакомления с «Библиотечной энциклопедией»

ЮБИЛЕИ

Бутакова Т. А. Полувековой юбилей Научной библиотеки Приморской сельскохозяйственной академии

НАМ ПИШУТ

Овчинникова В. А. Размышления библиотекаря-практика о Кодексе профессиональной этики российского библиотекаря

НАШИ АВТОРЫ


УДК 316

М. А. Щедрина, Н. В. Коксина

Социологический анализ как элемент системы мониторинга
информационного поведения пользователей

Опыт работы НТБ Сибирского государственного индустриального университета по проведению социологических исследований для оптимизации работы библиотеки.

Сегодня социологический инструментарий в системе выработки наиболее эффективных способов обслуживания читателей выходит на первый план работы вузовской библиотеки. Одно из приоритетных направлений деятельности НТБ Сибирского государственного индустриального университета (СибГИУ) в этой сфере – изучение готовности пользователей к взаимодействию с автоматизированными библиотечными средствами и умения пользоваться библиотекой как информационной системой.

Начиная с 1995 г. в НТБ разработана система мониторинга информационного поведения студентов университета. Наиболее значимыми в этом направлении являются следующие работы:

  • изучение информационных потребностей студентов и аспирантов посредством анкетного опроса, разработанного НТБ НГТУ (Новосибирск);
  • изучение использования электронного каталога и других информационных ресурсов электронного читального зала путем анкетного опроса студентов I–V курсов;
  • блиц-опрос «Как Вас обслужили?» с целью оптимизации работы библиотеки по удовлетворению читательских запросов;
  • мини-анкетирование «Мое мнение о библиотеке» для создания комфортных условий работы, проведенное среди студентов в рамках дня читательского мнения;
  • анализ записей использования электронных ресурсов библиотеки как в локальном, так и в удаленном режиме в гостевой книге веб-сайта.

С 2002 г. в НТБ СибГИУ введены новые формы работы – социологические исследования, проводимые совместно с кафедрой социологии, политологии и права. Сотрудники библиотеки составляют программу исследования, которая включает формулировку проблемы, цели, задач и общую схему работы. На практических занятиях по социологии студенты выбирают конкретные методы изучения, определяют выборочную совокупность объекта исследования, разрабатывают анкету и проводят сбор информации. Полученные результаты обсуждаются на научно-методическом совете НТБ, на заседании кафедры социологии, политологии и права, освещаются на страницах университетской газеты и являются зачетной работой для студентов.

Преимущества такого сотрудничества в рамках университета, включающего профессиональный подход библиотечного специалиста, социолога и общественное мнение потребителя, очевидны:

  • библиотека обеспечивается современными технологиями проведения социологических исследований, подготовленными преподавателями университета – специалистами высшей категории в области прикладной социологии;
  • совместный контроль сотрудников библиотеки и ее пользователей – это контроль как самой библиотекой за качеством своей работы, так и внешний мониторинг качества работы;
  • общая работа становится средством привлечения внимания различных структур вуза к деятельности библиотеки.

Пилотные работы «Исследование услуг, предоставляемых читальным залом гуманитарной литературы НТБ СибГИУ» (2004) и «Отношение студентов к системе библиотечного обслуживания СибГИУ» (2005) подтвердили необходимость и важность продолжения совместной кафедральной, студенческой и библиотечной деятельности в этом направлении.

В 2006 г. в рамках международного проекта ТЕМПУС «ЗНАНИЕ – Кузбасская сеть для работы в библиотеках в режиме онлайн и развитие электронных ресурсов для поддержки образования» проведено социологическое исследование «Особенности информационной культуры студентов в современных условиях», цель которого – изучение информационного поведения пользователей в условиях современной электронной информационной среды для оптимизации работы по повышению качества обучения основам информационной грамотности.

В ходе анкетирования предложен широкий круг вопросов по изучению информационной культуры студентов. Для более полного анализа вся анкета условно поделена на три блока:

  • представление студентов об информационной культуре;
  • использование респондентами информационных ресурсов в учебной и научной деятельности;
  • совершенствование качества преподавания курса «Основы информационной культуры».

В первом блоке респондентам задан ряд вопросов с целью выявления и изучения их мнения об информационной культуре. Полученные ответы весьма разнообразны по стилю и манере изложения, но по сути свелись к одному мнению: информационная деятельность превратилась в ведущий фактор социально-культурного и общественного развития как отдельного человека, так и общества в целом, что обусловило позитивное представление респондентов об информационной культуре как залоге успешной учебной и научной деятельности.

При этом подавляющее большинство студентов связывают информационную культуру с компьютерной грамотностью, применением новых информационных технологий и знанием технологических аспектов информатизации, овладением Интернет-технологиями, эффективным использованием электронной информации. Они не включают в этот перечень умение работать с традиционными носителями информации и саму культуру работы с информацией. Такое однобокое понимание информационной культуры говорит о том, что довольно часто студенты не представляют ценности всех специальных знаний и умений в области информационной культуры, тем самым не осознают свою некомпетентность в области информационной деятельности.

Ответы на вопрос: «Какие виды учебной деятельности вызывают у Вас наибольшие трудности?» – говорят о том, что студенты испытывают недостаток информационных навыков по всем формам учебной работы, что наглядно представлено в табл. 1.

 

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: «Какие виды учебной деятельности
вызывают у Вас наибольшие трудности?»

Варианты ответов

Доля, %

Написание рефератов, курсовых, дипломных работ

44

Подготовка к семинарам

26

Слушание лекций

18

Подготовка к зачетам и экзаменам

12

 

Сами студенты менее всего удовлетворены качеством своей самостоятельной работы с источниками информации (написание рефератов, курсовых и дипломных работ, подготовка к семинарам).

Это позволяет сделать вывод: несмотря на знание технологических аспектов информатизации и овладение навыками компьютерной грамотности, уровень информационной культуры студентов недостаточно высок, что, естественно, негативно сказывается на продуктивности их учебной и научной деятельности.

Второй блок анкеты по использованию информационных ресурсов библиотеки подтверждает вышесказанное. Ответы на вопрос: «Каковы источники получения Вами информации о документах, используемых в учебной и научной деятельности?» – показали следующие результаты (табл. 2).

 

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос:
«Каковы источники получения Вами информации о документах,
используемых в учебной и научной деятельности?»

Варианты ответов

Доля, %

Электронные ресурсы

35

Рекомендации преподавателя

28

Каталоги и картотеки

19

Информационные издания ВИНИТИ, РКП

11

Выставки новых поступлений

4

Библиографические указатели

3

 

Естественно, исходя из условий современной среды, студенты предпочитают работать с электронными ресурсами. Но довольно низкая оценка ими традиционных источников информации (информационные издания РКП и ВИНИТИ, отраслевые библиографические указатели) заставляет задуматься. Одна из главных причин, по всей видимости, все же кроется в неумении работать с ними.

В ходе исследования выявлено также, какие из электронных источников наиболее популярны и эффективны по мнению самих опрашиваемых. На основе полученных результатов составлен рейтинг электронных услуг, наиболее популярных у студентов (табл. 3).

 

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос:
«Какими электронными ресурсами для получения информации
Вы пользуетесь?»

Варианты ответов

Доля, %

Интернет-ресурсы

36

Электронный каталог

27

База данных учебно-методических изданий СибГИУ

16

Коллекция компакт-дисков

11

Справочно-поисковая система Консультант Плюс

6

Электронная библиотека НТД

3

Библиографические базы данных

1

 

На первом месте Интернет-ресурсы. Студенты чаще всего рассматривают Интернет как самый удобный способ получения информации. На втором – электронный каталог, и это легко объяснимо: он позволяет быстро находить необходимую информацию о документе. Собственные полнотекстовые базы данных библиотеки  на третьем месте. Это хороший показатель, и, вероятно, потребность в доступе к ним будет возрастать. Об этом говорит анализ статистики посещений за 2005 г.

В библиотеке студенты имеют возможность работать с постоянно увеличивающимся фондом печатных и электронных изданий, использовать как традиционные формы поиска информации, так и новые информационные технологии. При этом согласно результатам анкетирования больше половины студентов (67%) не удовлетворены результатами своей работы. Причины неудач при решении типовых практических информационных задач представлены в табл. 4.

 

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос:
«Недостаток каких знаний Вы испытываете?»

Варианты ответов

Доля, %

Недостаточное владение методикой поиска в автоматизированном режиме (электронный каталог, БД, Интернет)

39

Незнание правил библиографического оформления работы (библиографическое описание, оформление ссылок и цитат)

19

Неумение работать с источником информации (конспектирование, реферирование, составление обзора)

17

Неумение сформулировать запрос

14

Недостаточное владение методикой поиска в традиционном режиме (каталоги и картотеки)

11

 

Полученные сведения красноречиво говорят о необходимости целенаправленного обучения студентов основам информационной грамотности. В настоящее время это осознается всеми и не вызывает сомнений.

Задача третьего блока анкетного опроса – выявление наиболее эффективных и оптимальных видов и форм обучения основам информационной грамотности в современных условиях. Ответы на вопрос: «Какой форме восполнения недостатков в области информационной культуры Вы отдаете предпочтение?» – представлены в табл. 5.

 

Таблица 5

Оценка студентами форм восполнения недостатков
в области информационной культуры

Варианты ответов

Доля, %

Учебные занятия

39

Дистанционное обучение

27

Консультации библиотекаря

18

Самостоятельное изучение

16

 

Студенты поставили на первое место учебные занятия, тем самым высоко оценив уровень преподавания дисциплины «Основы библиотечно-библиографических знаний», включенной в учебный план университета. На втором месте – дистанционное обучение, которое стремительно набирает вес в условиях приоритетного развития электронной среды. Все это приводит к необходимости критического пересмотра существующих форм работы, создания новых, наиболее эффективных и оптимальных технологий обучения с точки зрения пользователей.

Определяя степень важности способов получения знаний на учебных занятиях по информационной грамотности, студенты выстроили предложенные формы по степени предпочтительности следующим образом (табл. 6).

 

Таблица 6

Предпочтения студентов в области способов получения знаний на занятиях
по «Основам библиотечно-библиографических знаний»

Варианты ответов

Доля, %

На лабораторных занятиях в электронном читальном зале

31

С помощью электронного курса по информационной культуре

26

На практических занятиях с традиционными источниками информации

23

На лекциях

14

С помощью учебной литературы по информационной культуре

6

 

По мнению респондентов, основная часть учебного времени должна отводиться практическим работам и тренингу в электронном читальном зале. На второе место поставлено электронное обучение, которое в настоящее время стремительно набирает популярность.

Эта точка зрения пользователей подтверждена и в зарубежной практике. Поэтому с учетом непосредственно увиденного опыта в университетах г. Эксетер (Великобритания), Борос (Швеция) и консультаций западных коллег в НТБ СибГИУ создается мультимедийный электронный обучающий пакет по основам информационной грамотности – «Основы информационной культуры пользователя».

Таким образом, проведение социологических исследований в рамках мониторинга информационного поведения пользователей позволяет проследить изучаемые вопросы в динамике, выявить намечающиеся тенденции и использовать полученные данные для оперативного реагирования на изменение информационных требований пользователей. Поэтому библиотека планирует продолжать работу, направленную на оценку качества и рентабельности предоставляемых информационных услуг и изучение своей роли и места в информационной образовательной среде университета.

 

 

  
На главную