![](images/null.gif)
Л. С. Беркутова, Е. В. Панкова
Взаимодействие среднего профессионального
учебного заведения с работодателем
при реализации компетентностного подхода
в обучении по специальности «Библиотековедение»
Рассмотрены пути профессиональной подготовки
специалиста-библиотекаря. Освещены вопросы компетентностного подхода, развития
библиотекаря, способного к профессиональному самосовершенствованию. Отмечено,
что взаимодействие с работодателем в современных условиях должно не ограничиваться
согласованием учебных планов, тем выпускных квалификационных работ, присутствием
работодателя на защите и экзаменах (квалификационных), а осуществляться уже на
уровне организации занятий и производственного обучения.
Ключевые слова:
специальность «Библиотековедение», профессиональная подготовка библиотекаря.
В соответствии с разделом «Квалификационные характеристики
должностей работников культуры, искусства и кинематографии» Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих
[1] библиотекарь должен знать:
основы библиотечного дела, библиографии; основные библиотечные технологические
процессы; формы, методы индивидуальной и массовой работы с читателями.
Общеобразовательная школа и любое небиблиотечное профессиональное образование не
дают навыков, позволяющих исполнять обязанности согласно квалификационным
характеристикам должностей в библиотеке. Таким образом, попытки приравнять
среднее профессиональное библиотечное образование к полному общему образованию,
которые мы видим в квалификационном справочнике, являются некорректными.
Как правило, библиотеки отправляют сотрудников с небиблиотечным
образованием на заочную форму обучения в вузы или ссузы, гораздо реже – организуют
библиотечные курсы в своих стенах (что нам кажется менее разумным и
предполагает конкретные технологические навыки без общей системы профессиональной
подготовки; исключение составляют Высшие библиотечные курсы в крупных универсальных
и научных библиотеках).
Согласно ФГОС среднего профессионального образования по специальности
«Библиотековедение» [2] библиотекарь
готовится к следующим видам деятельности:
«4.4.1. Технологическая деятельность (формирование библиотечных
фондов, аналитико-синтетическая обработка документов, их хранение; применение
прикладного программного обеспечения, Интернета; информационное и
справочно-библиографическое обслуживание пользователей библиотек).
4.4.2. Организационно-управленческая деятельность (планирование,
организация и обеспечение эффективности функционирования библиотеки в соответствии
с меняющимися потребностями пользователей библиотек; ведение учётной
документации и контроль за качеством предоставляемых услуг населению; приём
управленческих решений, руководство коллективом библиотеки).
4.4.3. Культурно-досуговая деятельность (реализация досуговой и воспитательной
функции библиотеки, организация досуговых мероприятий; обеспечение
дифференцированного библиотечного обслуживания пользователей библиотеки;
приобщение к национальным и региональным традициям).
4.4.4. Информационно-аналитическая деятельность (использование
коммуникативных и информационных технологий в профессиональной деятельности;
применение мультимедийных технологий; оценивание результативности различных
этапов информатизации библиотеки; анализ деятельности отдельных подсистем
автоматизированных библиотечно-информационных систем (АБИС) и формулировка
требований к их дальнейшему развитию; использование внешних баз данных и
корпоративных ресурсов библиотечно-информационных систем)».
В современной системе образования наиболее актуальными в подготовке
специалиста-библиотекаря являются вопросы компетентностного подхода, развития
профессионализма, способности к профессиональному самосовершенствованию. Библиотеки
хотят брать на работу специалиста, способного с первого дня работы, без
адаптационного периода, качественно выполнять свои обязанности, знающего все
современные технологические подходы, владеющего коммуникационными и
организационными навыками. Как следствие – рассматривается вопрос о
необходимости реорганизовать формы и содержание профессионального образования,
найти адекватные оценки его качества с точки зрения работодателя. При этом сам
работодатель пока не считает себя участником образовательного процесса, а позиционирует
себя преимущественно потребителем, заказчиком квалифицированных кадров.
Взаимодействие с работодателем в современных условиях должно осуществляться
не только на уровне согласования учебных планов, тем выпускных квалификационных
работ, присутствия работодателя на защите и экзаменах (квалификационных) и
т.п., но и на уровне организации занятий и производственного обучения.
Безусловно, работодатель может предложить практически значимую тему выпускной
квалификационной работы или курсового исследования, результаты которых будут
использованы в работе библиотеки, но этим роль работодателя в подготовке
адаптированного компетентного специалиста не должна ограничиваться.
К сожалению, положение о проведении производственного обучения
требует учебной практики только на базе лицензированного учебного заведения. Мы
готовы согласиться с тем, что повара предварительно нужно научить готовить, а
потом отправлять его на кухню ресторана или кафе. В то же время построение
модели библиотеки и учебная практика в «стерильных» условиях представляются
искусственным ограничением. Роль работодателя в этой ситуации вполне может быть
представлена возможностями использования реальной библиотеки под контролем
руководителя практики (обслуживание читателей, расстановка фонда, участие в
массовых мероприятиях, выставочная деятельность и пр.), для отработки навыков,
которые не требуют использования модельной библиотеки и гораздо эффективнее
будут выглядеть на базе конкретной реальной системы.
Конечно, для работодателя это связано с определёнными сложностями,
так как студенты требуют постоянного внимания и приходят с чётко сформированной
программой производственной практики. Однако эти труды не пропадают даром,
поскольку библиотека может подготовить специалиста «под себя», на рабочее место
придёт «мечта работодателя» – специалист, не требующий адаптации и обучения.
Санкт-Петербургский техникум библиотечных и информационных
технологий имеет долгий и положительный опыт взаимодействия с работодателями.
Для нас библиотеки всегда были не только работодателями наших выпускников, но и
участниками образовательного процесса [3].
Мы давно и успешно сотрудничаем с ЦГПБ им. В. В. Маяковского,
ЦГДБ
им. А. С. Пушкина, централизованными библиотечными системами
Санкт-Петербурга, например с ЦБС Кировского района, ЦБС Московского района, на
базе которых постоянно проводятся выездные занятия по библиографоведению,
библиотечному дизайну и другим предметам [4].
Выпускники оцениваются работодателем как практически ориентированные
и остающиеся работать в библиотеке. Многие, закончив СПО и работая в
библиотеке, продолжают своё обучение в вузе.
В связи с разработкой профессиональных стандартов, которые заменят
квалификационные характеристики, есть возможность внесения принципиальных
положений о требованиях к уровню профессионального образования и стажу по
должностям, введения для библиотекарей и библиографов обязательного
профессионального образования (среднего и высшего).
Список источников
1. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников культуры, искусства и кинематографии» : приказ Мин-ва
здравоохранения и социального развития РФ от 30 марта 2011 г. № 251н //
Рос. газета. – 2011. – 19 авг.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования по специальности 071901 Библиотековедение : утв.
Приказом М-ва образования и науки РФ от 28 июня 2010 г. № 722. – Москва,
2010. – 47 c.; То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm722-1.pdf
3. Панкова Е. В. Формирование профессиональных компетенций
студентов в рамках ФГОС третьего поколения: взаимодействие с работодателем /
Панкова Е. В., Беркутова Л. С. // Корпоративные
библиотечные системы: технологии и инновации : тр. XI Международ. науч.-практ.
конф. (АРБИКОН 2013). – Санкт-Петербург, 2013.
4. Беркутова Л. С. Библиотечный дизайн как составная часть
общей информационной культуры современного специалиста /
Л. С. Беркутова // Науч. и техн. б-ки. – 2013. – № 1. –
С. 72–77. – (19-я Международ. конф. «Библиотечные и информационные ресурсы в
современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2012»).
|