Научные и технические библиотеки №4 2011 год
Содержание:

Проект «Основные направления развития Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ на 2011-2020 годы»

ФОНДЫ БИБЛИОТЕК: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Столяров Ю. Н. Производные принципы функционирования библиотечного фонда

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Коряковцева Н. А. Основные принципы функционирования библиотеки в корпоративном информационно-образовательном пространстве вуза

Шрайберг Я. Л., Цветкова А. Л. Новая концепция формирования фондов и обслуживания пользователей школьных библиотек в информационной (электронной) среде

Олефир С. В. Образовательные стандарты второго поколения и информатизация школьных библиотек

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

Соколова Ю. В. Опыт использования технологии вебинаров в Международной академии бизнеса и новых технологий

Дагаев М. В. Применение формата DjVu в процессе оцифровки библиотечных фондов

ИФЛА–2010

Шарбоннэ Оливье. Лицензия Creative Commons: стратегические последствия для национальных библиотек

Чуль-Мин Мо. От декларации равенства к более широким возможностям: новая роль национальной библиотеки в обществе знаний

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Столяров Ю. Н. Пособие для менеджеров информационных ресурсов

Балкова И. В. Документные фонды библиотек: новое пособие


УДК 027.625

Я. Л. Шрайберг, А. Л. Цветкова

Новая концепция формирования фондов
и обслуживания пользователей школьных библиотек
в информационной (электронной) среде

Рассмотрены принципы создания и функционирования электронной школьной библиотеки.

Информатизация системы общего образования, ориентированная на воспитание нового поколения в условиях нарождающегося информационного общества, не могла не коснуться и деятельности школьных библиотек. В условиях развития процесса информатизации общества они, являясь по своей сути центрами сбора, хранения и использования информационных ресурсов в школах страны, становятся неотъемлемым компонентом этого процесса.

До недавнего времени информатизация школьной библиотеки (ШБ) понималась, прежде всего, как автоматизация ее основных процессов, в первую очередь – создание электронного каталога  фонда, а также как организация коллекции образовательных медиа-ресурсов (так называемая медиатека). Однако это нельзя в полной мере назвать информатизацией ШБ, особенно сегодня.

В настоящее время приходит осознание роли школьной библиотеки не только как структуры, обеспечивающей школьный образовательный процесс информационно-документальными ресурсами, но и как одного из ключевых элементов в создании информационного пространства образовательного учреждения.

Нельзя не вспомнить, что в стране около 64 тыс. ШБ, т.е. чуть меньше половины от общего числа библиотек. Их информатизация становится не только необходимым, но уже и определяющим фактором становления библиотечной системы страны в условиях информационного общества.

В современном мире, когда речь все чаще идет об электронных информационных ресурсах, возникает и новая форма ШБ, главным образом базирующаяся на электронной библиотеке школы (ЭБШ). 

Структура ЭБШ, принципы ее организации и круг пользователей должны определяться прежде всего социальной востребованностью тех информационных ресурсов, которые она предоставляет. ЭБШ отдельного образовательного учреждения (школы) может быть сформирована для поддержки образовательного процесса и развития информационного образовательного пространства данного учреждения как самостоятельный субъект, но может выполнять и функцию удаленного представительства субъекта другого уровня. Например, ЭБШ отдельной школы подключается к электронным библиотекам района, округа, города и т.д. и предоставляет своим пользователям  авторизированный доступ в режиме онлайн (из данной школы) к ресурсам этих библиотек, дополняя их в режиме оффлайн собственными электронными ресурсами.

В целом информационные ресурсы, необходимые для организации образовательного процесса, можно классифицировать следующим образом:

учебно-методические комплекты (УМК) по различным предметам, включающие в себя учебники, рабочие тетради, дидактические материалы и методические материалы для учителя;

художественная литература, в том числе литература внеклассного чтения;

справочные материалы (энциклопедии, словари и т.п.);

нормативно-правовая информация.

Кроме того, в ходе образовательного процесса появляются информационные ресурсы, созданные непосредственно участниками данного процесса (собственные ресурсы, как в бумажном, так и в электронном виде), – это методические разработки учителей, проектные и исследовательские работы учащихся и т.п. Все они также могут представлять собой образовательные коллекции, входящие в состав оффлайн-части (а при желании и в онлайн) ЭБШ (при этом бумажные информационные ресурсы должны быть оцифрованы).

Структура ЭБШ может быть представлена следующим образом (рис. 1):

 Рис. 1. Макет общей структуры ЭБШ

Коллекции информационных ресурсов представляют собой наиболее распространенную форму организации документов в электронных библиотеках. Художественная, справочная и нормативно-правовая литература (в том числе и в области образования) в достаточном количестве может быть представлена в режиме подписки или (при создании аннотированной коллекции ссылок в ЭБШ) свободного доступа в Интернете.

Коллекция ссылок на внешние интернет-ресурсы в первую очередь будет базироваться на использовании лицензированных информационных ресурсов, заимствованных у компаний, специализирующихся на создании подобных коллекций и имеющих официальное право их предоставлять. Например, в области среднего образования это коллекции цифровых образовательных ресурсов – ЦОРов (см. Приложение). Однако необходимо сразу же обращать внимание пользователей ЭБШ на владельцев данных ресурсов и их легитимный статус.

Один из вариантов предлагаемого нового подхода к организации ЭБШ – простая  двухуровневая иерархическая схема. При этом основной образовательный ресурс в электронном виде размещен в электронной библиотеке первого уровня (ЭБШ в этом случае является структурной единицей второго уровня), например, в Департаменте образования (для Москвы) или учебном округе города (округе для Москвы), или специальной электронной библиотечной системе (ЭБС), которая обеспечивает требуемый доступ всем образовательным учреждениям (школам).

В этом смысле ЭБШ может являться, как мы уже отмечали, либо просто терминалом, принимающим ресурсы ЭБ верхнего уровня, либо хранилищем собственного локального электронного ресурса данной школы, либо и тем и другим. Последний вариант – наиболее предпочтительный, так как позволяет оптимизировать процессы использования электронных образовательных ресурсов (рис. 2).

Рис. 2. Простая иерархическая схема организации ресурсов ЭШБ

Здесь ОЭБ – окружная электронная библиотека (для Москвы) или районная электронная библиотека (РЭБ) – для городов, имеющих деление на районы, или городская электронная библиотека (ГЭБ) – для маленьких городов и других муниципальных образований; N – число ЭБШ, подключенных к ресурсам уровня 1 через Интернет.

Данная иерархическая схема является базовой моделью, которая может послужить основой обобщенной модели построения ЭБС школьной системы страны в целом.

Следует также отметить, что многие образовательные учреждения формируют коллекции собственных информационных ресурсов, полученных в ходе образовательной деятельности (методические разработки учителей, результаты проектной и исследовательской деятельности учащихся, результаты научно-исследовательских проектов, рефераты и др.). Чаще всего они представлены в виде коллекции дисков в школьной медиатеке или в виде собственной коллекции учителя-предметника (если в школе не существует централизованной медиатеки). А эти ресурсы, как подчеркивалось выше, должны составлять еще раздел в ЭБШ.

Меньше всего в электронном виде (в Интернете), во всяком случае сегодня, представлены полнотекстовые учебные пособия по различным общеобразовательным дисциплинам, имеющие требуемые грифы «Рекомендовано» или «Допущено». А именно эта составляющая ЭБШ могла бы быть наиболее востребована.

Комплектование школьных библиотек учебниками в настоящее  время ограничено бюджетным финансированием, срок использования бумажных учебников составляет от силы  пять лет. Оцифровка школьных учебников (перевод их в электронный вид) и предоставление в доступ централизованным путем могли бы решить сразу несколько задач:

  • оперативно устранять недостатки отдельных учебников (что существенно влияет  на качество образовательного процесса);
  • сэкономить денежные средства на издании бумажных учебников;
  • облегчить жизнь учащихся (исключив необходимость носить в школу тяжелые сумки с кипой бумажных учебников).

Однако, в идеале, электронные учебники  не должны быть  просто отсканированной копией бумажных, что еще довольно часто встречается в образовательной практике. Необходимо создавать интерактивные электронные ресурсы, использование которых позволит реализовывать системно-деятельностный  подход в школьном образовании, на котором базируются ФГОС (Федеральные Государственные образовательные стандарты) нового поколения.

Система электронных образовательных ресурсов, регулярно обновляющихся, с интерактивными ссылками, дополнениями (составляющими фонд ЭБШ), позволила бы выстроить для каждого школьника свою образовательную траекторию, что особенно актуально в связи с изменившимися требованиями времени  – детей необходимо учить не просто ретрансляции информации, но умению ориентироваться в ней, систематизировать и анализировать.

Технологически ЭБШ может быть представлена в двух вариантах – онлайновом, т.е. размещена для свободного доступа в Интернете (и не только для доступа учащихся конкретной школы), и оффлайновом, т.е. размещена на индивидуальных носителях.

Конечно же, не все образовательные учреждения, тем более школы, обладают достаточными материальными, техническими и кадровыми ресурсами для создания своих ЭБШ. Поэтому эта задача может быть реализована, как мы уже подчеркивали (рис. 2), на базе районных, окружных, региональных ресурсных центров информационных технологий или базовых школ, обладающих для этого достаточным потенциалом.

При этом отпадает необходимость установки в каждой школьной библиотеке АБИС, но обеспечивается доступность информационных образовательных ресурсов из любой точки выхода в Интернет – класса, школы, библиотечного центра, дома и т.п.

Для оффлайн-варианта реализации ЭБШ могут быть использованы букридеры (электронные книги), тем более что это направление уже принято Министерством культуры России для публичных библиотек. Эксперимент по замене традиционных бумажных учебников на ридеры в московских школах предложил в прошлом году фонд поддержки культурных и образовательных проектов «Русский глобус». Идея получила одобрение в Правительстве Москвы, и с текущего учебного года в эксперимент под эгидой Департамента образования Москвы вступили специально отобранные школы.

И хотя по поводу использования букридеров в целом – в библиотеках страны и учебных заведениях – продолжаются несмолкаемые дискуссии, этот процесс остановить уже нельзя.

Еще раньше – 22 апр. 2010 г. на заседании президиумов Государственного совета, Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию – использовать букридеры российским школьникам порекомендовал Президент Д. А. Медведев: «Мы должны поддерживать чтение в самых разных формах, в том числе и в самых современных, самых «модерновых», лишь бы наша молодёжь хотела читать».

Однако какой бы ни была удобной электронная книга, не следует забывать о нормативах, регламентирующих время, которое ученик может проводить за монитором (а монитор букридера это, по сути, тот же монитор компьютера, только маленький). Вопрос о внедрении чего-либо в стенах школы можно поднимать лишь после того, как будет доказана его полная безопасность, а также разработаны медицинские и гигиенические стандарты его использования.

Таким образом, сегодня проблема создания и использования ЭБШ уже перестала быть «проблемой обсуждения». Есть хорошие практические результаты, грандиозные планы. И какой бы ни была реформа школьного образования, без электронных учебных ресурсов уже никак не обойтись. Мы считаем, что правильный выбор схемы создания и использования ресурсов ЭБШ должен не только помочь развитию современного школьного образования, но и в целом содействовать эффективному общественному прогрессу. Возможно, школы последуют за своими «старшими братьями» – вузами и начнут интенсивно подключаться к внешним ЭБС, возможно, и нет.

Школьное образование имеет огромные специфические отличия от образования вузовского, да и обучаемый контингент более зависим от взрослого окружения. Но нам кажется, что противоречий в путях развития нового образования в школах и вузах быть не может. Цель ведь одна, и решающее слово должен сказать самый главный боец на этом поле – школьный библиотекарь.

Приложение

Коллекции цифровых образовательных ресурсов,
которые можно использовать для ЭБШ

Название ресурса

Источник

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru

Каталог образовательных ресурсов сети Интернет

http://katalog.iot.ru

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

http://window.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

http://fcior.edu.ru

Федеральные образовательные ресурсы для общего образования

http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm

Российский образовательный портал

http://school.edu.ru

Большой Московский семинар
(руководитель Ю. А. Первин)

http://ito.edu.ru/sp

  
На главную