Научные и технические библиотеки №9 2006 год
Содержание:

Езова С.А. Дискурс о библиотечном пространстве

Сукиасян Э.Р. Универсальная десятичная классификация.
Возникновение, распространение в современном мире

Шилов В.В. Обменные фонды: история с учетом

Арутюнова О.Р. Информационно-библиографическое обслуживание
в вузовской библиотеке в условиях филиальной системы

Стахевич А.М. Перевод обслуживания читателей вузовской библиотеки
на автоматизированную технологию с использованием штрих-кода:
некоторые итоги первого этапа работы

Блюменау Д.И. Конспектирование электронных документов
методом визуального сканирования размеченного текста

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Полтавская Е.И. Размышления на тему: что общего между
библиотековедением, библиографоведением, книговедением… и что такое документ?

Столяров Ю.Н. Зачем документология нужна документоведению
и зачем – книговедению? Маленькая картинка для выяснения
больших вопросов

ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ
ТЕХНОЛОГИИ

Воройский Ф.С. Защита информационных ресурсов

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Свергунова Н.М. Научно-методический семинар «Библиотеки учебных заведений: традиции и новые ориентиры»

НАШИ АВТОРЫ


УДК 027.7

Арутюнова О.Р.

Информационно-библиографическое обслуживание в
вузовской библиотеке в условиях филиальной системы

Фундаментальная библиотека (ФБ) Московского городского педагогического университета (МГПУ) создана в июне 1995 г. одновременно с университетом и, благодаря команде специалистов под руководством директора библиотеки Н.И. Лосевой, заслуженного работника культуры РФ, за короткий срок стала крупной современной вузовской библиотекой с 13 филиалами при удаленных факультетах (находящихся вне основного здания МГПУ) и фондом более 0,5 млн документов. Уже осенью 1995 г. в библиотеке установили первый компьютер, приобрели программу «Библиотека-4», начали формировать электронные базы данных; а сегодня в ФБ и ее филиалах 66 современных компьютеров, используется программа «MARK-SQL» (версия 1.8).

В 2001 г. в [1] Н.И. Лосева рассказала об опыте организации библиотеки МГПУ и перспективах ее развития. Прошло несколько лет, и все намеченное осуществлено: работает медиатека, развернут книгообмен, все читальные залы обеспечены компьютерами с выходом в Интернет. Сегодня количество читателей по единому читательскому билету более 17 тыс., каждый день библиотеку посещают 1,5 тыс. человек, а в год – 340 тыс., книговыдача – около 600 тыс. экз. Книжные фонды штрих-кодируются; на 5 из 14 абонементов уже ведется автоматизированная книговыдача (модуль АИБС «Абонемент») [2].

С внедрением Интернет-технологий нашей библиотеке предстоит определить путь, по которому должна развиваться информационно-библиографическая деятельность: традиционный или электронный.

В 2005 г. проведено мониторинговое исследование «Эффективность выполнения информационных функций Фундаментальной библиотекой МГПУ», в ходе которого опрошено более тысячи студентов, преподавателей и аспирантов. Цель исследования – изучить мнения читателей о степени их удовлетворенности существующим книжным фондом, эффективности использования справочно-поискового аппарата, необходимости получения информации из внешних информационных ресурсов. Собранные материалы дали полную картину использования справочно-библиографического аппарата (СБА) по факультетам и категориям читателей и стали базой для совершенствования информационно-библиографического обслуживания.

Обеспечение качества обслуживания читателей в ФБ рассматривалось по ряду оценочных показателей. Среди них:

  • удовлетворенность студентов, преподавателей и сотрудников университета пунктами обслуживания и справочно-библиографической службой;
  • удовлетворенность справочно-поисковым аппаратом;
  • эффективность выполнения основных функций различными подразделениями библиотеки, в том числе вновь созданным читальным залом периодики и электронных ресурсов;
  • выявление потребностей различных категорий читателей в современных информационных услугах.

В результате исследования установлено, что более 70% респондентов предпочитают пользоваться карточными каталогами книг и статей и только 30% обращаются к электронным каталогам. ЭК – это особая поисковая среда, которая требует специальных навыков: умения работать с компьютером, выбора полей для поиска (по автору, заглавию, ключевым словам, издательству и пр.), грамотного формулирования запроса, оформления результатов поиска.

В ходе исследования выявлена необходимость:

  • организовать комплекс мероприятий по обучению пользователей работе с современными информационными ресурсами индивидуально и на традиционных занятиях по пропаганде библиотечно-библиографических знаний среди первокурсников;
  • шире пропагандировать информационные ресурсы, способствующие повышению качества получаемой информации.

Следует уточнить, что согласно анкетированию около 40% респондентов нуждаются в повышенном внимании библиографов. Если при традиционных карточных каталогах на библиотечно-библиографических занятиях предпочтение отдается групповым методам обучения, то в зале электронных ресурсов наиболее распространенной формой должно быть обучение непосредственно в процессе обслуживания, т. е. индивидуальные консультации по методике информационного поиска и использованию источников информации.

Большую популярность среди вузовских библиотек приобретает деятельность Ассоциации региональных библиотечных консорциумов (АРБИКОН), в том числе ее проект MAРC – Межрегиональная аналитическая роспись статей. Наши библиографы были готовы принять в нем участие, но, к сожалению, в БД MAРC отсутствуют описания десятков периодических изданий педагогической тематики, необходимые нашему читателю.

Опыт АРБИКОН мы используем следующим образом. Справочно-библиографический отдел (СБО) распределил аналитическую роспись статей между библиографами факультетов. Силами СБО ведется роспись более 100 периодических изданий, а также сборников трудов, поступающих в ФБ; а библиографы филиалов расписывают 115 отраслевых журналов, которые выписывают только их факультеты, и передают эти описания (на дискетах или по электронной почте) в СБО. После редактирования описания вводятся в единый ЭК статей (около 50 тыс. записей), размещенный на сайте МГПУ – веб-страница «Библиотека. Каталог» (http://www.mgpu.ru/library.php). Поиск можно осуществлять по автору, заглавию, названию источника, ключевым словам, сигле хранения.

C организацией в ФБ читального зала периодики и электронных ресурсов и появлением компьютеров для читателей в читальных залах филиалов стало возможным создание единого электронного справочно-библиографического аппарата (ЭСБА). Сегодня ЭСБА состоит из электронных каталогов книг и статей, баз данных подписки, дипломных работ студентов, тематических файлов, справочных и библиографических электронных изданий.

В современных условиях можно отказаться от систематической картотеки статей в карточной форме, заменив ее электронным аналогом. Но, как показывают результаты анкетирования, проведенного на всех факультетах, во многих филиалах ФБ читатели очень часто обращаются именно к традиционной систематической картотеке статей. Можно сделать вывод, что библиографам необходимо более активно пропагандировать электронные каталоги книг и статей, тем более что они представлены на сайте МГПУ.

Однако нельзя не учитывать специфику педагогического вуза, имеющего 20 факультетов. Система поиска в традиционной систематической картотеке статей и ЭК статей разная. Если в первом случае читатель идет от деления к делению и разрабатывает свой путь поиска, то во втором – заданные параметры (автор, заголовок, ключевые слова и т.д.) предлагают уже сформированный блок информации. Нет необходимости внимательно переписывать библиографические данные, можно скопировать найденный материал и самостоятельно составить библиографический список литературы. Но правильно сформулировать запрос – дело сложное, поэтому согласно анкетированию частота обращений к ЭК наиболее низка в филиалах ФБ с узкоспециальным фондом, таких, как на факультетах начальных классов и дошкольной педагогики, социологии, дефектологии и специальной педагогики, физкультуры и спорта (в приложении представлены данные анкетирования).

Это можно объяснить и тем, что в процессе поиска читателям этих факультетов важно видеть всю информацию по разделам интересующей их тематики, а традиционный СБА в названных выше филиалах ФБ содержит полные, богатые аналитические описания. Поиск в традиционной систематической картотеке статей осуществляется от «прочтения», в то время как в ЭК статей – от «написания»; при введении на экран компьютера специальных терминов и таких ключевых слов, как «суицидология», «тифлосурдопедагогика», «феноменология» и других, значительно возрастает вероятность опечаток или орфографических ошибок.

В филиалах со специальным книжным фондом более частое обращение к традиционной картотеке статей и редкое обращение к Интернету объясняется еще и тем, что в глобальной сети трудно найти достоверную и необходимую информацию по узким дисциплинам. В то же время более 60% студентов исторического, экономического, химико-биологического, психологического факультетов очень активно используют в научной деятельности Интернет и ЭК (Прил.).

Автоматизация процесса поиска является необходимым условием развития такого вида библиографического обслуживания, как выполнение письменных тематических справок по индивидуальным запросам, которые требуют наличия разнообразных информационных ресурсов. Составление библиографических списков по темам, близким к тематике уже выполненных и повторяющихся справок, давно практикуют СБО и филиалы на факультетах.

В будущем мы считаем разумным соединить БД «Книги» и «Статьи», в этом случае и описание сборников в программе «MARC-SQL» упростится, и поиск для студентов облегчится (сейчас не все читатели видят разницу между ЭК книг и статей). К слову, электронный каталог снял границы между существующими традиционными каталогами и рядом библиографических картотек и совместил в себе их функции: информационную (появление дополнительных элементов описания документа) и поисковую (возможность многоаспектного и контекстного поиска по всем полям библиографической записи), а также позволил реализовать учетную функцию (фиксация факта наличия и единиц хранения).

Библиографическая деятельность включает два взаимосвязанных, но отличающихся друг от друга процесса: библиографирование, т.е. создание библиографических ресурсов, и справочно-библиографическое и информационное обслуживание. Поэтому в ФБ СБО разделен на два отдела: непосредственно справочно-библиографический и отдел информационного обслуживания, при котором в 2004 г. открыт читальный зал периодики и электронных ресурсов. Необходимость его создания вызвана рядом причин:

  • увеличением в ФБ объема изданий, представленных на нетрадиционных носителях информации;
  • предоставлением читателям доступа к электронным каталогам и расширением информационных услуг с помощью Интернета;
  • оформлением доступа к информационным базам данных (eLibrary, УИС России, тестовым БД различных консорциумов).

С созданием читального зала периодики и электронных ресурсов резко увеличилась посещаемость ФБ. Согласно анкетированию этот зал посещают более 20% студентов университета – это при том, что 17 факультетов находятся в разных районах Москвы на значительном удалении от ФБ.

С помощью электронных информационных ресурсов расширилась информационная база для выполнения всех типов библиографических справок. При подготовке сложных тематических справок с привлечением значительного круга источников создаются тематические БД, распечатываются списки. Для обеспечения эффективности поиска информации в Интернете подготовлен Путеводитель по сайтам, в составлении которого приняли участие библиографы, заведующие филиалами ФБ на факультетах и методисты кафедр. Путеводитель вошел в учебно-методическое пособие «Основы информационно-библиотечной культуры», выпущенное библиотекой [3].

Сотрудники справочно-библиографического и информационного отделов становятся исследователями и экспертами информационных ресурсов. Так, в ФБ проведены презентации EBSCO, eLibrary, НЭИКОН, Университетской информационной системы (УИС) России. Результаты анкетирования подтвердили, что более 20% студентов, 45% аспирантов, 40% преподавателей используют в своей работе перечисленные ресурсы.

Подписка на англоязычные информационные ресурсы достаточно дорогая, а доступ к УИС России бесплатный, библиотекари активно его рекламируют среди читателей. УИС России создана и поддерживается как база электронных ресурсов для исследований и образования в области экономики, социологии, политологии и других гуманитарных наук, включает около 60 коллекций по разделам: статистика, бюджетная система России, ресурсы зарубежных организаций, интегрированная коллекция, соционет и др. Все они регулярно обновляются.

Таким образом ФБ имеет возможность предоставлять читателям информацию, не имеющую печатных аналогов.

 

Научные школы МГПУ – один из объектов информационной и библиографической работы библиотеки. Наш университет является головным в разработке программ модернизации московского образования. Ученые МГПУ участвуют в реализации различных проектов Департамента образования Москвы. Ими подготовлены и опубликованы сотни монографий, учебников, учебных пособий для вузов, колледжей и школ, многие из которых получили гриф Министерства образования РФ, учебно-методических объединений.

Наличие научных школ, возглавляемых известными учеными, – необходимый признак университета. С 2004 г. в связи с подготовкой к 10-летию МГПУ в ФБ начата работа по созданию биобиблиографических указателей выдающихся ученых и основателей научных школ. Изданы и выставлены на сайте МГПУ персональные указатели профессоров В.В. Рябова и Н.П. Пищулина. Подготовлен к печати указатель профессора А.Г. Мордковича, а также фундаментальный указатель книг, изданных преподавателями МГПУ за 10 лет (около 3 тыс. описаний).

При составлении персональных указателей библиографы проводят большую исследовательскую работу, так как ФБ МГПУ существует всего 11 лет, а в указатели должны быть включены все печатные работы ученого. В процессе создания указателей используются разные источники библиографической информации: электронные базы данных Российской книжной палаты, ФБ МГПУ и других вузовских библиотек, летописи книг, журнальных и газетных статей, Интернет. Персональный указатель состоит из краткого описания научной школы, биографического очерка, сведений о наградах и премиях, библиографического указателя трудов. Мы стараемся сделать информацию о наших ученых полной, актуальной и доступной. Изданные указатели и полные тексты трудов преподавателей МГПУ с помощью внедрения модуля «макрообъект» размещаются на сайте МГПУ, (http//www. mgpu.ru/library.ru), а печатные варианты имеются в обменном фонде.

Библиографическое информирование – избирательное распространение информации и дифференцированное обеспечение руководства – в ФБ и филиалах ведется персонально и регулярно по темам научно-исследовательских работ факультетов, кафедр и лабораторий: «Гражданское и военно-патриотическое воспитание», «Педагогические модели коррекционно-развивающего обучения», «Модернизация образования в Москве», «Управление персоналом», «Исследования в области теории воспитания» и др. При обслуживании дается ориентация на весь документальный поток, в том числе и источники из Интернета.

Очевидно, что по мере развития компьютеризации будут меняться технологии, а значит, и характер библиографической работы, которая представляет собой не механическую обработку потока документов, а определенную интеллектуальную деятельность.

В заключение необходимо отметить, что в условиях филиальной системы вся деятельность библиотеки, а особенно библиографическая, предполагает взаимодействие и координацию традиционного и электронного направлений работы.

Приложение

Использование Интернета и ЭК в ФБ МГПУ по факультетам
(в процентах к общему числу опрошенных)

Факультет

Интернет

ЭК

Филологический

Исторический

Музыкальный

Начального образования

Дошкольной педагогики

Романо-германской филологии

Английской филологии

Специальной педагогики

Географический

Педагогический (Зеленоград)

Социально-правовой

Технологии и предпринимательства

Социологии

Экономический

Юридический

ПИФК

Математический

Психологический

ИЗО и дизайна

Химико-биологический

51

63

45

6

6

0

0

6

3

0

4

3

3

58

5

3

6

74

17

71

35

43

45

13

9

13

20

21

26

1

13

11

8

19

29

5

26

49

24

57

Список использованных источников

1.    Лосева Н.И. Опыт организации библиотеки педагогического вуза // Науч. и техн. б-ки. – 2001. –№ 8. – С. 55.

2.    МГПУ – этапы взросления: К 10-летию университета / Сост. Н.А. Соломатина. – М.: МГПУ, 2005. – 256 с.

3.    Основы информационно-библиотечной культуры: учебно-методическое пособие / О.Р. Арутюнова, О.А. Юдахина; Отв. ред. Н.И. Лосева, И.В. Таржанов. –М.: МГПУ, 2005. –
52 с.

  
На главную