Научные и технические библиотеки №10 2015 год
Содержание:

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Шрайберг Я. Л. Современные библиотеки под информационно-технологическим прессингом на тернистом пути в будущее: история «борьбы» с книгой и перспективы её выживания. Ежегодный доклад международного профессионального форума «Крым–2015»

Соколов А. В. Миражи. Россия. 2045. Библиофутурологическая лекция

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Сукиасян Э. Р. Деятельность, структура и система управления современной библиотеки. Часть 1. Направления деятельности библиотеки

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ АССОЦИАЦИИ

«Библиотеки будущего» – новая профессиональная ассоциация

Лиховид Т. Ф. Американской Ассоциации по образованию в области библиотечных и информационных наук – 100 лет

ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕК И БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА

Гранкина И. И. Проектирование подготовки кадров для общедоступных библиотек в губерниях и уездах России в 1918 – начале 1921 г.

Столяров Ю. Н. Библиотеки Арабского халифата. К 110-летию Мусульманского отделения Национальной библиотеки Республики Татарстан и 25-летию Республиканской крымскотатарской библиотеки им. И. Гаспринского


УДК 02:378(73)+004:378(73)

Т. Ф. Лиховид
МГИК

Американской Ассоциации по образованию в области библиотечных и информационных наук – 100 лет

Освещены основные направления деятельности американской Ассоциации по образованию в области библиотечных и информационных наук и принятый ею Этический кодекс преподавателей библиотечно-информационных дисциплин.

Ключевые слова: Ассоциация по образованию в области библиотечных и информационных наук, ALISE, библиотечно-информационное образование в США, Этический кодекс ALISE.

UDС 02:378(73)+004:378(73)

Тatyana Likhovid
Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia

On 100th Anniversary of the American Association fоr Library and Information Science Education

The article deals with the main activity directions of the American Association for Library and Information Science Education and its Ethics Guidelines Statement.

Keywords: Association for Library and Information Science Education – ALISE, Library & Information Science education in the U.S., ALISE Ethics Guidelines Statement.

Деятельность библиотек и библиотечно-информационное образование в значительной степени стимулируют и поддерживают национальные и международные профессиональные организации.

Российские библиотечно-библиографические учреждения с середины ХХ в. являются активными участниками соответствующих международных ассоциаций. В современной России идёт создание таких сообществ, но количество их пока невелико. На федеральном уровне это, прежде всего, Библиотечная Ассамблея Евразии (1992 г.), Российская библиотечная ассоциация (1994 г.), Русская школьная библиотечная ассоциация (2004 г.), Российская ассоциация электронных библиотек (2005 г.). Для сравнения можно привести такие данные: в США в библиотечно-информационной сфере действует 71 профессиональное объединение, 55 из них – на федеральном уровне (www.dmoz.org).

В нашей стране пока не создано ни одной общественной организации, которая бы представляла интересы преподавателей и студентов библиотечных вузов, вырабатывала стратегию и тактику библиотечно-информационного образования. Отчасти координирующие функции выполняло Учебно-методическое объединение по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов, которое действовало с 1994 г. при Московском государственном университете культуры и искусств / Московском государственном институте культуры. Но в начале 2015 г. это объединение было упразднено. В настоящее время создаётся Координационный совет укрупнённой группы направлений подготовки «Культура и искусство». Специфику библиотечно-информационного образования в таком расширенном совете поддерживать сложно.

В связи с этим представляет интерес опыт функционирования американской Ассоциации по образованию в области библиотечных и информационных наук (Association for Library and Information Science Education – ALISE). Тем более что в январе 2015 г. в Чикаго, где располагается штаб-квартира ALISE, на ежегодной конференции Ассоциации был торжественно отмечен её 100-летний юбилей.

ALISE выросла из серии неформальных встреч преподавателей библиотечных вузов, проходивших в 1911–1915 гг. на конференциях Американской библиотечной ассоциации. Эти встречи были известны как «Круглый стол преподавателей библиотечных вузов». В 1915 г. «Круглый стол…» выступил за формирование постоянной организации, названной Ассоциацией американских библиотечных вузов. Она предоставила преподавателям библиотечной сферы возможность обмениваться идеями, обсуждать спорные вопросы и искать решения общих проблем. В 1983 г. название Ассоциации было изменено на современное, которое точнее отражает её миссию, цели и состав членов.

В настоящее время ALISE – это некоммерческая организация, объединяющая университетских преподавателей библиотечно-информационных наук в Северной Америке. В неё входят 500 индивидуальных членов и более 60 организаций, преимущественно из США и Канады.

Членами ALISE могут стать частные лица, учебные заведения и библиотеки, которые поддерживают стратегические задачи Ассоциации. При этом членство предоставляется прежде всего вузам США и Канады, чьи программы аккредитованы Американской библиотечной ассоциацией, а также другим вузам, осуществляющим подготовку в библиотечно-информационной сфере или смежных областях. Зарубежные вузы могут стать членами ALISE, если они реализуют профессиональные образовательные программы по библиотечному делу или информационной работе в соответствии с требованиями той страны, где располагается данный вуз.

ALISE позиционирует себя как мирового лидера, формирующего будущее библиотечно-информационной науки и образования.

Свою миссию Ассоциация формулирует следующим образом: «ALISE пропагандирует инновации и высокий уровень научных исследований, преподавания, услуг для педагогов и учёных в сфере библиотечно-информационных наук и в смежных отраслях. Достижению этого способствуют лидерство, сотрудничество, продвижение своих взглядов и более широкое распространение научных исследований» (www.alise.org).

Стратегические цели ALISE – добиться лидирующего положения в сфере библиотечно-информационного образования в мировом масштабе, расширить состав своих членов, установить тесные связи с образовательными учреждениями соответствующего профиля в разных странах, внедрять инновационные методы исследований и преподавания.

В 2014 г. – в связи с приближавшимся 100-летием – ALISE разработала свой стратегический план на 2014–2017 гг. Этот достаточно декларативный документ предполагает, что деятельность ALISE должна строиться по семи основным направлениям:

первое – «Эффективное преподавание для учащихся в XXI в.». В соответствии с этим направлением Ассоциация должна поддерживать научно-исследовательскую работу преподавателей и студентов в области библиотечно-информационных наук и передовые методы преподавания. Планируется создать основополагающий нормативный документ об эффективном преподавании библиотечно-информационных наук в XXI в.;

второе – «Важнейший ресурс для карьерного роста, трудоустройства и профессионального успеха преподавателей и учёных, занятых в сфере библиотечно-информационных наук». Предполагается, что Ассоциация будет всемерно поддерживать преподавателей (членов ALISE) на всех ступенях их карьерного роста, развивать систему наставничества и обмена опытом, содействовать их трудоустройству;

третье – «Надёжная поддержка и привлечение библиотечно-информационных исследований». Планируется обсуждать на конференциях ALISE вопросы, вызывающие интерес или озабоченность учёных и преподавателей библиотечно-информационных наук и смежных дисциплин;

четвёртое – «Работа с членами ALISE и признание их заслуг» – связано с пропагандой научных достижений членов Ассоциации (частных лиц и организаций) по её каналам, развитием лидерских качеств членов Ассоциации, поддержкой региональной и международной деятельности под их руководством, ведением электронного ресурса, отражающего достижения членов ALISE;

пятое – «Лидерство в формировании качественного библиотечно-информационного образования». Ассоциация будет использовать опыт организаций – членов ALISE для разработки направлений развития качественного библиотечно-информационного образования. Ассоциация служит связующим звеном между Бюро аккредитации Американской библиотечной ассоциации и Советом деканов и ректоров университетов; предоставляет возможность организациям – членам ALISE делиться информацией об аккредитации, результатах исследований, своих успехах;

шестое – «Расширение членской базы в соответствии с целями и миссией ALISE» – декларирует усиление формального и неформального сотрудничества с национальными и международными ассоциациями в сфере библиотечно-информационных наук и смежных дисциплин и с членами данных ассоциаций, расширение разнообразия членов ALISE;

седьмое – «Эффективный менеджмент, коммуникации и стабильная финансовая активность ALISE» – связано с развитием передовых методов административной и финансовой работы, развитием коммуникаций между участниками ассоциации и продолжением «агрессивной» политики привлечения разнообразных источников дохода (http://www.alise.org/alise-strategic-plan-2014-17--may-2014-).

Основное мероприятие ALISE – ежегодная конференция, которая обычно проводится в январе. На ней обсуждаются такие темы, как образовательные программы, профессиональная идентичность, онлайн-образование, классический взгляд на образование как передачу информации, внеклассное обучение, инновационная педагогика, научные исследования в библиотечно-информационной сфере и др.

Одним из значимых результатов деятельности ALISE стало принятие в 2009 г. «Этического кодекса Ассоциации по образованию в области библиотечных и информационных наук». Он касается административного, профессорско-преподавательского состава университетов и студентов, обучающихся по бакалаврским программам.

В качестве основных ценностей в Кодексе заявлены человеческое достоинство и фундаментальное право человека на образование. ALISE «выступает против дискриминации, основанной на расовой и половой принадлежности, сексуальной ориентации или половой самоидентификации, возрасте, религии, национальной принадлежности, инвалидности, социальном положении, стране происхождения или семейном положении».

В Кодексе сформулированы этические принципы учебной, научной и административной деятельности. В обобщенном виде их можно представить следующим образом.

В учебной деятельности преподаватели библиотечно-информационных наук исходят из интересов студентов, стремятся способствовать развитию каждого, активно пропагандируют доступ к различным точкам зрения, предоставляют студентам образовательные услуги высшего уровня благодаря соответствующей профессиональной подготовке и подаче материала.

В научной деятельности преподаватели руководствуются принципами открытости, честности и справедливости; пропагандируют библиотечно-информационные науки, делятся результатами своих исследований с научным сообществом; избегают нечестного заимствования идей у других исследователей, всегда указывают авторов совместных работ и признают вклад других учёных в науку.

В административной деятельности признаются важность коллегиального управления школами и вузами, соблюдения интересов библиотечно-информационного образования, улучшения преподавательской и научной работы, честного и обоснованного мнения при оценке преподавательской деятельности и рецензировании научных и учебных работ.

В Кодексе подчёркивается, что библиотечно-информационные науки являются мультидисциплинарными, глобальными и динамично развивающимися, а профессора и преподаватели университетов представляют их с гордостью и профессионализмом (http://www.alise.org/index.php?option=com_content&view=article&id=31).

С 1960 г. ALISE ежеквартально выпускает «Журнал библиотечно-информационного образования» (Journal of Education for Library and Information Science – JELIS), где публикуются статьи по библиотечно-информационным наукам, вопросам авторского права, истории библиотек, электронного образования, лучшие доклады с конференции ALISE, обзоры литературы и др. С января 2015 г. журнал выходит только в электронной форме.

ALISE тесно сотрудничает с ИФЛА и является членом таких её подразделений, как Секция по образованию и подготовке, Секция по библиотечной теории и исследованиям, Секция по управлению библиотечными ассоциациями. Члены ALISE входят в следующие постоянные комитеты ИФЛА: «Образование и подготовка», «Библиотечная теория и исследования», «Классификация и индексирование», «Научные и технические библиотеки», «Грамотность и чтение» и др.

Многогранная деятельность американской Ассоциации по образованию в области библиотечных и информационных наук как хороший пример заставляет задуматься о необходимости и возможности создания подобного профессионального объединения и в нашей стране.

  
На главную