![](images/null.gif)
И. Б. Стрелкова, В. В. Сидорик
Квалиметрия образовательного процесса
в системе дополнительного профессионального
образования взрослых: модельный подход
Рассмотрены организация и оценка качества образовательного процесса
в системе дополнительного профессионального образования взрослых с точки зрения
квалиметрического и модельного подходов. Представлены: опыт кафедры
«Информационные технологии» Республиканского института инновационных технологий
Белорусского национального технического университета по разработке альтернативных
средств оценивания педагогической деятельности андрагогов; результаты оценки
степени удовлетворённости содержанием курса повышения квалификации «Информационное
и программное обеспечение профессиональной деятельности (библиотечное дело)»,
процессом и условиями обучения, а также самооценка изменений, которые произошли
в процессе обучения сотрудников университетских библиотек Беларуси.
Ключевые слова: Республиканский
институт инновационных технологий Белорусского национального технического
университета, организация и оценка качества образовательного процесса, система
дополнительного профессионального образования, измерение качества и
эффективности учебного процесса.
На современном этапе развития системы дополнительного профессионального
образования (ДПО) взрослых вопрос об оценке его качества и эффективности
является одним из доминирующих.
В отношении сущности понятия качество
обучения в системе ДПО в науке нет единого мнения. Мы будем рассматривать качество ДПО взрослых как степень
удовлетворения запросов потребителей профессионально-образовательных услуг
(взрослого обучающегося, работодателя, общества, государства), степень
«пригодности» выпускника системы ДПО взрослых к эффективной и квалифицированной
профессиональной деятельности.
В условиях развития информационного общества и формирования общества
знаний в педагогической науке (и в педагогике взрослых) существует тенденция
перехода от описательности к моделированию и проектированию новой реальности,
осмыслению особенностей развития человека, в том числе в процессе его
образовательной деятельности. Этот подход получил название «педагогическое
моделирование» [1, 2]. Таким образом, закономерным шагом в
решении нами исследовательских задач является рассмотрение системы
представлений об учебном процессе и его качестве в ДПО взрослых как модели формирования знаний и
профессиональных компетенций слушателей.
Миссия этой модели аналогична эксперименту в педагогической науке.
Подобно педагогическому эксперименту, способному быть не только средством
познания педагогических процессов, но и инструментом, с помощью которого
отыскиваются новые пути совершенствования педагогических отношений, наш
эксперимент может заключаться, в конечном счёте, в выявлении объективно
существующих управленческих и организационно-педагогических условий эффективной
реализации процесса формирования информационно-образовательной среды. Слушатели
системы ДПО взрослых выступают в качестве объекта
формирования и развития; субъектом
выступают руководство учреждения ДПО (юридическое лицо) и профессорско-преподавательский
состав как непосредственный участник процесса формирования знаний и
профессиональных компетенций слушателей.
Один из элементов данной модели – подсистема квалиметрии (измерения качества и эффективности) учебного
процесса [3. С. 3]. Известно,
что квалиметрический подход
базируется на концептуальных положениях теории педагогических измерений, массовости
и независимости процедур экспертных оценок, тестирования, методах
математической статистики и педагогического интерпретационного анализа. Всё это
может обеспечить чёткость, упорядоченность, достаточную объективность сведений
о подготовленности и степени профессионально-личностного развития обучающихся в
системе ДПО.
В соответствии с теорией моделирования, «особенность педагогических
измерений, по сравнению с измерениями в физике, химии, экономике и др., состоит
в том, что определение характеристики нередко оказывается менее строгим
(корректным), а получающиеся значения характеристик – менее достоверными.
Некорректность связана не только с нечёткостью формулировки, но и с нечёткостью
выделения элементов носителя» [4.
С. 12]. Как правило, такая нечёткость характерна в большей степени для психолого-педагогических исследований. Практика показывает,
что даже при наличии достаточно чётких критериев оценивания возникают спорные
ситуации, для разрешения которых приходится прибегать к оценкам экспертов.
В Республиканском институте инновационных технологий Белорусского
национального технического университета (РИИТ БНТУ) средством оценивания
педагогической деятельности преподавателей является Анкета слушателей, цели которой – изучение качества образовательных
услуг, предоставляемых РИИТ, определение путей улучшения деятельности по повышению
квалификации, переподготовке, стажировке. Слушателей – участников анкетирования
– просят: 1) оценить степень своей удовлетворённости содержанием и
преподаванием учебных дисциплин и организацией учебного процесса (по
10-балльной шкале); определить значимость этих критериев и коэффициенты их
весомости (в процентах); 3) изложить свои предложения и пожелания по повышению
качества обучения.
Возникает вопрос: что именно измеряется с помощью той или другой
методики педагогического измерения, анкетирования и оценивания? В данном случае
мы можем говорить о двойственности измерения: существует, с одной стороны,
модель анкетирования и её восприятие слушателями и анкетирующими; с другой –
модель интерпретации результатов анкетирования разработчиками; часто случается,
что эти модели не совпадают. Таким образом, чрезвычайно актуален вопрос об адекватности (корректности, достоверности,
доступности, эффективности) любой педагогической модели
[4. С. 13].
Следует признать, что в настоящее время в системе ДПО взрослых недостаточно
разработаны методологические и методические вопросы количественной и
качественной оценки педагогической деятельности преподавателя-андрагога.
Эталонным критерием оценки является, как правило, 100% (абсолютное большинство
мнений слушателей).
Когда идёт речь о качестве образовательного процесса, мы определяем
его как «соответствие принятым нормам». Ориентируясь на стандарт
ISO 9001:2008 (СТБ ISO 9001-2009) и модель EFQM, будем говорить о качестве
условий, процесса и результатов. Безусловно, представление слушателей о
качестве учебного процесса в целом складывается, прежде всего, из представлений
о качестве деятельности преподавателя
как организатора, эксперта в определённой области знаний, фасилитатора,
медиатора и модератора обсуждений и др. В то же время, как показывает практика
и результаты исследований, качество учебного процесса будет оцениваться взрослыми
слушателями относительно степени их собственной
вовлечённости в учебный процесс.
Неудовлетворённость вызывают такие факторы, как низкий уровень
интерактивности занятий (невозможность задействовать свой опыт и ознакомиться с
деятельностью других участников учебной программы при обсуждении конкретных
практических и управленческих задач); знакомство с теоретическими концепциями,
не привязанными к конкретному опыту слушателя или его коллег (это вызывает ощущение
некомпетентности преподавателя, его неспособности «проблематизировать» теорию
на практике, формирует отношение к учебной дисциплине или всей образовательной
программе как к неактуальной, неприкладной, неинтересной); «перенос» во
взрослую аудиторию методики работы со студентами в вузе (слушатели считают
необходимым выстраивать «обращение со взрослым не как с “пустым сосудом”, а как
с коллегой, приносящим в обучение свой предшествующий опыт»).
Положительный отклик вызывают «построение отношений на основе
сотрудничества и обмена идеями» [5. С. 186], использование вузовской системы
оценивания знаний: взрослые слушатели приветствуют интерактивные, инновационные
технологии оценивания качества полученных ими знаний и сформированных
профессиональных компетенций (примером может служить доказавшая свою эффективность
технология проведения письменного экзамена на кафедре «Информационные технологии»
РИИТ БНТУ [6]) и др.
Перечисленные представления слушателей о качестве учебного процесса
позволяют сделать вывод: существующая в настоящее время в РИИТ модель
анкетирования недостаточно проработана и практически реализована; она не даёт
возможности получить представление об адекватности модели оценивания качества
учебного процесса и может служить лишь средством негативного воздействия на
преподавателя, подчас необоснованно.
На наш взгляд, в анкету следует включить «инструментальные» критерии
качества учебного процесса, относящиеся к его содержанию, условиям (объективно зависящим и не зависящим от
преподавателя), методам и формам, например: инновационность содержания
программы обучения; соответствие содержания заявленной программе; актуализация
результатов образования (возможность
немедленного применения на практике приобретённых на курсах знаний и
компетенций); актуализация индивидуального опыта слушателей и его
использование в качестве важного образовательного ресурса; качество подготовки
учебных материалов, их доступность для восприятия; техническая и программная
оснащённость занятий; применение новых методов и технологий в обучении;
изложение преподавателями материала в живой, интересной форме; оценка
слушателями изменений, которые, по их мнению, произошли с ними в процессе
обучения на курсах повышения квалификации (получили и количественно оценили
новые знания, повысили свой профессиональный уровень, переосмыслили свои профессиональные
цели и задачи, усилили желание работать по-новому и поделиться своим опытом с
коллегами; получили повышение в должности и др.).
Содержание анкеты, модель анализа и интерпретации результатов
должны быть известны слушателям до проведения анкетирования. При необходимости
им должен быть раскрыт (детализирован) смысл понятий (вопросов), т.е. модель
анкеты.
Кафедра «Информационные технологии» в порядке эксперимента разработала
и опробовала новую Анкету обратной связи для слушателей РИИТ. В течение
2013/2014 учебного года на кафедре прошли обучение по программе повышения
квалификации «Информационное и программное обеспечение профессиональной
деятельности (библиотечное дело)» (80 часов; выпускная работа как форма
итогового контроля) 4 группы слушателей (65 человек) – сотрудники
университетских библиотек Беларуси (Научной библиотеки БНТУ, Фундаментальной
библиотеки Белорусского государственного университета, библиотек Барановичского
государственного университета, Белорусского государственного аграрно-технического
университета, Белорусского государственного технологического университета, Академии
управления при Президенте Республики Беларусь).
По завершении программы обучения
слушателям было предложено оценить
содержание курса, процесс и условия обучения по двум параметрам –
удовлетворённость и важность (по 5-балльной шкале); дать самооценку изменений,
которые произошли в процессе обучения (выбор вариантов из перечня
предложенных). При этом требовалось указать в процентном отношении объём
учебных занятий, которые посетил слушатель.
Анкетирование показало следующие результаты (с учётом того, что
5 баллов означает «Отлично. Вы весьма удовлетворены. Результат превзошёл
Ваши ожидания», а 4 балла – «Хорошо. Вы удовлетворены, но могло бы быть и
лучше»):
Критерии
оценки
|
Степень
удовлетворённости, %
|
5 баллов
|
4 балла
|
1. Оценка
содержания курса |
Новизна и
насыщенность содержания данной программы обучения по сравнению с другими |
87,5
|
12,5
|
Соответствие
содержания учебного процесса заявленной программе
|
93,8
|
6,2
|
Актуальность
полученной информации
|
93,8
|
6,2
|
Понятность
излагаемой информации |
87,5
|
|
Степень
сложности учебного
курса
|
68,8
|
37,5
|
Степень
трудности учебного курса |
50
|
31,2
|
Преподаватель
является экспертом в определённой области знаний |
100
|
|
Практическая
полезность программы обучения (возможность немедленного применения на
практике приобретённых на курсах знаний и компетенций) |
68,8
|
31,2
|
Качество
подготовки учебных материалов, их
доступность для восприятия
|
81,3
|
18,7
|
Использование
индивидуального опыта слушателей как важного образовательного ресурса |
50
|
43,7
|
Приведение
преподавателем достаточного количества практических примеров |
93,8
|
6,2
|
Целостность
преподавания учебного курса |
87,5
|
12,5
|
2. Оценка
процесса обучения |
Применение
новых форм, методов, технологий обучения
|
87,5
|
12,5
|
Умение
преподавателя излагать материал ясно, доступно, последовательно
|
100
|
|
Умение
преподавателя вызвать и поддержать интерес аудитории к теме
|
100
|
|
Умение
андрагога преподавать дисциплину в рамках учебной программы без отвлечения
внимания аудитории на посторонние темы
|
68,8
|
31,2
|
Интерактивность
учебных занятий (возможность общения слушателей друг с другом, включая совместную
работу над учебными материалами, ведение дискуссии, работу в малых группах,
совместное использование прикладных программ, доклады с оппонированием и др.) |
81,3
|
18,7
|
Выстраивание
общения преподавателя со слушателями, как с коллегами, на основе сотрудничества
и обмена идеями |
87,5
|
12,5
|
Использование
технологий комплексной, объективной и количественной оценки результатов обучения
(в том числе интерактивных, инновационных технологий) |
87,5
|
12,5
|
Учёт
преподавателем степени подготовленности слушателей |
62,5
|
37,5
|
Возможность
выбора слушателем форм и методов итогового контроля |
56,3
|
31,3
|
Возможность
продолжения общения с преподавателем за пределами учебной аудитории |
87,5
|
12,5
|
3. Оценка
условий обучения |
Организация
учебного процесса в чётких временных и программных рамках |
62,5
|
31,3
|
Обеспеченность
учебного процесса учебно-методическими материалами |
93,8
|
6,2
|
Учёт
специфики работы слушателей при составлении графика учебных занятий, зачётов,
экзаменов |
56,3
|
37,5
|
Обеспеченность
учебных занятий современными техническими и программными средствами |
100
|
|
Формирование
учебных групп с учётом уровня подготовки слушателей |
43,8
|
37,5
|
Наши респонденты – руководители и специалисты университетских
библиотек Беларуси, слушатели РИИТ БНТУ – дали оценку изменениям, которые
произошли с ними в процессе обучения на курсах повышения квалификации, выбрав
варианты из перечня предложенных:
- получили и количественно оценили новые знания в изучаемой области
все слушатели (81% – ответ «да», 19% – «скорее да, чем нет»);
- повысили уровень знаний в изучаемой области 100% слушателей (87,5%
– ответ «да», 12,5% – «скорее да, чем нет»);
- повысили профессиональный уровень 93,8% (ответ «да»);
- желание работать по-новому появилось у всех сотрудников университетских
библиотек (68,8% – ответ «да», 31,3% – «скорее да, чем нет»);
- переосмыслили свои профессиональные цели и задачи 87,5% слушателей
(62,5% – ответ «да», 25% – «скорее да, чем нет»);
- повысили уровень владения информационно-коммуникационными
технологиями (93,8% – ответ «да»);
- появилось желание поделиться своим опытом с коллегами у 93,8%
(56,3% – ответ «да», 37,5% – «скорее да, чем нет»).
Одним из базовых механизмов процесса реализации квалиметрического
подхода в системе ДПО взрослых является квалиметрическое
сопровождение индивидуального профессионально-личностного роста специалиста
в процессе дополнительного обучения, под которым понимается систематический и последовательный
процесс диагностики выделенных объектов квалиметрии в образовательном процессе
как системы с целью оптимального управления его функционированием и развитием [3. С. 21].
Квалиметрическое сопровождение обеспечивает, с одной стороны,
своевременную корректировку необходимых и адекватных изменений индивидуальной
образовательной траектории взрослого обучающегося, с другой – повышает степень
социального доверия слушателей к учреждению ДПО взрослых (87,5% респондентов
выразили готовность рекомендовать другим сотрудничать с РИИТ БНТУ: повышать
квалификацию, проходить переподготовку, стажировку и др.).
Нам представляется, что адекватность результатов реализации модели
анкетирования будет способствовать построению эффективной модели обучения и,
соответственно, повышению удовлетворённости качеством учебного процесса в
целом, повысит конкурентоспособность РИИТ БНТУ среди других учреждений ДПО
взрослых Беларуси.
Список источников
1. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и ... неопределённость
/ А. Н. Дахин // Педагогика. – 2003. – № 4. – С. 21–26.
2. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование как средство модернизации образования в
открытом информационном сообществе / А. Н. Дахин // Стандарты и
мониторинг в образовании. – 2004. – № 4. – С. 46–60.
3. Квалиметрия
учебно-воспитательного процесса вуза: теория и практика : учеб.-метод. пособие
/ Н. И. Мицкевич [и др.] ; под ред. Н. И. Мицкевича. –
Минск : РИВШ, 2011. – 122 с.
4. Мельников Ю. Б. Об адекватности модели [Электронный ресурс] /
Ю. Б. Мельников, Ю. Ю. Мельникова,
Н. В. Мельникова // Вестник Томского
государственного педагогического университета. – 2006. – № 3. –
Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ob-adekvatnosti-modeli. – Дата доступа: 14.01.2014.
5. Солтицкая Т. А. Бизнес-образование для взрослых: методические аспекты
[Электронный ресурс] / Т. А. Солтицкая // Вестник
Санкт-Петербургского университета. Серия 8: Менеджмент. – 2006. – Вып. 1. – С.
184–198. – Режим доступа:
http://www.vestnikmanagement.spbu.ru/archive/pdf/247.pdf – Дата доступа: 14.01.2014.
6. Стрелкова И. Б. Оценивание в образовании взрослых: письменный экзамен
как инструмент мотивационного обучения и развития / И. Б. Стрелкова,
В. В. Сидорик // Профессиональное образование. – 2014. – № 1. – С.
23–29.
|