Научные и технические библиотеки №3 2007 год
Содержание:

Общественный комитет содействия развитию библиотек России

13-я Международная конференция «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2006»

Секция «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Столяров Ю. Н. «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» – пятый год работы секции на Конференции «Крым»

Мазурицкий А. М. Вклад Государственного фонда литературы в восстановление библиотечной системы страны

Столяров Ю. Н. Справочно-библиографический аппарат в структуре библиотеки как системы

Зинкявичене Ю. А. Библиографоведение в Вильнюсском университете

Гришина С. М. Информация по проблемам библиотечного дела. Есть ли эффективность использования?

Секция «Библиотечные кадры, профессия и образование»

Гендина Н. И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности

Кузнецова Т. Я. Новые модели непрерывного профессионального библиотечного образования в Российской Федерации

Касымжанова К. Т. Библиотеки Республики Казахстан: кадры и непрерывное образование

Секция «Библиотеки регионов, муниципальная и краеведческая информация»

Саразетдинов Р. Г., Чорнонос Н. П. «Книжный салон» как форма эффективного взаимодействия книгораспространителей и межбиблиотечной кооперации в вопросах комплектования

Мязова Р. С., Сакпанова Ж. С. Доступ к информации – равные возможности

Лауцювене Б. Интернет и основы компьютерной грамотности для пожилых людей в библиотеке

Карнаухова В. П. Модельные сельские библиотеки Яковлевского района – образовательному процессу

Секция «Экологическая информация и экологическая культура»

Бычкова Е. Ф. Обзор работы секции «Экологическая информация и экологическая культура»

Секция «Публичный доступ к правовой и деловой информации. Проблемы авторского права, защиты интеллектуальной и имущественной собственности библиотек»

Уфимцева О. Г. Содержание основных инноваций, используемых в правовом информировании граждан в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края

Румако Е. В. Социальное партнерство как составная часть деятельности Центра правовой информации Астраханской областной научной библиотеки им. Н. К. Крупской

МЕЖДУНАРОДНОЕ СТАНДАРТНОЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Бахтурина Т. А. Консолидированное издание ISBD – знаменательное событие в истории развития Международного стандартного библиографического описания

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Пилко И. С. «Нам не дано предугадать…», или Полвека российского библиографоведения. Впечатления о сборнике

ЮБИЛЕИ

Романькова Е. А., Родыгин И. Р., Денисенко Н. В. Библиотеке Новосибирского государственного аграрного университета – 70 лет

Шогенова И. А. Научной библиотеке Кабардино-Балкарской государственной сельскохозяйственной академии – 25 лет

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Маршак И. Б. «LIBCOM–2006»

Новый специализированный читальный зал ГПНТБ России – зал экологической информации

Памяти Владимира Александровича Филова


Юлия Зинкявичене

Вильнюсский университет

Библиографоведение в Вильнюсском университете

Традиции и современное состояние преподавания библиографии в Литве.

Преподавание библиографоведения в Литве имеет глубокие традиции.* Еще в начале XIX века в Вильнюсском университете возник интерес к вопросам теории и истории библиографии. Курс библиографоведения начали читать в 1805 г. Его преподавал профессор Готфрид Эрнест Гродек. В 1828 г. сотрудник библиотеки Вильнюсского университета А. Богаткевич начал преподавать курс библиографоведения для студентов морального отделения.

В начале XX века вопросами библиографии заинтересовались студенты-литовцы, обучавшиеся в Петербургском университете. Они создали научное общество, на собраниях которого с 1922 г. лекции по библиографоведению читал Эдуард Вольтер. В довоенной Литве анализом и популяризацией вопросов библиографии мало кто интересовался. Курс библиографоведения, хотя и с перерывами, читался в Каунасском университете. С 1925 г. курс литовской и общей библиографии в этом университете читал Вацловас Биржишка.

Первой попыткой подготовки специалистов по библиографии и библиотековедению стало основание кафедры библиологии 1 сент. 1940 г. на факультете гуманитарных наук Вильнюсского университета. Решением факультетского совета заведующим кафедрой назначен ординарный профессор Вацловас Биржишка.

С 1949 по 2005 г. библиографические дисциплины преподавались будущим библиотековедам непрерывно на дневном, вечернем и заочном отделениях. Всего в течение 56 лет работали 32 преподавателя, из них 20 штатных и 12 преподавателей-почасовиков. Большинство преподавателей в течение своей работы в университете читали хотя бы один курс по библиографоведению. Наиболее долго преподавали библиографию профессор Владас Жукас, доценты Виктор Лиров и Йонас Басюлис.

За это время по библиографии читались 49 дисциплин, отличавшиеся количеством часов и регулярностью преподавания. Одни из них, как общая библиография, продержались 40 лет, другие год или чуть больше. Множество отраслевых дисциплин сменяли друг друга и меняли свое название и структуру.

Библиографические дисциплины читались не только будущим библиотековедам, но и филологам, а с 1960 по 1970 г. шестичасовой курс основ библиографии был обязательным на всех факультетах Вильнюсского университета.

 

В развитии библиотековедческой науки Литвы выделяют три периода, которые можно применить и в библиографоведении:

I – 1949–1969 гг. – начальный созидательный;

II – 1970–1990 гг. – период расцвета библиографии;

III – 1991– наши дни – переход к интегрированным системам.

В течение первого периода, когда в 1949 г. в Вильнюсском университете было введено библиотековедение, курсы библиографии читала на русском языке заведующая отделом библиографии Библиотеки Вильнюсского университета Ребека Розет. В них входили следующие дисциплины: «Основы советской библиографии», «Библиография общественно-политической литературы», «Библиография технической литературы», «Библиографическая и информационная работа в технических библиотеках», «Библиография в странах народной демократии». Это было первой попыткой представить теоретические библиографические знания на основе опыта России и применить их в библиотеках Литвы. Курсы библиографии постоянно расширялись, внедрялись все новые предметы. Больше внимания уделялось отраслевой библиографии. В университете не только читались лекции и проводились семинары, студенты могли приобретать библиографические навыки во время производственной практики.

С 1951/52 учебного года в эту работу включился Владас Жукас, который читал курс библиографоведения до 1992 г. Профессора Владаса Жукаса можно совершенно обоснованно считать наиболее опытным преподавателем библиографии в Литве. Первой дисциплиной был курс общей библиографии, читавшийся им до 1984 г. За 40 лет работы в Вильнюсском университете В. Жукас подготовил фундаментальные курсы по библиографии: «История библиографии в Литве», «Библиография художественной литературы», «История библиографии». На первый план В. Жукас выдвинул проблемы библиографии в Литве, защитил диссертации по библиографии: «С. Балтрамайтис и его библиографические труды» и «История литовской библиографии (до 1940 года)». Так была создана концепция библиографии Литвы.

В преподавании библиографических дисциплин встречались параллелизм или узкий практицизм, особенно при анализе библиографических источников. Несмотря на это, студенты получали необходимый минимум теоретических и практических знаний, которые позволяли им не только составлять библиографии в библиотеках, но и участвовать в научно-исследовательской работе.

Второй период выделяется обилием библиографических дисциплин. В 1984 г. изменена структура курса общей библиографии – он разделен на самостоятельные дисциплины: теорию, методику и организацию, историю; после чего теорию, методику и организацию библиографии читала Е. Мацявичюте, а курс истории библиографии – В. Жукас.

С 1954 г. и по сей день преподается курс иностранной библиографии, который начал читать доцент В. Лиров; позже преподаватели часто менялись.

С первых лет преподавания библиотековедения читались различные курсы отраслевой библиографии, число их особенно выросло в 1970–1990 гг.

Курс общественно-политической библиографии продолжался с 1949 до 1990 г.

С 1949 г. введен курс библиографии технической литературы. Часто менялось название и содержание курса: он то объединялся с библиографией литературы по естественным наукам или библиографией прикладных наук, то вновь читался отдельно.

Библиография детской литературы введена в 1955 г. Это единственный читаемый до сих пор курс отраслевой библиографии, который не менял своего названия и содержания, что можно объяснить многолетней работой и опытом преподавания доцента Г. Рагуотене.

С 1949 по 1992 г. прочитаны 23 курса отраслевой библиографии. Особо разнообразными они были с 1975 по 1985 г., когда практиковалось распределение студентов по отдельным специализациям: сельское хозяйство, политическая литература, а также детские библиотеки, научные и библиотеки массового пользования. Большинство предметов отраслевой библиографии носили практический характер, поэтому успешно применялись в работе библиотек Литвы.

Все курсы отраслевой библиографии упразднены в 1991/92 учебном году.

С началом третьего периода библиографии введены новые дисциплины, такие, как автоматизированное библиографическое обслуживание, основы информационного библиографического труда, позже – библиографическая эвристика, библиографическое описание документов, международная система библиографического описания, общий курс библиографии для студентов-архивариусов и будущих издателей.

В настоящее время курсы по библиографии в Вильнюсском университете читают профессор О. Янонис, доценты Ю. Чепите и Ю. Зинкявичене.

К сожалению, курсы библиографии не являются обязательными для всех студентов факультета коммуникации, поэтому у большинства из них слабая библиографическая подготовка. Чтобы дать студентам минимум библиографических знаний, приучить их работать самостоятельно и пользоваться источниками библиографии, необходимо начать преподавание основ библиографии всем студентам Вильнюсского университета.

После упразднения предметов отраслевой библиографии у студентов, специализирующихся в области библиотековедения, нет возможности ознакомиться с проблемами отраслевой библиографии, существующими в практике библиотек. Чтобы заполнить этот пробел, целесообразно предложить дисциплины отраслевой библиографии как предмет на выбор.

Ныне изменились не только структура, но и содержание курсов по библиографии. Учебный план стал более динамичным, курсы для бакалавров распределились равномерно, однако магистры слушают лишь курс библиографической эвристики. Количество часов для отдельных курсов можно корректировать, менять дисциплины местами, что в недалеком прошлом было немыслимым.

Не менее актуальной проблемой является обеспечение курсов учебным материалом. Следует отметить, что, несмотря на трудности, библиографические дисциплины хорошо обеспечены учебными пособиями, пожалуй, лучше других на факультете. Некоторые учебные программы изданы с рекомендациями, расширяющими их содержание и возможности использования. В других излагаются методические указания, способствующие лучшему усвоению предмета. К ним относятся программы по библиографии художественной литературы, теории библиографии, методике и организации библиографии, литовской библиографии, библиографической эвристике и др.

За последнее десятилетие для курсов по библиографии появились учебные пособия: «Библиографическая служба литовцев», «Общая методика создания библиографических пособий», «Литовская национальная библиография», «Введение в библиографию», «Информационно-справочные указатели по библиотековедению и библиографии», «Библиографическое описание документов», «Библиография В. Биржишки», «Библиографический учет сериальных и периодических изданий», «Библиографическая эвристика», «Библиографическая наука и практика во второй половине XX века: особенности развития».

Ознакомившись с преподаванием библиографических дисциплин в Вильнюсском университете, можно с уверенностью сказать, что библиографоведение оценено по достоинству и заняло свою нишу среди библиографических дисциплин. Теоретические и практические знания по библиографии преподаются в основном студентам гуманитарного профиля. Преподаватели знакомят студентов с новейшими достижениями науки и их применением на практике. Много внимания уделяется международным программам, компьютерным средствам в библиографии, использованию систем поиска и сведений из Интернета. В курсе библиографической эвристики большая часть заказов выполнима лишь с использованием услуг Интернета; задания в курсе иностранной библиографии тоже основаны на услугах, предлагаемых в Интернете.

Введен новый курс лекций об утвержденных стандартах международного библиографического описания. В курсе теории библиографии представлены как западные, так и русские библиографические школы и концепции.

За последнее десятилетие Вильнюсский университет издал 15 учебных пособий для студентов по различным библиографическим дисциплинам. Фонды университетской библиотеки пополнились и западной литературой, поэтому студенты могут пользоваться литературой не только на литовском или русском языках, но и на английском, немецком, польском и др.

Преподаватели тесно сотрудничают с библиографическими отделами таких крупнейших библиотек, как Литовская национальная библиотека им. Мартинаса Мажвидаса, Библиотека Вильнюсского университета, Библиотека Академии наук Литвы и др. Работники библиотек всегда оказывают необходимую помощь и преподавателям, и студентам.

Преподавание библиографических знаний повышает общий и культурный уровень студентов и приучает их самостоятельно выполнять научно-исследовательскую работу.

 

  
На главную