Научные и технические библиотеки №4 2011 год
Содержание:

Проект «Основные направления развития Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ на 2011-2020 годы»

ФОНДЫ БИБЛИОТЕК: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Столяров Ю. Н. Производные принципы функционирования библиотечного фонда

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Коряковцева Н. А. Основные принципы функционирования библиотеки в корпоративном информационно-образовательном пространстве вуза

Шрайберг Я. Л., Цветкова А. Л. Новая концепция формирования фондов и обслуживания пользователей школьных библиотек в информационной (электронной) среде

Олефир С. В. Образовательные стандарты второго поколения и информатизация школьных библиотек

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

Соколова Ю. В. Опыт использования технологии вебинаров в Международной академии бизнеса и новых технологий

Дагаев М. В. Применение формата DjVu в процессе оцифровки библиотечных фондов

ИФЛА–2010

Шарбоннэ Оливье. Лицензия Creative Commons: стратегические последствия для национальных библиотек

Чуль-Мин Мо. От декларации равенства к более широким возможностям: новая роль национальной библиотеки в обществе знаний

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Столяров Ю. Н. Пособие для менеджеров информационных ресурсов

Балкова И. В. Документные фонды библиотек: новое пособие


УДК 0277: 004

Олефир С. В.

Образовательные стандарты второго поколения
и информатизация школьных библиотек

Рассмотрены цели и задачи школьной библиотеки в реализации образовательных стандартов второго поколения, принципы информатизации и включения библиотеки в информационную среду образовательного учреждения. Представлен корпоративный проект «Библиотечная информационно-образо­вательная система Свердловской области».

Современные образовательные стратегии предъявляют новые требования к формированию системы образования: непрерывность, предполагающую постоянное обновление; индивидуализацию спроса и возможности его удовлетворения.

Российские образовательные стандарты второго поколения включают требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы общего образования, учитывают возрастные и индивидуальные особенности учащихся в соответствии со ступенями обучения. Лежащий в их основе системно-деятельностный подход предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики; развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий и познания мира, что составляет цель и основной результат образования.

Компетентностный подход как основа современного образования главным результатом деятельности образовательного учреждения определяет не систему знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Среди прочих названы особо важные «образовательные компетенции», имеющие прямое отношение к деятельности школьных библиотек (ШБ).

Социальная роль библиотек общеобразовательного учреждения – поддержка образовательного процесса, поэтому цели, функции и задачи во многом определяются модернизацией системы образования. В частности, реализация ряда целей связана с совершенствованием информационно-библиографического обслуживания участников образовательного процесса, включением ШБ в информационно-образовательную среду школы, региона.

В последние два года ШБ уделяется значительное внимание. В 2009 г. прошли Парламентские слушания по вопросам их законодательного обеспечения [1], приняты общественно-государственный проект «Концепции развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 г.» [2], региональные целевые программы библиотечного обслуживания школьников. В Уральском Федеральном округе принята «Концепция модели библиотеки образовательного учреждения. Региональный вариант» [3]. 15-й выпуск электронного научно-практического альманаха «Вопросы информатизации образования» посвящен ШБ. Все эти документы призваны определить цели, задачи и функции ШБ, методы и средства достижения целей для изменения качества образования.

В Федеральном образовательном стандарте [7] определены материально-технические условия реализации основной образовательной программы,в частности наличие современных школьных библиотек. Стандарт указывает, что библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована печатными и электронными образовательными ресурсами (ЭОР) по всем предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы, включающий детскую художественную и научно-популярную, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования. Образовательное учреждение должно также иметь доступ к ЭОР, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР.

Таким образом, сложилась ситуация, когда на государственном уровне отмечена важность задачи информатизации ШБ, диктуемая изменениями в современном образовательном процессе. Разработка учебных материалов нового поколения, распространение образовательных технологий с использованием ЭОР требуют не только учета, хранения и систематизации таких ресурсов, но и информирования о них участников образовательного процесса, т.е. нового уровня информационно-библиографического обслуживания. Эту задачу может решить ШБ при необходимом материально-техническом и кадровом обеспечении. Поставка компьютерного оборудования в ШБ, подключение их к Интернету, появление версий АБИС, ориентированных на библиотеки образовательных учреждений, создают техническую и технологическую основу превращения этих библиотек в информационные центры школы.

Однако в «Концепции развития школьных библиотек» отмечается проблемная ситуация, в частности, недооценка ШБ как обязательного компонента образовательного процесса и низкий уровень ее интеграции в образовательное пространство школы, слабое материально-техническое обеспечение, невключенность в федеральные и региональные проекты и программы, несоответствие уровня информатизации возрастающим требованиям современного образования, кадровые проблемы, нескоординированность с деятельностью библиотек системы Минкультуры. Все это делает невозможным проведение комплексной информатизации библиотечной деятельности, препятствует превращению ШБ в информационные и культурно-досуговые центры, предоставляющие пользователям современные информационные продукты и услуги [2]. Путями решения этих проблем в Концепции названы: включение ШБ в «Программу информатизации общеобразовательных учреждений России», переподготовка и обучение школьных библиотекарей в области использования ИКТ.

Решение школой новых образовательных задач невозможно без её информатизации. Основой информатизации образовательного пространства учебного заведения является создание информационной среды образовательного учреждения (ИСОУ), которая включает совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих применять ИКТ в образовательном процессе, а также осуществлять сбор, хранение и обработку данных о различных аспектах учебно-воспитательного процесса. В разработанной Национальным фондом подготовки кадров концепции информатизации учебного заведения подробно рассмотрены блоки информационных ресурсов ИСОУ. Блоки учебно-воспитательной, культурно-просветительской, учебно-методической и научно продуктивной деятельности требуют информационного наполнения, систематизации ресурсов, удовлетворения запросов пользователей – участников образовательного процесса.

Чтобы стать элементом информационной среды образовательного учреждения, ШБ должна быть подключена к локальной сети школы, иметь выход в Интернет . Эти технические условия обеспечивают возможность постоянного пополнения информационных ресурсов библиотеки, следовательно – ИСОУ. В этом случае электронные ресурсы – тексты, видео, аудио, графика, анимация, электронный каталог – будут доступны во всех классах школы, с домашних компьютеров учеников.

Разнообразные собственные электронные ресурсы, создаваемые школьным библиотекарем, также информационно наполнят ИСОУ. Они включают библиографическую информацию (базы данных и библиографические пособия), справочные и фактографические БД (в том числе правовые, технологические), полнотекстовые документы, мультимедиаматериалы. Особую важность имеют ЭОР краеведческого характера: о природе и экологии, городах и населенных пунктах, о поэтах и писателях. (Немало таких ресурсов представляют школьные библиотекари на ежегодный конкурс «Библиобраз».)

Ресурсы ШБ становятся важнейшим источником наполнения ИСОУ; библиотекарь способен на качественном уровне предоставить информационные услуги учителям и ученикам, где бы они ни работали: в учебных классах, кабинете информатики, библиотеке, любых других помещениях школы или дома за компьютером. Учитель, используя различные ЭОР, может подготовить урок на качественно новом уровне.

Задача библиотекаря – подобрать необходимые медиаобъекты, цифровые образовательные ресурсы, помочь учителю или учащемуся в работе с информацией на любых носителях. Появляется другой уровень работы с информацией, индивидуализация работы. Библиотекарь выбирает информацию для конкретного учителя или ученика, ориентируясь на его потребности и интересы. Он также разбирает и хранит результаты научно-продуктивной деятельности учащихся. Так обеспечиваются коммуникация между участниками образовательного процесса, открытость образовательного процесса для социума.

Для эффективной работы в такой ШБ-медиатеке необходимы не только оборудование для пользования электронными образовательными ресурсами, но и специалисты, способные обеспечить работу оборудования и деятельность учителей и учащихся – индивидуальную и в группе.

Однако перечисленные условия выполняются лишь в отдельных школьных библиотеках, что делает невозможным проведение их комплексной информатизации, является препятствием на пути становления ШБ подлинным информационным центром, предоставляющим широкий диапазон современных информационных продуктов и услуг на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

Даже качественные системы автоматизации, поставленные в ШБ, не могут решить проблему создания электронного каталога. Большая трудоемкость первичного ввода данных, отсутствие кадровых и временных ресурсов, несоблюдение библиографических стандартов, высокие требования к лингвистическому обеспечению каталогов для неподготовленных и разновозрастных пользователей – все это причины отсутствия в школьных библиотеках электронных каталогов или появления ЭК ненадлежащего качества.

Технологии заимствования записей также не всегда решают эту проблему, так как полноценных каталогов для заимствования БЗ на детскую литературу мало, тем более что фонды ШБ содержат много старой литературы, на которую нет библиографических описаний в каталогах, доступных для заимствования. ЭК с библиографическими записями низкого качества не позволяет производить корректный обмен данными как между ШБ, так и с другими библиотечными системами. Становится невозможной интеграция ШБ в единое информационно-образовательное и библиотечное пространство.

Быстро развивающиеся ИКТ, Интернет обеспечивают свободный доступ к знаниям и информации, позволяют вести самостоятельные действия при помощи социальных сервисов, думать и действовать сообща. Появляются механизмы эффективного поиска и доступа к информации, в том числе информация о новой литературе, иллюстрированная, аннотированная. Но возникает и угроза манипулирования сознанием незащищенного пользователя-ребенка, в то время как детские и школьные библиотеки могут решать педагогические задачи, гуманизировать электронное пространство. Разрешить проблемы ШБ помогут, по моему мнению, государственные проекты информатизации ШБ, реализация положений «Библиотеки 2.0» и современные системы автоматизации библиотек, в частности ИРБИС128. Эти средства помогут ШБ сделать скачок в информатизации своей деятельности.

Идеология «Библиотеки 2.0» основана на принципе открытости информации, полнофункциональных ЭК, удобных для поиска, организации и взаимодействия с информацией. При реализации этих принципов ШБ станет не только физическим пространством, где хранятся книги, проводятся занятия по продвижению чтения. Библиотека станет виртуальной, в ней найдется место электронным собраниям ресурсов, онлайн-обучению, самостоятельным исследованиям, творчеству, общению. По мнению Е. Н. Ястребцевой, такая библиотека, используя социальные сервисы, сформирует сетевое пользовательское сообщество участников образовательного процесса, в котором будет происходить совместное развитие изменений в формах и методах получения и размещения информации, обмене знаниями, общения и обучения [8].

В идеологию «Библиотеки 2.0» укладывается система автоматизации четвертого поколения семейства ИРБИС – ИРБИС128. Многоплатформенное решение позволит нивелировать опасность потери данных при конвертировании имеющихся школьных ЭК, в частности при переходе образовательных учреждений (и их библиотек) на СПО. Система ИРБИС128 предоставляет возможность заимствования готовых библиографических описаний из ЭК других библиотек и корпоративных систем. ШБ смогут создавать распределенные корпоративные ЭК. Такие проекты уже разрабатываются в Уральском регионе. Наиболее перспективным представляется проект фирмы АВД-систем «Библиотечная информационно-образовательная система Свердловской области» (БИОС), предполагающий создание и использование ЭК на платформе ИРБИС128 [4].

Идея проекта БИОС состоит ворганизации полноценного представительства в региональной корпоративной сети информационно-библио­течных центров системы среднего образования и библиотек образовательных учреждений Свердловской области. Библиотеки – участники проекта выступают в роли производителей ЭК собственных учебно-методических фондов и информационных ресурсов.

Информационные сервисы базового библиотечного центра выполняют функции координации информационных потоков входящих в него структур, которые предоставляют свободный доступ к ресурсам библиотечной системы представителям педагогического профессионального сообщества, учащимся и руководителям образования на основе эталонных ЭК. Цель проекта: создание управленческих, информационно-мето­дических и технологических условий внедрения корпоративных технологий при создании, хранении, организации доступа и доставке документов в рамках распределенной сети библиотек и информационно-библиотечных центров системы среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования.

Проект соответствует основным принципам информатизации и построения информационной среды образовательного учреждения, рассмотренным в статье А. Л. Цветковой [6]. В частности, это интегрируемость и открытость информационных ресурсов (внутренние ресурсы должны постоянно пополняться внешними данными); возможность обмена информацией и знаниями между образовательными учреждениями; развитие научных и творческих способностей учащихся; повышение эффективности образовательного процесса; активность образовательной жизни.

Реализация проекта позволит:

сократить затраты (финансовые, трудовые, материальные) библиотек и информационных служб на создание и поддержку ЭК, других видов библиотечно-информационных ресурсов;

достигнуть высокого качества библиографического описания первичных документов в ЭК библиотек;

повысить эффективность обслуживания пользователей, в том числе через системы МБА и электронной доставки документов;

изменить роль библиотекаря образовательного учреждения (этому способствуют внедряемые в обучение и повседневную жизнь подростков и молодежи электронные книги, мобильные технологии, социальные сервисы и инструменты Веб 2.0);

помочь развитию творческих способностей учащихся в сложной информационно насыщенной среде.

Список источников

1. Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей : материалы парламентских слушаний [Электронный ресурс] / Государственная дума. – Режим доступа: www.duma.gov.ru/index.jsp?l=1

2. Концепции развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года : общественно-государственный проект // Русская школьная библиотечная ассоциация. – Москва : РШБА, 2009. – 24 c.

3. Концепция модели библиотеки образовательного учреждения: Региональный вариант / Л. А. Абрашкина, Н. Н. Мангилева, В. И. Жильцова, О. В. Брюхова, Г. В. Сорвачева. – Москва : РШБА, 2009. – 20 с.

4. Корпоративный проект «Библиотечная информационно-образовательная система Свердловской области» [Электронный ресурс] / AVD-system. – Режим доступа: http://www.progulam.net

5. Олефир С. В. Современная школьная библиотека в контексте проекта стратегии «Наша новая школа» / С. В. Олефир // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2009. – № 1. – С. 109–118.

6. Цветкова А. Л. Электронная библиотека на основе информационной среды образовательного учреждения / А. Л. Цветкова // Науч. и техн. б-ки. – 2010. – № 5. – С. 67–75.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru

8. Ястребцева Е. Н. Меняющиеся место и роль школьной библиотеки [Электронный ресурс] / Е. Н. Ястребцева // Вопросы информатизации образования: научно-практический электронный альманах. Вып. 15. – Режим доступа: http://npstoik.ru/vio/

  
На главную