![](images/null.gif)
УДК 025:65.011.56
Кочетова О.М.
Ресурсы Интернета для библиотекарей
Возможность повышения квалификации библиотечных работников через
глобальные сети передачи данных. Изменение процесса обслуживания читателей в
библиотеках. |
В последние годы многократно возросли потоки информации,
ряд изменений претерпели носители, на которых она размещается. Повысились
требования пользователей к полноте и оперативности ответов на их запросы. Новые
информационные технологии (НИТ) позволяют библиотекам соответствовать
современным требованиям. Однако качество услуг напрямую зависит от уровня
подготовки библиотекаря.
Прежде чем предоставлять и рекомендовать читателям новые
ресурсы в электронной форме, библиотекари зачастую сами знакомятся с
интерфейсами поисковых систем, просматривают документы в базах данных,
определяют стратегию поиска и только после этого начинают пропагандировать
данный Интернет-ресурс, рекомендовать его читателям, оказывать консультационную
помощь. Таким образом, библиотечный работник проводит своеобразную проверку
ресурса, чтобы не рисковать своей профессиональной репутацией, рекомендуя
некачественную информацию или недостоверный источник.
В 2000 г. К.К. Колин писал: "Неизбежно изменится не только
квалификация библиотечных работников, которые по существу будут наиболее
подготовленными инженерами знаний, но и их мировоззрение. Им придется хорошо
представлять, какие виды знаний являются наиболее актуальными, где они находятся
в общемировом информационном пространстве, как осуществить их семантический
поиск и оперативную доставку потребителям" [1]. Уже сегодня видно,
насколько изменились требования к библиотекарю-профессионалу.
Работа с Интернет-ресурсами существенно отличается от
традиционных библиотечных процессов, но, как любая другая сфера деятельности в
библиотечном деле, требует определенных навыков и опыта. Теория здесь мало
поможет, нужна постоянная практика.
В настоящее время у библиотекарей появилось множество
возможностей для повышения своей квалификации в области применения НИТ в
библиотечном деле. Формы самые разные; наиболее распространены семинары,
тренинги и "круглые столы", на которых реализуется потребность библиотекарей в
общении, обсуждении, обмене мнениями; рождается желание тут же, "по горячим
следам" опробовать ту или иную методику, что-то сделать самостоятельно.
В Казахстане сложилась и функционирует система повышения
квалификации библиотекарей.
В 1999 г. открыты Высшие библиотечные курсы (http://www.nlrk.kz/structure/razvitie/vbk.html) [2].
За эти годы они значительно расширили свою программу, внедрили
дифференцированный подход к обучению библиотекарей из различных систем.
В 2000 г. при РНТБ Республики Казахстан на основе грантов
Фонда "Евразия" и Института "Открытое общество" (Будапешт) создан Центр
профессионального развития библиотечных работников (http://www.rntb.kz/Center/default.htm), основная цель которого - модернизация
библиотечной сферы посредством внедрения новых информационных и управленческих
технологий.
С 2000 г. Центр ежегодно проводит семинары-тренинги,
мастер-классы и "круглые столы" для повышения квалификации библиотечных
специалистов различного уровня. Для практиков со значительным опытом работы
предоставляется возможность стажировки в отделах РНТБ. Работники, не имеющие
специального базового образования, могут познакомиться с основами
библиотечно-библиографических знаний на курсах.
Сотрудники библиотеки Карагандинского государственного
технического университета неоднократно принимали участие в обучающих программах.
Внедрение полученных знаний и навыков в среде вузовской библиотеки дало
значительный эффект.
Но не всегда и не каждому библиотекарю удается поехать на
обучающий семинар или стажировку в крупную библиотеку республиканского уровня.
Поэтому и предусмотрено проведение выездных обучающих мероприятий в крупных
городах Казахстана.
На базе Карагандинской
областной универсальной научной библиотеки им. Н.В. Гоголя при поддержке
Департамента культуры Карагандинской области организованы занятия (27-29 июля
2005 г.) в Летнем Интернет-университете "Информация для всех" (http://library.karaganda.kz/inet_univer.htm).
Основной целью было обучение библиотекарей работе в новой
цифровой среде и подготовка к соответствующему информационному обслуживанию
пользователей. Эта цель с успехом достигнута. За три дня занятий библиотекари
получили необходимую информацию о поиске в Интернете и практические навыки в
этой сфере. Материал, несмотря на его большую концентрацию, легко воспринимался
и усваивался. Обучались две группы - начинающие и имеющие опыт работы. Во второй
группе занятия вел преподаватель кафедры социальных коммуникаций Московского
государственного университета культуры и искусства В.К. Степанов, который уже в
течение нескольких лет сотрудничает с библиотекарями Казахстана. Он проводил
тренинги в Алматы и Усть-Каменогорске.
Многие крупные библиотеки нашей республики организуют
регулярные занятия по повышению квалификации для своих сотрудников. Например, в
библиотеке Карагандинского государственного технического университета регулярно
проводятся так называемые библиотечные пятницы. Со второй половины 1990-х гг.
стали ежегодными обучающие циклы "Школа компьютерной грамотности". Они
направлены на приобретение библиотекарями теоретических знаний и практических
навыков в профессиональной работе с использованием НИТ. В 2005 г. занятия
объединены общей темой "Электронные библиотеки".
Самообразование всегда играло
большую роль в любой профессии. И библиотекарю для повышения своего
профессионального уровня чаще всего приходится заниматься самостоятельно. В наше
время имеет значение не только желание отдельного сотрудника совершенствовать
свой профессионализм, но и техническая оснащенность библиотеки, где он работает,
и доступ к НИТ.
Библиотекарям различных
систем интересен в первую очередь опыт коллег. Поэтому высока их потребность в
профессиональной литературе, изданной
в последние годы, и в периодических изданиях по библиотечному
делу.
Оперативную информацию о деятельности различных библиотек
можно получить на их сайтах. Это своеобразное продолжение деятельности
библиотек, но уже в виртуальном мире. Если у библиотекаря или читателя возникают
вопросы, он может отправить письмо по электронной почте, адрес которой обычно
указывается на сайте. Электронная почта стала эффективным и оперативным
средством общения между коллегами из разных регионов и стран.
Сейчас библиотечная общественность, как мировая, так и
стран СНГ, живет гораздо более насыщенной жизнью, чем 10-15 лет: проводятся
конференции, форумы регионального и международного уровня. С анонсами этих
мероприятий, а также с материалами разных лет можно ознакомиться на
веб-страницах: Конференции "Крым" -
http://www.gpntb.ru/win/inter-events/, Иссык-кульской конференции -
http://www.bik.org.kg/conference/ index.html, конференции
LIDA -
http://www.ffos.hr/lida/,
IFLA -
http://www.ifla.org/IV/index.htm. Доступная для пользователей информация дает
представление о масштабах и перспективах деятельности библиотек в целом, их
роли в науке, культуре, образовании, их социальной и социокультурной роли
в современном обществе, направлениях развития библиотечного сервиса.
Новые информационные технологии сделали возможным появление
перспективного направления в образовании - дистанционного обучения, в том числе
и для библиотекарей. Дебютом можно назвать несколько проектов: электронный
учебник "Интернет в профессиональной информационной деятельности" В.К. Степанова
(http://textbook.openweb.ru/index.html),
"Библиотечно-информационная деятельность. Интернет-технологии в информационной
деятельности библиотек. Курс дистанционного обучения" (http://www.aprik.ru/students.asp?6),
дистанционный курс "Компьютерные технологии в информационно-библиотечных
системах" Академии переподготовки работников культуры, искусства и туризма
(Москва) совместно с Международным университетом бизнеса и новых технологий
(Ярославль) (http://elib.mubint.ru/courses/index.asp?id=dt).
Для ознакомления с интерфейсом поисковых систем и
построением стратегии поиска можно воспользоваться обучающими программами
ведущих компаний - владельцев крупных баз данных, таких, как БД
EBSCO Publishing (http://support.epnet.com/CustSupport/Tutorials/Tutorials.asp)
и Emerald (http://www.emeraldinsight.com/info/help/help_pages/search.htm).
Портал "Российские электронные библиотеки" (http://www.elbib.ru)
кроме различных разделов содержит выпуски научного электронного журнала
"Электронные библиотеки" (http://www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/journal/about). Создатели этого сайта считают, что главным
фактором успешного развития электронных библиотек является формирование
сообщества разработчиков и пользователей новых информационных
технологий.
Посещение сайта журнала "Библиотечное дело" (http://www.bibliograf.ru/)
будет безусловно полезно специалистам библиотечного дела: новости, планы
мероприятий, документы, возможность общения с коллегами.
На сайте, созданном энтузиастами из Германии, представлены
бесплатные электронные журналы на различных языках (http://rzblx1.uni-regensburg.de/ezeit/).
Здесь можно найти электронную периодику по информационным наукам и библиотечному
делу.
Профессиональная деятельность библиотекаря требует широкого
кругозора и эрудиции. Компьютер может стать инструментом для быстрого получения
данных энциклопедического характера, если воспользоваться Интернет-проектами "Медиатека
Кирилла и Мефодия" (http://mediateka.km.ru/) и портал Рубрикон (http://www.rubricon.com/).
Бесспорно, библиотекам предстоит сыграть многоплановую роль
в масштабной работе по компьютерному образованию населения, как это было во
время ликвидации неграмотности в 1930-х гг., и не только как точкам доступа к
массивам общемировой информации, но и как обучающим и консультационным пунктам.
Библиотекари находят новые ресурсы в электронном формате,
пропагандируют их среди читателей, консультируют в построении стратегии поиска
нужных документов, рекомендуют, какой БД следует воспользоваться в каждом
конкретном случае. Делается все возможное не только для предоставления населению
услуг, удовлетворяющих потребности в разнообразной информации, но и для создания
образовательной компоненты в освоении НИТ. И ведущую роль в обеспечении должного
качества предоставляемых услуг играет
профессионализм библиотекаря, свободно владеющего НИТ и ориентирующегося в
ресурсах информационного пространства.
(Сайты, ссылки, которые
приведены в статье, были посещены 18 окт. 2005 г.)
Список литературы
1. Колин К.К.
Библиотекари будущего - инженеры знаний //
Библиотековедение. - 2000. - № 6. - С. 3.
2.
Касымжанова К.Т. Высшие библиотечные курсы //
Кітапхана. -
2005. - № 5. -
С. 35-36.
|