Научные и технические библиотеки №5 2006 год
Содержание:

Евстигнеева Г.А., Земсков А.И. Научно-технические библиотеки и ГСНТИ – новые подходы к организации деятельности.

Редькина Н.С. Библиотечный технологический консалтинг.

Езова С.А. Личностный и ситуационный подходы к изучению библиотечных явлений.

Маркова В.Н. Изучение социокультурного пространства библиотеки.

Кочетова О.М. Ресурсы Интернета для библиотекарей

Сукиасян Э.Р. Непрерывное образование. Как оно понимается в США

Ядрова Г.В. Инновации в информационном обеспечении специалистов библиотечной отрасли в Украине.

СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СТАТИСТИКА

Земсков А.И. Разработка требований к статистическим данным – проект COUNTER.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Березкина Е.И. Судебные иски к читателям: борьба с задолженностью в правовом пространстве университетской библиотеки. Реалии и перспективы.

Сукиасян Э.Р. С читателями надо работать, а не судиться! (Послесловие к статье Е.И.Березкиной «Судебные иски к читателям: борьба с задолженностью в правовом пространстве университетской библиотеки. Реалии и перспективы»)

ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИЙ

Мелентьева Ю.П. Весомый аргумент в пользу «Кодекса этики российского библиотекаря»

ЮБИЛЕИ

Трояновский С.П. К 70-летию ГНТБ Украины.

Нарыжная С.М., Пленкова Г.Н. К 70-летию С.А. Пайчадзе – исследователя дальневосточной книжной культуры, редактора, педагога.

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Агашина И.В. Не прервется связь времен

НАШИ АВТОРЫ


УДК 025:65.011.56

Кочетова О.М.

Ресурсы Интернета для библиотекарей

Возможность повышения квалификации библиотечных работников через глобальные сети передачи данных. Изменение процесса обслуживания читателей в библиотеках.

В последние годы многократно возросли потоки информации, ряд изменений претерпели носители, на которых она размещается. Повысились требования пользователей к полноте и оперативности ответов на их запросы. Новые информационные технологии (НИТ) позволяют библиотекам соответствовать современным требованиям. Однако качество услуг напрямую зависит от уровня подготовки библиотекаря.

Прежде чем предоставлять и рекомендовать читателям новые ресурсы в электронной форме, библиотекари зачастую сами знакомятся с интерфейсами поисковых систем, просматривают документы в базах данных, определяют стратегию поиска и только после этого начинают пропагандировать данный Интернет-ресурс, рекомендовать его читателям, оказывать консультационную помощь. Таким образом, библиотечный работник проводит своеобразную проверку ресурса, чтобы не рисковать своей профессиональной репутацией, рекомендуя некачественную информацию или недостоверный источник.

В 2000 г. К.К. Колин писал: "Неизбежно изменится не только квалификация библиотечных работников, которые по существу будут наиболее подготовленными инженерами знаний, но и их мировоззрение. Им придется хорошо представлять, какие виды знаний являются наиболее актуальными, где они находятся в общемировом информационном пространстве, как осуществить их семантический поиск и оперативную доставку потребителям" [1]. Уже сегодня видно, насколько изменились требования к библиотекарю-профессионалу.

Работа с Интернет-ресурсами существенно отличается от традиционных библиотечных процессов, но, как любая другая сфера деятельности в библиотечном деле, требует определенных навыков и опыта. Теория здесь мало поможет, нужна постоянная практика.

В настоящее время у библиотекарей появилось множество возможностей для повышения своей квалификации в области применения НИТ в библиотечном деле. Формы самые разные; наиболее распространены семинары, тренинги и "круглые столы", на которых реализуется потребность библиотекарей в общении, обсуждении, обмене мнениями; рождается желание тут же, "по горячим следам" опробовать ту или иную методику, что-то сделать самостоятельно.

В Казахстане сложилась и функционирует система повышения квалификации библиотекарей.

В 1999 г. открыты Высшие библиотечные курсы (http://www.nlrk.kz/structure/razvitie/vbk.html) [2]. За эти годы они значительно расширили свою программу, внедрили дифференцированный подход к обучению библиотекарей из различных систем.

В 2000 г. при РНТБ Республики Казахстан на основе грантов Фонда "Евразия" и Института "Открытое общество" (Будапешт) создан Центр профессионального развития библиотечных работников (http://www.rntb.kz/Center/default.htm), основная цель которого - модернизация библиотечной сферы посредством внедрения новых информационных и управленческих технологий.

С 2000 г. Центр ежегодно проводит семинары-тренинги, мастер-классы и "круглые столы" для повышения квалификации библиотечных специалистов различного уровня. Для практиков со значительным опытом работы предоставляется возможность стажировки в отделах РНТБ. Работники, не имеющие специального базового образования, могут познакомиться с основами библиотечно-библиографических знаний на курсах.

Сотрудники библиотеки Карагандинского государственного технического университета неоднократно принимали участие в обучающих программах. Внедрение полученных знаний и навыков в среде вузовской библиотеки дало значительный эффект.

Но не всегда и не каждому библиотекарю удается поехать на обучающий семинар или стажировку в крупную библиотеку республиканского уровня. Поэтому и предусмотрено проведение выездных обучающих мероприятий в крупных городах Казахстана.

На базе Карагандинской областной универсальной научной библиотеки им. Н.В. Гоголя при поддержке Департамента культуры Карагандинской области организованы занятия (27-29 июля 2005 г.) в Летнем Интернет-университете "Информация для всех" (http://library.karaganda.kz/inet_univer.htm).

Основной целью было обучение библиотекарей работе в новой цифровой среде и подготовка к соответствующему информационному обслуживанию пользователей. Эта цель с успехом достигнута. За три дня занятий библиотекари получили необходимую информацию о поиске в Интернете и практические навыки в этой сфере. Материал, несмотря на его большую концентрацию, легко воспринимался и усваивался. Обучались две группы - начинающие и имеющие опыт работы. Во второй группе занятия вел преподаватель кафедры социальных коммуникаций Московского государственного университета культуры и искусства В.К. Степанов, который уже в течение нескольких лет сотрудничает с библиотекарями Казахстана. Он проводил тренинги в Алматы и Усть-Каменогорске.

Многие крупные библиотеки нашей республики организуют регулярные занятия по повышению квалификации для своих сотрудников. Например, в библиотеке Карагандинского государственного технического университета регулярно проводятся так называемые библиотечные пятницы. Со второй половины 1990-х гг. стали ежегодными обучающие циклы "Школа компьютерной грамотности". Они направлены на приобретение библиотекарями теоретических знаний и практических навыков в профессиональной работе с использованием НИТ. В 2005 г. занятия объединены общей темой "Электронные библиотеки".

Самообразование всегда играло большую роль в любой профессии. И библиотекарю для повышения своего профессионального уровня чаще всего приходится заниматься самостоятельно. В наше время имеет значение не только желание отдельного сотрудника совершенствовать свой профессионализм, но и техническая оснащенность библиотеки, где он работает, и доступ к НИТ.

Библиотекарям различных систем интересен в первую очередь опыт коллег. Поэтому высока их потребность в профессиональной литературе, изданной в последние годы, и в периодических изданиях по библиотечному делу.

Оперативную информацию о деятельности различных библиотек можно получить на их сайтах. Это своеобразное продолжение деятельности библиотек, но уже в виртуальном мире. Если у библиотекаря или читателя возникают вопросы, он может отправить письмо по электронной почте, адрес которой обычно указывается на сайте. Электронная почта стала эффективным и оперативным средством общения между коллегами из разных регионов и стран.

Сейчас библиотечная общественность, как мировая, так и стран СНГ, живет гораздо более насыщенной жизнью, чем 10-15 лет: проводятся конференции, форумы регионального и международного уровня. С анонсами этих мероприятий, а также с материалами разных лет можно ознакомиться на веб-страницах: Конференции "Крым" - http://www.gpntb.ru/win/inter-events/, Иссык-кульской конференции - http://www.bik.org.kg/conference/ index.html, конференции LIDA - http://www.ffos.hr/lida/, IFLA - http://www.ifla.org/IV/index.htm. Доступная для пользователей информация дает представление о масштабах и перспективах деятельности библиотек в целом, их роли в науке, культуре, образовании, их социальной и социокультурной роли в современном обществе, направлениях развития библиотечного сервиса.

Новые информационные технологии сделали возможным появление перспективного направления в образовании - дистанционного обучения, в том числе и для библиотекарей. Дебютом можно назвать несколько проектов: электронный учебник "Интернет в профессиональной информационной деятельности" В.К. Степанова (http://textbook.openweb.ru/index.html), "Библиотечно-информационная деятельность. Интернет-технологии в информационной деятельности библиотек. Курс дистанционного обучения" (http://www.aprik.ru/students.asp?6), дистанционный курс "Компьютерные технологии в информационно-библиотечных системах" Академии переподготовки работников культуры, искусства и туризма (Москва) совместно с Международным университетом бизнеса и новых технологий (Ярославль) (http://elib.mubint.ru/courses/index.asp?id=dt).

Для ознакомления с интерфейсом поисковых систем и построением стратегии поиска можно воспользоваться обучающими программами ведущих компаний - владельцев крупных баз данных, таких, как БД EBSCO Publishing (http://support.epnet.com/CustSupport/Tutorials/Tutorials.asp) и Emerald (http://www.emeraldinsight.com/info/help/help_pages/search.htm).

Портал "Российские электронные библиотеки" (http://www.elbib.ru) кроме различных разделов содержит выпуски научного электронного журнала "Электронные библиотеки" (http://www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/journal/about). Создатели этого сайта считают, что главным фактором успешного развития электронных библиотек является формирование сообщества разработчиков и пользователей новых информационных технологий.

Посещение сайта журнала "Библиотечное дело" (http://www.bibliograf.ru/) будет безусловно полезно специалистам библиотечного дела: новости, планы мероприятий, документы, возможность общения с коллегами.

На сайте, созданном энтузиастами из Германии, представлены бесплатные электронные журналы на различных языках (http://rzblx1.uni-regensburg.de/ezeit/). Здесь можно найти электронную периодику по информационным наукам и библиотечному делу.

Профессиональная деятельность библиотекаря требует широкого кругозора и эрудиции. Компьютер может стать инструментом для быстрого получения данных энциклопедического характера, если воспользоваться Интернет-проектами "Медиатека Кирилла и Мефодия" (http://mediateka.km.ru/) и портал Рубрикон (http://www.rubricon.com/).

Бесспорно, библиотекам предстоит сыграть многоплановую роль в масштабной работе по компьютерному образованию населения, как это было во время ликвидации неграмотности в 1930-х гг., и не только как точкам доступа к массивам общемировой информации, но и как обучающим и консультационным пунктам.

Библиотекари находят новые ресурсы в электронном формате, пропагандируют их среди читателей, консультируют в построении стратегии поиска нужных документов, рекомендуют, какой БД следует воспользоваться в каждом конкретном случае. Делается все возможное не только для предоставления населению услуг, удовлетворяющих потребности в разнообразной информации, но и для создания образовательной компоненты в освоении НИТ. И ведущую роль в обеспечении должного качества предоставляемых услуг играет профессионализм библиотекаря, свободно владеющего НИТ и ориентирующегося в ресурсах информационного пространства.

(Сайты, ссылки, которые приведены в статье, были посещены 18 окт. 2005 г.)

Список литературы

1. Колин К.К. Библиотекари будущего - инженеры знаний // Библиотековедение. - 2000. - № 6. - С. 3.

2. Касымжанова К.Т. Высшие библиотечные курсы // Кітапхана. - 2005. - № 5. - С. 35-36.

  
На главную