Научные и технические библиотеки №7 2015 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Столяров Ю. Н. О сущностных функциях элементов библиотеки и их наименовании. Постановочная статья

Редькина Н. С. Персонализированное обслуживание интернет-пользователей библиотек

ФОНДЫ БИБЛИОТЕК: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Гуреев В. Н., Мазов Н. А.Модели и критерии отбора изданий в фонд научной библиотеки

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Цветкова В. А. Стали ли мы меньше читать? Рассуждения на тему

Крауз М. Г. Популярнее, чем когда-либо: восприятие библиотек в США и будущие тенденции их развития

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ АССОЦИАЦИИ

20 лет Российской библиотечной ассоциации

Мамаева С. А. РБА в системе профессиональных коммуникаций

КНИГОВЕДЕНИЕ

Динер Е. В. Анализ книговедческих подходов к типологии книги

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Одиноков В. Г. О преходящем и вечном. К 55-летию Научной библиотеки Новосибирского государственного университета


УДК 026.06(73)

Маджия Гету Крауз
Посольство США в Москве

Популярнее, чем когда-либо:
восприятие библиотек в США и будущие тенденции их развития

В статье объединены результаты специальных исследований, ставших доступными благодаря ряду недавних отчётов Центра Пью и Института Аспена о публичных библиотеках в цифровую эпоху, и предоставлены убедительные свидетельства критически важной роли, которую библиотеки продолжают играть в ХХI веке.
Статья подготовлена на основе выступления автора на 18-й Международной конференции и выставке «LIBCOM–2014: “Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек”» (10–14 ноября 2014 г., Суздаль).

Ключевые слова: библиотеки, США, Исследовательский центр Пью, отчёты, анкетирование пользователей, категории пользователей, библиотечные услуги.

UDC 026.06(73)

Magia Ghetu Krause
Information Resource Officer U.S. Embassy Moscow

More Popular Than Ever:
Perceptions of Libraries in the United States and Future Trends

Since the opening of the first public library in the United States in Franklin, Massachusetts, this democratic institution has been enriching communities across the country by providing free and unfettered access to information and educational programming. Often referred to as a “third place” after home and work for people to gather in a constructive and safe environment (Oldenburg 1989), today libraries are more popular than ever. This paper summarizes research from a variety of recent reports about public libraries in the digital age from the Pew Research Center and the Aspen Institute and offers compelling evidence of the critical role public libraries continue to play in the 21st century.
(The paper based on the presentation given at the 18th International Conference and Exhibition LIBCOM–2014: “Information Technologies, Computer Systems and Publications for Libraries”; Nov. 10–14, Suzdal, Vladimir Region, Russia).

Keywords: public libraries, U.S.A., digital era, Pew Center on States, Aspen Institute, library users.

“Библиотеки – катализаторы любознательности.
Любознательность, способность к неожиданным счастливым
открытиям и воображение – вот вещи,
которые библиотекам особенно удаются”.
Джон Сили Браун

“The library is a place to catalyze curiosity.
Curiosity, serendipity and imagination
are things libraries can do well.”
John Seely Brown

Американские библиотеки в цифрах

И в американской, и в международной аудиториях всегда удивляются, когда слышат, что в США количество публичных библиотек превосходит количество «Макдональдсов» (ALA, 2014). Более 9 тыс. публичных библиотек (16 тыс. – вместе с филиалами) по всей стране предлагают свободный доступ к книгам, компьютерам, интернету, образовательным мероприятиям и многим другим благам.

Как некоммерческие организации, существующие на местные, федеральные налоги и налоги штата, библиотеки обязаны удовлетворять потребности своего сообщества, и делать это приходится в условиях всё возрастающих новых вызовов. В соревновании с другими муниципальными приоритетами бюджеты библиотек зачастую первыми попадают под сокращение, особенно во время экономической рецессии, когда потребность в таких библиотечных услугах, как бесплатный доступ в интернет и навыки поиска работы, достигает своего пика (Becker, et al. 2010). Библиотеки «бросают спасательный круг» людям во время экономической рецессии, а также в сельских районах, где не во всех домах есть доступ в интернет.

Онлайновый компьютерный библиотечный центр OCLC провёл специальное исследование – измерение влияния публичных библиотек на местные сообщества по всей Америке, и результаты убедительно доказывают: в США библиотеки популярны как никогда (OCLC, 2010). Например, две трети американцев имеют читательский билет, а для многих молодых людей такой билет – первая в жизни карточка в бумажнике. Далее, 300 тыс. американцев ежедневно получают помощь от своих библиотек в поиске работы, просматривая базы данных, консультируясь при написании резюме, посещая занятия по построению карьеры. И наконец, американцы приходят в свои местные библиотеки (1,4 млрд посещений публичных библиотек в год) гораздо чаще, чем в кино и на спортивные мероприятия. Представление, что в библиотеках больше нет такого количества посетителей, как было до эры интернета, оказывается ложным.

Несмотря на распространённость публичных библиотек в США и их неизменную популярность, администрации библиотек сталкиваются с многочисленными проблемами, стремясь сохранить их релевантность во всё более гиперсвязанном мире, характеризующемся постояннодействующими социальными медиа, сверхпортативными устройствами и обилием информации.

Быстрое технологическое развитие последних десяти лет заставило многих усомниться в уместности традиционных библиотек. Многие задавали вопрос, зачем нам нужны библиотеки в эпоху Google, и в американской прессе он также часто звучит. Например, газета «The New York Times» опубликовала дискуссию профессоров, писателей и библиотекарей под названием «Нужны ли нам ещё библиотеки», в которой исследовалась роль библиотек в детском образовании и в обеспечении населения всех возрастов некоммерческим информационным ресурсом (Herrera, 2012).

В дополнение к кардинальным изменениям в наших способах доступа к информации и её передачи, сообщества, в которых мы живём, становятся всё более разнообразными по демографическим показателям. Хотя США были нацией иммигрантов с момента своего основания, к 2050 г. иммигрантом будет каждый пятый американец и приблизительно 30% населения будет латиноамериканского происхождения (U.S. Census Bureau, 2012). Вдобавок к увеличивающемуся этническому и культурному разнообразию, население страны ещё и стареет: прогнозируют, что к 2050 г. один из пяти американцев будет старше 65 лет (Там же).

Эти изменения заставляют библиотеки расширять традиционные услуги и включать в свои предложения цифровые средства коммуникации (такие как Skype и социальные сети) для пожилых, обучение финансовой грамотности для молодёжи, изучение основ гражданства на таких языках, как китайский и арабский, – и всё для того, чтобы соответствовать потребностям разнообразного местного населения. Как показывают недавние исследования, благодаря и таким дополнительным услугам сегодня библиотеки в США стали популярнее, чем когда-либо.

Библиотеки в цифровую эпоху:
аналитические результаты Исследовательского центра Пью

Благодаря работе Исследовательского центра Пью (Pew Research Center) получено огромное количество данных о роли, которую библиотеки играют в своих сообществах. Эти данные собраны в ходе недавно завершённого трёхлетнего исследования, профинансированного Фондом Билла и Мелинды Гейтс. (Центр Пью – это неправительственный аналитический центр, который проводит опросы общественного мнения и демографические исследования по различным аспектам социальных наук, имеющих отношение к американскому обществу, – от религии до политики и интернета.)

Исследование показывает, что библиотеки играют важную роль в общественном сознании и устойчиво востребованы практически всеми демографическими группами. Факты свидетельствуют: большинство американцев (90% в возрасте от 16 лет) утверждают, что закрытие их местной публичной библиотеки имело бы негативные последствия для сообщества. Это означает, что американцы признают ценность своих публичных библиотек и заинтересованы в их дальнейшем процветании и положительном влиянии на сообщества.

На основании результатов телефонного опроса людей, которые попали в репрезентативную в национальном масштабе выборку, исследователи выяснили: около 56% американцев старше 16 лет пользовались библиотекой за последний год; ещё чаще обращались в библиотеку школьники старших классов – 72%: как оказалось, представители этой возрастной группы предпочитают читать печатные книги и пользоваться библиотекой в исследовательских целях чаще, чем люди из группы более старшего возраста.


Рис. 1. Демографический профиль пользователей библиотек
(по каждой группе американцев в возрасте от 16 лет
приведён процент тех, кто пользовался библиотекой за последний год)

(Источник: опрос Исследовательского центра Пью по теме «Интернет и привычки чтения у американцев», проведённый 16 нояб. – 21 дек. 2011 г. Опрошены 2 986 человек. Опрос проводился на английском и испанском языках по городским и сотовым телефонам.)

Чтобы получить больше демографических данных о пользователях библиотек, специалисты Центра Пью разработали их типологию, которая отражает более подробную информацию, характеризующую посетителей библиотек – регулярных, периодических и редких. При обработке ответов опрашиваемых, помимо рассмотрения таких переменных величин, как возраст и место проживания, исследователи распределили респондентов по группам в соответствии с их отношением к библиотекам. В целом данные показывают, что связь американцев с библиотеками является «частью их более широкого информационного и социального ландшафта» (Rainie, et al., 2012). Другими словами, использование американцами библиотек и их отношение к ним в значительной степени зависят от экономического и социального положения, а также от склонности к применению технологий.

Рис. 2. Диаграмма типологии: группы пользователей по уровню взаимодействия с публичными библиотеками
(каждая группа – в % к общему населению США в возрасте от 16 лет): любители библиотек – 10%; информационно-всеядные – 20%; твёрдые центристы – 30%; сторонники печатной традиции – 9%; «это не для меня» – 4%; молодые и непоседливые – 7%; осевшие, нединамичные – 7%; удалённые поклонники – 10%; выключенные из сети – 4%.


Рис. 3. Уровень взаимодействия с публичными библиотеками
(суммы процентов на диаграмме и проценты в «легенде» могут не совпадать из-за округления): высокая вовлечённость – 30%; средняя – 39%; низкая – 17%; не пользуются библиотеками – 14%.
(Источник: опрос Исследовательского центра Пью по теме «Библиотечное обслуживание» среди 6 224 американцев в возрасте от 16 лет, проведённый с 18 июля по 30 сент. 2013 г.)

Данные, представленные на рис. 2 и 3, позволяют обнаружить некоторые интересные шаблоны, что побудило исследователей разработать типологию, состоящую из четырёх основных категорий пользователей библиотек, которых характеризует высокая, средняя, низкая вовлечённость; в последнюю – четвёртую – категорию вошли те, кто не пользуется библиотекой для личных целей (рис. 3).

Страстные пользователи библиотек. Согласно проведённому Центром Пью исследованию, 30% населения США относятся к категории пользователей, характеризующихся высокой вовлечённостью, т.е. это те, кто является либо «любителями библиотек», либо «информационно-всеядными». Это люди с самым высоким уровнем активности использования библиотек и с самым положительным мнением о их роли в местных сообществах. У представителей этих двух групп, как правило, хорошее образование и, чаще всего, более высокий социально-экономический статус.

В категории пользователей, отнесённых к «любителям библиотек», – преимущественно женщины (63%) с невысоким расовым разнообразием (66% – белые) (Zickuhr, et al., 2014, С. 28; далее – ссылки на эту работу). Среди высоко вовлечённых пользователей библиотек большой процент составляют родители, и зачастую представители этой категории придерживаются либеральных взглядов. Неудивительно, что в этой группе – страстные любители чтения и активные деятели местных сообществ. Обычно они знают своих соседей, посещают музеи и спортивные мероприятия и более склонны к общению с семьей и друзьями. Большинство представителей этой группы – технически грамотные, они моложе среднего возраста населения и, как правило, живут в городской среде.

В сравнении с американцами в целом, рассмотренная группа демонстрирует более высокий уровень использования интернета, мобильных устройств, ридеров для электронных книг, социальных медиа и, как правило, обладает лучшими навыками поиска информации (c. 30–31). В сравнении со средним по стране показателем (61% тех, у кого есть читательский билет) в этой группе более 90% имеют читательские билеты (с. 33, 43).

Умеренные пользователи библиотек. Респонденты, которые умеренно пользуются услугами своих публичных библиотек, составляют около 40% населения США, и по отношению к библиотекам и своему демографическому профилю они более всего соответствуют преобладающему среднему американскому населению. Около 60% представителей этой группы имеют читательский билет, и чуть менее половины из них ответили, что были в библиотеке за последний год (с. 46). Несмотря на более низкий уровень вовлечённости в библиотеки, эта группа в основном положительно относится к библиотекам и верит в их высокую ценность для местных сообществ.

Члены этой категории в типологии вовлечённости разделяются на две группы: «твёрдые центристы» и «сторонники печатной традиции». Первая группа (30% населения) намного больше второй, и, с точки зрения демографии, отражает среднестатистическое население США за тем исключением, что её члены, как правило, несколько старше (средний возраст – 47 лет), немного консервативнее и имеют более высокий доход (с. 48, 49).

По контрасту с первой группой, «сторонники печатной традиции» составляют всего 9% населения и отличаются от неё по демографическим показателям, поскольку здесь – большинство женщин, причём живущих в сельской местности в удалении от публичных библиотек; как правило, члены этой группы менее образованные (половина имеют только среднее школьное образование) (с. 58). Однако интересно отметить, что именно категория умеренных пользователей библиотек более всего характеризует американское население. Следовательно, по ней можно судить о том, что население в целом пользуется библиотеками время от времени, но осознаёт их важность для своих сообществ.

Неактивные пользователи библиотек. Менее 20% населения США можно отнести к категории людей с низким уровнем вовлечённости в пользование услугами публичных библиотек. Только треть представителей этой категории посетили библиотеку за последний год; три группы, на которые подразделяется категория, сильно отличаются друг от друга по демографическому составу, технологическим и информационным привычкам.

Например, члены группы «Это не для меня» (около 4% населения) характеризуются своим отрицательным отношением к библиотекам: в то время как 90% населения считает, что закрытие библиотеки будет иметь некоторое отрицательное воздействие на сообщество, в этой группе только 56% разделяют такое же мнение. Члены данной группы, как правило, – мужчины зрелого возраста (средний возраст – 46 лет) с менее высоким уровнем образования (лишь 18% из них – выпускники колледжа) (с. 66).


Рис. 4. Различные взгляды на публичные библиотеки в группе пользователей с низкой вовлеченностью (количество в %) американцев в возрасте от 16 лет, которые «безусловно согласны», что публичные библиотеки прививают грамотность и любовь к чтению, дают каждому шанс на успех, улучшают качество жизни сообщества, предоставляют услуги, которые трудно найти где-либо ещё.
(Источник: опрос Исследовательского центра Пью по теме «Библиотечное обслуживание», проведённый с 18 июля по 30 сентября 2013 г. среди 6 224 американцев в возрасте от 16 лет.)

Вторая группа этой категории состоит в основном из молодых людей (средний возраст – 33 года), часто меняющих место жительства (отсюда и её название – «Молодые и непоседливые»). Члены этой группы отвечают, что живут в своих местных сообществах менее пяти лет, и только 15% из них знает, где находится публичная библиотека. Однако отношение к публичным библиотекам в этой группе гораздо лучше, чем в предыдущей.

Члены группы «Осевшие, немобильные» прожили в своих сообществах долгое время; их возраст – за 50, и большинство – либо пенсионеры, либо инвалиды, либо перенёсшие за последний год серьёзную болезнь.

В сравнении с другими группами, «Осевшие, немобильные», как правило, реже имеют технологические новинки и не часто пользуются ими.

Непользующиеся библиотеками. Около 15% населения США ответили, что никогда ранее не пользовались публичной библиотекой. Интересно отметить: несмотря на то, что никто из представителей этой категории не имел личного опыта общения с библиотеками, они подразделяются на две совершенно разные группы в зависимости от кардинально различающегося мнения о библиотеках. «Удалённые поклонники», как правило, считают библиотеки ценными для местных сообществ; это основано не на собственном опыте, а на мнении членов семьи, пользующихся библиотекой.

Более четверти этой группы – латиноамериканцы, и их восхищение библиотеками может быть связано с тем, что кто-то из членов семьи получил большую пользу от библиотечных услуг и ресурсов (с. 101). Однако эти люди полагают, что лично им библиотека ничего предложить не может.

В отличие от «Удалённых поклонников», члены группы «Выключенные из сети», как правило, не имеют никаких отношений с библиотекой – ни сами, ни члены их семей. Это группа более изолированно живущих людей (в основном в сельской местности), со слабыми навыками чтения и использования технологий. Неудивительно, что в этой группе превалирует самое низкое мнение о роли публичных библиотек в их сообществах.

Типология пользователей библиотек, разработанная Центром Пью, предлагает ценный инструмент для изучения отношения, поведения и демографического профиля населения США, которое обслуживают публичные библиотеки. Администраторы библиотек могут получить из неё ценные данные об ожиданиях членов местного сообщества и разработать набор услуг и инструментов продвижения библиотек, нацеленных на различные группы пользователей. Например, публичные библиотеки могут рекламировать свои услуги в социальных сетях, таких как Facebook и Twitter, проводя яркие кампании, ориентированные на членов группы «Молодые и непоседливые» в своих сообществах. Или же библиотекари могут разрабатывать более инклюзивные программы на разных языках, скажем, испанском, с целью привлечения в библиотеки групп «Удалённых поклонников».

Исследовательский центр Пью разработал упрощённый вариант анкеты для библиотечной типологии (http://www.pewinternet.org/quiz/library-typology/), которую при желании может заполнить любой человек, поделившись своим мнением с местной публичной библиотекой. Таким образом библиотеки смогут выявить в своих сообществах «любителей библиотек» и «информационно всеядных» и попросить их помочь привлечь внимание в своих кругах к ценным библиотечным ресурсам. Также библиотеки могут получить точную информацию об отношении членов сообщества к их услугам. Тем самым библиотеки могут дополнить собираемую ими разрозненную бессистемную информацию о собственной значимости эмпирическими данными, которые помогут не только усовершенствовать предлагаемые услуги, но и представить руководству или ключевым партнёрам осмысленное обоснование для увеличения финансовой поддержки.

Инновационные библиотечные услуги

В рамках трёхлетнего гранта на изучение публичных библиотек в цифровую эпоху Центр Пью опрашивал американцев с целью определить уровень использования ими библиотечных услуг или отношения к ним, в том числе и для того, чтобы ответить на вопрос «Какую роль играют библиотеки в XXI веке?»

Результаты исследования весьма информативны не только потому, что выявляют причины, по которым американцы пользуются библиотеками в настоящее время, но и потому, что они помогают определить, какие дополнительные услуги библиотекам следует предлагать населению.

Один из ключевых результатов следующий: в то время как большинство американцев считают библиотеки важными для своих сообществ (91%) и для своих семей (76%), треть (31%) населения не имеет представления о том, что именно библиотеки могут предложить (Zickuhr, et al., 2013, С. 4; далее – ссылки на страницы этой работы). Тем не менее даже среди этой группы более половины людей полагают, что библиотека важна для них и их семей.

Такой результат побуждает руководителей библиотек лучше продвигать их ресурсы и услуги, поскольку, как оказывается, большинство американцев по-прежнему представляют себе библиотеки в стиле XX века. Другими словами, даже активные пользователи библиотек зачастую не знают об огромном массиве доступных ресурсов (онлайновых баз данных, электронных книг, коллекций документов по местной истории) и услуг (курсы компьютерной грамотности, ресурсы для поиска работы и бизнеса), предлагаемых их библиотекой.


Рис. 5. Насколько важны библиотеки?
Мнения (в %) американцев в возрасте от 16 лет: библиотеки «очень важны» (тёмно-синий), «важны» (синий), «не слишком важны» (светло-серый), «совсем не важны» для них
и их семей (верхний ряд) и для сообщества в целом (нижний ряд) (тёмно-серый).
(Источник: опрос Исследовательского центра Пью по теме «Интернет и использование американцами библиотечных услуг», проведённый 15 окт. – 10 нояб. 2012 г.
Были опрошены 2 252 человека в возрасте от 16 лет. Опрос проводился на английском и испанском языках по городским и сотовым телефонам.)

Посредством анкетирования фокусных групп и опроса по телефону специалисты Центра Пью выяснили, какими услугами американцы пользуются в библиотеках. Вполне ожидаемо, что среди главных были названы получение печатных книг на дом (73%) и поиск книг непосредственно на библиотечных полках (73%), а также проведение исследования по интересующему вопросу (54%), сопровождение ребёнка или подростка на занятия (41%) (с. 22).

Удивительно мало людей – всего 26% активных пользователей библиотек – использовали подключение к интернету в своих библиотеках посредством компьютеров или беспроводной сети Wi-Fi (с. 34). Из этого количества пользователей большинство проводило исследования для работы или школы (66%) или «бродили» по интернету, чтобы провести время (63%). 41% использовали сеть для поиска информации об услугах правительства, а 36% искали работу или заполняли онлайновые заявления о приёме на работу (с. 34). Большая часть респондентов (77%) сказали, что бесплатный доступ в интернет очень важен (с. 36).

Необходимо отметить, что американцы ценят традиционные библиотечные услуги, такие как помощь библиотекарей, возможность взять книги, бесплатный доступ в интернет, ресурсы для исследований и образовательной деятельности, а также тихие помещения.

Специалисты Центра Пью обратились к участникам из репрезентативной выборки с просьбой поразмыслить о том, какие новые услуги должны реализовать публичные библиотеки, и подавляющее большинство (85%) хотели бы видеть лучшую координацию между библиотеками и школами, проведение бесплатных программ обучения грамоте (82%), чтобы помочь детям подготовиться к школе (с. 48). Очевидно, что американцы ценят образовательную роль библиотек в сообществе и рассматривают библиотечные ресурсы и услуги как дополнение к традиционному обучению в школе. В свете общенациональной тенденции закрытия библиотек государственных школ вследствие сокращения бюджетов роль публичных библиотек в поддержке детей и учителей путём сотрудничества с местными школами становится критически важной (ALA, 2014. С. 30–33).

Около половины респондентов хотели бы, чтобы библиотеки выдавали больше электронных книг (53%) и предлагали более интерактивные возможности обучения (47%). Интересно отметить: в то время как 95% публичных библиотек США предлагают своим читателям загружаемые на различные устройства электронные книги, большинство американцев об этом не знают, и среди активных библиотечных пользователей только 5% берут на дом электронные книги (ALA, 2014. С. 51).

Согласно новейшему отчёту о использовании электронных книг в публичных библиотеках США, существуют несколько факторов, препятствующих обращению населения к библиотечным электронным книгам. В их числе проблемы, связанные с недостаточной простотой пользования, такие как необходимость навигации по спектру различных форматов и ридеров электронных книг, сложности скачивания книг и длительное время ожидания электронных версий популярных произведений (Library Journal, 2014. С. 59–63). Тем не менее, общая неосведомлённость о наличии электронных книг – это второе по значимости препятствие к их использованию, и библиотекари постоянно подчёркивают тот факт, что читатели не знают о данном ресурсе (с. 59).


Рис. 6. Что в библиотеках (какие услуги) важно для пользователей
(количество ответов в %)
(«очень важно» – тёмно-синий, «важно» – голубой)
(Источник: опрос Исследовательского центра Пью по теме «Интернет и использование американцами библиотечных услуг», проведённый 15 окт. – 10 нояб. 2012 г.
на английском и испанском языках по городским и сотовым телефонам. Опрошены 2 252 американца в возрасте от 16 лет.
Допустимый коэффициент ошибки составляет +/- 2.3 процентных пункта для всей
выборки.)

Рис. 7. Какие услуги и программы должны (и не должны) внедрять библиотеки:
ответы (в %) американцев в возрасте от 16 лет

(«обязательно должны» – тёмно-синий; «желательно» – синий; «не нужно» – голубой)
(Источник: опрос Исследовательского центра Пью по теме «Интернет и использование американцами библиотечных услуг»,
проведённый 15 окт. – 10 нояб. 2012 г. на английском и испанском языках по городским
и сотовым телефонам среди 2 252 американца в возрасте 16 лет и старше.)

По данным проекта исследования интернета Центра Пью, чуть менее половины респондентов желают видеть обучающие программы в своих библиотеках более интерактивными. Это вписывается в общую тенденцию, когда библиотеки предлагают неформальные пространства для совместного обучения и сотрудничества, помогая развить стремление к экспериментам и творчество в своих сообществах. Эта тенденция представлена в недавно выпущенном отчёте Института Аспена «Изобретение публичных библиотек в США заново» (Garmer, 2014).


Рис. 8 а, б. Воздействие библиотек на местные сообщества
Рис. 8 а. Услуги и виды обслуживания, предлагаемые публичными библиотеками в национальном масштабе

1. Доступ к базам данных
2. Помощь в выполнении онлайновых домашних заданий
3. Онлайновые ресурсы для поиска работы
4. Электронные книги
5. Цифровые справочные материалы
Рис. 8 б. Предлагаемые публичными библиотеками платформы для создания пользователями собственного контента и сотрудничества

6. Рабочие пространства для «удалённых» сотрудников
7. Бесплатные видеоконференции
8. Творческие лаборатории и мастерские
9. Оборудование для совместного аудио- и видеоредактирования

(Источник: Отчёт Института Аспена, с. 25.)

Как показывает рис. 8 а, б, большинство американских публичных библиотек предлагают базовые услуги, такие как доступ к онлайновым базам данных, ресурсы по поиску работы и электронные справки. При этом библиотеки всё чаще расширяют традиционные формы обслуживания и оказывают поддержку созданию посетителями собственного контента, а также предоставляют свои помещения для работы или встреч членов местного сообщества, проводят бесплатные видеоконференции, создают творческие мастерские «makerspaces» и др.

«Лаборатория мечты» в «цифровой общине» публичной библиотеки Вашингтона. Отличный пример этой растущей тенденции – «Лаборатория мечты» (Dream Lab) в «цифровой общине» (Digital Commons) в Вашингтоне, округ Колумбия.

Библиотека предоставляет помещения, доступ к беспроводному интернету, компьютеры, 3D-принтеры и проводит бесплатные занятия по различным технологиям, которые выходят далеко за рамки классов компьютерной грамотности и посвящены обучению программным инструментам для проектирования и моделирования, таким как AutoCAD и Adobe Illustrator. Волонтёры из представителей местного сообщества с деловым складом ума бесплатно проводят эти занятия в обмен на использование библиотеки в качестве «инкубатора» бизнес-стартапов.

Творческие лаборатории «мейкерспейс» в публичных библиотеках. В русле той же тенденции библиотеки всё больше следуют примеру школ и университетов США и открывают в своих помещениях творческие лаборатории «мейкерспейс». Это интерактивные обучающие пространства для совместных занятий, где люди всех возрастов могут собраться для изучения чего-либо, творчества и изобретательства.

В библиотеках творческие лаборатории «мейкерспейс» предлагают бесплатный доступ к самым современным инструментам, таким как 3D-принтеры, станки для лазерной резки и высокоуровневое программное обеспечение для дизайна. Во многих библиотеках также проводятся бесплатные мастер-классы, где люди обучаются навыкам программирования, компьютерной анимации и цифрового производства. Такая комбинация услуг привносит новую жизнь в библиотеки и укрепляет их роль как неформальных обучающих центров в своих сообществах.

Библиотечные лаборатории «мейкерспейс» следуют тенденциям более широкого и глобального «Движения творцов», пропагандирующего изучение каких-либо конкретных предметов непосредственно в процессе совместной деятельности в социальной среде на основе модели «сделай сам», в которой неспециалисты создают, модифицируют и ремонтируют повседневные вещи.

«Движение творцов» меняет подход к образованию по мере того, как школы, библиотеки и музеи по всему миру начинают применять практические методы обучения концепциям в области науки, техники, проектирования и математики творческими, новыми способами, позволяющими людям решать каждодневные задачи. В США «Движению творцов» оказывается поддержка на высоком уровне и признаётся, что оно способствует инновациям в производстве и оживлению локальной экономики.

Подростковый центр HYPE в Публичной библиотеке Детройта предлагает инновационный подход, вдохновляющий молодых людей к занятию наукой. Аббревиатура HYPE расшифровывается как Helping Young People Excel – «Помочь молодым людям преуспеть», что особенно важно в сообществе Детройта, где уровни безработицы и бедности выше по сравнению с другими городами США. В дополнение к тому, что подростки получают знания в традиционном учебном классе, они могут заняться такими проектами, как построение роботов или ремонт велосипедов.

Публичная библиотека Вестпорта. Публичная библиотека г. Вестпорта (шт. Коннектикут) организовала пространство «мейкерспейс», чтобы побудить местных жителей к прикладному труду, игре и творчеству, а не только к приобретению знаний. Эту библиотеку отличает программа штатного консультанта: она на постоянной основе предлагает местному сообществу мастер-классы в таких областях, как работа по дереву или электроника.

Приведённые примеры иллюстрируют лишь небольшую часть новых подходов, используемых американскими библиотеками для расширения их образовательных возможностей и оказания помощи местным сообществам в развитии таких способностей граждан, которые бы содействовали их процветанию в XXI веке.

Роль библиотек в XXI веке

В заключение полезно рассмотреть будущее публичных библиотек в контексте отчёта, опубликованного Офисом по политике в области информационной технологии, входящем в состав Американской библиотечной ассоциации.

Согласно этому отчёту, будущее публичных библиотек зависит от стратегических решений, принятых в следующих четырёх «измерениях»:

1) физические или виртуальные библиотеки; 2) библиотеки для индивидуумов или сообщества; 3) библиотеки: от коллекций – к творчеству; 4) библиотеки-порталы или библиотеки-архивы (Levian, 2011).

Рассмотрим рис. 9, где на каждом из концов вектора по этим четырём «измерениям» противопоставлены варианты реализации, библиотечного обслуживания. Вид публичной библиотеки будущего зависит от стратегических решений, которые руководители примут относительно позиционирования своих библиотек в пространстве всех четырёх измерений.


Рис. 9. Шкала вариантов развития публичной библиотеки
(иллюстрация Дженнифер Бишоп)

Например, если говорить о первом «измерении», библиотеки могут быть исключительно физическими, т.е. содержать лишь печатные книги, не быть представленными в сети и не иметь онлайновых ресурсов в дополне-ние к физическим. Такая модель в XXI в. уже нежизнеспособна, поэтому библиотеки должны найти своё место где-то в середине вектора – между физическими и виртуальными, чтобы отвечать потребностям своих совре-менных читателей.

В каждом «измерении» имеется множество возможностей, лежащих вдоль всего вектора (или шкалы) между отмеченными на нём вариантами.

Продолжение успешного существования библиотек будет зависеть от баланса между предложением ресурсов для индивидуальных пользователей (тихие помещения для проведения исследований) и услугами для местного сообщества в целом (помещения для встреч групп людей, офисные пространства для бизнес-стартапов, курсы по обучению технологиям). По мере того как библиотеки переходят от фокуса на индивидуальных потребностях исследователей и студентов к предложению возможностей обучения для сообщества и организации пространства для встреч, они становятся более шумным, но и более живым и энергичным местным ресурсом.

В этой связи надо учитывать и «крайности» между ролью библиотеки как учреждения, поощряющего приобретение знаний, и как пространства, способствующего созданию знаний. С расширением образовательной функ-ции библиотек в своём сообществе и растущим предложением доступа к инструментам творчества и программному обеспечению, позволяющему посетителям развивать знание, библиотеки приближаются к середине спек-тра библиотечных услуг.

Наконец, с приходом цифровых изданий и новых моделей доступа к информации библиотеки всё чаще оказываются в таком положении, когда они предоставляют читателям в пользование контент, которым сами полно-стью не владеют. В этом – четвёртом – «измерении» библиотека представ-лена как архив, имеющий в полной собственности физические и виртуаль-ные коллекции, и как портал или шлюз к арендуемым коллекциям, принад-лежащим различным организациям.

Упомянутый отчёт предлагает продуманную схему, следуя которой можно прогнозировать роль библиотек в контексте текущих потребностей и реальной жизни. Безусловно, ни один из представленных вариантов не яв-ляется идеальной моделью библиотечного обслуживания для большинства публичных библиотек, но «измерения» задают диапазон возможностей, ко-торые могут служить руководством для администраторов библиотек и заинтересованных лиц в определении подходящих ресурсов и услуг, предлагаемых библиотеками своим сообществам.

В результате серии исследований, проведённых в последнее время та-кими организациями, как Центр Пью и OCLC, получено множество эмпи-рических данных о том, как американцы используют публичные библиотеки и как к ним относятся. Эти данные позволили устранить «слепые» предположения из обоснования роли библиотек в XXI веке и весьма кстати предоставили руководителям библиотек обширные доводы для их продвижения как центров местных сообществ, предлагающих им гораздо больше, нежели традиционные услуги.

Полученные данные стоят того, чтобы более внимательно их изучить и проанализировать. Однако они уже содержат серьёзный аргумент, опровергающий предположение, что библиотеки старомодны и более не представляют ценности. Что ещё существеннее, эти данные представляют собой важную отправную точку для обсуждения в глобальном масштабе роли библиотек в цифровую эпоху.

Перевод К. Ю. Волковой
ГПНТБ России


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Список источников представлен в авторском варианте

American Library Association (2014). State of America's libraries report 2014.

Retrieved from http://www.ala.org/news/state-americas-libraries-report-2014.

A history of making. (2013). – American Libraries, 44 (1/2), 46–47.

Balas J. L. (2012). Do makerspaces add Value to Libraries? – Computers In Libraries, 32 (9), 33.

Becker S., Crandall M. D., Fisher K. E., Kinney B., Landry C., & Rocha, A. (2010). Opportunity for all: How the American public benefits from Internet access at U. S. libraries. (IMLS-2010-RES-01). Institute of Museum and Library Services. Washington, D.C. Retrieved from http://www.imls.gov/assets/1/assetmanager/opportunityforall.pdf.

Dixon N., Ward M., & Phetteplace E. (2014). The Maker Movement and the Louisville Free Public Library. – Reference & User Services Quarterly, 54 (1), 17–19.

Garmer A. K. (2014). Rising to the challenge: Re-envisioning public libraries. Retrieved from http://www.aspeninstitute.org/sites/default/files/content/docs/pubs/AspenLibrariesReport.pdf.

Good T. (2013). Three Makerspace Models That Work. – American Libraries, 44 (1/2), 45–47.

Herrera L. (2012, Dec. 27), Libraries are more relevant than ever. – The New York Times. – Retrieved from http://www.nytimes.com/roomfordebate/2012/12/27/do-we-still-need-libraries/libraries-struggle-to-close-the-digital-divide.

Kurti R. S., Kurti D., & Fleming L. (2014). The Environment and tools of great educational makerspaces. – Teacher Librarian, 42 (1), 8–12.

Levian R. E. (2011). Confronting the future: Strategic visions for the 21st century public library. – Retrieved from http://www.ala.org/offices/sites/ala.org.offices/files/content/oitp/publica-tions/policybriefs/confronting_the_futu.pdf.

Library Journal (2014). Ebook usage in U.S. public libraries. – Retrieved from https://s3.amazonaws.com/WebVault/ebooks/LJSLJ_EbookUsage_PublicLibraries_2014.pdf

OCLC. (2003). Libraries: How they stack up. Dublin, OH: Online Computer Library Center. – Retrieved from http://www.oclc.org/content/dam/oclc/reports/pdfs/214109usf_how_libraries_stack_up.pdf.

Oldenburg R. (1998). The great good place: Cafes, coffee shops, bookstores, bars, hair salons, and other hangouts at the heart of a community. – New York : Marlowe.

Peppler K. & Bender S. (2013). Maker Movement spreads innovation one project at a time. – Phi Delta Kappan, 95 (3), pp. 22–27. – Retrieved from http://kpeppler.com/Docs/2013_Peppler_Maker_Movement.pdf

Rainie L., Zickuhr K., Purcell K., Madden M., & Brenner J. (2012). The rise of e-reading. – Retrieved from http://libraries.pewinternet.org/2012/04/04/the-rise-of-e-reading/.

U.S. Census Bureau. (2010). Overview of race and Hispanic origin. – Retrieved from http://www.census.gov/library/publications/2011/dec/c2010br-02.html.

Zickuhr K., Rainie L., Purcell K., Madden M., & Brenner J. (2012). Younger Americans’ reading and library habits. – Retrieved from http://libraries.pewinternet.org/files/legacy-pdf/PIP_YoungerLibraryPatrons.pdf.

Zickuhr K., Rainie L., Purcell K. (2013). Library services in the digital age. – Retrieved from http://libraries.pewinternet.org/files/legacy-pdf/PIP_Library%20services_Report.pdf.

Zickuhr K., Rainie L., Purcell K., Madden M., & Brenner J. (2013). Libraries, patrons, and e-books. – Retrieved from http://libraries.pewinternet.org/2012/06/22/libraries-patrons-and-e-books/.

Zickuhr K., Purcell K., & Rainie L. (2014). From distant admirers to library lovers: A typology of public library engagement in America. – Retrieved from http://libraries.pewinternet.org/2014/03/13/typology/.

  
На главную