Научные и технические библиотеки №9 2010 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Столяров Ю. Н. Исходные положения теории функционирования библиотечного фонда

Восканян Э. А. История библиотечных центров правовой информации в России

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Бахтурина Т. А. Будущее каталогизации в России и в мире

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП И ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

Московкин В. М. Российско-украинские усилия в продвижении идей и технологий открытого доступа к научному знанию

КАЧЕСТВО РАБОТЫ: ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА

Редькина Н. С. Эффективность библиотечных сайтов

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Сукиасян Э. Р. В каком библиотечном образовании нуждается Россия – «с отрывом» или «без отрыва от производства»?

Стрелкова И. Б. Управление профессиональной карьерой: возможности и перспективы для молодых специалистов как показатель эффективности руководства библиотекой

«РОССИЙСКИЙ “БИБЛИОБУС” В АМЕРИКЕ»: ИНТЕРВЬЮ, РЕПОРТАЖИ. (Научно-образовательная профессиональная программа «Библиотечное дело, информационные системы и образование в США – 2010»)

Иванова Е. В. 12-й Международный семинар «Электронные ресурсы и международный обмен: Восток — Запад»

КОНФЕРЕНЦИЯ «КРЫМ–2010»: ВПЕЧАТЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ

Интеллектуальная игра на 17-й Международной конференции «Крым»


КАЧЕСТВО РАБОТЫ: ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА

УДК 026.6

Редькина Н. С.

Эффективность библиотечных сайтов

Рассмотрены инструменты изучения и анализа эффективности библиотечных веб-сайтов (количественные и качественные), учитывающие интенсивность использования ресурсов, их качество и удовлетворенность пользователей.

Современные информационные технологии и ресурсы занимают все более прочное место в мире. Об этом свидетельствуют рост количества веб-сайтов в геометрической прогрессии (в апреле 2010 г. насчитывалось 205 368 103 сайтов) [1], расширение функциональных возможностей информационных систем, увеличение числа пользователей в Рунете (по данным Ruметрики, в 2009 г. 35% населения нашей страны регулярно обращались в Интернет для решения различных задач, в том числе – получения необходимой информации и расширения кругозора – 41%). В то же время Всероссийский центр изучения общественного мнения приводит сведения: только 14% населения пользуются книгами из общедоступных библиотек и только 3% берут книги в научных или ведомственных библиотеках [2]. Для того чтобы занять прочное место в виртуальном пространстве, библиотекам необходимо искать новые формы и методы работы, способы привлечения читателей и пользователей.

Веб-сайт – важнейшее стратегическое направление развития деятельности библиотек. Среди основных задач библиотечных веб-сайтов выделим следующие:

  • оперативное информирование внешних пользователей и читателей о деятельности библиотеки, обеспечение непрерывного и полного доступа к информации, продвижение информационных продуктов и услуг;

  • изучение информационных потребностей посетителей сайта. Такие средства, как «обратная связь», «виртуальная справка», «вопрос-ответ», форумы и блоги, уже давно зарекомендовали себя в отечественных и зарубежных библиотеках как хорошие инструменты общения с посетителями в целях удовлетворения их нужд и, как следствие, привлечения и удержания реальных и потенциальных читателей и/или пользователей;

  • развитие профессионального сотрудничества в различных сферах деятельности;

  • и, наконец, повышение престижа, формирование имиджа библиотеки как современного информационного, социокультурного центра.

Сайт позволяет отслеживать количество посетителей и уровень их заинтересованности, собирать самую различную статистику, чтобы сделать выводы о качестве предоставляемых информации и услуг, совершенствовать процесс развития информационных ресурсов и стратегию библиотеки, полагаясь на объективную информацию. Вне зависимости от того, к какой организационно-правовой форме относится библиотека, важно то, что профессионально организованный сайт может быть дополнительной площадкой для реализации задач по обслуживанию читателей на качественно новой технологической основе и привлечения новых читателей и пользователей.

Как оценить качество и эффективность
библиотечного сайта?

Сегодня предлагается множество способов оценки библиотечных сайтов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Большое значение придается поиску надежных методов оценки, а также разработке соответствующих оценочных технологий и процедур, исключающих субъективный подход. Однако создать систему, одинаково сбалансированную с точки зрения точности, объективности, простоты и ясности, очень сложно.

Спектр понятия оценка весьма широк: от текущего контроля до систематического анализа того, насколько реализованы поставленные цели. «Оценить» значит: «а) определить цену кого- или чего-нибудь; б) установить степень, уровень качества чего-нибудь; в) высказать мнение, суждение о ценности или значении кого- или чего-нибудь» [3. – С. 404]. В нашем случае оценка эффективности сайтов – это изучение субъектом оценки эффективности результатов деятельности библиотеки в области создания и продвижения сайта в целях получения количественных и качественных характеристик для проведения различных управленческих действий.

Изучив накопленный опыт анализа эффективности результатов библиотечной деятельности, выделим следующие структурные составляющие системы оценки:

  • цели оценки – для решения каких проблем она предназначена;

  • содержание оценки – принципы построения модели, ее показатели, критериальное наполнение;

  • методы оценки – способы получения, измерения, фиксации необходимой оценочной информации;

  • стратегия проведения оценки – набор инструментов (методов и технологий), в соответствии с которыми организуется и проводится оценка.

Основным методологическим положением при разработке критериев эффективности сайтов должно быть признание того, что современные библиотечные сайты – сложная, многогранная система. К критериям предъявляются определенные требования: представительность, критичность к оцениваемым параметрам, максимально возможная простота и др. Библиотечные сайты могут оцениваться с точки зрения научной, исследовательской, социальной, воспитательно-педагогической, эстетико-эмоциональной, информационной значимости и т.д. Подходы к выбору критериев оценки библиотечных сайтов рассмотрены в работах О. И. Алдохиной, Н. И. Гендиной, Н. И. Колковой, О. В. Кулевой [4–6].

Наиболее сложный и спорный вопрос в оценочных процедурах – выбор инструментария. Методы различаются по степени достижения объективности оценки, трудоемкости проведения и сложности процедур оценки, достоверности, формализации результатов.

Методы оценки эффективности сайтов можно подразделить на качественные и количественные. К качественным относятся методы экспертной оценки, отражающие мнение специалистов, обладающих необходимыми знаниями об объекте исследования. Суть этих методов состоит в том, что на основе оценок высококвалифицированного специалиста или группы экспертов делается заключение об эффективности и качестве библиотечного сайта. Примеры применения качественных методов – уже ставшие традиционными конкурсы сайтов библиотек, которые, однако, вызывают много вопросов [7].

Проблему качества оценки можно сформулировать в виде отдельных требований к оценочной технологии. Она должна быть построена так, чтобы сайты оценивались:

1. Объективно (вне зависимости от чьего-то субъективного мнения или отдельных взглядов, на основе широко развернутых эмпирических данных);

2. Достоверно (должен оцениваться реальный уровень);

3. С возможностью прогноза (оценка должна содержать данные о перспективах дальнейшего развития сайта);

4. Комплексно (оцениваются не только отдельные страницы, представленные информационные ресурсы, но и сайт в целом – по различным параметрам, критериям и показателям);

5. Доступно, т.е. процесс оценивания и критерии оценки должны быть понятны и оценщикам, и наблюдателям, и самим оцениваемым (обладать свойством внутренней очевидности).

Качество оценки может быть повышено с помощью изучения мнения удаленных пользователей. Так, в Научной библиотеке Таврического национального университета им. В. И. Вернадского (НБ ТНУ) для оценки эффективности электронных ресурсов проведен опрос удаленных пользователей. Объективность оценки, по мнению авторов, достигалась тем, что удаленный пользователь беспристрастен, потому что единственный (а точнее, главный) критерий его оценки заключается в удовлетворенности полученными результатами поиска [8].

Формализованные методы достаточно часто применяются в оценке эффективности сайтов. Их критерии: количество посещений сайта, число уникальных посетителей, количество зарегистрированных пользователей, положение страниц сайта в результатах поиска и др. С помощью счетчиков посещений можно с большой точностью подсчитать многие статистические характеристики сайта, измерить популярность ресурса у пользователей.

Статистика сайта

Практически на каждом библиотечном сайте ведется статистика. Для этого используют счетчики или анализируются логи сервера.

Важно заметить, что внешние системы статистики не всегда могут предоставить подробную информацию, которая содержится в системных логах веб-серверов, так как веб-сервер собирает данные обо всех запросах.

Логи сервера – специальные файлы, в которых протоколируются все действия пользователя на сайте. Обработав логи, можно получить сводные цифры и изучить закономерности поведения групп пользователей, оценить эффективность сайта. Например, в ГПНТБ СО РАН ведется учет посещений электронных ресурсов на основе собственного счетчика-анализатора лог-файлов, позволяющего отслеживать посещаемость БД, установленных для зарегистрированных пользователей, изучать информационные запросы и проводить мониторинг по принадлежности пользователей к той или иной организации и другим параметрам. Однако если сайт библиотеки расположен на хосте провайдера, то доступ к подобным системным логам веб-сервера не всегда возможен и наличие внешнего счетчика – единственное решение, обеспечивающее сбор статистики посещаемости ресурса.

Счетчик (англ. – counter, webrating) – это сервис, предназначенный для внешнего независимого измерения посещаемости сайтов. При одинаковом назначении и схожих принципах работы счетчики подразделяются на простые(только подсчет открываний титульного листа), продвинутые и «динамика». Среди популярных счетчиков Рунета, которые используют библиотеки, выделим: SpyLog (http://www.spylog.ru), LiveInternet (http://www.liveinternet.ru), Google Analytics (http://www.google.com/analytics). Счетчик демонстрирует число уникальных посетителей; количество просмотренных страниц; среднее время, проведенное на сайте (по каждому источнику трафика и типу посетителя); соотношение новых и старых посетителей; источники и состав трафика (откуда на сайт приходят посетители) и т.д.

Посещаемость подразделяется на хосты – количество уникальных IP, обратившихся к серверу, и хиты – общее количество обращений.Интересную информацию дает изучение рефереров (англ. – referer) – адресов страниц (URL), с которых к вам заходили пользователи. Есть возможность увидеть, кто сослался на ваш сайт, по каким запросам, в каких поисковых системах он находится.

Счетчик может выступать в роли рейтинга, ранжируя сайты по посещаемости. Поскольку рейтинги обычно тематически структурированы, они могут также использоваться в качестве каталогов. Например, по данным рейтинга Mail.ru, в разделе «Культура → Литература» получены результаты статистики сайтов некоторых видов библиотек России за апрель 2010 г. Показатели по 33 сайтам библиотек приведены в таблице с указанием количества посетителей, хостов и визитов.

При этом, анализируя данные даже за небольшой период, имеется возможность изучать результативность работы по сайту. Так, количество визитов пользователей на сайт Государственной публичной исторической библиотеки России (http://www.shpl.ru/) в апреле 2010 г. составило 71 793, что на 19 680 больше, чем в предыдущем месяце. Повышение посещаемости сайта может быть обусловлено обновлением новостной информации и расширением числа ресурсов. В новостной информации появились сведения о списке интернет-ресурсов по периодическим изданиям с активными ссылками и о доступе к онлайн-ресурсам: Acta Sanctorum Database и Patrologia Latina Database.

Увеличение посещаемости по всем показателям за анализируемый период зафиксировано на сайте Государственной библиотеки Югры: посетителей – 1 310; визитов – 4 988. Несомненные причины повышения активности пользователей – проводимые библиотекой мероприятия и информация о них на её сайте и ссылки на других сайтах. В частности, в исследуемый период состоялся семинар «Здание библиотеки как фактор обеспечения сохранности фондов» в режиме интернет-конференции, акция «Весенняя неделя добра», конкурс «Лучший читатель месяца», «Читательские билеты – молодоженам», выставка «Чудо по имени Книга», посвященная Всемирному дню книги и защиты авторского права, и др.

Хороший показатель качества сайта и того, насколько он нравится посетителям – среднее время, проведенное пользователем на сайте. Этот показатель особенно актуален при оценке информационных ресурсов, выставленных на библиотечном веб-сайте, поскольку позволяет узнать, посещают ли его именно те пользователи, которые вам нужны. Если большинство посетителей, попав на сайт, сразу же уходят, то, возможно, информация недостаточна. Считается, что если среднее время, проводимое пользователем на сайте, – менее двух минут, то это довольно плохо, а если более шести – это очень хорошо. Оценить время, проводимое пользователем на каждой странице, бывает полезно для повышения «юзабилити» каждой из них.

Со временем, проведенным на странице, связан и другой отчет – пути по сайту. Он характеризует наиболее популярные маршруты по сайту, что позволяет лучше планировать навигацию, особенно если видно, что посетитель нажимает кнопку «back» браузера, чтобы вернутся к какому-нибудь оглавлению.

Один из показателей эффективности сайта – количество загрузок страниц с уникальных хостов. В апреле 2010 г. с одного хоста на сайте РГБ и Национальной библиотеки Республики Карелия в среднем было загружено около 6 страниц, на сайте Новосибирской областной детской библиотеки им. А. М. Горького – 2 страницы.

Для повышения эффективности сайта дополнительно анализируют ключевые слова, страницы входа-выхода и другие. Веб-аналитики, например в Google Analytics, используют так называемый показатель отказов, учитывающий процент посетителей сайта, которые просмотрели только одну страницу и не стали заходить дальше. В последнее время показатель отказов специалисты считают одним из самых важных для оценки эффективности сайта, потому что цель большинства сайтов – привлечение лояльных и постоянных посетителей.

Внешние системы собирают данные о множестве «родственных» сайтов и предоставляют возможность сравнивать сведения, проводить сопоставительный анализ и мониторинг. Вместе с тем, оценивая эффективность с помощью внешних счетчиков, следует учитывать, что их точность в учете посещаемости зависит от множества факторов: настроек браузера пользователя, доступности серверов системы статистики со стороны посетителя и многих других особенностей функционирования сложной системы доступа к Интернету.

От чего зависит эффективность сайта?

Анализ публикаций свидетельствует, что для создания эффективного и качественного библиотечного сайта важно учесть многие факторы: дизайн, структуру, контент, стиль и способы подачи материала, репертуар предлагаемых информационных продуктов и услуг, их описание, характеристики, навигацию, скорость открытия страниц и другие моменты [9–12]. Один из главных факторов при создании сайта – изучение потребностей пользователей, с учетом которых будут выстраиваться структура и наполнение сайта (или тематического портала) [13].

Аналогичного мнения придерживается Сьюзан Бенз (Susan Benz), считая, что библиотеки не должны останавливаться на достигнутом, им необходимо обеспечивать релевантность предоставляемой информации в соответствии с реальными потребностями пользователей. Само по себе наличие у библиотеки веб-сайта и предоставление доступа в онлайновый каталог не является достаточным [14]. Автор предлагает сосредоточить усилия на управлении качеством информационного наполнения ресурсов, обеспечивая при этом четкую навигацию и эффективно выстраивая их структуру. Один из инструментов привлечения пользователей – разнообразные веб-сервисы (RSS-рассылки, блоги и др.), которые библиотеки активно развивают в интернет-среде [15–17].

Проектирование и развитие сайта необходимо осуществлять таким образом, чтобы он «нравился» не только пользователю, но и поисковой системе. Соблюдение стандартных требований программного кода (сайт должен быть написан на языке HTML или PHP; страницы с динамическим формированием нежелательны; присутствие тэгов title, keywords, description и др.) позволит повысить рейтинг сайта в поисковых системах и не затеряться ему в Сети.

Оптимизация сайта – процесс многогранный. Он может включать аудит ресурсов, наполнение контентом сайта (информативный, результативный и постоянно обновляемый), непосредственное поисковое продвижение в поисковых системах и др. Поисковые системы, например Google, дают официальные рекомендации по оптимизации сайтов [18]. При этом наблюдаются значительные расхождения в поведении отечественных и зарубежных поисковых машин [19]. Изучение особенностей процесса индексирования документов позволит точнее определить место ресурсов библиотечного сайта в общем веб-пространстве.

Оптимизация сайта – важнейшее направление работы. Если не заниматься раскруткой сайта, то можно потратить массу времени, сил и при этом не получить должного результата. Бессмысленно создавать то, что не пользуется спросом и «не видно» потенциальным пользователям.

Выводы

В современных условиях недостаточно создать сайт и заниматься его регулярным наполнением. Важно, чтобы он был востребованным и приносил удовлетворение не только создателям, т.е. сайт должен быть эффективным, реализующим цели пользователей. Это может быть достигнуто путем оценочного изучения веб-сайтов с помощью различных инструментов, методов и средств, экспертной оценки на основании материала, полученного в ходе формализованного исследования (статистических данных, полученных со счетчиков или лог-файлов), разработки системы повышения эффективности сайта конкретной библиотеки.

Количество посетителей сайтов

некоторых видов библиотек России за месяц
(апрель, 2010)

         

Вид библиотеки

Название библиотеки

Количество посетителей

Хосты

Визиты

Федеральные библиотеки

Российская государственная библиотека

92 147

88 991

525 424

Государственная публичная историческая библиотека России

15 331

16 052

71 793

Российская государственная библиотека для слепых

4 713

4 765

12 648

Российская государственная библиотека искусств

2 818

2 935

12 853

Библиотека иностранной литературы имени М. И. Рудомино

11 864

12 270

52 440

Библиотеки высших учебных заведений

Научная библиотека НГТУ

19 763

18 295

50 057

Республиканские, краевые, областные, городские детские и юношеские библиотеки

Центральная городская юношеская библиотека им. Светлова

5 850

5 799

21 376

Ивановская библиотека для детей и юношества

5 785

5 651

11 660

Центральная муниципальная детская библиотека им. М. Горького (Ижевск)

4 635

4 689

10 581

Краевая детская библиотека
им. братьев Игнатовых

4 275

4 197

12 387

Краснодарская краевая юношеская библиотека им. И.Ф. Вараввы

3 519

3 514

9 167

Новосибирская областная детская библиотека им. А. М. Горького

3 010

2 944

5 854

Центральные универсальные библиотеки краев, областей, автономных округов

Архангельская областная научная библиотека им. Добролюбова

32 656

30 216

74 587

Свердловская областная научная библиотека им. Белинского

25 890

23 849

93 945

Калининградская областная универсальная научная библиотека

14 522

14 330

35 157

Ровенская государственная областная библиотека

15 118

13 959

34 729

Национальная библиотека Республики Карелия

6 945

6 314

38 080

Государственная библиотека Югры

5 333

5 082

26 321

Оренбургская областная библиотека им. Н. К. Крупской

4 174

4 437

15 441

Мурманская государственная областная научная библиотека

3 633

3 512

23 742

Муниципальные библиотеки

ЦБС «Кунцево», Москва

9 019

8 737

21 866

ЦБС, Усть-Каменогорск

9 565

9 400

25 037

ЦБС «Люблино», Москва

6 554

6 407

25 423

ЦБС, Кемерово

3 246

3 204

7 277

Центральная городская библиотечная система, Тюмень

3 118

3 161

10 853

ЦБС, Ростов-на-Дону

2 791

2 732

13 664

Сургутская районная центральная библиотека

2 408

2 369

5 766

ЦБС, Барнаул

2 297

2 229

4 242

Аксайского района Межпоселенческая ЦБ им. М. А. Шолохова

2 243

2 224

4 631

Усть-Кутская межпоселенческая библиотека

1 591

1 726

2 825

Школьные
библиотеки

Объединение школьных библиотекарей Усть-Каменогорска

21

29

55

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. April 2010 Web Server Survey [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://news.netcraft.com/archives/web-server-survey.html

2. Сергей Миронов: Библиотекари в современной России – подвижники культуры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://council.gov.ru/inf-ps/chronicle/2010/02/item11690.html

3. Ожегов С. И. Словарь русского языка (около 53 000 слов). / С. И. Ожегов. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : Изд-во «Азъ», 1997. – 763 с.

4. Гендина Н. И. Официальный Web-сайт: проблемы отражения в открытом информационном пространстве основных функций библиотеки как социального института / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, О. И. Алдохина // 16-я Междунар. конф. «Крым 2009» – «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса», Судак, 6–14 июня, 2009. – Москва : ГПНТБ России, 2009. – С. 1–7.

5. Кулева О. В. Обзор основных направлений исследований сайтов библиотек / О. В. Кулева // Библиосфера. – 2009. – N 3. – С. 59–64.

6. Кулева О. В. Разработка системы оценки качества сайтов библиотек / О. В. Кулева //Там же. – № 2. – С. 58–63.

7. Ганзикова Г. Конкурс сайтов: плюсы и минусы / Галина Ганзикова // Библиотека. – 2009. – № 9. – С. 15–17.

8. Ядрова Г. В. Опрос удаленного пользователя как инструмент изучения и оценки электронных ресурсов вузовской библиотеки / Г. В. Ядрова // Науч. и техн. б-ки. – 2004. – № 10. – С. 28–-35.

9. Гендина Н. И. Сайты библиотек и музеев в едином информационном пространстве: анализ отечественного и зарубежного опыта структурирования контента / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, О. И. Алдохина // 15-я Юбилейная междунар. конф. «Крым 2008» – «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса», Судак, 7–15 июня, 2008. – Москва : ГПНТБ России, 2008. – С. 207–212.

10. Колкова Н. И. Оптимизация проектирования контента сайтов учреждений культуры и искусства: результаты исследований НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств / Н. И. Колкова, О. И. Алдохина, И. Л. Скипор // 11-я Междунар. конф. «Крым 2004» – «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса», Судак, 5–13 июня, 2004. – Москва : Изд-во ГПНТБ России, 2004. – С. 1099–1103.

11. Dujol A. Les sites web des bibliotheques: Trouver l'information ou la ronde des clics [Библиотечные Веб-сайты: как искать информацию, или карусель щелчков] / A. Dujol // BBF: Bull. bibl. Fr. – 2006. – Vol. 51. – № 3. – P. 38–42, 133–136.

12. Mundle K. ARL library catalog department Web sites: an evaluative study [Веб-сайты отделения библиотечного каталога Ассоциации научных библиотек (ARL, США): оценка] / Mundle K., H. Huie, N. S. Bangalore // Libr. Resour. and Techn. Serv. – 2006. – Vol. 50. – № 3. – P. 173–185.

13. Харыбина Т. Н. Создание библиотечного Веб-сайта / Т. Н. Харыбина, Н. А. Слащева, Ю. В. Мохначева // Библиотека. – 2005. – № 4. – С. 44–45.

14. Benz S. Next generation of library websites [Новое поколение библиотечных Веб-сайтов] / S. Benz // 15-я Юбилейная междунар. конф. «Крым 2008» – «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса», Судак, 7–15 июня, 2008. – Москва : ГПНТБ России, 2008. – P. 697–699.

15. Лаврик О. Л. Использование новейших технологий для реализации информационной функции библиотеки / О. Л. Лаврик, И. Г. Юдина // Библиосфера. – 2010. – № 1. – С. 35–41.

16. Торлин И. Г. Виртуальные сервисы детских библиотек: вчера, сегодня, завтра / И. Г. Торлин // 16-я Междунар. конф. «Крым 2009» – «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса», Судак, 6–14 июня, 2009. – Москва : ГПНТБ России, 2009. – С. 1–4.

17. Experience is best teacher at Library of Congress [Сайт Библиотеки конгресса США «Library of Congress Experience»] // Amer. Libr. – 2008. – Vol. 39. – № 6. – P. 42.

18. Руководство по поисковой оптимизации для начинающих от Google. – Режим доступа: http://sites.google.com/site/webmasterhelpforum/ru/stati/rukovodstvo-po-poiskovoj-optimizacii-dla-nacinausih-ot-google

19. Канн С. К. Особенности индексирования ресурсов библиотечного сайта роботами поисковых машин / С. К. Канн // Библиосфера. – 2009. – № 3. – С. 56–58.

  
На главную