БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
УДК
021.1:316.77
Г. Н. Швецова-Водка
Особенности библиотеки как
документальной системы
Дана характеристика библиотеки как терминальной, транзитной и
генеративной документальной коммуникационной системы (ДКС). Рассмотрены
особенности функционирования традиционной (предназначенной для печатных
документов) и электронной библиотек с точки зрения выполнения функции терминальной
ДКС.
Ключевые слова: библиотеки, терминальные документальные
коммуникационные системы, библиотечные фонды, транзитные документальные
коммуникационные системы, документный поток, межбиблиотечный абонемент,
электронная доставка документов, генеративные документальные коммуникационные
системы, библиотечные каталоги.
Закон Украины «О библиотеках и
библиотечном деле» дает официальное определение библиотеки: «информационное,
культурное, образовательное заведение (учреждение, организация) или структурное
подразделение, имеющее упорядоченный фонд документов и доступ к другим источникам
информации, главной задачей которого является обеспечение информационных,
научно-исследовательских, образовательных, культурных и других потребностей
пользователей библиотеки» [1].
С точки зрения документологии библиотека – это социально-коммуникационный институт, предназначенный для
сбора, хранения и организации пользования опубликованными документами. В виде
исключения некоторые библиотеки имеют архивные подразделения или отделы
рукописей, работающие как архивные учреждения, по специальным правилам. Но в большинстве библиотек
накапливаются и используются фонды
опубликованных документов. Именно они упорядочиваются, создают библиотечный
фонд, отражаются в справочно-библиографическом
аппарате библиотеки и предоставляются пользователям (читателям).
Библиотека – коммуникационный
посредник между опубликованными документами-книгами и их будущими
«потребителями» – читателями. Этот посредник необходим для того, чтобы собрать
документы в одном месте (т.е. сконцентрировать документный поток, преодолеть
естественное рассеяние опубликованных документов в пространстве) и облегчить
доступ к ним потребителей информации, обеспечить сохранение документов и
передачу их, а также заключенной в них информации, во времени.
Функционирование документальной
коммуникации, опосредованной опубликованными документами, без библиотеки, так
же, как и без первого коммуникационного посредника – производителя
опубликованных документов (издательства, редакции периодического издания),
невозможно. Библиотека – необходимое звено, элемент второго коммуникационного
посредника – системы книгораспространения и организации пользования книгами. В
структуре документально-книжной коммуникации библиотека занимает вполне
определенное место.
Первая и главная её задача –
обеспечить подбор для библиотечного фонда тех опубликованных (изданных)
документов, которые бы соответствовали информационным потребностям
пользователей, и так организовать фонд и справочно-библиографический аппарат к
нему, чтобы наилучшим образом, оперативно и качественно, удовлетворять
информационные потребности и запросы своих пользователей. Вторая задача –
содействовать опубликованию документов путем их депонирования и предоставления
в общественное пользование через библиотеку.
Большинство опубликованных
документов – печатные. Движениепечатных
документов и библиографической
информации о них в библиотеке представлено на рис. 1.
Рис. 1.
Движение документов и библиографической информации в
традиционной библиотеке
От
«производителя документов» создается документный поток (ДП), который попадает в
транзитную документальную коммуникационную систему (ДКС).
Библиотекарь-комплектатор выбирает из имеющегося документного массива те
документы, которые должны быть в библиотеке в соответствии с информационными
потребностями ее пользователей, и создает библиотечный фонд (БФ).
Библиотекарь-каталогизатор и библиограф обрабатывают документы, поступившие в
библиотеку, и отражают сведения о них в справочно-библиографическом аппарате
библиотеки (СБА), создавая библиографическую информацию (БИ). БИ поступает к
читателю в ответ на его информационный запрос. Получив библиографическую информацию,
читатель может обратиться к библиотекарю отдела обслуживания с документальным
запросом (требованием на документ) и получить во временное пользование документ
из библиотечного фонда.
Библиотечный
фонд (БФ) – это упорядоченное множество документов, которое формируется и сохраняется
библиотекарем и предоставляется пользователям – физическим и юридическим лицам
– с целью удовлетворения их информационных потребностей [3]. БФ – это как правило весь документный фонд библиотеки или ее
подразделения (в отличие от архива, чей документный фонд состоит из многих архивных
фондов).
Созданием,
т.е. комплектованием и упорядочиванием библиотечного фонда, занимается библиотекарь-комплектатор; его отражением в СБА библиотеки –
библиотекарь-каталогизатор и библиограф. Обслуживанием абонентов библиотеки и
использованием библиотечного фонда – библиотекарь отдела обслуживания. Если
библиотека большая, то существуют отделы хранения основного фонда, где работают
библиотекари-хранители, и подсобные фонды отделов обслуживания.
Для того чтобы удовлетворить свою информационную
потребность, пользователь библиотеки (читатель) формулирует информационный
запрос и обращается с ним к справочно-библиографическому аппарату библиотеки
или к библиографу. Читатель получает библиографическую информацию и с ней
обращается к библиотекарю отдела обслуживания, который использует библиотечный
фонд и выдает читателю нужные документы. Если подсобный фонд отдела
обслуживания небольшой, библиотекарь может удовлетворить запрос читателя без
его обращения к СБА и библиографической информации.
Еще один вариант получения документов из БФ – свободный
доступ к нему. Но это возможно лишь при особой организации фонда и обслуживания.
С появлением электронных опубликованных документов
функции библиотекаря и возможности читателя меняются. Это дает основание
говорить о будущей библиотеке как «библиотеке без стен, без книг и без
библиотекарей». Но это – только внешнее и неверное по своей сущности представление.
Электронная
библиотека (т.е. содержащая в своем фонде электронные документы) тоже должна
иметь определенную материальную базу (условно говоря – «стены»). «Книги» в ЭБ –
это электронные документы, хранящиеся на серверах, «невидимых» для
пользователя. Поэтому и появляется неверное представление о библиотеке «без
книг». Комплектованием электронных документов должен заниматься библиотекарь-комплектатор, который создает электронный библиотечный фонд.
Этот фонд может быть распределенным, т.е. сохраняться не в одном физическом
месте, а на разных серверах. Такой фонд должен отражаться в электронном СБА,
создание которого – задача библиотекаря (каталогизатора, библиографа).
Пользователь
ЭБ может не обращаться к посреднику — библиотекарю отдела обслуживания. Но
функционирование ЭБ должен обеспечивать библиотекарь. Возможно, он будет
называться по-другому; технология библиотечных процессов изменится, но
деятельность посредника между
производителями электронных документов и их пользователями будет нужна обществу
так же, как и в случае с печатными документами.
Для
читателя электронной библиотеки путь к нужной информации будет значительно
упрощен, но только при условии качественной подготовки электронных документов к
использованию. Через электронный СБА библиотеки пользователь будет иметь
возможность получать не только электронную БИ, но и через гипертекстовые ссылки
доступ к электронному документу, который он сможет «открыть» или «сохранить» на
своем компьютере (рис. 2).
Обладая электронной библиографической
информацией, читатель может обратиться
непосредственно в электронный документный фонд и ознакомиться с документами, не
обращаясь к библиотекарю. Функции, условия работы и результаты деятельности
библиотекаря меняются.
Рис. 2.
Движение документов и библиографической информации в
электронной библиотеке
Сущность же библиотеки как накопителя опубликованных документов и
организатора их использования потребителями информации с появлением электронных
документов не изменилась. Изменились лишь способы комплектования библиотеки
(электронными опубликованными документами), создания библиотечных фондов,
предоставления их в пользование. При этом для читателей условия доступа к
информации улучшились: повысилась оперативность получения документа, путь
читателя к нему стал проще.
Работа с электронными
документами потребовала от библиотек значительного усиления их материально-технической
базы, разработки новых технологий комплектования, хранения и обеспечения
доступа к информации. Потребовались изменения и дополнения в содержании
библиотековедческих научных и учебных дисциплин, в системе подготовки библиотекарей
и библиографов.
Таким образом, библиотека
по-прежнему выполняет в первую очередь функцию терминальной ДКС [2–4], хотя условия её деятельности
претерпевают изменения.
Признавая главной,
системообразующей функцию терминальной ДКС, нельзя не отметить, что библиотеку
можно рассматривать как генеративную и транзитную ДКС. Генеративная ДКС
призвана генерировать, т.е. производить информацию, которая будет фиксироваться
в документах и затем передаваться потребителям. Следует признать, что каждая
библиотека производит прежде всего БИ о своих фондах в виде каталогов и картотек,
без которых невозможно эффективное функционирование библиотеки. С производством
БИ связано также библиографическое обслуживание пользователей (справки,
библиографические бюллетени, списки новых поступлений и др.). Кроме того,
библиотеки создают библиографические указатели, предназначенные не только для
своих читателей, но и для всех заинтересованных потребителей информации, или в
целом – для обеспечения потребностей общества.
Перечисленные виды документов,
производимых библиотекой, стали традиционными практически для всех общественных
библиотек, поэтому любую из них можно рассматривать не только как терминальную,
но и как генеративную ДКС. В последние годы к традиционным документам
прибавились новые, предполагающие более глубокий анализ документных потоков и
массивов опубликованных источников и создание синтезирующих документов. Роль
библиотеки как генеративной ДКС становится всё более заметной, что привлекает
внимание исследователей [5].
Следует
также отметить, что каждая библиотека производит документы для внутреннего
пользования, служебные (положения, инструкции, приказы и т.д.), используемые
как правило в неопубликованном виде для обеспечения жизнедеятельности
учреждения [6] и попадающие по
истечении срока их действия в архив.
Многие
библиотеки занимаются научными исследованиями и, следовательно, создают научные
документы, предназначенные для опубликования. Крупнейшие библиотеки становятся
издательскими центрами, выпускающими научную и профессионально-производственную
литературу. Это свидетельствует о том, что современная библиотека может
рассматриваться и как генеративная ДКС.
Полагаю,
что библиотеку можно квалифицировать и как транзитную ДКС. Прежде всего, роль
транзитной ДКС она выполняет по отношению к тем документам, которые составляют
её основной фонд, когда организует обслуживание пользователей по
межбиблиотечному абонементу, т.е. осуществляет доставку документов из одной
библиотеки в другую. С развитием электронных коммуникаций библиотека стала
заниматься и электронной доставкой документов (ЭДД) непосредственно абоненту.
ЭДД распространяется не только на новые виды документов, созданные по электронной
технологии. По заказам пользователей библиотека может оцифровывать (переводить
в электронную форму) традиционные печатные документы и пересылать их
заказчикам.
Обязанности
транзитной ДКС библиотека выполняет и в том случае, когда занимается
распространением и доставкой пользователям своей продукции: библиографической,
производственной или научной.
Создание
электронных коллекций, доступных пользователям на веб-сайтах библиотек, ещё
больше усиливает их роль как транзитных ДКС, потому что они обеспечивают
доставку электронных документов получателям даже без «вмешательства»
библиотекаря в этот процесс, т.е. без библиотекаря как промежуточного звена
между документным фондом и его пользователями. В то же время надо помнить, что
библиотекарь выполняет значительную подготовительную работу по выявлению,
отбору, обеспечению хранения и доступа к электронным документам. Эта работа
«невидима» для пользователя, не мешает непосредственному доступу к документам,
но именно благодаря ей библиотека расширяет свои возможности как транзитной
ДКС.
Таким
образом, мы не можем однозначно квалифицировать библиотеку как терминальную
ДКС, хотя эта роль – основная для библиотеки, её предназначение. Если
библиотека не будет собирать фонд опубликованных документов и организовывать их
использование, она уже не будет библиотекой. Но в то же время современная
библиотека – это и генеративная, и транзитная ДКС, причём в таком аспекте
деятельность библиотеки связана не только с её документным фондом, но и с
другими документами, производимыми самой библиотекой.
Появление электронных
документов значительно изменило структуру всей системы документальных
коммуникаций. Возникли новые генеративные, транзитные и терминальные ДКС. В то
же время ряд традиционных ДКС, в том числе и библиотека, адаптировались к новым
условиям, изменив собственную структуру или связи между её элементами.
Сравнение приведенных вариантов
деятельности библиотеки по формированию фондов печатных и электронных
документов и способов удовлетворения информационных запросов пользователей
свидетельствует о значительном упрощении для пользователя пути получения нужной
информации в ЭБ. Роль библиотекаря в ЭБ несколько изменяется, но не отменяется.
Одновременно значительно повышаются требования к материально-технической базе
библиотеки, которая должна обеспечить хранение электронных документов,
свободный доступ к ним пользователей, качественное отражение информации о них в
СБА библиотеки.
Список
источников
1. Про внесення
змін до Закону України «Про бібліотеки і бібліотечну справу» : Закон України
від 21 трав. 2009 р. № 1388-VI // Відом. Верхов. Ради України. –
2009. – № 39. –
Ст. 557; Те саме [Електронний ресурс]. – Режим
доступа: http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/
laws/main.cgi
2. Столяров Ю. Н. Документный
ресурс : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений /
Ю. Н. Столяров. – Москва : Либерея, 2001. – 149 с.
3. Столяров Ю. Н. Документный
ресурс : учеб. пособие для высш. учеб. заведений /
Ю. Н. Столяров. – Москва : Либерея, 2009. – 223 с. – (Спец. серия «Проф. практикум»).
4. Соляник А. А.Документні потоки та масиви: навч. посіб. для вищ. навч. закл. культури і мистецтв /А. А. Соляник ; Харк. держ. акад. культури. – Х., 2000. – 109 с.
5. Давидова І. О. Бібліотечне виробництво в інформаційному суспільстві
: монографія / І. О. Давидова ; Харк. держ. акад. культури. – Х. :
ХДАК, 2005. – 294 с.
6. Зайцева Т. А. Современные
методики делопроизводства в библиотеке : учеб.-метод. пособие / Т. А. Зайцева.
– Москва : Либерея, 2004. – 126 с. – (Библиотекарь и время ; вып. 3).
|