Научные и технические библиотеки №1 2008 год
Содержание:

14-я Международная конференция «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2007»

Шрайберг Я. Л. Роль библиотек в обеспечении доступа к информации и знаниям в информационном веке. Ежегодный доклад Международной конференции «Крым

Секция «Автоматизированные и корпоративные библиотечные системы и технологии»

Воройский Ф. С. Итоги работы секции «Автоматизированные и корпоративные библиотечные системы и технологии» на Конференции «Крым–2007»

Маршак Б. И., Рагимова М. А. Автоматизированная система Российского Сводного каталога как корпоративный ресурс научно-технической информации

Карауш А. С., Макаревич А. С. Развитие информационных технологий в библиотеках: взгляд в будущее

Баженов И. С., Павлов А. И. Анализ информационного массива АБИС для оптимизации подсистемы резервного копирования

Еремеев Л. Г., Кузнецов А. В., Стрельчук И. П., Шепелева Ю. Ю. Сравнительный анализ функциональности современных библиотечных Z-клиентов

Жижимов О. Л., Мазов Н. А. Сервер ZooPARK: вчера, сегодня, завтра

Секция «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Столяров Ю. Н. Секция «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» – год шестой. (Аналитический обзор докладов

Дворкина М. Я. Библиотечно-информационная деятельность как система

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Соколов А. В. Эволюция библиотечной школы

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Земсков А. И. Некоторые особенности работы с электронными документами

НОВОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ

«Медиатека» – журнал о новых информационно-коммуникационных технологиях в библиотеках


Л. Г. Еремеев, А. В. Кузнецов,
И. П. Стрельчук, Ю. Ю. Шепелева

Омский государственный университет
им. Ф. М.  Достоевского

Сравнительный анализ функциональности
современных библиотечных Z-клиентов

Проведено сравнение программных систем, предназначенных для поиска библиографической информации через Интернет посредством протокола Z39.50. Рассмотрены наиболее распространенные системы подобного рода, работающие через веб-сайты (шлюзы), и программы, осуществляющие поиск напрямую на Z-серверах библиотек.

В результате реализации национального проекта «Образование» большинство российских школ получат широкополосное соединение с Интернетом. Это означает, что Интернет будет интенсивнее использоваться в образовательном процессе. Возникает естественный вопрос: какие возможности имеются у преподавателей и учащихся для доступа к общеобразовательным ресурсам через Сеть.

Сейчас в российском Интернете легко найти развлекательные, информационные, коммуникативные ресурсы, электронные магазины и т. п., которые будут выполнять не вспомогательную, а скорее отвлекающую функцию при обучении. Поэтому проблема обеспечения возросшей потребности именно в образовательных ресурсах выходит на первый план.

Создание новых учебно-образовательных ресурсов – бесконечный процесс, но уже сейчас в Интернете можно найти много информации, полезной для образования. Прежде всего – через библиотеки, изначально предназначавшиеся для обучения и передачи знаний из поколения в поколение. Наиболее крупные из них уже используют новые технологии для предоставления пользователям своих фондов и накопили огромный опыт для обеспечения столь расширившейся аудитории качественными учебно-образовательными пособиями: статьями, книгами, учебниками.

Для этого крупные библиотеки организовали и постоянно пополняют электронные каталоги своих фондов, создали серверы, позволяющие работать с этими каталогами через Интернет (Z-серверы), а также серверы для хранения полных электронных копий библиотечных документов для удобства учащихся, не имеющих возможности или желания работать непосредственно с бумажными оригиналами. Чтобы получить доступ к этим ресурсам, учащимся необходимо воспользоваться специальными поисковыми системами (Z-клиенты), которых существует уже достаточно много. Ниже представлен обзор функциональных возможностей некоторых таких систем и показано удобство их использования.

Для начала остановимся на вопросе необходимости Z-клиентов. Действительно, в Интернете давно существуют поисковые системы, уже привычные для всех, способные искать любую текстовую, а некоторые и графическую информацию (Yandex, Google, Rambler). Сейчас русскоязычный Интернет содержит мало ресурсов учебно-образовательного плана, поэтому большую часть результатов поиска в поисковых системах будут составлять ссылки на электронные магазины, новости, высказывания обычных пользователей по искомой тематике. Ресурсы, содержащие профессиональные источники, будут составлять небольшую долю всего найденного по запросу и находиться обычно далеко не в начале его перечисления. Поэтому использование таких поисковых систем достаточно часто не будет давать положительного результата, а иногда будет вводить в заблуждение или отвлекать от учебного процесса.

Приведем два примера. Первый – поиск пособия А. М. Попова «Химия и экология» через поисковую систему Yandex.ru и через LibNavigator. Поисковый запрос «попов химия и экология» в Yandex.ru дал в результате 13 ссылок на различные веб-ресурсы, среди которых было несколько документов, описывающих университет автора, его кафедру, текст газеты, в которой он печатал свой материал по схожей тематике, а также ссылки на его однофамильцев. Ни одной ссылки на текст пособия найдено не было. Поиск через LibNavigator дал ссылку на полный текст пособия в библиотеке Омского государственного университета.

Второй пример – поиск диссертации Григорьева «Культурологический смысл концерта» в поисковой системе Google.com и LibNavigator. Поиск через Google. com дал 419 ссылок – список, затруднительный для полного просмотра, начинающийся со ссылок на перечень избранных книг (без текста самой диссертации); упоминание искомой диссертации в другой статье, культурологический форум и работы однофамильцев автора. В результате поиска через LibNavigator в каталоге полнотекстовых диссертаций Российской государственной библиотеки найден полный текст диссертации.

Эти примеры показывают, что для поиска учебно-образовательных материалов необходимо, во-первых, сузить поле поиска, ограничившись, по возможности, профессионально составленными каталогами специализированной литературы, большинство из которых хранится в современных библиотеках; а во-вторых, расширить функциональность поиска, дав возможность пользователю указывать, какую роль в искомом тексте играют вводимые им поисковые фразы (например, фамилия автора или заглавие издания). Оба эти направления сочетаются в протоколе Z39.50, на основе которого работают и Z-серверы, и Z-клиенты.

Все Z-клиенты делятся на приложения, работающие через Интернет-браузеры на специализированных сайтах, называемых также шлюзами, и программы, дополнительно устанавливаемые на компьютер пользователя, которые в дальнейшем мы будем называть «чистыми» Z-клиентами. Мы рассмотрели наиболее популярных представителей каждой из групп. Из шлюзов выбраны books.google.com – поиск книг по Z-серверам всего мира и www.arbicon.ru – самая крупная российская система подобного типа. Из «чистых» Z-клиентов: «LibNavigator» и «BookWhere».

Опишем плюсы и минусы каждого из типов Z-клиентов.

Единственный, но очень важный плюс использования шлюзов – это их способность работать практически на любом компьютере без установки дополнительного программного обеспечения. Необходимы только соединение с Интернетом и любой из веб-браузеров, например InternetExplorer (имеется на всяком компьютере, работающем под управлением операционной системы Windows). Для работы «чистых» Z-клиентов необходимо предварительно установить их на компьютер. Также немаловажным фактором является их стоимость, использование же большинства шлюзов – бесплатное.

Шлюзы, как правило, создаются для доступа к ограниченному количеству Z-серверов, собранных по территориальному признаку (Омская КБС содержит омские Z-серверы, Новосибирская КБС – новосибирские и т. д.), поэтому для использования нескольких таких систем пользователю приходится изучать интерфейсы и особенности использования их всех, что достаточно сложно. Лишь немногие позволяют одновременно искать информацию на большом количестве Z-серверов. В этом случае организации, поддерживающие шлюзы, и организации, обслуживающие Z-серверы, не связаны непосредственно, что приводит к ошибкам в работе шлюзов после изменений настроек Z-серверов.

Главным недостатком шлюзов является их вторичность, или посредничество в соединении пользователя и Z-сервера. При работе с ними поисковый запрос сначала отправляется от пользователя к шлюзу, затем от шлюза к Z-серверу, который формирует ответ, отправляет его шлюзу, а шлюз отправляет пользователю. Таким образом, один запрос выполняется в четыре этапа, и каждый может быть достаточно длительным, особенно если речь идет не о зональных шлюзах (таких, как Омская или Новосибирская КБС), а о глобальных. В случае использования локальных шлюзов и
Z-серверы, доступные через него, и сам шлюз находятся практически в одном месте, поэтому передача данных между ними происходит быстро. Для глобальных шлюзов время этой передачи гораздо дольше, так как шлюз и Z-сервер могут находиться даже в разных полушариях. Время передачи данных между шлюзом и пользователем в обоих случаях зависит только от расстояния между ними.

«Чистые» Z-клиенты лишены этого недостатка, так как обращаются напрямую к Z-серверам, поэтому время обработки запроса по сравнению со шлюзами сокращается вдвое.

Еще один недостаток шлюзов появился вследствие ограничения самих средств разработки программ для работы в рамках Интернет-сайта. Эти ограничения позволили снабдить пользователя только базовой функциональностью для поиска, большинство же дополнительных возможностей в подобных системах не реализовано. Для «чистых» Z-клиентов таких ограничений нет, что позволяет их разработчикам сделать свои программы гораздо удобнее.

Теперь рассмотрим подробнее каждую из перечисленных выше систем, чтобы выяснить, насколько подробную и адекватную запросу информацию можно через них получить. Для сравнения используем два поисковых запроса различной степени популярности, ориентируясь на полезность найденной информации для отечественного пользователя.

Первый – роман Пушкина «Евгений Онегин». Второй – учебник Горбатова «Дискретная математика» 2003 года издания.

Во всех перечисленных выше системах есть возможность производить поиск одновременно и по автору, и по заглавию книги, поэтому взятые примеры иллюстрируют объем библиографических записей, доступных через данные системы.

Результаты поиска:

books.google.com, «Евгений Онегин» – 19 ссылок на три локальных шлюза (американский, израильский и литовский), в которых хранится информация о различных изданиях этого произведения. В указанных шлюзах можно узнать о местонахождении книг и их библиографическом описании. Интерфейсы шлюзов различны, различны и требования шлюзов для получения подробной информации об искомой записи (так, в одном из них для получения более подробной информации требуется пароль). Среди библиотек, в каталогах которых были найдены книги, нет ни одной российской, что иллюстрирует неэффективность использования books.google.com для читателей из России. Кроме того, изучение нескольких интерфейсов достаточно сложно и нет возможности получить информацию о существовании искомого издания в региональных библиотеках.

Стоит оговориться, что найти полный текст «Евгения Онегина» через обычную поисковую систему www.google.com очень просто, так как это одна из наиболее известных книг. Мы же в данном докладе хотели сравнить именно библиотечные поисковые системы.

Учебник Горбатова по дискретной математике через books.google.com найден только в Ереванской библиотеке, что неудивительно, поскольку зарубежные библиотеки содержат достаточно мало редких русскоязычных документов.

Поиск обеих книг через www.arbicon.ru и LibNavigator по количеству найденных записей дал примерно одинаковые результаты (первый пример – десятки тысяч записей, второй – 4–5 записей в библиотеках различных регионов России), так как обе системы включают в свое поле поиска большинство российских Z-серверов. В этом случае имеет смысл сравнить время поиска и полноту получаемой информации, а также удобство ее просмотра. Поиск через LibNavigator идет быстрее, поскольку это не шлюз, а «чистый» Z-клиент. В LibNavigator всю информацию о библиотеке-источнике и библиографическом описании всех найденных записей можно посмотреть в одном окне; а для каждой записи, найденной через www.arbicon.ru, придется открывать новое окно – в общем списке можно увидеть только краткое описание издания.

BookWhere содержит мало российских каталогов, поэтому результаты по предложенным нами запросам дают гораздо меньше библиографических записей. Представленные в поисковой системе российские Z-серверы находятся только в Москве и С.-Петербурге, что ставит под сомнение эффективность ее использования в других регионах России.

Немаловажным фактором является стоимость BookWhere ($427) – довольно высокая для большинства российских пользователей. К этому стоит добавить сложность опробования trial-версии: для опробования нужно заполнить форму-требование от лица организации. Такая пробная версия работает только 10 дней.

На основании проведенного сравнительного анализа мы считаем, что сегодня наиболее удобным Z-клиентом для российских пользователей является LibNavigator.

  
На главную