![](images/null.gif)
Л. Г. Еремеев,
А. В. Кузнецов, И. П. Стрельчук, Ю. Ю. Шепелева
Омский государственный университет
им. Ф. М. Достоевского
Сравнительный анализ функциональности
современных библиотечных Z-клиентов
Проведено сравнение программных систем, предназначенных для поиска
библиографической информации через Интернет посредством протокола Z39.50.
Рассмотрены наиболее распространенные системы подобного рода, работающие через
веб-сайты (шлюзы), и программы, осуществляющие поиск напрямую на Z-серверах библиотек.
В результате реализации национального проекта «Образование»
большинство российских школ получат широкополосное соединение с Интернетом. Это
означает, что Интернет будет интенсивнее использоваться в образовательном
процессе. Возникает естественный вопрос: какие возможности имеются у
преподавателей и учащихся для доступа к общеобразовательным ресурсам через
Сеть.
Сейчас в российском Интернете легко найти развлекательные,
информационные, коммуникативные ресурсы, электронные магазины и т. п., которые
будут выполнять не вспомогательную, а скорее отвлекающую функцию при обучении.
Поэтому проблема обеспечения возросшей потребности именно в образовательных
ресурсах выходит на первый план.
Создание новых учебно-образовательных ресурсов – бесконечный
процесс, но уже сейчас в Интернете можно найти много информации, полезной для
образования. Прежде всего – через библиотеки, изначально предназначавшиеся для
обучения и передачи знаний из поколения в поколение. Наиболее крупные из них
уже используют новые технологии для предоставления пользователям своих фондов и
накопили огромный опыт для обеспечения столь расширившейся аудитории качественными
учебно-образовательными пособиями: статьями, книгами, учебниками.
Для этого крупные библиотеки организовали и постоянно
пополняют электронные каталоги своих фондов, создали серверы, позволяющие работать
с этими каталогами через Интернет (Z-серверы), а также серверы для хранения полных электронных копий
библиотечных документов для удобства учащихся, не имеющих возможности или
желания работать непосредственно с бумажными оригиналами. Чтобы получить доступ
к этим ресурсам, учащимся необходимо воспользоваться специальными поисковыми
системами (Z-клиенты), которых существует уже достаточно много. Ниже
представлен обзор функциональных возможностей некоторых таких систем и показано
удобство их использования.
Для начала остановимся на вопросе необходимости Z-клиентов. Действительно, в
Интернете давно существуют поисковые системы, уже привычные для всех, способные
искать любую текстовую, а некоторые и графическую информацию (Yandex, Google, Rambler). Сейчас
русскоязычный Интернет содержит мало ресурсов учебно-образовательного плана,
поэтому большую часть результатов поиска в поисковых системах будут составлять
ссылки на электронные магазины, новости, высказывания обычных пользователей по
искомой тематике. Ресурсы, содержащие профессиональные источники, будут
составлять небольшую долю всего найденного по запросу и находиться обычно
далеко не в начале его перечисления. Поэтому использование таких поисковых
систем достаточно часто не будет давать положительного результата, а иногда
будет вводить в заблуждение или отвлекать от учебного процесса.
Приведем два примера. Первый – поиск пособия
А. М. Попова «Химия и экология» через поисковую систему Yandex.ru и через LibNavigator. Поисковый запрос «попов
химия и экология» в Yandex.ru дал в результате 13 ссылок
на различные веб-ресурсы, среди которых было несколько документов, описывающих
университет автора, его кафедру, текст газеты, в которой он печатал свой
материал по схожей тематике, а также ссылки на его однофамильцев. Ни одной
ссылки на текст пособия найдено не было. Поиск через LibNavigator дал ссылку на полный текст
пособия в библиотеке Омского государственного университета.
Второй пример – поиск диссертации Григорьева «Культурологический
смысл концерта» в поисковой системе Google.com
и LibNavigator. Поиск
через Google. com дал 419 ссылок – список,
затруднительный для полного просмотра, начинающийся со ссылок на перечень
избранных книг (без текста самой диссертации); упоминание искомой диссертации в
другой статье, культурологический форум и работы однофамильцев автора. В результате поиска через LibNavigator в каталоге полнотекстовых диссертаций Российской
государственной библиотеки найден полный текст диссертации.
Эти примеры показывают, что для поиска
учебно-образовательных материалов необходимо, во-первых, сузить поле поиска,
ограничившись, по возможности, профессионально составленными каталогами
специализированной литературы, большинство из которых хранится в современных библиотеках;
а во-вторых, расширить функциональность поиска, дав возможность пользователю
указывать, какую роль в искомом тексте играют вводимые им поисковые фразы
(например, фамилия автора или заглавие издания). Оба эти направления сочетаются
в протоколе Z39.50, на
основе которого работают и Z-серверы,
и Z-клиенты.
Все Z-клиенты
делятся на приложения, работающие через Интернет-браузеры на специализированных
сайтах, называемых также шлюзами, и программы, дополнительно устанавливаемые на
компьютер пользователя, которые в дальнейшем мы будем называть «чистыми» Z-клиентами. Мы рассмотрели
наиболее популярных представителей каждой из групп. Из шлюзов выбраны books.google.com – поиск книг по Z-серверам всего мира и www.arbicon.ru – самая крупная российская
система подобного типа. Из «чистых» Z-клиентов: «LibNavigator»
и «BookWhere».
Опишем плюсы и минусы каждого из типов Z-клиентов.
Единственный, но очень важный плюс использования шлюзов –
это их способность работать практически на любом компьютере без установки
дополнительного программного обеспечения. Необходимы только соединение с Интернетом и любой из веб-браузеров,
например InternetExplorer (имеется на всяком компьютере, работающем под
управлением операционной системы Windows).
Для работы «чистых» Z-клиентов
необходимо предварительно установить их на компьютер. Также немаловажным
фактором является их стоимость, использование же большинства шлюзов – бесплатное.
Шлюзы, как правило, создаются для доступа к ограниченному
количеству Z-серверов,
собранных по территориальному признаку (Омская КБС содержит омские Z-серверы, Новосибирская КБС
– новосибирские и т. д.), поэтому для использования нескольких таких
систем пользователю приходится изучать интерфейсы и особенности использования
их всех, что достаточно сложно. Лишь немногие позволяют одновременно искать
информацию на большом количестве Z-серверов. В этом случае организации, поддерживающие шлюзы, и
организации, обслуживающие Z-серверы,
не связаны непосредственно, что приводит к ошибкам в работе шлюзов после
изменений настроек Z-серверов.
Главным недостатком шлюзов является их вторичность, или
посредничество в соединении пользователя и Z-сервера. При работе с ними поисковый запрос сначала
отправляется от пользователя к шлюзу, затем от шлюза к Z-серверу, который формирует ответ,
отправляет его шлюзу, а шлюз отправляет пользователю. Таким образом, один
запрос выполняется в четыре этапа, и каждый может быть достаточно длительным,
особенно если речь идет не о зональных шлюзах (таких, как Омская или
Новосибирская КБС), а о глобальных. В случае использования локальных шлюзов и Z-серверы, доступные
через него, и сам шлюз находятся практически в одном месте, поэтому передача
данных между ними происходит быстро. Для глобальных шлюзов время этой передачи
гораздо дольше, так как шлюз и Z-сервер
могут находиться даже в разных полушариях. Время передачи данных между шлюзом и
пользователем в обоих случаях зависит только от расстояния между ними.
«Чистые» Z-клиенты
лишены этого недостатка, так как обращаются напрямую к Z-серверам, поэтому время обработки
запроса по сравнению со шлюзами сокращается вдвое.
Еще один недостаток шлюзов появился вследствие ограничения
самих средств разработки программ для работы в рамках Интернет-сайта. Эти
ограничения позволили снабдить пользователя только базовой функциональностью для
поиска, большинство же дополнительных возможностей в подобных системах не
реализовано. Для «чистых» Z-клиентов
таких ограничений нет, что позволяет их разработчикам сделать свои программы гораздо
удобнее.
Теперь рассмотрим подробнее каждую из перечисленных выше систем,
чтобы выяснить, насколько подробную и адекватную запросу информацию можно через
них получить. Для сравнения используем два поисковых запроса различной степени
популярности, ориентируясь на полезность найденной информации для отечественного
пользователя.
Первый – роман Пушкина «Евгений Онегин». Второй – учебник Горбатова
«Дискретная математика» 2003 года издания.
Во всех перечисленных выше системах есть возможность
производить поиск одновременно и по автору, и по заглавию книги, поэтому взятые
примеры иллюстрируют объем библиографических записей, доступных через данные
системы.
Результаты поиска:
books.google.com,
«Евгений Онегин» – 19 ссылок на три локальных шлюза (американский, израильский
и литовский), в которых хранится информация о различных изданиях этого
произведения. В указанных шлюзах можно узнать о местонахождении книг и их
библиографическом описании. Интерфейсы шлюзов различны, различны и требования
шлюзов для получения подробной информации об искомой записи (так, в одном из
них для получения более подробной информации требуется пароль). Среди библиотек,
в каталогах которых были найдены книги, нет ни одной российской, что
иллюстрирует неэффективность использования books.google.com
для читателей из России. Кроме того, изучение нескольких интерфейсов достаточно
сложно и нет возможности получить информацию о существовании искомого издания в
региональных библиотеках.
Стоит оговориться, что найти полный текст «Евгения Онегина»
через обычную поисковую систему www.google.com
очень просто, так как это одна из наиболее известных книг. Мы же в данном
докладе хотели сравнить именно библиотечные поисковые системы.
Учебник Горбатова по дискретной математике через books.google.com найден только в Ереванской
библиотеке, что неудивительно, поскольку зарубежные библиотеки содержат
достаточно мало редких русскоязычных документов.
Поиск обеих книг через www.arbicon.ru
и LibNavigator по
количеству найденных записей дал примерно
одинаковые результаты (первый пример – десятки тысяч записей, второй –
4–5 записей в библиотеках различных регионов России), так как обе системы
включают в свое поле поиска большинство российских Z-серверов. В этом случае имеет смысл
сравнить время поиска и полноту получаемой информации, а также удобство ее просмотра.
Поиск через LibNavigator
идет быстрее, поскольку это не шлюз, а «чистый» Z-клиент. В LibNavigator всю информацию о библиотеке-источнике
и библиографическом описании всех найденных записей можно посмотреть в одном
окне; а для каждой записи, найденной через www.arbicon.ru,
придется открывать новое окно – в общем списке можно увидеть только краткое
описание издания.
BookWhere
содержит мало российских каталогов, поэтому результаты по предложенным нами
запросам дают гораздо меньше библиографических записей. Представленные в
поисковой системе российские Z-серверы
находятся только в Москве и С.-Петербурге, что ставит под сомнение эффективность
ее использования в других регионах России.
Немаловажным фактором является стоимость BookWhere ($427) –
довольно высокая для большинства российских пользователей. К этому стоит
добавить сложность опробования trial-версии: для опробования нужно заполнить
форму-требование от лица организации. Такая пробная версия работает только 10
дней.
На основании проведенного сравнительного анализа мы считаем,
что сегодня наиболее удобным Z-клиентом для российских пользователей является
LibNavigator.
|