Научные и технические библиотеки №10 2015 год
Содержание:

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Шрайберг Я. Л. Современные библиотеки под информационно-технологическим прессингом на тернистом пути в будущее: история «борьбы» с книгой и перспективы её выживания. Ежегодный доклад международного профессионального форума «Крым–2015»

Соколов А. В. Миражи. Россия. 2045. Библиофутурологическая лекция

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Сукиасян Э. Р. Деятельность, структура и система управления современной библиотеки. Часть 1. Направления деятельности библиотеки

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ АССОЦИАЦИИ

«Библиотеки будущего» – новая профессиональная ассоциация

Лиховид Т. Ф. Американской Ассоциации по образованию в области библиотечных и информационных наук – 100 лет

ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕК И БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА

Гранкина И. И. Проектирование подготовки кадров для общедоступных библиотек в губерниях и уездах России в 1918 – начале 1921 г.

Столяров Ю. Н. Библиотеки Арабского халифата. К 110-летию Мусульманского отделения Национальной библиотеки Республики Татарстан и 25-летию Республиканской крымскотатарской библиотеки им. И. Гаспринского


УДК 02:37(470) (09)

И. И. Гранкина
Обоянский филиал Курского колледжа культуры

Проектирование подготовки кадров
для общедоступных библиотек в губерниях и уездах России
в 1918 – начале 1921 гг.

Освещена деятельность представителей библиотечной общественности и органов управления библиотечным делом на местах, направленная на разработку проектов подготовки работников для общедоступных библиотек в первые послереволюционные годы.

Ключевые слова: Е. В. Гогель, Д. А. Балика, подготовка библиотечных кадров, проектирование, Вятские библиотечные курсы, Тверские библиотечные курсы, се-минарии.

UDC 02:37(470) (09)

Irina Grankina
Oboyan branch of Kursk Regional College of Culture, Oboyan, Russia

Designing for training for public libraries in the provinces and
districts of Russia in 1918 – early of 1921

The author highlights the activities of the library community and practical measures taken to provide training for public libraries in the first years after the October revolution.

Keywords: Elena Gogel, Dmitry Balika, library staff training, project design, Vyatka Li-brary Courses, Tver Library Courses, seminaries.

Разработка проектов подготовки работников для общедоступных библиотек осуществлялась в губернских и уездных центрах России начиная с весны 1918 г., т.е. задолго до получения соответствующих указаний из внешкольного отдела Наркомпроса.

Проектирование на местах носило локальный характер и было направлено на удовлетворение потребности местных библиотек в подготовленных работниках. В первую очередь к проектированию приступали в тех губерниях, где в дореволюционное время уже проводилось обучение библиотечного персонала в рамках внешкольных, учительских, библиотечных курсов или иных форм подготовки библиотекарей. Немаловажным фактором для проектирования являлось наличие соответствующей материальной базы.

Разработчиками проектов обучения библиотекарей были представители местной библиотечной интеллигенции, одновременно выступавшие и в роли инициаторов подготовки библиотечных работников и устроителей курсов.

Со второй половины 1918 г. вопросами проектирования подготовки библиотечного персонала стали заниматься местные органы управления библиотечным делом. Как правило, проектирование было связано с разработкой документации, необходимой для выделения субсидий на организацию и проведение библиотечных курсов. После того как, в соответствии с декретом от 5 июня 1918 г., началось государственное финансирование народного образования, и в том числе библиотечных курсов, местные органы управления были обязаны направлять во Внешкольный отдел программы курсов и сметы на их содержание и организацию.

Местными органами управления библиотечным делом, помимо смет и программ, являвшихся важными составляющими проектов, разрабатывались и оформлялись сопровождающие их документы. К ним относились ходатайства о рассмотрении смет и отпуске запрашиваемых кредитов, а также объяснительные записки к программам. Ходатайства, записки и собственно сметы во многих случаях также содержали элементы проектов будущих курсов.

В историю библиотечного образования вошли курсы, проводимые в Вятской губернии. Они были одними из первых, организованных в советское время на периферии. С точки зрения проектирования обучения библиотекарей, а также участия в нём представителей библиотечной общественности и местных органов управления народным образованием, эти курсы представляют немалый интерес.

Инициатор организации первых библиотечных курсов в Вятке – Елена Владимировна Гогель (1864–1955), возглавлявшая до Октябрьской революции библиотеку Санкт-Петербургского женского института, являлась активным членом Русского библиологического общества, одним из учредителей Общества библиотековедения в Санкт-Петербурге, участницей I Всероссийского съезда по библиотечному делу. Е. В. Гогель была лично знакома с Л. Б. Хавкиной.

Начиная с февраля 1918 г. Е. В. Гогель занимала в Вятской публичной библиотеке должность учёного библиотекаря, в обязанности которого, в числе прочего, входило составление проектов улучшения и развития библиотечного дела. Когда началась Октябрьская революция, библиотека была реорганизована из публичной в научную.

Новые власти поддержали план перестройки библиотеки, и Е. В. Гогель возглавила её реформирование, а затем и саму библиотеку. Вятская библиотека получила статус губернской и превратилась в крупный автономно управляемый научно-просветительский центр, одной из функций которого являлось содействие развитию и совершенствованию библиотечного дела в крае.

Важной задачей библиотеки было обеспечение кадрами библиотечной сети, формирующейся в Вятской губернии. С этой целью к весне 1918 г. Е. В. Гогель разработала программы для краткосрочных и трёхмесячных библиотечных курсов, а также для занятий по библиотечному делу, включённых в курсы по подготовке внешкольных инспекторов [1].

Основными организаторами проектирования подготовки библиотечного персонала в Вятской губернии в рассматриваемый период являлись отдел внешкольного образования Вятского губернского отдела народного образования (губОНО) исполкома Вятской губернии, отделы внешкольного образования уездных отделов народного образования (уОНО) Вятской губернии и представители библиотечной общественности. Губернский отдел внешкольного образования работал в тесном сотрудничестве с Вятской публичной библиотекой в лице Е. В. Гогель.

Именно Е. В. Гогель как ведущий специалист в области библиотечного дела была главным разработчиком первых проектов библиотечных курсов и составителем программ обучения. В целях упорядочения библиотечного дела в губернии, Вятский губОНО передал Е. В. Гогель полномочия по подготовке библиотечных работников, что было официально закреплено специальным удостоверением от 28 ноября 1918 г.

Удостоверение свидетельствовало, что Е. В. Гогель поручалось, в числе прочего, «инструктирование личного состава библиотекарей Вятской губернии посредством лекций, чтений, бесед, курсов и практических занятий» [2]. ГубОНО как орган управления оставлял за собой организационную сторону вопроса проектирования подготовки библиотекарей. Практическое же воплощение обучения, в том числе разработка программ и смет курсов, передавалось общественности в лице Е. В. Гогель. Такая расстановка сил значительно повышала эффективность проектирования и способствовала успешной реализации проектов, что впоследствии подтверждалось фактами.

Первыми вятскими курсами, предусматривавшими изучение библиотековедения, должны были стать воскресные Кооперативные курсы по внешкольному образованию, целью которых являлась подготовка инспекторов внешкольного образования. Проведение курсов было запланировано Вятским губОНО на март 1918 г.; их предполагалось проводить для слушателей, «понимавших литературный язык и обладавших известной начитанностью».

Программа курсов, рассчитанная на 40 часов, включала занятия по всем видам внешкольного образования. При этом курс лекций по библиотековедению был максимальным по количеству часов – 15 часов лекционных занятий, т.е. 37,5% всего учебного времени (таким же был только общий курс по внешкольному образованию). К чтению лекций была приглашена Е. В. Гогель [3].

Первый успешный опыт проектирования курсов и последующее их проведение, с одной стороны, отражали возрастающую потребность в профессионализации библиотекарей Вятского края, а с другой – побуждали местные органы управления образованием к дальнейшему проектированию специальных библиотечных курсов.

Уже в апреле 1918 г. Губернский отдел внешкольного образования принял решение об организации летом того же года специальных Губернских библиотечных курсов. Длительность их, предположительно, составляла один месяц. Лектором вновь была Е. В. Гогель. Содержание курсов включало теорию и практику библиотечного дела с учётом типов вятских библиотек. Ряд лекций предполагалось посвятить истории библиотек Вятской губернии.

Учёт особенностей конкретных библиотек края закладывал возможности дифференциации будущей подготовки применительно к типам местных библиотек и, как следствие, способствовал повышению эффективности обучения библиотекарей.

Особенно важным с точки зрения проектирования было то, что разработка программы курса по истории библиотечного дела в Вятском крае предусматривала изучение печатных и рукописных трудов по этой теме. Таким образом, проектирование основывалось на определённых документах, являвшихся исходными данными. К таким документам относились уставы и отчёты уездных библиотек, исторические очерки библиотек и материалы библиотечных совещаний.

Программа курсов была рассчитана на 45 часов без учёта лекций по истории библиотек в Вятском крае, а также посвящённых значению народной словесности для местного края и её изучению. Основное внимание в программе уделялось библиотековедческим вопросам, имеющим практическую направленность.

На курсах предусматривалось изучение следующих дисциплин (в скобках – количество часов): «История книги и библиотеки» (4), «Современные библиотеки» (2), «Методы работы в библиотеках» (6), «Классификация» (2), «Каталогизация» (4), «Расстановка книг и внутренний распорядок» (3), «Комплектование библиотек» (6), «Библиотечная статистика и отчётность» (4), «Библиография в применении к библиотеке» (2), «Техника библиотечной работы» (2), «Детские библиотеки и литература» (10) [4].

Важным аспектом организации проектирования являлось совместное участие в нём всех уездных отделов внешкольного образования. Отделам было предложено внести свои рекомендации относительно содержания программы курсов. Все уезды губернии прислали свои предложения. Например, в письме за подписью заведующего Отделом внешкольного образования Вятского уезда от 28 апр. 1918 г. подчёркнута крайняя необходимость курсов, так как у многих заведующих библиотеками нет нужных для работы знаний, и изложены конкретные предложения по содержанию и структуре программы. В частности, предложено расширить содержательные границы программы и объединить изучаемый материал в четыре раздела.

В представленном варианте программы первый раздел был посвящён книговедению, истории книги и её значению; второй – общим вопросам библиотековедения и организации библиотек в России и за рубежом. Третий раздел предусматривал изучение вопросов, связанных с деятельностью библиотекаря и его ролью как профессионала, так и общественного деятеля. Особое внимание уделялось родиноведению и родиноведческой деятельности библиотекаря. Четвёртый раздел посвящался музейной и экскурсионной работе библиотекаря [5].

Предложенный вариант программы значительно отличался от того, который был разработан Е. В. Гогель. Важно подчеркнуть не столько различия во взглядах уездных органов управления внешкольным образованием на содержание программ, сколько основательность подхода работников уОНО к проектированию подготовки библиотечного персонала.

Усиление партийного контроля над библиотечным делом обусловило коренные изменения в подходах к проектированию и, как следствие, трансформацию самих проектов.

Проектная документация по организации курсов, разработанная после I Всероссийского съезда по внешкольному образованию (май 1919 г.), резко отличалась от предыдущих программ, смет и сопровождающих их документов своей политической направленностью. Изменились и цели подготовки библиотекарей. Например, целью пятимесячных Вятских рабоче-крестьянских библиотечных курсов была подготовка библиотечных кадров из рабоче-крестьянской среды и одновременное формирование новой социалистической интеллигенции из слушателей курсов.

В этом проекте нашёл отражение небывалый романтический подъём и энтузиазм людей, осознающих ответственность за судьбу своей страны и вместе с тем глубоко убеждённых в необходимости подчинения пролетариату общественного сознания с помощью книги – «орудия завоевания мысли».

«Дать жаждущему народу его библиотекаря», – так сформулировал свою задачу Вятский губОНО в объяснительной записке к проекту библиотечных курсов. При этом разработчики проекта стремились охватить всю сферу внешкольного образования и наметить перспективы дальнейшего развития подготовки библиотекарей в губернии.

В проекте были обозначены контуры будущей системы внешкольного образования, предусматривавшей различные уровни подготовки: «курсы внешкольников, ... специальное учебное заведение для подготовки их [и] ... местный институт внешкольного образования» [6. С. 226]. Значительным и для развития подготовки библиотекарей, и собственно для проектирования было и то, что рассмотрение проблемы обучения персонала для внешкольных учреждений носило коллегиальный характер. Программа обсуждалась на Декабрьском общегубернском съезде по просвещению и на Февральском совещании заведующих внешкольным образованием.

В связи с новизной эксперимента по организации библиотечных курсов нового типа, губОНО направил всем отделам народного образования губернии циркулярное письмо, в котором содержались указания о подборе кандидатов на обучение из числа рабочих и крестьян. Условия подбора предусматривали наличие политической сознательности у кандидата, опыта общественной деятельности и культурно-просветительной работы. Наиболее подходящими считались «энергичные члены РКП, союза молодёжи, культурно-просветительных кружков и обществ, ученики школ взрослых, народных университетов...». Образовательного ценза не было, требовались только общее развитие и любовь к самообразовательной работе [7. С. 232].

Таким образом, проектирование пятимесячных курсов включало в себя не только разработку документации, но и определение особых требований к контингенту слушателей. Новым было и то, что к формированию этого контингента привлекались местные органы управления народным образованием.

В программе Вятских пятимесячных библиотечных курсов, разработанной губОНО, предусматривались теоретическое обучение в аудиториях и практические занятия в опытно-показательной библиотеке Отдела внешкольного образования, в библиотеках города и его окраин. С учётом того, что часть слушателей не имела предварительной подготовки, программа была нацелена на их самообразовательную деятельность.

Содержание обучения делилось на три цикла: общеобразовательный, имеющий исторический и экономический уклоны; внешкольного образования и специальный библиотековедческий. Целью курсов было взращивание новой, идейной, интеллигенции из пролетарской среды, поэтому значительное внимание в первых двух циклах было уделено общим вопросам истории культуры и образования, развитию революционных движений, а также методике работы в различных учреждениях внешкольного образования. Библиотековедческий цикл охватывал книговедение, историю библиотек в России и за рубежом, организацию и управление библиотечным делом в республике, технику библиотечного дела, методику руководства самообразовательной деятельностью читателей и культурно-просветительную работу библиотеки [8].

В 1918–1919 гг. проектирование подготовки библиотечного персонала в каждой губернии осуществлялось по-своему. В связи с тем, что из центра на тот момент ещё не поступало конкретных указаний, разработчики проектов исходили как из сложившихся до революции подходов к устроению курсов, так и из новых идеологических установок. Кроме того, сами проекты различались между собой степенью разработанности, полноты и учёта местных условий.

Например, проект курсовой подготовки, представленный Тверским губернским комиссариатом народного просвещения, отличала детальность проработки. Он состоял из ряда документов: сметы на библиотечное отделение Тверских постоянных педагогических курсов, приложения к ходатайству Тверского губкома о кредите на устройство библиотечных курсов и объяснительной записки заведующей библиотечными курсами. Курсы проектировались к открытию осенью 1918 г. [9–11].

Проектные материалы содержали подробное изложение вопросов по устроению курсов и предложения по организации курсовой подготовки. Предлагалось, например, заменить краткосрочные курсы с «относительно случайным составом слушателей» на постояннодействующее учреждение. Под таким учреждением подразумевалось библиотечное отделение постоянных педагогических курсов Тверского губернского земства, функционировавших с 1912 г. [12]. Заведующая библиотечными курсами обосновывала их продолжительность необходимостью «пребывания будущих библиотекарей в определённой атмосфере, по крайней мере, в течение одного года». Библиотека понималась устроителями курсов как «средоточие внешкольного образования, ... [что было] возможно только при наличии развитого и широкого образования библиотекаря» [10].

На этом основании учебный план курсов предусматривал не только техническую, но и общеобразовательную подготовку. В учебном плане предпочтение было отдано специальным дисциплинам, ориентированным на практические аспекты библиотечного дела. Планировалось изучение следующих предметов: «Библиотечное дело в России и за границей», «Библиотековедение», «Книговедение», «Методы просветительной работы», «Способы приближения книги к населению и способы привлечения читателя к книге», «Статистика библиотечного дела», «Детская библиотека», «Знакомство с художественной и популярной литературой». «Знакомство …» включало в себя ряд самостоятельных дисциплин: «Русская литература, её история и критика», «Русская история», «Общественно-экономические науки», «Естествоведение», «Руководство ведения экскурсий», «География», «Специальные прикладные знания», «Разумные развлечения».

Предусматривалось изучение следующих общеобразовательных предметов: «Государствоведение», «История русской культуры», «Русская литература XIX в.», «Западная Европа XIX в.», «География России». Кроме того, на курсах предполагалось изучение географии Тверского края, что было особенно важно с краеведческой точки зрения [11].

В примечании к смете содержались сведения, свидетельствующие о необходимости организации при библиотечных курсах примерных народной и детской библиотек, обосновывалась потребность в приобретении пособий для занятий слушателей и организации библиотечных выставок. Кроме того в примечании сообщалось о содержании подготовки и структуре педагогического персонала – штатных, нештатных и приглашаемых на отдельные предметы лекторах [9].

Несмотря на то, что проект представлял собой совокупность разрозненных сведений, рассеянных по сопровождаемым смету документам, он всё же мог считаться проектом в полной мере: во-первых, он имел чёткую цель, во-вторых, давал целостное представление о будущих библиотечных курсах и содержал обоснование целесообразности их организации, в-третьих, содержал данные обо всех составляющих курсов. В-четвёртых, проектирование осуществлялось с учётом реально существовавшего объекта (педагогических курсов) и сопровождалось сметой, что свидетельствует о готовности практического воплощения проекта.

Опыт упразднённых земств в области подготовки библиотекарей был использован ОНО Даниловского уезда Ярославской губернии при разработке проекта двухнедельных библиотечных курсов. Проведение курсов намечалось на лето 1919 г. На курсы планировалось пригласить 42 библиотекаря уезда и часть учащихся из ближних селений, всего, предположительно, 80 слушателей.

Учебный план курсов, рассчитанный на 90 часов, был полностью посвящён библиотековедческим дисциплинам. Наибольшее количество времени отводилось на предмет «Техника библиотечного дела в небольших библиотеках» – 30 часов, из них 10 – для теоретических занятий и 20 – для практических. Почти такое же количество времени было отведено на изучение «Методики библиотечного дела» – 24 часа, 10 – на теорию, 14 – на практику. Помимо этих дисциплин, учебный план включал следующие: «Отчётность и статистика», «Библиография популярной литературы», «Детское чтение и библиография детской литературы» [13].

Общая картина будущих библиотечных курсов в России складывалась в основном из смет и программ курсовой подготовки. Анализ программ, предоставленных во внешкольный отдел Наркомпроса уездными и губернскими ОНО за первую половину 1919 г. и утверждённых подотделом подготовки персонала, показал следующее. Количество губернских и уездных ОНО, проектировавших подготовку библиотекарей в тот период, составляло 35% от общего числа ОНО, представивших сметы и программы на утверждение во Внешкольный отдел. Специальные библиотечные курсы проектировались Вятским губОНО и Даниловским уОНО Ярославской губернии. В Воронежской, Иваново-Вознесенской, Тамбовской, Нижегородской (в г. Починках) губерниях планировалось открыть библиотечные отделения при курсах по внешкольному образованию [14. С. 233]. Продолжительность курсов предусматривалась в диапазоне от двух недель до пяти месяцев. Формирование контингента слушателей, как правило, предполагалось осуществлять без предъявления требований к уровню образования. Исключение составляли Вятский и Воронежский отделы народного образования, ставившие условие – образование не ниже среднего.

Программы курсов отличались разнообразием, при этом содержание обучения во многом зависело от продолжительности курсов. Если их длительность составляла один месяц и менее, в программу почти не были включены общеобразовательные предметы. Например, Владимирские, Нижегородские, Починковские и Даниловские курсы предусматривали изучение исключительно специальных дисциплин.

Проектные документы включали сведения не только о содержании подготовки, но и об управлении курсами. В то время, как правило, предусматривалась такая форма управления, при которой все вопросы организации обучения должны были находиться в ведении Совета курсов, куда входили все лекторы, представители губОНО и слушателей. На заведующего курсами возлагались административно-хозяйственные функции.

Помимо проектов библиотечных курсов для библиотекарей, на местах иногда разрабатывались проекты обучения для лиц, занимавших руководящие должности в сфере внешкольного образования, но не имевших представления о специфике библиотечного дела. Например, в связи с тем, что библиотекарями и районными заведующими делом внешкольного образования («районниками» – И. Г.) в большинстве случаев назначались лица, прежде не работавшие в области библиотечного дела, коллегия Отдела внешкольного образования при Белебеевской уездной земской управе Уфимской губернии приняла решение об открытии для них практических занятий.

Руководителем занятий был назначен Дмитрий Андреевич Балика (1894–1971), библиотековед, книговед, библиограф, педагог. В 1916 г. он работал библиотекарем земской библиотеки села Шаран Белебеевского уезда, а с мая 1917 г. был назначен инструктором внешкольного образования в г. Белебей.

Д. А. Балика разработал программы по библиотечному и внешкольному делу для «районников». Опыт библиотечной и инструкторской работы позволил Д. А. Балике учесть в программе всё то, что касалось особенностей библиотечной техники, а также организационной деятельности «районников» при постановке ими библиотечного дела.

Программа была составлена с таким расчётом, чтобы назначаемые работники имели возможность до отъезда на места службы ознакомиться с теми вопросами, которые им предстояло решать.

Определяя цели проектируемого обучения заведующих, Д. А. Балика обращал особое внимание на психологические аспекты их деятельности, формирование у них, выражаясь современным языком, профессионального сознания. Он подчёркивал: главное назначение программ – заложить фундамент сознательного отношения к делу и углубить работу на местах. Задачей занятий было не только обучение технике библиотечного дела, но и пробуждение интереса обучающихся к теоретическим вопросам.

Программа занятий была рассчитана на две недели. Во время первой практической работы изучались основы внешкольного дела, его сущность, принципы организации и формы. Вторая работа была посвящена общим вопросам библиотечного дела и его организации в библиотеках разных видов. В ходе следующих десяти занятий предусматривалось практическое освоение «районниками» техники библиотечного дела.

Практические работы должны были закреплять теоретическое ознакомление с каждой темой. Например, после знакомства с системой классификации предусматривались подбор книг и определение их принадлежности к каждому отделу. В работе по расстановке, шифрованию и выдаче книг объяснение теории должно было сопровождаться составлением книжного формуляра и выдачей книг в центральной библиотеке, а изучение библиографии – подготовкой рекомендательных списков.

В основу содержания программы были положены документы, прошедшие обсуждение и утверждённые, а также труды видных учёных в области теории и практики библиотечного дела. Такие документы (в виде небольших библиографических списков литературы) прилагались к каждой практической работе и помогали дальнейшему самообразованию обучающихся. Списки включали «Нормальный план постановки библиотечной техники в небольших библиотеках», разработанный Комиссией по народным и общественным библиотекам Общества библиотековедения, труды Всероссийского съезда по библиотечному делу, работы Л. Б. Хавкиной, Н. А. Рубакина, В. И. Владиславлева, К. И. Рубинского, В. А. Зеленко, Е. Н. Медынского, Н. В. Чехова и других деятелей в области библиотечного дела и внешкольного образования [15. С. 2–11].

Для решения проблемы обеспечения библиотек кадрами требовались такие формы обучения, которые позволяли бы в короткий срок и с малыми затратами подготовить большое количество библиотекарей. Одной из форм являлись съезды-курсы, получившие распространение на губернском и уездном уровнях.

Проектирование съездов-курсов предусматривало установление места и сроков их проведения, разработку планов и программ, определение контингента курсантов и преподавателей. Примером проектирования такой формы обучения может служить подготовка библиотечного съезда-курсов в Слободском уезде Вятской губернии, проведение которого было намечено в период с 15 марта по 6 апреля 1920 г.

Организация работы планировалась в двух плоскостях. Целью съезда было решение назревших вопросов библиотечного дела, целью курсов – сообщение сведений теоретического и практического содержания по библиотечному делу и другим видам внешкольной работы. Продолжительность курсов должна была составить 25 дней при 8-часовом рабочем дне. Общее количество часов – 200, 80 из них отводились на практические занятия по технике библиотечного дела и заслушивание рефератов.

План лекций, рассчитанный на 95 часов, предусматривал разнообразную тематику – от общеобразовательных тем до специальных библиотековедческих вопросов. Однако на изучение специальности был отведён всего 21 час, или 22%. Наибольшее количество времени занимали общеобразовательные лекции – 38 часов (40%); 36 часов (38%) отводилось внешкольному делу [16. С. 3, 5].

Для подготовки и повышения квалификации работающих библиотекарей нужны были такие формы занятий, которые позволяли бы осуществлять обучение, не прерывая работы. Центральная библиотечная секция внешкольного подотдела Петроградского губОНО разработала программу семинариев по библиотечному делу, рассчитанную на 51 час (12 вечеров по 3 часа и 5 дополнительных вечеров также по 3 часа).

Содержание обучения имело исключительно библиотековедческую направленность. Учебный материал был объединён в следующие циклы: комплектование; инвентаризация; каталогизация и классификация; расстановка книг; система выдачи книг; статистика, счетоводство, делопроизводство и отчётность; культурно-просветительная работа; помещение, книгохранилище и читальный зал; оборудование библиотеки; сохранение книги; библиотечный персонал. Программа включала библиографический список [17].

Проектирование подготовки персонала для общедоступных библиотек в 1918 – начале 1921 г. являлось важнейшей составляющей процесса формирования библиотечной школы в губернских и уездных центрах и способствовало не только сохранению подготовки библиотечных кадров в сложный послереволюционный период, но и её дальнейшему развитию.

Проектирование подготовки библиотечного персонала представителями библиотечной интеллигенции органично продолжало деятельность общественности по разработке проектов и устроению библиотечных курсов, начатую до революции совместно с органами местного самоуправления. Применение ранее накопленного опыта обеспечивало оперативность и результативность проектирования, а также высокое качество первых проектов.

Проекты, разработанные общественностью, отличались чёткой профессиональной целенаправленностью, высоким качеством содержания, верностью образовательным традициям, обоснованностью выбора форм и методов обучения, демократичностью при организации библиотечных курсов и иных форм подготовки библиотекарей.

В проектировании подготовки работников для общедоступных библиотек государство, во-первых, обеспечивало финансирование подготовки библиотечных специалистов и стимулировало проектную деятельность центральных и местных органов управления библиотечным делом, во-вторых, через аппарат управления выполняло функции организатора подготовки библиотекарей, обеспечивая её повсеместное развитие. Проблемы проектирования обучения библиотекарей впервые были подняты до уровня государственной важности.

Вместе с тем направленность проектирования подготовки библиотекарей на решение партийно-государственных задач порождала ряд противоречий и, как следствие, существенные недостатки проектов. Основные из них: несоответствие целей и задач обучения ресурсной базе и реальному положению дел; разрыв между методами обучения и уровнем подготовки слушателей; необоснованность выбора форм и методов обучения.

Непоправимый урон библиотечной школе был нанесён политизацией просвещения, приведшей к деформации содержания обучения и обусловившей классовый подход к формированию контингента слушателей курсов.

Оптимальной формой деятельности по проектированию подготовки библиотекарей на тот момент было сотрудничество местных органов управления народным образованием и представителей библиотечной общественности. Сотрудничество как демократическая форма взаимодействия позволяло разделить полномочия между общественностью и органами управления, обеспечить коллегиальность и высокую общественную активность при проектировании, учесть региональные особенности развития библиотечного дела и тем самым способствовало созданию благоприятных условий для развития подготовки библиотечного персонала.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Колупаева В. Н. «Всё с книгами и о книгах». Е. В. Гогель (1864–1955) и Вятская губернская публичная библиотека им. А. И. Герцена [Электронный ресурс] // Герценка. Вятские записки : альм. – Режим доступа: http://www.herzenlib.ru/almanac/number/detail.php?ELEMENT=11&NUMBER=number11 (дата обращения: 18.03.2015).
Kolupaeva V. N. «Vse s knigami i o knigah». E. V. Gogel (1864–1955) i Vyatskaya gubernskaya publichnaya biblioteka im. A. I. Gertsena [Elektronnyy resurs] // Gertsenka. Vyatskie zapiski : alm. – Rezhim dostupa: http://www.herzenlib.ru/almanac/number/detail.php?ELEMENT=11&NUMBER=number11 (data obrashcheniya: 18.03.2015).

2. Из удостоверения, выданного 28 ноября 1918 г. Вятским губернским отделом народного образования учёному библиотекарю Вятской публичной библиотеки Е. В. Гогель [Электронный ресурс] // Семь искусств : журн. [блог Александра Рашковского]. – Режим доступа: http://blogs.7iskusstv.com/?p=14825 (дата обращения: 22.03.2015).
Iz udostovereniya, vydannogo 28 noyabrya 1918 g. Vyatskim gubernskim otdelom narodnogo obrazovaniya uchenomu bibliotekaryu Vyatskoy publichnoy biblioteki E. V. Gogel [Elektronnyy resurs] // Sem iskusstv : zhurn. [blog Alexandera Rashkovskogo]. – Rezhim dostupa: http://blogs.7iskusstv.com/?p=14825 (data obrashcheniya: 22.03.2015).

3. Из сообщения о курсах по внешкольному образованию. Не позднее 3 марта 1918 г. [Электронный ресурс] // Рашковкий А. Фрагменты истории краеведческого отдела Герценки на фоне событий в библиотеке и Вятском крае. – Режим доступа: http://maxpark.com/user/sacha652970/content/1301531 (дата обращения: 22.03.2015).
Iz soobshcheniya o kursah po vneshkolnomu obrazovaniyu. Ne pozdnee 3 marta 1918 g. [Elektronnyy resurs] // Rashkovkiy A. Fragmenty istorii kraevedcheskogo otdela Gertsenki na fone sobytiy v biblioteke i Vyatskom krae. – Rezhim dostupa: http://maxpark.com/user/sacha652970/content/1301531 (data obrashcheniya: 22.03.2015).

4. Из письма в адрес заведующих уездными отделами внешкольного образования Вятской губернии. Апрель 1918 г. [Электронный ресурс] // Там же. – Режим доступа: http://maxpark.com/user/sacha652970/content/1301531 (дата обращения: 22.03.2015).
Iz pisma v adres zaveduyushchih uezdnymi otdelami vneshkolnogo obrazovaniya Vyatskoy gubernii. Aprel 1918 g. [Elektronnyy resurs] // Tam zhe. – Rezhim dostupa: http://maxpark.com/user/sacha652970/content/1301531 (data obrashcheniya: 22.03.2015).

5. Из письма Вятского уездного исполнительного комитета. 28 апр. 1918 г. [Электронный ресурс] // Там же. – Режим доступа: http://maxpark.com/user/sacha652970/content/1301531 (дата обращения: 22.03.2015).
Iz pisma Vyatskogo uezdnogo ispolnitelnogo komiteta. 28 apr. 1918 g. [Elektronnyy resurs] // Tam zhe. – Rezhim dostupa: http://maxpark.com/user/sacha652970/content/1301531 (data obrashcheniya: 22.03.2015).

6. Из объяснительной записки, программы и сметы Вятских рабоче-крестьянских библиотечных курсов, составленных заведующим губернским отделом народного образования и заведующим губернским отделом народного образования и заведующим сметно-финансовым подотделом. Не позднее 22 марта 1919 г. // История библ. дела в СССР : док. и материалы. 1918–1920. – Москва : Книга, 1975. – С. 226–228.
Iz obyasnitelnoy zapiski, programmy i smety Vyatskih raboche-krestyanskih bibliotechnyh kursov, sostavlennyh zaveduyushchim gubernskim otdelom narodnogo obrazovaniya i zaveduyushchim gubernskim otdelom narodnogo obrazovaniya i zaveduyushchim smetno-finansovym podotdelom. Ne pozdnee 22 marta 1919 g. // Istoriya bibl. dela v SSSR : dok. i materialy. 1918–1920. – Moskva : Kniga, 1975. – S. 226–228.

7. Циркулярное письмо Вятского губернского отдела народного образования всем местным отделам народного образования об организации в г. Вятке пятимесячных библиотечных курсов. 17 июня 1919 г. // Там же. – С. 232–233.
Tsirkulyarnoe pismo Vyatskogo gubernskogo otdela narodnogo obrazovaniya vsem mestnym otdelam narodnogo obrazovaniya ob organizatsii v g. Vyatke pyatimesyachnyh bibliotechnyh kursov. 17 iyunya 1919 g. // Tam zhe. – S. 232–233.

8. Программа пятимесячных Вятских рабоче-крестьянских библиотечных курсов // Абрамов К. И. Библиотечное строительство в первые годы советской власти. 1917–1920. – Москва : Книга, 1974. – С. 214–215.
Programma pyatimesyachnyh Vyatskih raboche-krestyanskih bibliotechnyh kursov // Abramov K. I. Bibliotechnoe stroitelstvo v pervye gody sovetskoy vlasti. 1917–1920. – Moskva : Kniga, 1974. – S. 214–215.

9. Смета на библиотечное отделение Тверских постоянных педагогических курсов с 1 августа 1918 г. до 1 января 1919 г. // ГАРФ. – Ф. А-2306. – Оп. 15. – Д. 5.
Smeta na bibliotechnoe otdelenie Tverskih postoyannyh pedagogicheskih kursov s 1 avgusta 1918 g. do 1 yanvarya 1919 g. // GARF. – F. A-2306. – Op. 15. – D. 5.

10. Ходатайство Тверского губернского комиссариата народного просвещения исполкома Губернского Совета Рабочих, Крестьянских и Солдатских депутатов : [прил.]. 29 июня 1918 г. // ГАРФ. – Ф. А-2306. – Оп. 15. – Д. 5. – Л. 4–5.
Hodataystvo Tverskogo gubernskogo komissariata narodnogo prosveshcheniya ispolkoma Gubernskogo Soveta Rabochih, Krestyanskih i Soldatskih deputatov : [pril.]. 29 iyunya 1918 g. // GARF. – F. A-2306. – Op. 15. – D. 5. – L. 4–5.

11. Из объяснительной записки заведующей библиотечными курсами при Тверских постоянных педагогических курсах к смете на организацию и содержание курсов с 1 января 1918 г. по 7 января 1919 г. 29 июня 1918 г. // История библ. дела в СССР : док. и материалы. 1918–1920. – Москва : Книга, 1975. – С. 222.
Iz obyasnitelnoy zapiski zaveduyushchey bibliotechnymi kursami pri Tverskih postoyannyh pedagogicheskih kursah k smete na organizatsiyu i soderzhanie kursov s 1 yanvarya 1918 g. po 7 yanvarya 1919 g. 29 iyunya 1918 g. // Istoriya bibl. dela v SSSR : dok. i materialy. 1918–1920. – Moskva : Kniga, 1975. – S. 222.

12. Постоянные педагогические курсы Тверского губернского земства (1912–1919). [Электронный ресурс] // Гос. архив Тверской обл. : путеводитель. Ч. 1. 1998. – Режим доступа: http://guides.rusarchives.ru/browse/guidebook.html?bid=234&sid=784835 (дата обращения: 15.03.2015).
Postoyannye pedagogicheskie kursy Tverskogo gubernskogo zemstva (1912–1919). [Elektronnyy resurs] // Gos. arhiv Tverskoy obl. : putevoditel. Ch. 1. 1998. – Rezhim dostupa: http://guides.rusarchives.ru/browse/guidebook.html?bid=234&sid=784835 (data obrashcheniya: 15.03.2015).

13. Объяснительная записка к смете на библиотечные курсы, устраиваемые Даниловским уездным отделом народного образования Ярославской губернии летом 1919 г. 11 июня 1919 г. // История библ. дела в СССР : док. и материалы. 1918–1920. – Москва : Книга, 1975. – С. 228–229.
Obyasnitelnaya zapiska k smete na bibliotechnye kursy, ustraivaemye Danilovskim uezdnym otdelom narodnogo obrazovaniya Yaroslavskoy gubernii letom 1919 g. 11 iyunya 1919 g. // Istoriya bibl. dela v SSSR : dok. i materialy. 1918–1920. – Moskva : Kniga, 1975. – S. 228–229.

14. Из приложения к отчёту Внешкольного отдела Наркомпроса о программах курсов по подготовке внешкольных работников за I половину 1919 г. // Там же. – С. 233–238.
Iz prilozheniya k otchetu Vneshkolnogo otdela Narkomprosa o programmah kursov po podgotovke vneshkolnyh rabotneykov za I polovinu 1919 g. // Tam zhe. – S. 233–238.

15. Балика Д. Программа практических работ по внешкольному делу для районных заведующих // Балика Д. Программы работ по библиотечному и внешкольному делу / отд. внешк. образования при Белебеев. уезд. земск. управе. – Белебей : Тип. В. И. Зубова, 1918. – 15 с.
Balika D. Programma prakticheskih rabot po vneshkolnomu delu dlya rayonnyh zaveduyushchih // Balika D. Programmy rabot po bibliotechnomu i vneshkolnomu delu / otd. vneshk. obrazovaniya pri Belebeev. uezd. zemsk. uprave. – Belebey : Tip. V. I. Zubova, 1918. – 15 s.

16. Труды библиотечного съезда-курсов. 15 марта – 6 апр. 1920 г., г. Слободской. – Слободской, 1920. – 66 с.
Trudy bibliotechnogo sezda-kursov. 15 marta – 6 apr. 1920 g., g. Slobodskoy. – Slobodskoy, 1920. – 66 s.

17. Программа занятий в семинариях по библиотечному делу (12 вечеров по 3 часа и 5 дополнительных по 3 часа) // Материалы по организации библ. дела г. Петрограда и Петрогр. губ. / Центр. библ. секция Внешк. подотд. Петрогр. губОНО. – Пб., 1920. – С. 12–17.
Programma zanyatiy v seminariyah po bibliotechnomu delu (12 vecherov po 3 chasa i 5 dopolnitelnyh po 3 chasa) // Materialy po organizatsii bibl. dela g. Petrograda i Petrogr. gub. / Tsentr. bibl. sektsiya Vneshk. podotd. Petrogr. gubONO. – Pb., 1920. – S. 12–17.

  
На главную