![](images/null.gif)
С. М. Гришина
Свердловская областная
универсальная
научная библиотека, Екатеринбург
Информация по проблемам библиотечного дела.
Есть ли эффективность использования?
Рассмотрены проблемы
обеспечения библиотечных специалистов профессиональной информацией.
Для содействия
их решению предложено создать информационно-аналитический центр.
Информационный поток по проблемам библиотечного
дела подчиняется общим закономерностям распространения информации в обществе,
из которых наиболее существенными являются рост объема потока, выражающийся в
непрерывном увеличении вновь создаваемых документов, дискретность и старение
информации, а также феномен рассеяния информации.
Теоретически библиотечные специалисты как
профессионалы в области поиска и переработки информации должны испытывать
меньше трудностей, чем остальные потребители. Каково же реальное положение дел?
Основные источники
профессиональной информации для библиотечных специалистов: отраслевое
книгоиздание, отраслевая периодика, Интернет, участие в профессиональных
мероприятиях. Существует еще один источник, сегодня практически не
учитывающийся в информационной деятельности, – знания специалистов и документы,
создаваемые ими для своей деятельности. Между тем при подготовке таких
документов, как правило, проделывается большая аналитическая работа, создаются
обзоры и рефераты, доступ к которым ограничен.
На начало XXI в. в картотеке
поступлений отдела литературы по библиотековедению и библиографоведению
Российской государственной библиотеки зафиксировано свыше 60 названий
профессиональных периодических изданий. По результатам исследования
профессионального чтения библиотекарей, проведенного РГБ в 2003 г., наиболее
читаемыми названы 26 центральных периодических и продолжающихся изданий
библиотечной, общекультурной и книжной тематики; при этом только шесть изданий
читают более 20% опрошенных – это журналы «Библиотека», «Библиотековедение»,
«Научные и технические библиотеки», «Библиография», «Мир библиографии» и
«Библиотечная газета». Наибольшая востребованность именно первых пяти изданий
выявлена и в результате исследования, проведенного Свердловской областной
универсальной научной библиотекой (СОУНБ) среди муниципальных библиотек
области, по проблемам освоения зарубежного опыта. Таким образом, значительная
часть публикаций остается неизвестной специалистам.
Необходимо учитывать и
тот фактор, что за последнее время изменились сами источники профессиональной
информации. Вместе с традиционными (периодическими и книжными изданиями)
значимым источником сегодня становится Интернет, и если традиционные источники
имеют некоторые инструменты навигации, то поиск в Интернете требует решения проблемы
доступности ресурсов, с учетом оценки их качества, надежности, достоверности.
Дискретность
(прерывистость) фиксации и передачи социальной информации приводит к фрагментарности
содержания документов. Другим следствием дискретности является дублирование,
наличие в документах повторяющихся сведений теоретического и фактического
характера, полученных на предыдущих этапах деятельности или почерпнутых из
публикаций других авторов. Вытекает задача – собрать воедино фрагменты знания,
одновременно по возможности устранив или хотя бы уменьшив дублирование
информации. Решение этой задачи каждым специалистом самостоятельно приводит к
непродуктивной затрате времени и сил, так как информационные потребности в
пределах одного направления деятельности схожи и повторяются.
В качестве
доказательства этого положения можно привести статистический анализ запросов
профессиональных виртуальных справок РНБ и СОУНБ. Так, из 69 запросов по теме
«Библиотековедение» (по рубрикатору РНБ) – 16 связаны с применением ГОСТ
7.80–2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила
составления» и ГОСТ 7.1–
2003 «Библиографическое описание», 10 – с различными аспектами
справочно-библиографического обслуживания, 9 – с классификацией документов по
УДК и ББК, 4 – с проблемами управления библиотеками и т.д. Из 49 запросов на
сайте СОУНБ непосредственно с проблемами библиотечного дела связаны 25, из них
– 3 запроса на уточнение физических и виртуальных адресов библиотек, 3 – об
использовании Интернета, 2 – по проблемам библиотечной статистики, 2 – о
сценариях конкретных мероприятий, 2 – об экономических аспектах деятельности
библиотек, 1 – об организации МБА, 1 – поиск материала по теме «Реклама в
библиотеке» и т.д. Несмотря на различие численных значений в запросах
виртуальных справок этих двух библиотек, закономерность повторения тем можно
отследить.
Для библиотечных и
информационных наук весьма существен феномен рассеяния публикаций – факт опубликования
статей определенной тематики в непрофильных изданиях. Для библиотечного дела,
находящегося на стыке отраслей, а также использующего данные многих наук
(информатики, психологии, педагогики, социологии и т.д.), этот фактор является
одним из решающих. Объем информации, ценной для специалистов и опубликованной в
непрофильных изданиях, может быть достаточно велик.
Еще один барьер, и
прежде всего для муниципальных библиотек, – проблема доступности
профессиональной информации. Как показало анкетирование ЦБС, проведенное
методическим отделом СОУНБ в 2002 г., большинство ЦБС выписывают от 1 до 5
наименований профессиональных периодических изданий, ограниченно комплектуют
книжные издания, не имеют качественного доступа к Интернету. Кроме того,
большинству специалистов ЦБС недоступно участие в профессиональных
конференциях, семинарах, практикумах даже на территории Свердловской области,
не говоря уже о всероссийских и международных мероприятиях.
Все указанные факторы
настоятельно требуют подготовки для специалистов свернутой аналитической
информации, результатом которой становятся вторичные документы –
библиографические материалы, аналитические обзоры, рефераты и т.п. Именно
вторичные документы позволяют экономить время на поиск и переработку
информации. При этом разнообразие форм вторичных документов позволяет учесть и
индивидуальные потребности специалистов.
Между тем на федеральном
уровне не существует эффективной системы информации по проблемам библиотечного
дела, несмотря на наличие «Информкультуры» и специализированных отделов в
национальных библиотеках. Нет такой системы и на региональном уровне.
Специалисты библиотек
разного уровня в той или иной мере отслеживают профессиональную информацию.
Так, в методическом отделе СОУНБ ведутся электронный каталог и электронная
картотека статей по проблемам библиотечного дела. Тематические списки по
актуальным темам публикуются в изданиях СОУНБ и на сайте библиотеки. Запросы
профессиональной виртуальной справки СОУНБ выполняются совместными усилиями нескольких
отделов. Аналогичная деятельность ведется и в других областных библиотеках
Свердловской области. Но она не получает необходимого развития, так как в
методических отделах не является основной и не обеспечена квалифицированными
кадрами, способными качественно выполнять эту работу.
Исходя из
вышеизложенного, можно говорить о неполном информировании специалистов СОУНБ и
практически полной информационной дискриминации специалистов муниципальных
библиотек. Это ведет к торможению развития библиотек области, повторению ошибок
и затрате усилий на решение уже решенных проблем. Причем это характерно не
только для Свердловской области. Общение со специалистами Челябинской и Курганской
областей выявило аналогичную картину и в других регионах Урала. Причем в
Курганской области дело обстоит еще хуже, так как там ЦБС менее
компьютеризованы, чем в Свердловской области.
Попыткой решения этой
проблемы, для начала в областном масштабе, стала разработка проекта создания
Информационно-аналитического центра по проблемам библиотечного дела на базе
СОУНБ.
Далее перечислены
функции Центра.
Информационное,
справочное и библиографическое обслуживание пользователей на основе
традиционных и электронных баз данных:
- создание банка
информации по проблемам библиотечного дела и смежным наукам как основы единой
информационной службы (накопление, систематизация информации по разделам и
темам);
- организация доступа к
банку профессиональной информации на любых носителях;
- ведение электронного
каталога Центра и библиографических и полнотекстовых баз данных, в том числе
проблемно-ориентированных;
- создание электронных и
на традиционных носителях информационных ресурсов для предоставления их
пользователям;
- осуществление текущего
информирования специалистов, обслуживание в режиме ИРИ, дифференцированное
информирование руководства;
- выполнение всех видов
справок по проблемам библиотечного дела;
- ведение виртуальной
справки по проблемам библиотечного дела на сайте СОУНБ совместно с
Интернет-центром;
- подготовка
библиографических списков, аналитических обзоров, дайджестов по актуальным
проблемам библиотечного дела;
- пресс-клиппинг
(мониторинг прессы) по проблемам библиотечного дела.
Исследовательская и
методическая деятельность:
- выявление информационных
потребностей всех групп пользователей;
- проведение
социологических исследований различной направленности среди пользователей;
- оказание методической
помощи в организации информационного обслуживания по проблемам библиотечного
дела;
- содействие в проведении
занятий по информационной культуре библиотечных специалистов.
Издательская
деятельность:
- создание, развитие и
совершенствование системы изданий по проблемам библиотечного дела (прил.);
- подготовка и
распространение библиографической и полнотекстовой информации по актуальным
проблемам библиотечного дела в печатной и электронной форме;
- подготовка обзорной и
реферативной информации и других видов изданий, в том числе рекламного
характера.
Организационная
деятельность:
распространение
информационных продуктов, обеспечение рынка информационных услуг;
разработка
организационно-управленческих, научно-методических и технических основ,
обеспечивающих дальнейшее развитие Центра;
развитие,
совершенствование и внедрение в работу Центра новых форм обслуживания
пользователей на основе компьютерных и традиционных технологий;
организация корпоративной
работы с библиотеками Свердловской области.
Центр должен
обрабатывать следующие массивы информации:
- профессиональную
литературу (книги, брошюры);
- профессиональную
периодику;
- книги и периодику
смежных отраслей (педагогика, психология, информатика, социология и др.);
- Интернет-ресурсы;
- внутренние документы,
созданные специалистами библиотеки.
Потенциальные группы
пользователей центра:
- специалисты СОУНБ,
- специалисты
муниципальных библиотек области,
- специалисты библиотек
других систем и ведомств,
- студенты учебных
заведений культуры различных форм обучения.
Таким образом, при
соответствующем техническом и кадровом обеспечении результатом деятельности
центра будет создание развернутой системы вторичных документов по проблемам
библиотечного дела, позволяющей организовать информационное обслуживание
специалистов и руководителей библиотек области с использованием всех имеющихся
ресурсов СОУНБ.
Приложение
Предполагаемая
система информационных изданий центра
Вид издания
|
Форма
|
Периодичность
|
Способ
информирования
|
Ареал
распространения
|
Библиографические списки по актуальным темам
|
печатная,
электронная
|
ежемесячно
|
публикация на сайте, в газете, отдельным изданием
|
регион, СОУНБ
|
Библиографические списки по заявкам специалистов в системе текущего
информирования
|
печатная
|
по мере накопления
|
отдельное издание
|
СОУНБ
|
Библиографические списки по разовым заявкам специалистов
|
печатная
|
при поступлении запроса
|
отдельное издание
|
СОУНБ, регион
|
Аналитические обзоры по актуальным темам
|
печатная,
электронная
|
ежеквартально
|
публикация на сайте, отдельное издание
|
регион, СОУНБ
|
Реферативные издания по актуальным темам
|
печатная,
электронная
|
ежеквартально
|
публикация на сайте, отдельное издание
|
регион, СОУНБ
|
Дайджесты по актуальным темам
|
печатная,
электронная
|
раз в полгода
|
отдельное издание
|
регион, СОУНБ
|
Аннотированные списки новинок специальной литературы
|
электронная
|
ежеквартально
|
публикация на сайте
|
регион
|
Обзоры прессы
|
электронная
|
ежеквартально
|
публикация на сайте
|
регион
|
|