Научные и технические библиотеки №4 2011 год
Содержание:

Проект «Основные направления развития Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ на 2011-2020 годы»

ФОНДЫ БИБЛИОТЕК: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Столяров Ю. Н. Производные принципы функционирования библиотечного фонда

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Коряковцева Н. А. Основные принципы функционирования библиотеки в корпоративном информационно-образовательном пространстве вуза

Шрайберг Я. Л., Цветкова А. Л. Новая концепция формирования фондов и обслуживания пользователей школьных библиотек в информационной (электронной) среде

Олефир С. В. Образовательные стандарты второго поколения и информатизация школьных библиотек

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

Соколова Ю. В. Опыт использования технологии вебинаров в Международной академии бизнеса и новых технологий

Дагаев М. В. Применение формата DjVu в процессе оцифровки библиотечных фондов

ИФЛА–2010

Шарбоннэ Оливье. Лицензия Creative Commons: стратегические последствия для национальных библиотек

Чуль-Мин Мо. От декларации равенства к более широким возможностям: новая роль национальной библиотеки в обществе знаний

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Столяров Ю. Н. Пособие для менеджеров информационных ресурсов

Балкова И. В. Документные фонды библиотек: новое пособие


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ в БИБЛИОТЕКАХ

УДК 334.72: 378+378:004

Ю. В. Соколова

Опыт использования технологии вебинаров
в Международной академии бизнеса и новых технологий

Сегодня, когда речь идет о процессах, связанных с обучением и повышением квалификации, мы часто слышим новое слово вебинар.

Вебинар – это онлайн-семинар, разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение. В последнем случае, чтобы присоединиться к конференции, нужно просто ввести URL (адрес сайта).

Вебинар – это слово-неологизм – означает особый тип веб-конференций. В первые годы после появления Интернета термином веб-конференция часто обозначали ветку форума или доски объявлений. Сейчас этот термин обозначает общение именно в режиме реального времени.

Вебинар имеет важное преимущество перед веб-трансляцией, часто используемой для популяризации очных конференций: он даёт возможность общения для его участников точно так же, как очный семинар. Участники вебинара могут не только видеть демонстрацию слайдов или программных приложений докладчика, но и, если предусмотрено организаторами вебинара, имеют возможность задать вопрос через чат, оставить свое мнение в анкете, подключиться (при наличии веб-камеры) к дискуссии.

Вебинар – современное средство для корпоративного обучения и повышения квалификации; его важное достоинство в том, что сотрудники организации могут на рабочих местах подключаться к обучению, в дополнение к обучающим материалам смотреть вебинар в записи, если не удалось подключиться онлайн.

Практика вебинаров распространена в продвинутых университетах и корпорациях для поддержки очного и дистанционного обучения и повышения квалификации. Некоторые организации проводят вебинары для обучения своих сотрудников или трансляции коммерческих семинаров.

Международная академия бизнеса и новых технологий (Академия МУБиНТ, Ярославль), перейдя на программное обеспечение Adobe Connect Pro, использует его для создания учебно-методических комплексов, организации тестирования студентов, трансляций лекций ведущих преподавателей на потоки студентов головного вуза и его филиалов, имиджевых мероприятий (например таких, как проект «Открытые лекции», где самые известные люди Ярославской области – губернатор, мэр, руководители областных государственных служб, крупных предприятий и банков – рассказывали о себе, своей работе и отвечали на вопросы студентов всех учебных заведений области), организации корпоративного обучения и коммерческих программ ДПО для внешних слушателей.

Внедрение технологии вебинаров начиналось с демонстрации возможностей системы для преподавателей Академии МУБиНТ во время проведения внутренних методических семинаров, заседаний ректората, которые транслировались через модуль системы – Adobe Meeting Pro – для обеспечения участия сотрудников и преподавателей филиалов в этих мероприятиях. Таким образом решалось несколько задач: расширилась аудитория участников мероприятий, появилась возможность экономии рабочего времени и затрат на проезд. К некоторым мероприятиям сотрудники имеют возможность подключиться прямо со своих рабочих мест.

В настоящее время технология вебинаров активно используется преподавателями Академии МУБиНТ в учебном процессе. Опробовано как минимум три методических подхода к использованию этой технологии.

Во-первых, это трансляции потоковой лекции ведущего препо­дава­теля головного вуза как на присутствующих в аудитории, так и на студентов филиалов Академии, находящихся в это время в своих помещениях. В момент трансляции студенты видят и слышат преподавателя «вживую», видят демонстрируемые слайды и другие материалы. Трансляция потоковой лекции обеспечивает единство подходов и требований к результату изучения дисциплины в головном вузе и филиалах, высокий уровень самих лекций, экономический эффект. По решению администрации и преподавателя лекция записывается и выкладывается на учебный портал для просмотра теми, кто не смог присутствовать в аудиториях или подключиться к трансляции из дома.

Во-вторых, технология вебинаров используется для практических индивидуальных занятий или занятий в малых группах. Например, на занятиях по иностранному языку используется двухсторонняя связь, когда камера и микрофон есть не только у преподавателя, но и у студента. Преподаватель непосредственно работает со студентом, несмотря на то, что их разделяют сотни или даже тысячи километров. Они совместно отрабатывают фонетику; преподаватель просматривает выполненные домашние задания, размещенные в системе, и т.д.

Эта технология идеально подходит для проведения консультаций для студентов различных форм обучения по вопросам написания курсовых и дипломных работ. Преподаватель по определенному расписанию выходит в «эфир», и студентам-заочникам нет необходимости приезжать из других городов, чтобы согласовать темы и проконсультироваться по содержанию своей работы.

В-третьих, Adobe Meeting Pro используется для быстрого анкетирования участников вебинара. В процессе лекции преподаватель может разнообразить подачу материала и оживить внимание распределенной в пространстве аудитории мини-опросом. Анкетирование часто используется в конце вебинара и позволяет моментально выяснить мнение участников о проведенном мероприятии и другие вопросы, необходимые организаторам.

Еще одна возможность использования технологии вебинаров – заседания, методические семинары, совещания сотрудников и преподавателей. В назначенное время в комнату вебинара заходят сотрудники, реально находящиеся в этот момент на своих рабочих местах в разных корпусах и филиалах Академии. Они имеют возможность демонстрировать свои материалы, одновременно участвовать в дискуссии, решать рабочие вопросы, видя и слыша друг друга.

Большое будущее у вебинаров как технологии организации корпоративного и дополнительного профессионального образования.

Сейчас уже можно говорить о нашем опыте применения технологии вебинаров для повышения квалификации сотрудников библиотек. Академия МУБиНТ является официальным представителем Международной ассоциации ЭБНИТ и точкой обучения библиотекарей, работающих с Системой автоматизации библиотек ИРБИС. Около 10 лет мы проводим очные курсы повышения квалификации по соответствующей тематике.

В 2003 г. совместно с Ассоциацией ЭБНИТ разработаны дистанционные курсы, которые позволили библиотекарям от Минска до Хабаровска повысить квалификацию, не покидая места проживания и работы. Обучение на дистанционных курсах предусматривало возможность в течение шести недель без отрыва от производства войти в образовательную среду, изучать материалы, смотреть видеоролики, советоваться с преподавателями через форум, проходить тесты и выполнять итоговое практическое задание.

С 2010 г. с внедрением вебинаров возможности для повышения квалификации по работе с системой ИРБИС становятся еще более привлекательными. Использование технологий вебинара нами опробовано на двух видах образовательных мероприятий ДПО: семинар и краткосрочные курсы повышения квалификации (72 часа).

13 мая 2010 г. в Ярославле в Академии МУБиНТ прошел семинар "Новые возможности Системы автоматизации библиотек ИРБИС для библиотечно-информационного обслуживания" в форме вебинара; параллельно с очным ходом работы семинар транслировался в Интернете.

В семинаре приняли участие 30 человек в очном режиме и 60 – в режиме онлайн. С докладами выступили: из Ярославля – сотрудники Информационно-библиотечного центра Академии МУБиНТ, ЗАО «Информационные системы» и ГПНТБ России (Л. Н. Очагова); из Москвы – первый заместитель генерального директора ГПНТБ России Б. И. Маршак; из Екатеринбурга – руководитель ООО «Эй-ви-ди систем» В. В. Токмаков. В работе вебинара участвовали коллеги из 21 города России, Украины и Белоруссии (от Минска до Якутска).

В сентябре 2010 г. на базе Вологодского филиала Академии МУБиНТ прошли очные курсы повышения квалификации «Автоматизированные библиотечно-информационные технологии. Система автоматизации библиотек ИРБИС». Параллельно работа курсов транслировалась в Интернете. Впервые для всех заинтересованных пользователей ИРБИС была создана возможность подключиться к веб-трансляции очных курсов повышения квалификации.

Многие библиотеки, использующие для работы и обслуживания читателей систему ИРБИС, решили подключиться к трансляции, сэкономив средства на проезд и командировки. К трансляции курсов подключились библиотеки Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова, Екатеринбурга, Вологды. Сотрудники библиотек слышали и видели лекцию, демонстрацию работы с системой ИРБИС, задавали вопросы через специально предусмотренный для этого чат. Таким образом, возможность повысить квалификацию получили одновременно не 10 человек, занимающихся в компьютерном классе, а десятки библиотекарей из разных городов.

В точках подключения по-разному организовали участие библиотекарей: кто-то работал за своим компьютером, а где-то лекции транслировались на большом экране, перед которым собиралась целая аудитория. В анкете веб-слушатели курсов выразили полную готовность продолжать обучение с использованием таких технологий.

Надо сказать, что подача материала курсов своеобразна – ведь это не просто лекция, а обучение работе с информационной системой. Поэтому мы долго раздумывали над методической стороной лекций и, безусловно, полученный опыт позволит преподавателям курсов совершенствовать этот процесс.

50% веб-слушателей уверенно заявили, что полностью усвоили материал, поданный таким образом. Остальные 50% выразили мнение, что такая форма обучения немного необычна, но к ней вполне можно привыкнуть.

Из отзывов веб-слушателей курсов (ЦГДБ им. Гайдара, Москва):

«Спасибо большое за содержательный вебинар. Прослушали с интересом и пользой. Форма проведения очень удобная. Успехов вам, молодцы!» (Н. А. Маслова, зам. директора по автоматизации);

«Спасибо большое за возможность посмотреть и послушать ваш семинар в режиме онлайн. Материал был представлен очень грамотно, в доступной форме для слушателя. На многие вопросы получила исчерпывающие ответы после вашего семинара» (Е. И. Дорожкина, зав. отделом автоматизации).

«Вебинар позволил тем, кто умеет работать, упрочить свои знания, познакомиться с особенностями новой версии, получить полезные сведения по определенным вопросам. В новой версии решены многие вопросы, необходимые для подсчета статистических данных, что не может не радовать» (Н. В. Коцеруба, сотрудник отдела обслуживания);

«…удобная форма подачи материала – доступно и наглядно показана работа в АРМах «Комплектатор» и «Каталогизатор». Благодаря такой форме обучения, получаешь ответы на вопросы, которые были не совсем понятны при самостоятельном изучении инструкций по заполнению полей. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество. С благодарностью, И. А. Сафонова, гл. библиотекарь».

Проведение вебинаров имеет закономерности и особенности.

Для организации вебинаров необходимы:

программно-технического обеспечение (специальное программное обеспечение или LMS, имеющая этот модуль, мощность сервера, наличие веб-камер, колонок или наушников). За несколько дней до проведения вебинара, накануне и перед его началом нужно проверить работоспособность системы и функционирование звука и видео. В ходе вебинара необходимо дежурство технического специалиста для решения потенциальных неожиданных проблем со связью, звуком и видео;

подготовленный персонал и преподаватели (докладчики). К преподавателям предъявляются новые требования, повышается нагрузка: необходимо не только минимальное владение программной средой вебинара, но и умение работать на веб-аудиторию. (В начале работы в вебинаре у преподавателя могут появляться страх, растерянность. Осознание того, что в Сети каждому твоему слову внимают десятки человек, приводит к большому психологическому напряжению.) Необходимо следить не только за содержанием подаваемого материала, но и за работоспособностью системы, собственной дикцией и изображением на экране. На первых порах преподавателя во время лекции должен сопровождать организатор (специалист, знающий систему и способный оперировать программной средой за преподавателя);

заранее подготовленные содержательные материалы, загруженные в электронную среду вебинара. Если преподаватель демонстрирует приложения, переключаясь на свой рабочий стол, необходимо заранее проверить, как они работают;

веб-участникам следует заранее дать информацию о требованиях к ПК и программному обеспечению, с которых будет осуществлено подключение, и предложить пройти тест подключения. Продвинутые слушатели могут участвовать в вебинаре через чат, изменение состояния своих иконок, включение в режиме аудио и видео, если правила вебинара это предусматривают.

Плюсы технологии вебинаров очевидны – это оперативность, живое общение, возможность экономии финансовых и временных затрат, организация больших аудиторий слушателей, привлечение лекторов без их физического присутствия в месте трансляции.

Обучение и общение через вебинары стремительно распространяются. В самом ближайшем будущем личное общение и приезд на семинары, курсы и конференции станут большой роскошью. Уже сейчас появляются пока «неписаные» этические нормы, подчеркивающие особый статус личного физического участия человека в каком-либо мероприятии.

В ближайшей перспективе вебинаров – осознание и внедрение грандиозных возможностей этой технологии – методических, пространственных, экономических.

  
На главную