Научные и технические библиотеки №5 2009 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Кубряк Е. Н. Развитие научно-исследовательской деятельности: предложения центральных региональных библиотек

Кукатова Г. И. Областная универсальная научная библиотека: поиск новых решений в формировании информационных ресурсов региона

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ. ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ

Бойченко Е. Н. Периодические издания по техническим наукам в Интернете: доступность электронных ресурсов

Зибарева И. В. Опыт использования баз данных сети STN International в библиотечно-информационной работе

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

Дановски П. Библиотека 2.0 и документы, созданные пользователями. Что пользователи могут сделать для нас?

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Казанцева В. П. Информационная культура личности и образовательный процесс университета

НАША ПРОФЕССИЯ

Езова С. А. Библиотечное общение: возможные пути моделирования

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Сукиасян Э. Р. Стандартизация терминологии. Направление, у которого нет будущего

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Чечикова Ю. С. Финские библиотечно-информационные сети и проекты: обзор современного состояния

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Березюк Н. М. К. И. Рубинский и Л. Б. Хавкина – основоположники Харьковской библиотечной школы: фрагменты истории

ЮБИЛЕИ

Фенелонов Е. А. Авторитетный специалист и высоконравственный человек. (К 80-летию А. И. Пашина)

Стрельникова А. Г., Котёлкина И. В. Научная сельскохозяйственная библиотека Всероссийского института растениеводства: страницы истории

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ


Проблемы информационного общества

УДК 378.4+316.77:004

В. П. Казанцева

Информационная культура личности
и образовательный процесс университета

Обоснована необходимость обучения студентов основам информационной культуры как части общей культуры. Предложены учебно-методические комплексы дисциплин в рамках проекта инновационного развития.

Информационное общество и общество знаний потребовало качественных изменений в системе образования. Если раньше требовалась профессиональная подготовка человека за счет накопления большого объема систематизированных знаний, то теперь необходимы развитие личности, овладение способами приобретать и генерировать новые знания. Если сущность старой парадигмы образования выражалась в лозунге «Образование – на всю жизнь», то новый лозунг декларирует: «Образование в течение всей жизни».

Новая парадигма образования характеризуется следующими факторами:

  • овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;
  • освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного (критичного), а не репродуктивного типа мышления;
  • дополнение традиционного принципа «формировать профессиональные знания, умения, навыки» принципом «формировать профессиональную компетентность» [1].

Для отражения этого факта вводится термин информационная культура – «умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы» [2].

Знания основ информационной культуры проявляются в следующих качествах:

  • знании технических устройств и программных продуктов;
  • умении извлекать информацию из различных источников, представлять информацию в понятном виде и эффективно ее использовать;
  • владении основами аналитической переработки информации;
  • умении работать с информацией различного рода;
  • знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Перечисленные качества необходимы в процессе обучения и выполнения научных исследований.

Информационная культура – это своего рода стандарт, показатель уровня развития личности, ее образованности, грамотности. Формирование информационной культуры только через изучение информатики оказывается недостаточным, так как ограничивает понятие техническими и программными средствами информатизации.

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры.

Информационная культура – степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: ее получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании [3].

С целью изучения информационных потребностей пользователей научная библиотека Сибирского федерального университета (СФУ) провела анкетирование среди студентов, в котором приняли участие около тысячи человек, 15% составили первокурсники.

В процессе анкетирования выяснилось:

1. У первокурсников информационная культура не сформирована за время обучения в школе или колледже. В учебных планах общеобразовательных учреждений эта учебная дисциплина не предусмотрена. Вместе с тем, как показывают результаты исследований, на приобретение знаний и умений в области информационной культуры должна «работать» каждая учебная дисциплина; каждый учитель-предметник призван учить учиться, учить навыкам работы с информацией, что составляет основу любых знаний.

Профессиональная подготовка учителей (преподавателей) не ориентирована на формирование информационной культуры учащихся. Это подтверждается самими учителями. Так, из результатов анкетного опроса учителей Кемеровской области следует, что более 90% из них оценивают свои знания и умения в области информационной культуры как поверхностные, отмечая при этом полное отсутствие знаний и умений в сфере методики преподавания основ информационной культуры (ОИК) [4].

2. В занятиях по ОИК в вузе нуждаются почти 50% студентов. Необходима разработка хорошего учебно-методического обеспечения дисциплин по ОИК в соответствии с образовательными стандартами, привязанными к уровню обучения: бакалавр, специалист, магистр, аспирант.

3. Студенты мало знают об электронных ресурсах библиотеки, хотя отдают предпочтение электронному каталогу. Требуется продуманная реклама информационных ресурсов с использованием всех доступных средств.

Студент, обучившийся по программе «Основы информационной культуры», овладеет необходимыми навыками и сможет свободно формулировать свои потребности в виде запроса; получать доступ к информационным ресурсам; оценивать и использовать найденную информацию.

С этой целью в рамках инновационного проекта «Создание и развитие библиотечно-информационного комплекса СФУ» творческим коллективом библиотекарей-библиографов разработаны учебно-методические комплексы дисциплин (УМКД) в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения: «Основы информационной культуры» для бакалавров и «Информационная культура магистра», включающие разделы, посвященные проблемам формирования информационной грамотности. Особое внимание в учебных пособиях уделяется формированию библиографического мышления (представление о существующей системе информации, умение ориентироваться в ней, знание информационно-поисковых систем).

УМКД предусматривают модульный характер обучения, основаны на компетентностном подходе и состоят из следующих компонентов: программа дисциплины (108 часов), учебное пособие, методические указания по выполнению лабораторных работ, организационно-методические указания по освоению дисциплин, банк тестовых заданий, демонстрационные презентации курсов для бакалавров и магистров.

В пособии представлены основы классификации источников информации и информационных потребностей; рассмотрены основные процессы информатизации и информационного общества, функционирования информационных коммуникаций; даны характеристика центров информации, методика поиска информации, описания документов в соответствии со стандартами, характеристика электронных библиотек; показаны возможности использования информационных ресурсов в соответствии с законом об авторском праве.

Цель курса – научить пользователей познавать закономерности и перспективы развития информационного общества, ориентироваться в потоках документов и массивах информации, правильно ее оценивать, знать основные источники информации, уметь ориентироваться и оптимально использовать сетевые информационные ресурсы.

Проектное развитие в рамках инновационной образовательной программы СФУ позволило добиться хороших результатов в разработке учебно-методических комплексов для разных категорий пользователей.

Опробование курса доказало его эффективность, что позволяет говорить о новом уровне преподавания информационной культуры. Например, магистранты по направлению «Информационный менеджмент» прошли в 2008/2009 учебном году обучение основам информационной культуры по модульной программе с применением новых технологий обучения: промежуточное тестирование, модульное обучение с активным использованием информационных технологий. Аудитория оборудована интерактивной доской, автоматизированным местом преподавателя; каждый студент работает за отдельным монитором в сетевом режиме. Демонстрационные слайды ко всему курсу позволяют преподавателю вести активный диалог со слушателями и акцентировать внимание на наиболее значимых моментах, используя возможности интерактивной доски. Студент имеет возможность посетить сайты крупнейших библиотек страны и мира; познакомиться с имеющимися ресурсами и условиями доступа к ним; провести поиск по электронным каталогам и библиотекам; получить результаты поиска из таких баз, как Elsevier, EBSCO, Blackwell, EastView, IEEE, НЭБ и др.

Использование современных информационных технологий позволило представить студентам богатство информационных ресурсов и продемонстрировать в реальном режиме возможности применения полученных знаний: от формулирования запроса до получения полного текста документа. Можно с уверенностью говорить об эффективности и качестве такого обучения.

В дальнейшем усилия авторского коллектива Научной библиотеки СФУ будут направлены на разработку электронных УМКД для организации дистанционного обучения пользователей.

Список источников

1. Гендина Н. И. Информационная грамотность и информационная культура личности: международный и российский подходы к решению проблемы / Н. И. Гендина // Открытое образование. – 2007. – № 5. – С. 58–69.

2. Воронина Л. А. Информационная культура как фактор инновационного развития / Л. А. Воронина, Н. Е. Иванова, С. В. Ратнер // Качество. Инновации. Образование. – 2008. – № 3. – С. 8–11.

3. Семенюк Э. Л. Информационная культура общества и прогресс информатики / Э. Л. Семенюк // НТИ. Сер. 1. – 1994. – № 7. – С. 3.

4.Забелина Г. П. Опыт реализации модели формирования информационной культуры учителя в условиях педагогического колледжа / Г. П. Забелина // Открытое образование. – 2007. – № 1.

а также:

Колмаков В. Ю. Информация, информационность, виртуальность / В. Ю. Колмаков. – Красноярск : СибГТУ, 2004. – С.6.

Кривич Н. В. Информационная  культура как одно из проявлений взаимодействия системы обучения и воспитания в техническом вузе / Н. В. Кривич // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2008. – № 4. – С. 59–61.

5. Ткаченко А., Нестерова Л. Информационная культура будущих инженеров / А. Ткаченко, Л. Нестерова // Высшее образование в России. – 2003. – № 1. – С.153–158.

  
На главную