![](images/null.gif)
УДК 025.173
Е. Н. Бойченко
Использование фонда отраслевых периодических изданий
(на примере отдела производственной литературы
Белгородской государственной универсальной
научной библиотеки)
Анализ интенсивности и сезонных колебаний спроса на периодические
издания.
Интенсивный рост числа отечественных периодических изданий и
появление на рынке информационных услуг большого количества зарубежных изданий
не только резко увеличили объем информации, необходимой пользователю, но и
создали трудности для библиотек в финансировании подписки. Проблема обеспечения
необходимой структуры фонда отраслевых периодических изданий актуальна как для
города Белгорода, значимого центра науки и высшего образования, так и для
Белгородчины в целом, являющейся высокоразвитым индустриально-аграрным регионом.
Перечень выписываемых
изданий должен отвечать требованиям пользователей информации, и в то же время
их количество должно быть оптимальным, так как в связи с удорожанием подписных
изданий расходы на приобретение периодики растут. Какие же издания полностью
удовлетворят спрос и не заставят руководство библиотеки пожалеть о потраченных
средствах?
Для ответа на этот вопрос проведено исследование, цель
которого – улучшение качества комплектования фонда отраслевых периодических
изданий, получаемых отделом производственной литературы Белгородской
государственной универсальной научной библиотеки (БГУНБ).
Проблемы формирования фонда на основе анализа спроса
освещались в профессиональной печати, например [1–7]. В этих работах
рассмотрен удельный вес периодических изданий в общем объеме фонда и
книговыдачи, дан перечень наиболее спрашиваемых изданий.
Формированию ядра и определению критериев отбора изданий для
включения в фонд (в основном это касается подписки на иностранную периодику)
уделялось внимание в [8–17]. Вопросы комплектования фонда
периодики в условиях рыночных отношений рассматривались на Международной
конференции «Крым–99» [18].
Статистические методы анализа фонда периодики приведены в [19]. Общая характеристика относительных
величин динамики, к которым относится и показатель сезонности (без раскрытия
сути данного показателя), дана в учебном пособии [20]. Алгоритм расчета показателей сезонности и средних величин
(средневзвешенной, моды и медианы) приведен в учебных пособиях по теории
статистики [21–22].
Наиболее приближены к
теме исследования работы [23–26]. И. И. Задубовский отмечает, что при финансовых ограничениях
на подписку можно ограничиться лишь n продуктивными журналами [23]. При этом в числе показателей продуктивности выступает и
показатель спроса. Автор предлагает использовать показатель обращаемости,
который рассчитывает путем деления общего количества выдач на возраст журнала,
а также отмечает, что скорость спада спроса зависит от принадлежности журналов
к той или иной отрасли знания. К. М. Великова и
М. И. Драбкина также рассматривают показатель частоты использования
каждого названия журнала (обращаемость) [24].
Е. Т. Селиверстова предлагает для оценки качества
фонда использовать такой критерий, как коэффициент соответствия (соответствие
структуры фонда структуре удовлетворенного читательского спроса) [25], но не приводит алгоритм его
расчета. В. М. Дмитриев дает формулу расчета коэффициента
соответствия состава и использования фонда, но спектр ее применения ограничен
размером фонда [26].
Анализ использования журнальных фондов посредством учета
требований на издания проведен в Башкирской республиканской библиотеке [27]. Анализ числа запросов также
составил основу исследования [28].
Однако комплексного анализа фонда периодики в отраслевом и
тематическом аспекте с применением сезонной волны нет ни в одной из вышеперечисленных
работ.
На начальном этапе исследования в течение календарного года
ежедневно изучались запросы пользователей на отраслевые газеты и журналы
согласно бланкам требований.
Отмечу, что изучение числа запросов проводилось в отношении
всех периодических изданий, а объектом расширенного анализа (расчет средних,
индекс сезонности) выступали журналы, получаемые отделом производственной
литературы. (Спрос на реферативные журналы и экспресс-информацию в исследовании
не анализировался, так как они расположены в открытом доступе и количественный
учет спроса на них затруднен.)
В отношении журналов велся учет как количества запросов, так
и абсолютного значения выданных изданий. Это связано с тем, что число запросов
на то или иное издание не всегда адекватно отражает заинтересованность читателя
и востребованность периодического издания в целом. Приведу простой пример:
преподаватель в институте рекомендует для изучения определенную статью, и
большинство студентов, следуя этой рекомендации, приходят в библиотеку. Число
запросов в данном случае равно числу выданных изданий. Спрос носит узкий,
точечный характер. В то же время на ряд наименований периодических изданий
оформляются запросы комплексного характера – за текущий год, за два года, за
три года.
Согласно ГОСТ 7.20–2000 «Библиотечная статистика» единицей
учета объема фонда периодических изданий выступает как отдельный экземпляр
(том, номер, выпуск), так и годовой комплект (подшивка) [29]. В связи с этим целесообразно анализировать показатель «средняя
периодичность/средний объем подшивки». Расчет данного показателя осуществлялся
исходя из периодичности получаемых изданий – 1, 2, 4, 6, 8, 10, 12, 24, 48, 52
– по формуле средневзвешенной [22.
С. 78]:
(1)
где х – периодичность; f – количество наименований изданий с определенной
периодичностью.
Средний объем подшивки по средневзвешенной рассчитан по
данным табл. 1.
Таблица 1
Исходные и расчетные данные для определения средней
периодичности
Количество наименований f
|
Периодичность x
|
xf
|
2
|
1
|
2
|
6
|
2
|
12
|
53
|
4
|
212
|
140
|
6
|
840
|
13
|
8
|
104
|
3
|
10
|
30
|
253
|
12
|
3048
|
1
|
14
|
14
|
6
|
24
|
144
|
2
|
48
|
96
|
2
|
52
|
104
|
S= 481
|
|
S = 4594
|
Средний объем подшивки равен:
= 9,55 журналов
Весь спектр периодических изданий (журналов) отдела условно
разделен на несколько блоков:
1. Общие вопросы (в том числе патентное дело и
изобретательство);
2. Электротехника;
3. Радиотехника;
4. Компьютерная техника и технологии;
5. Горное дело;
6. Машиностроение, металловедение и обработка металлов,
химическая промышленность;
7. Пищевая промышленность и кулинария;
8. Легкая промышленность и полиграфия;
9. Домоводство (в том числе интерьер жилых помещений);
10. Строительство и архитектура;
11. Транспорт;
12. Сельское хозяйство;
13. Экология;
14. Экономика.
Группировка данных о количестве запросов на периодические
издания, проведенная на основании анализа массива материалов, представлена в
табл. 2.
Таблица 2
Распределение периодических изданий по числу
запросов
Группы периодических
изданий по числу запросов
|
Количество периодических
изданий
|
Накопленная
частота
|
0–50
|
469
|
469
|
51–100
|
30
|
499
|
101–150
|
7
|
506
|
151–200
|
0
|
506
|
201–247
|
2
|
508
|
В первую группу (от 0 до 50 запросов) вошли 469
наименований. Ни разу не были востребованы следующие издания: «Вестник АСЭкО»,
«Конкурс», «LAN», «Мелиорация и водное хозяйство», «Новости торговли», «Овцы,
козы, шерстяное дело», «Перспективные изобретения», «Справочник руководителя
торгового предприятия», «Трубопроводы и экология», «Хлебосол».
Это связано с тем, что
журналы «Новости торговли», «Перспективные изобретения», «Справочник
руководителя торгового предприятия» выписаны впервые в 2005 г. и пользователи
еще не успели с ними познакомиться. Журналы «Конкурс», «Вестник АСЭкО»,
«Трубопроводы и экология» – также новые, но причина их отсутствия в массиве
данных о запросах связана с тем, что эти издания выходят 1 раз в квартал и к
моменту окончания сбора материала (последняя декада марта 2005 г.) только что
были получены в отдел.
Во вторую группу (51–100
запросов) вошли издания по темам строительства, экономики (в первую очередь, по
экономике АПК), посвященные моделизму и техническому конструированию,
отражающие представленные на рынке компьютерные игры, содержащие статьи по
вопросам качества.
В составе третьей группы (101–150 запросов) – семь журналов:
«Моделист-конструктор», «Строительные материалы», «Авиация и космонавтика»,
«Игромания», «Радиоконструктор», «Радиомир», «Компьютер пресс». Необходимо
отметить, что первые три журнала имеют постоянных читателей благодаря долгому
нахождению на рынке, а остальные, сравнительно новые, уверенно занимают лидирующие
позиции вследствие информатизации общества.
Четвертая группа (150–200 запросов) не содержит ни одного
наименования.
Безусловными лидерами по количеству запросов являются
журналы, вошедшие в состав пятой группы (201–247 запросов): «Радио» (247 запросов)
и «За рулем» (215 запросов).
Согласно данным табл. 2 рассчитано значение признака,
которое чаще всего встречается в данном вариационном ряду (мода).
Расчет произведен по формуле [21. С. 120]:
Мо = , (2)
где xмо=0; i= 50;
fmo = 469; f(-1)= 0; f(+1)=30
Мо = » 26
запросов
Таким образом, проведенные расчеты показывают, что в данной
совокупности наиболее частое число запросов – 26.
Следующий этап анализа – изучение оборачиваемости
(интенсивности спроса) каждой из определенных нами тематических и
проблемно-ориентированных групп.
Данные о величине выдачи периодических изданий за
календарный период по 14 тематическим блокам проранжированы в соответствии с
величиной объема «средней подшивки», рассчитанной нами ранее – 9,55 журналов
(табл. 3).
Таблица 3
Количество выданных за время наблюдения
периодических изданий
по тематическим группам и расчет оборачиваемости «средней подшивки»
Номер темы
|
Выдано за период
исследования
|
Число журналов
в блоке
|
Оборачиваемость
«средней подшивки»
|
2
|
654
|
10
|
6,8
|
6
|
1735
|
24
|
7,6
|
7
|
1908
|
24
|
8,3
|
13
|
2214
|
25
|
9,3
|
8
|
1753
|
18
|
10,2
|
12
|
9247
|
83
|
11,7
|
1
|
7319
|
51
|
15,0
|
9
|
5621
|
38
|
15,5
|
14
|
11002
|
64
|
18,0
|
5
|
716
|
4
|
18,7
|
11
|
6494
|
36
|
18,9
|
4
|
7437
|
35
|
22,2
|
10
|
9387
|
43
|
22,9
|
3
|
9219
|
26
|
37,1
|
Библиотека находится в
многомерном информационном, культурном и образовательном пространстве региона,
и в связи с этим число посещений (а значит, и количество запросов на
периодические издания отдела) тесно связано
с установленными в вузах и ссузах Белгородской области учебными планами,
сроками сдачи экзаменов; информационной региональной политикой.
В рамках социокультурной и популяризаторской деятельности
отдела проводятся выставки-просмотры ко всем знаменательным датам в развитии
техники, сельского хозяйства и экологии.
Все это
обусловило необходимость рассмотрения сезонных колебаний величины спроса на
периодические издания по определенным нами тематическим группам и проблемам.
Наблюдение за сезонными колебаниями позволяет, с одной стороны, устранить их
там, где они нежелательны (например, в течение года можно чаще использовать
данные периодические издания в оформлении выставок, проведении обзоров), с
другой стороны, решить ряд практических задач (увеличить объем книговыдачи в
летний период).
Для измерения «сезонной волны» были рассчитаны отношения
месячных уровней к среднему месячному уровню за год (индексы сезонности) [22. С. 307]:
Iсез
= , (3)
где уi – число выданных за месяц журналов; – средний месячный уровень.
Для оценки силы (меры) колеблемости уровней сезонной
неравномерности используем показатель среднего квадратического отклонения
индексов сезонности, расчет которого производится по формуле [22. С. 309]:
σсез = , (4)
где n=12
Рамки статьи не позволяют полностью привести таблицы и
графики, выполненные во время исследования. Данные расчетов и графические
данные показали, что наиболее подвержен сезонным колебаниям спрос на журналы,
вошедшие в состав 2, 5 и 6 блоков. Колеблемость уровней сезонной волны
достигала по журналам электротехнической тематики 80,13%, по горному делу –
83,98%, машиностроению, металловедению и обработке металлов, химической
промышленности – 73,73%.
Колеблемость уровней сезонной волны по журналам
экологической тематики составила 63,03%. При этом индекс сезонности в октябре
2004 г. был равен 167,5%, а в ноябре спрос превысил среднегодовой уровень
на 85,4%. Это связано с тем, что БГУНБ совместно с администрацией Белгорода 22
сент. 2004 г. организовала и провела научно-практическую конференцию
«Экология города», на которой рассматривались пути решения проблем экологически
сбалансированного развития Белгорода. На конференции специалистам в области
экологии представлен доклад, осветивший информационные ресурсы библиотеки в
целом и отдела производственной литературы в частности.
Меры колеблемости уровней
сезонной неравномерности близки по значению для основной массы журналов: по
радиотехнике (39,62%), экономике (37,68%), домоводству (37,40%), пищевой
промышленности и кулинарии (37,04%), строительству и архитектуре (35,75%),
общим вопросам (в том числе патентному делу и изобретательству) (34,35%),
сельскому хозяйству (32,91%), транспорту (32,69%). Наименее подвержен сезонным
колебаниям спрос на журналы по компьютерной технике и технологиям – 27,03%.
Аналогично проведен анализ спроса по следующим
проблемно-ориентированным группам изданий, выделенным в результате вторичной
группировки массива:
1. Качество продукции и качество жизни;
2. Строительство и обустройство собственного дома;
3. Овладение компьютерными технологиями на уровне
пользователя (в том числе посредством компьютерной игры);
4. Техническое творчество и моделизм.
Выделение этих проблем связано с рядом следующих положений.
«Качество продукции и качество жизни». 2 апр.
2003 г. принят Закон Белгородской области № 74 «Об утверждении Программы
улучшения качества жизни населения Белгородской области». Человеческая жизнь и
возможность личности реализовать себя в течение жизни являются абсолютной
ценностью. Качество жизни, вопросы его повышения становятся национальной идеей.
Сегодня потребители Белгородской области, а также многие предприниматели,
специалисты органов местного самоуправления, других структур испытывают острую
потребность в информации, касающейся как законодательного регулирования
вопросов защиты прав потребителей, так и потребительских характеристик
различных товаров и услуг.
«Строительство и обустройство собственного дома».
Белгородская область занимает передовые позиции в Российской Федерации в сфере
жилищного строительства, в частности в сельской местности. Уже в 1998 г.
по вводу в эксплуатацию жилья (на 1 000 жителей 513 м2 общей
площади) наша область опередила не только соседнюю Курскую область (164 м2),
но и Москву (364 м2). Белгородская область продолжает удерживать
ведущие позиции по этому показателю социально-экономического развития. Важное
место в решении жилищной проблемы занимает индивидуальное жилищное
строительство.
По мнению губернатора Белгородской области Е. С. Савченко,
«не может быть качественной жизни без удовлетворения потребности для
подавляющего числа граждан в строительстве или в приобретении своего дома». В
области ведется активная работа по реализации целевых программ жилищного
строительства. За последние 5 лет введено в строй около
35 тыс. квартир в многоэтажных жилых домах и более 12 тыс. индивидуальных жилых
домов общей площадью 2,8 млн м2.
«Овладение компьютерными технологиями на уровне
пользователя (в том числе посредством компьютерной игры)». Компьютерные
технологии бурно входят в нашу жизнь, и это требует от всех специалистов новой
психологии пользования и мышления. Компьютер должен стать таким же привычным
инструментом, как книга, карандаш или телефон. Нужно отметить удивительное
свойство компьютерных технологий: чем богаче программное обеспечение, чем выше
технические характеристики компьютера, тем проще его эксплуатация на
пользовательском уровне и тем больше возможностей у человека для творческой
самореализации.
Игровой метод – один из основных методов обучения.
Компьютерные игры используют в процессе обучения с целью не только научить
«нажимать кнопки» по определенным правилам, но и объяснить основные принципы
работы компьютера, снять психологический барьер – страх сделать что-то
неправильно, чтобы специалист в будущем мог самостоятельно осваивать
необходимое, быстро растущее пользовательское программное обеспечение [30].
«Техническое творчество и моделизм». Техническое
творчество – это одно из важных средств политехнического образования и
профессиональной ориентации, способствующее формированию у подрастающего поколения
устойчивого интереса к технике, развитию рационализаторских и изобретательских
склонностей, технического мышления и содействующее повышению научного уровня
образования. Изучая основы наук, знакомясь с промышленным и
сельскохозяйственным производством, достижениями науки и техники, школьники и
студенты вовлекаются в творческую работу. Чаще всего техническое творчество
реализуется при конструировании моделей, приборов, механизмов, несложных машин
и других технических объектов.
По этим четырем направлениям проведен расчет индексов
сезонности и силы колеблемости спроса журналов. Расчетные и графические данные
позволяют утверждать, что наименьшему влиянию сезонных факторов подвержен спрос
на журналы 3-й группы – «Овладение компьютерными технологиями на уровне
пользователя (в том числе посредством компьютерной игры)»: среднее
квадратическое отклонение индексов сезонности составило 24,87%. По журналам 4-й
группы – «Техническое творчество и моделизм», сила колеблемости выше – 35,77%.
В августе 2004 г. вниманию пользователей была предложена
выставка «Современный коттедж – от фундамента до крыши». Сюжет об открытии
выставки снят телекомпанией «Магнит» и продемонстрирован по местному
телевидению, на областном радио прозвучали обзоры литературы, представленной на
выставке. В результате спрос на журналы 2-й группы – «Индивидуальное жилищное
строительство и интерьер дома» – по сравнению с среднегодовым вырос на 81,2%, а
по сравнению с предыдущим месяцем – на 82,6%.
В отношении спроса на журналы, включенные в состав 1-й и 2-й
групп, прослеживается тесная зависимость от плана мероприятий отдела. Так, с 20
февр. по 26 марта 2004 г. в отделе производственной литературы БГУНБ
совместно с Межведомственным координационным советом по защите прав
потребителей администрации Белгородской области проведена традиционная акция
«Потребительские знания – в каждую семью». 1 сент. 2004 г. в рамках Дня знаний
проведена игра-конкурс «Имею право» для старшеклассников двух школ Белгорода.
В декабре 2004 г. в
БГУНБ состоялась IV Научно-практическая конференция «От качества товаров и
услуг – к качеству жизни», цель
которой – подведение итогов работы в рамках региональной комплексной программы
по защите прав потребителей в Белгородской области на 2001–2005 гг. Организаторами
конференции выступили БГУНБ и Межведомственный координационный совет по защите
прав потребителей при администрации области.
Проведение названных мероприятий положительно
сказалось на увеличении спроса на журналы 1-й группы – «Качество продукции и
качество жизни». В апреле индекс сезонности составил 179,0%, т.е. превысил среднегодовой
уровень на 79,0%; в сентябре 2004 г. величина показателя была равна
148,5%, в феврале 2005 г., после окончания учебных каникул, – 140% (для
сравнения: в январе – 62,7%).
Главная цель работы отдела производственной литературы БГУНБ
состоит в том, чтобы повысить оперативность и эффективность библиотечного
обслуживания организаций и населения города (пользователей библиотек) за счет
оптимальной структуры отраслевого фонда периодических изданий. Комплексно и
систематически, с использованием современных технологий обработки цифровой
информации исследован спрос на периодику. Получены данные о тематическом
составе и проблемно-ориентированном спросе.
Применение методического подхода, разработанного в ходе
исследования, позволяет более комплексно оценивать эффективность выделяемых на
подписку средств. В результате исследования сложившегося спроса на
периодические издания отдел производственной литературы БГУНБ на первое полугодие
2006 г. оформил подписку на 12 новых изданий, а 4 наименования журналов
исключены из списка. С целью равномерного распределения спроса и нивелирования
сезонной составляющей скорректирован план выставочной деятельности.
Список использованных источников
1. Гусева В. Н. Формирование фонда деловой литературы на основе анализа читательского
спроса // Науч. и техн. б-ки. – 2003. – № 4. – С. 54–59.
2. Коломейчук Е. М. Периодические издания в фондах центральных
универсальных библиотек субъектов Российской Федерации // Там же. – 2001. – №
7. – С. 46–52.
3. Слуцкая К. К. Удовлетворение запросов читателей – критерий качества обслуживания //
Науч. и техн. б-ки СССР. – 1987. – № 3. – С. 3–5.
4. Савина Е. А. Периодические издания в документном фонде библиотеки Ивановской государственной
медицинской академии // Науч. и техн. б-ки. – 2001. – № 7. – С. 52–56.
5. Раев А. Г. Анализ читательского спроса в крупной библиотеке // Науч. и техн. б-ки
СССР. – 1982. – № 8. – С. 36–37.
6. Стасевич Р. Е. Анализ использования иностранных журналов в НТБ Белорусского филиала
ВНИИТЭ // Там же. – 1982. – № 5. – С. 31.
7. Изучение формирования и использования фондов Государственной библиотеки СССР
имени В. И. Ленина // Перспективы развития фондов научных библиотек /
сост. Р. И. Богачева, А. В. Кокорев, С. И. Ковригина,
С. А. Колесник; науч. ред. И. М. Алексеева. – М., 1975. – Вып.
19. – 42 с.
8. Терешин В. И. Полнота библиотечного фонда: теоретический аспект, пути реализации //
Науч. и техн. б-ки СССР. – 1984. – № 6. – С. 3–8.
9. Подкорытова Н. И. Комплектование фондов в условиях рыночной экономики
// Науч. и техн. б-ки. – 1993. – № 4. – С. 37–41.
10. Дубров А. П. Критерии и показатели для формирования оптимального иностранного
журнального фонда многопрофильных научных библиотек / А. П. Дубров,
О. Л. Красикова // Организация и ресурсы информационно-библиотечного
обслуживания специалистов и ученых: межведомств. сб. науч. тр. / ГПНТБ СО РАН.
– Новосибирск, 1995. – С. 92–99.
11. Алексеев Н. Г. Использование критериев спроса и стоимости в управлении
комплектованием фонда периодических изданий / Н. Г. Алексеев,
Л. И. Госина // Управление библиотекой: новые идеи и практические
решения : сб. тр. / Рос. гос. б-ка. – М., 1995. – Вып. 1. – С. 89–101.
12. Митракова Н. А. Определение сроков хранения периодических изданий в библиотеке вуза / Митракова Н. А.,
Балмуш Е.И. // Науч. и техн. б-ки. – 1992. – № 2. – С. 20–21.
13. Медведева И. Е. Анализ использования иностранных журналов в научно-технических
библиотеках / Медведева И. Е., Лучко В. С.,
Зверева Г. Ф. // Науч. и техн. б-ки СССР. – 1980. – № 7. – С. 26–28.
14. Мотульский Р. С. Моделирование как основа формирования фонда
периодических изданий библиотеки вуза // Там же. – 1989 – № 9. – С. 28–33.
15. Рослик Г. М. Иностранные журналы в научных библиотеках. Вопросы отбора // Там
же. – 1990. – № 9. – С. 17–18.
16. Шарабчиев Ю. Т. К методике выбора журналов, наиболее значимых для специалистов // НТИ.
Сер. 1. – 1981. – № 11. – С. 25–29.
17. Алексеев В. М. Разработка и применение критериев оценки мирового потока
научно-технических журналов с целью оптимизации комплектования фондов ВИНИТИ /
В. М. Алексеев, В. М. Ефременкова,
О. В. Кириллова, О. А. Хачко, А. И. Черный //
НТИ. Сер. 1. – 2002. – № 12. – С.23–26.
18. Вебстер Д. Как противостоять журнальному кризису // Науч. и техн. б-ки. – 2000. –
№ 5. – С. 94–103.
19. Узилевский Г. Я. Использование статистических методов в систематике
первичных документов (исследование журналов по сельскому хозяйству) // НТИ.
Сер. 1. – 1985. – № 5. – С. 22–26.
20. Суслова И. М. Управленческий учет в библиотеке / И. М. Суслова,
Т. Л. Манилова. – М. : МГУКИ; Профиздат, 2001. – 123 с.
21. Ефимова М. Р. Общая теория статистики : учебник / М. Р. Ефимова.
Е. В. Петрова, В. Н. Румянцев. – 2-е изд., испр. и доп. –
М. : ИНФРА-М, 2001. – 416 с.
22. Теория
статистики : учебник / под ред. Г. Л. Громыко. – М. : ИНФРА-М, 2002.
– 414 с.
23. Задубовский И. И. Принцип организации журнального фонда НТБ // Науч.
и техн. б-ки СССР. – 1991. – № 10. – С. 39–41.
24. Великова К. М. Анализ использования научных периодических изданий /
Великова К. М., Драбкина М. И. // Там же. – 1985. – № 10. –
С. 10–13.
25. Селиверстова Е. Т. Полнота и соответствие – категории качества
библиотечного фонда // Там же. – 1987. – № 9. – С. 8–12.
26. Дмитриев В. М. Применение статистических характеристик использования библиотечного
фонда для его оптимизации в условиях системы депозитарного хранения // Перспективы
развития фондов научных библиотек / сост. В. М. Оськина, ред.
Ю. А. Гриханов. – М., 1972. – Вып.8–9. – С. 61–73.
27. Использование журнальных фондов // Перспективы развития фондов научных библиотек /
сост. В. Лучинкина, ред. Ю. А. Гриханов. – М., 1975. – Вып. 7. –
С. 44–50.
28. Родионов А. Я. Анализ запросов на научную литературу с целью оптимального
комплектования и оперативности исполнения заказов в ПИКе ВИНИТИ // НТИ. Сер. 1.
– 1998. – № 8. – С. 23–25.
29. ГОСТ
7.20–2000 СИБИД. Библиотечная статистика. Введ. 01.01.2002. – М.: ИПК Изд-во
стандартов, 2001. – 7 с.
30. Очков В. Взгляд на Дисциплину «Информатика» в форме комментариев к 10 тезисам
// http://twt.mpei.ac.ru/ochkov.
|