Научные и технические библиотеки №11 2010 год
Содержание:

Соколов А. В. Информатические опусы. Опус 3. Онтология информации. Типы реальностей и типы информации

ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ

Столяров Ю. Н. Документ: инвариантная и вариативная компоненты дефиниции

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Редькина Н. С. Службы информационных технологий в научных библиотеках

Голубенко Н. Б. Особенности информирования студентов в НТБ Кузбасского государственного технического университета

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

«К барьеру!» – интеллектуальный поединок на Крымском форуме

«РОССИЙСКИЙ “БИБЛИОБУС” В АМЕРИКЕ»: ИНТЕРВЬЮ, РЕПОРТАЖИ. (Научно-образовательная профессиональная программа «Библиотечное дело, информационные системы и образование в США-2010)

Иванова Е. В., Волкова К. Ю. 12-й Международный семинар «Электронные ресурсы и международный обмен: Восток – Запад» (Обзор работы. Продолжение)

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Сукиасян Э. Р. Новое поколение справочников по библиотекам региона

Березная Т. И., Кислова Е. П. Профессиональное чтение библиотекаря: специализированный бюллетень «ЛибМаркет»

ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ЭБНИТ

Выпуск 11

Ежегодная отчетно-выборная конференция Ассоциации ЭБНИТ (Обзор работы)

Павлов А. И. , Баженов И. С. , Грешнов Е. Б. Модернизация аппаратно-программного комплекса обеспечения сохранности данных в связи с внедрением технологии обслуживания читательского заказа в системе ИРБИС

Соколинский К. Е. Новые подходы к каталогизации заимствованием в ИРБИС-корпорации

Ушакова О. Б. Использование системы ИРБИС как инструмента анализа обслуживания абонентов ИРИ

Березная Т. И., Пекур Е. В. Мультимедийные уроки по работе с САБ ИРБИС

Шихова Х. И. Автоматизация ресурсных центров в целях совершенствования высшего образования

Памяти В. Н. Зайцева


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

УДК 026/027(–3)

Э. Р. Сукиасян

Новое поколение справочников по библиотекам региона

В статье поставлен вопрос о необходимости подготовки в каждом регионе новых по структуре и содержанию справочников по библиотекам – с более подробной характеристикой как традиционных, так и электронных ресурсов, всей системы предлагаемых услуг.

В апреле 2010 г. вышел в свет справочник «Библиотеки Челябинска» [1]. Изучение этого интересного издания – результата многолетней авторской работы Ларисы Васильевны Макаровой, заведующей информационно-библиографическим отделом Челябинской областной универсальной научной библиотеки, – заставило меня вспомнить историю подобных справочников  (я  взял  с  книжной  полки  аналогичные  справочники  1970–1980-х гг.), поднять архивы, еще раз обратиться к переписке с И. Г. Моргенштерном.

Полагаю, что за многие годы ничего нового, во всяком случае – в методическом плане, в регионах не подготовлено. Может быть, я ошибаюсь. Но в новинках Кабинета библиотековедения РГБ ничего оригинального не встречал.

Новый справочник по библиотекам Челябинска  – явление в библиотечной литературе. Жаль, что его увидят немногие – тираж книжной версии всего 200 экз. Но, может быть, сегодня в этом и нет необходимости? Существует электронная версия, которую можно открыть на веб-сайте, сделать доступной не только для библиотек, но и для всех жителей «Челябинска и окрестностей». Для государственной регистрации в РКП достаточно представить всего 16 экз. печатного издания.

Часто бывает: что-то у автора получилось хорошо, а некоторые удачные приемы оказались забытыми. Так произошло и со справочником «Библиотеки Челябинска»: с двумя шагами вперед автором сделан и небольшой шаг назад. Поэтому захотелось написать не рецензию, а статью. Рассказать о том, как четверть века назад мы анализировали проблему, что нашли и что предложили.

В 1975–1985 гг. в Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ле­нина (ГБЛ, впоследствии – РГБ) предпринято комплексное исследование, посвященное системе каталогов и картотек ГБЛ. Масштабная работа проводилась в четыре этапа. На первом (1975–1977) изучались количественные параметры системы каталогов и картотек; на втором (1978–1981) получена количественная и содержательная характеристика системы; на третьем (1982–1983) определена эффективность использования системы каталогов; на четвертом (1984–1985) изучались вопросы управления системой каталогов и картотек. О методике, ходе проведения, результатах исследования хорошо знали библиотеки: мы многое смогли опубликовать в печати.

Работа, связанная, как многим сначала казалось, с системой каталогов одной библиотеки, с самого начала вышла за пределы ГБЛ. Проведенное уточнение понятий каталог, картотека, ряд, часть каталога, носило, конечно, методологический характер. Были определены понятия читательский и служебный каталог. Родилась формула наименования каталога (картотеки) со стандартной последовательностью элементов. Всё это – только по итогам первого этапа. Количество каталогов и картотек ГБЛ (660 единиц  в начале исследования) сократилось втрое. Подготовленные нашим коллективом методические рекомендации по определению (оценке и измерению) параметров качества и функциональной эффективности были изданы. В Орловской и Куйбышевской областных библиотеках по этим методикам проведена исследовательская работа.

По заказу Министерства культуры нашим коллективом был разработан нормативный документ «Типовое положение о системе каталогов и картотек областных, краевых, республиканских (АССР) библиотек» с приложением «Примерного перечня каталогов и картотек УНБ». Утвержденный в 1985 г., он неоднократно публиковался, многие годы (практически и сегодня) используется в библиотеках. На его основе разработаны аналогичные положения для ЦБС, системы вузовских библиотек, сети библиотек Министерства обороны, Академии наук, профсоюзов, сети технических библиотек страны.

Наверное, у читателя уже возник вопрос: какая связь между этим исследованием  и справочниками по библиотекам? Объясню чуть позже.

Завершив описание системы каталогов и картотек ГБЛ, авторский коллектив подготовил справочное издание – аннотированный перечень каталогов и картотек ГБЛ [2] и при обсуждении результатов очередного этапа исследования представил его членам Ученого совета. Члены Совета (в первую очередь те ученые, которые не работали в ГБЛ) в один голос потребовали, чтобы мы «на время отложили другие дела» и подготовили аналогичный справочник по библиотекам Москвы. Дирекция «поддержала» просьбу и определила временные рамки работы. Было решено включить в справочник сведения о каталогах и картотеках 12 крупнейших библиотек города. Сформирован коллектив составителей, разработаны общие для всех методические документы.

Совместная работа (в ней участвовали около 30 специалистов) проходила очень дружно и завершилась изданием в 1981 г. книги «Каталоги и картотеки крупнейших библиотек Москвы» [3]. Мы не предполагали, что тираж (1500 экз.) разойдется практически в две недели и всего лишь через два года московские букинисты включат наше издание в «Перечень особо ценных разыскиваемых изданий последних лет»…

Подготавливая аннотированный перечень, мы сразу же увидели его связь по многим параметрам со справочником по библиотекам. По сути, части, раскрывающей основное содержание («каталоги и картотеки»), предшествовали обычные элементы справочника. Мы провели «контент-анализ», выявили все элементы информации в самых разных справочниках по библиотекам и только после этого построили макет такой (предшествующей каталогам) части. По сути, у нас был справочник по библиотекам, существенно дополненный сведениями о каталогах и картотеках.

Вспоминая те годы, мне хочется еще и еще раз вспомнить с признательностью и благодарностью Исаака Григорьевича Моргенштерна (1932–2008), известного библиографа и незабываемого друга по переписке. Не раскрою секрета: Исаак Григорьевич был «в нашем деле» с первых дней, выполняя функции внешнего эксперта, а по многим вопросам и  консультанта.  Мы работали в разных городах, но это не мешало нам общаться (хотя в те годы еще не было электронной почты). По инициативе Исаака Григорьевича я подготовил методические рекомендации «Как составить указатель каталогов и картотек библиотек региона» [4], разосланные в дальнейшем по библиотекам страны. В их основу легли служебные методики, которыми пользовался  коллектив специалистов 12 библиотек.

В 1982 г. с помощью студентов и специалистов Челябинска И. Г. Моргенштерн провел объективный анализ, сравнив два издания: наш аннотированный перечень и справочник «Каталоги центральной научной библиотеки» [5], изданный в 1981 г. в Киеве ЦНБ АН Украины.  По нашей просьбе в Челябинск были направлены по 10 экз. каждого издания. Эксперты дали им объективную оценку, отметили, что найденные нами элементы описания данных в определенной методикой форме и последовательности дают огромный положительный эффект (экономия места, полнота сведений и т.д.). В киевском издании найдены (и процитированы в отзывах) многочисленные фразы, которые были излишними для справочника, например: «Современные систематические каталоги являются основным звеном аппарата информации о содержании фондов библиотек» [Там же. С. 55]. Вместе с тем, анализ показал: составители включили много полезных сведений, иллюстрирующих те или иные правила, примеры записей и прочую информацию, которая более подходит для жанра издания, называемого путеводителем по каталогам.  Именно так назвал свою рецензию на наше издание И. Г. Моргенштерн [6].

Наши методические рекомендации были изданы весьма своевременно: с 1983–1984 гг. во многих библиотеках страны  началась подготовка аналогичных изданий. Непонятно, правда, почему составители многих из них прислали нам свои издания в подарок, но «постеснялись» сослаться на используемую методику в предисловии. «Надо было Вам, Эдуард Рубенович, запатентовать свои правила», – писал мне И. Г. Моргенштерн. Не запатентовали…

Не сослался на наши методические рекомендации «Как составить указатель каталогов и картотек библиотек региона» и сам И. Г. Моргенштерн, когда спустя несколько лет (в 1987 г.) под его руководством (в издании он назван научным редактором) подготовлен справочник «Библиотеки Челябинска» [7]. В нем мы впервые увидели характеристику каталогов и картотек, представленную по нашим правилам, правда, с серьезными усечениями.

Что хочет узнать пользователь о библиотеке, обращаясь к справочнику? Конечно, её адрес, телефон, основные сведения об истории, фондах, коллекциях. Это, как говорится, минимум.  Давайте подумаем, получит ли он какую-либо информацию из обычного для справочников перечисления: «Каталоги: алфавитный, систематический. Картотека статей». А что есть в соседней библиотеке? Оказывается, то же самое: «Каталоги: алфавитный, систематический. Картотека статей». И так – десятки раз. Посмотрите, как обогатилась информация в справочнике «Библиотеки Челябинска» 1987 г.:

«Служебный генеральный алфавитный каталог. Объем 1 150 400 карт. Отражает книги, картографические изд., авторефераты диссертаций, изоиздания, спецвиды техн. лит., аудиовизуальные материалы. Местонахождение – отдел обработки и организации каталогов. Используется через дежурного консультанта».

У специалиста, конечно, возникнут вопросы. Но многие ничего не заметят. Каталог-то алфавитный! Он не может быть «одним», без указания языков или графики. Описан, наверное, каталог книг на русском языке, но об этом ничего не сказано. Странно звучит объемная характеристика для «живого», постоянно пополняемого, растущего в объеме каталога. Вопросов такие сведения вызывают много.

Давайте посмотрим, как описывался аналогичный по функциям каталог ГБЛ в аннотированном перечне «Каталоги и картотеки крупнейших библиотек Москвы»:

«Генеральный алфавитный каталог книг.

Состоит из 4-х частей.

Часть 1. На русском языке. Запросы читателей выполняются консультантом-библиографом. Основана в 1862. Хронологический охват с 17 в. Объем 6 млн карточек. Прирост 175 тыс. карточек. Включает библиографические описания книг, отдельных выпусков продолжающихся изданий, а также авторефератов диссертаций, изоизданий, микрофильмов. На материалы, обрабатываемые групповым способом, включаются справочные карточки.

Вспом.: Алфавитный указатель заглавий произведений художественной литературы. Объем 166 тыс. карточек. Прирост 9 тыс. карточек; Алфавитный указатель заглавий произведений авторов с распространенными фамилиями. Объем около 600 тыс. карточек. Прирост 14 тыс. карточек».

Чтобы многое стало понятным, покажем в сокращении  информацию об остальных частях:

«Часть 2. На языках народов СССР (кроме русского)…  Организована 90 языковыми рядами. Описания даны на языке оригинала с переводом на русский язык.

Часть 3. На иностранных европейских языках… Организована отдельными алфавитными рядами (языки с кирилловской графикой, языки с латинской графикой. Описания изданий на греческом языке даны в латинской транслитерации.

Часть 4. На языках народов Азии и Африки…  Организована 95 языковыми рядами. Описания даны на языке оригинала и в русской транскрипции, с переводом заглавия на русский язык».

Два комментария. Первый: сведения приведены в редакции 1981 г. Сегодня мы сказали бы, например, «библиографические записи» вместо «описания». Частая ошибка: многие библиографы продолжают говорить об описаниях, не заметив, что заголовок не входит в состав описания, это элемент библиографической записи. Второй комментарий: своё мнение о том, как должны быть организованы многоязычные алфавитные каталоги, я высказал в статье, написанной много лет спустя  [8].

Давайте согласимся, что представленная в перечне информация интересна, содержательна и полезна. Для читателя очень важны характеристики хронологического охвата, как, впрочем, и все остальные.

В последующие годы мы не решили проблему описания электронных каталогов. Такой потребности в 1980-х гг. у нас не было. Возникла она позже. Более десяти лет назад вопрос поставила Людмила Михайловна Красовская (Мурманск), несколько позже некоторые специалисты из областных библиотек прислали мне свои предложения. Дело тогда приостановилось: шла разработка стандарта, который, как нам всем казалось, должен решить эти проблемы.

С 1 января 2004 г. ГОСТ СИБИД 7.70–2003 «Описание баз данных и машиночитаемых информационных массивов» введен в действие. Составляли его не библиотекари,  поэтому наши проблемы так и остались нерешенными. В справочнике «Библиотеки Челябинска» (да и в массе публикаций) электронные каталоги называются, но не аннотируются. Свою вину не отрицаю: дело не было доведено до конца.

В своё время – в середине 1980-х гг. – я настойчиво убеждал методистов заняться справочниками. Например, в Минске провели специальное совещание, на котором я доказывал, что город обладает поразительно интересной системой библиотек, в каждой из них за десятки лет создан удивительный справочный аппарат. О нем знают, как правило, только те читатели, которые посещают «свою» библиотеку. В то время в Минске была единственная в СССР общедоступная библиотека по физкультуре и спорту. Может быть, если бы информация о ней попала в печать, такие же библиотеки, по сути – очень нужные населению, открыли бы во многих городах страны. И не закрыли бы библиотеку в Минске…

Приведу пример реальной работы нашего справочника. К нам, в РГБ, пришла читательница, приехавшая из другого города, и «предъявила» запрос: «Как выглядела дореволюционная конка на лошадином ходу? Нужна фотография». Дежурные сотрудники объяснили: можем помочь найти книги, а уж есть ли в них фотография конки, выяснится при просмотре. Этот запрос не совсем по профилю нашей библиотеки: у нас нет краеведческого каталога, в то время как в двух библиотеках Москвы он ведется. Взяв в руки справочник, показали: краеведческий каталог «Москва» есть в ЦГБ города, а в Исторической библиотеке – краеведческая картотека «Москва». В первом отражается литература за советский период, в картотеке подробно раскрыт дореволюционный. Предложили читательнице: пока вы будете выбирать в каталоге книги, мы позвоним нашим коллегам-библиографам в Историческую библиотеку. Запрос приняли, записали номер нашего телефона и попросили подождать. Не прошло и пяти минут, как раздался звонок: «Кому у вас в Ленинке нужна конка? Пусть приезжает в Музей истории и реконструкции Москвы, у меня фотографий десятки, выберем вместе, какую надо». Звонила библиограф – сотрудник библиотеки Музея. Именно ей первым делом позвонила коллега из Исторической библиотеки, хорошо понимая, что речь идет об иллюстративном материале. Мы объяснили читательнице, как пройти в Музей истории и реконструкции Москвы.

Хороший пример. Он показывает, как тесно должны быть связаны все библиотеки, как хорошо они должны знать друг друга, каким поистине мощным становится наш корпоративный потенциал.

Вспоминаю об этом с грустью. В прекрасном справочнике «Библиотеки Челябинска» 2010 г. о каталогах и картотеках снова забыли! Вернее, просто дали перечисление их видов, одинаковое для сотни библиотек, ничего не говорящее ни читателю, ни библиографу. Хочется сказать всем библиографам: если вы не видели аннотированный перечень «Каталоги и картотеки крупнейших библиотек Москвы», вы не сможете представить тот информационный потенциал, который скрыт под обложкой книги в две сотни страниц! Пока повторить наш опыт не удалось никому. Только в нашем издании, например, представлены основные деления систем группировки в каталогах (вместо ничего не говорящих читателям аббревиатур УДК, ББК, ТБК).

Неужели методические рекомендации 1983 г. «Как составить указатель каталогов и картотек библиотек региона» не сохранились в крупнейших библиотеках страны? Я лично рассылал их во все центральные библиотеки, передал штук 30, а то и больше каждого нашего издания методистам ГПНТБ России. Должны быть. К сожалению, не могу выслать электронную копию каждому – в моем архиве первые три сотни названий (до 1996 г. включительно) представлены лишь в 22 машиночитаемых копиях, время было тогда еще некомпьютерное.

Тем не менее я не ошибся, говоря в названии статьи о новом поколении справочников по библиотекам региона. В справочнике «Библиотеки Челябинска» дан перечень структурных подразделений (для каждого указан номер телефона). Правда, нет очень важных данных: фамилии, имени, отчества первого руководителя (это обязательные сведения, необходимые для переписки, официальных почтовых и иных обращений).

Понимаю: если мы говорим о «новом поколении» справочников, то сначала следовало бы подготовить хорошие методические рекомендации, отражающие современные требования к их структуре и содержанию, вспомогательному аппарату. С удовольствием взялся бы сам за это дело, если бы был на пенсии. Может быть, эта тема заинтересует ещё кого-нибудь? Напишите мне – помощь гарантирую.

В характеристике фондов челябинского справочника появился раздел «Краеведческие ресурсы», в котором характеризуются как фонды (коллекции), так и справочно-библиографический аппарат, сразу указано: «Доступ в локальной сети и через Интернет». Затем мы читаем: «Количество ПК для читателей». Мне кажется, что «до того» стоило бы написать, какая АБИС установлена в библиотеке. В десяти библиотеках, к фондам которых обращаются читатели, могут оказаться десять разных АБИС. (Один читатель в Архангельске очень хорошо сказал: «Везде предлагают в рамочку что-то впечатать, но мы-то видим, что рамочки разные!»)

Дальше очень интересный раздел: «С компьютеров библиотеки возможен свободный доступ к подписным ресурсам Интернета». Мне даже стало не по себе: работаю в РГБ, а многое мне недоступно. В очередной раз подумал о том, какие серьезные «поражения в правах» я имею только потому, что являюсь «узнаваемым» сотрудником, а не читателем. Хотя и лежит в бумажнике читательский билет, часто слышу, например: «Вам это срочно нужно?» Читателя бы об этом никогда не спросили, для них всё делается по правилам.

Завершается «раздел» о библиотеке перечнем дополнительных услуг, оказываемых ею. Некоторые библиотеки не смогли удержаться от нарушения библиотечного законодательства: платный «ночной абонемент» или «абонемент выходного дня» (как бы «цивилизованно» это дело ни называли) – это грубое нарушение закона. Прокурор должен был бы внести протест.

Областная научная библиотека в Челябинске «обслуживает взрослое население». Наверное, как и во многих других ОНБ. Именно поэтому, коллеги, у вас низкая обращаемость фондов! Часть книг, безусловно интересных, а самое главное – нужных нашим подросткам, лежат годами в хранилищах. Это надо увидеть, затем понять, а уже после этого подумать, что можно сделать во «взрослой» библиотеке, чтобы выполнить один из законов Ранганатана: «Каждой книге – её читателя». В некоторых библиотеках догадались: разрешают, например, родителям приходить с детьми, вместе искать литературу в каталогах. Можно и в читальном зале выдавать что-то «детям» 11–13 лет. Никому из них не придет в голову читать «Приключения Незнайки». Берут, как правило, серьезные книги по географии, биологии, химии, которых нет в «библиотеках, обслуживающих детей».

Очень трудно рассказать о справочном аппарате книги, который занимает 35 страниц (с. 164–199), поэтому просто перечислю вспомогательные указатели:  «Предметный указатель», «Указатель краеведческих ресурсов», «Указатель полнотекстовых баз данных», «Указатель информационно-поисковых, правовых и нормативно-технических ресурсов», «Указатель подписных ресурсов Интернета», «Указатель электронных каталогов», «Указатель библиографических баз данных», «Указатель каталогов и картотек, библиографических и полнотекстовых баз данных художественной литературы», «Указатель языков», «Указатель дополнительных услуг, оказываемых библиотеками», «Указатель типов и видов библиотек», «Указатель видов документов», «Указатель статусов библиотек по ведомственно-административной принадлежности», «Указатель учреждений, имеющих библиотеки» и даже «Указатель библиотек, носящих имена известных деятелей».

Хороший город Челябинск многие годы готовит прекрасные кадры библиотекарей-библиографов (так и хочется добавить слова, которые были раньше: «высокой квалификации»). Теперь их выпускается совсем мало – кризис достиг апогея! А жаль – это видно по справочнику. Ведь библиотекарь «произрастает» не на пустом месте. Нужна сильная книжная и библиотечная база, опирающаяся на культурные традиции региона. В Челябинске всё это есть.

В заключение хочу сказать методистам, библиографам, краеведам:  запланируйте и подготовьте справочник по библиотекам своего города!

Список источников

1. Библиотеки Челябинска : справочник /  Челяб. гос. акад. культуры и искусств; Челяб. обл. универс. науч. б-ка. – Челябинск, 2010. – 199 с.

2. Каталоги и картотеки Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина : аннот. перечень / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. – Москва, 1977. – 84 с.

3. Каталоги и картотеки крупнейших библиотек Москвы : аннот. перечень / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. – Москва, 1982. – 208 с.

4. Как составить указатель каталогов и картотек библиотек региона : метод. рекомендации / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина; сост. Э. Р. Сукиасян. – Москва, 1983. – 50 с.

5. Каталоги Центральной научной библиотеки : справочник / Центр. науч. б-ка Акад. наук Укр. ССР ; сост. А. П. Дараган, М. Я. Каганова. – Киев : Наукова Думка, 1981. – 77 с.

6. Моргенштерн И. Г. Путеводитель по каталогам и картотекам / И. Г. Моргенштерн // Сов. библиотековедение. – 1983. – № 5. – С. 125–127.

7. Библиотеки Челябинска : справочник / Челяб. обл. универс. науч. б-ка ; сост. Л. П. Кутлина, В. Н. Якубец ; науч. ред. И. Г. Моргенштерн. – Челябинск : Южно-Уральск. кн. изд., 1987. – 125 с.

8. Сукиасян Э. Р. Литература на иностранных языках в каталогах и картотеках библиотеки / Э. Р. Сукиасян // Науч. и техн. б-ки. – 2006. – № 7. – С. 38–51.

  
На главную