Научные и технические библиотеки №2 2005 год
Содержание:

11-я Международная конференция «Крым–2004»

Секция «Библиотечные кадры, профессия, образование»

Столяров Ю.Н. О работе секции по библиотечному образованию

Соколов А.В. Интеллигенты и интеллектуалы в гуманитарной высшей школе постсоветской России

Кузнецова Т.Я. Координационный центр дополнительного профессионального библиотечного образования: задачи, функции, основные направления деятельности

Колкова Н.И., Леонидова Г.Ф. Моделирование профессиональной деятельности технологов автоматизированных информационных ресурсов как основа совершенствования образовательных стандартов

Сукиасян Э.Р. Общая и профессиональная культура библиотекаря и динамика развивающегося общества

Земсков А.И. Об организации дистанционного обучения на базе практического опыта, методических наработок и технологий ГПНТБ России


Секция «Сетевые технологии, мультимедиа и Интернет в библиотеках»

Малицкий Н.А., Елепов Б.С., Мазов Н.А. Функциональные возможности современных библиографических ИПС на Web

Жучков А.В. ЮМОС – новые возможности старой сети


Секция «Электронные библиотеки»

Вегнер Б. О работе секции «Электронные библиотеки» на Конференции «Крым–2004»

Давыдова Н.Р. Фонды электронных документов в библиотеке

Негуляев Е.А. Профессиональная коммуникация российских библиотечных специалистов в области электронных библиотек


Секция «Корпоративные библиотечно-информационные системы»

Воройский Ф.С. Работа секции «Корпоративные библиотечно- информационные системы» (Обзор)

Воройский Ф.С., Острая С.А. Информационные ресурсы АРБИКОН – пора подумать об их качестве

>Пурник А.А. Виртуальная справочно-информационная служба публичных библиотек: первые результаты и перспективы развития

Григорьев С.А. Корпоративные проекты: мы в ответе за тех, кого вовлекаем


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Столяров Ю.Н. Электронное библиотековедение

Клюев В.К. Библиотечный маркетинг в новом осмыслении


Вестник Ассоциации ЭБНИТ. Выпуск 5

Бродовский А.И., Сбойчаков К.О. Новое поколение системы автоматизации библиотек ИРБИС – ИРБИС64: от электронного каталога к полнотекстовым базам данных 

Дунаевская С.М., Сорокина Л.В. Система автоматизации библиотек ИРБИС: развитие информационно-технологического обеспечения в последних версиях системы (2003.2 и 2004.1)

Ковязина Е.В. Новые возможности ИРБИС – использование в учебных и практических целях

Казанцева В. П., Вольская Т. А., Матерова Т. В. ИРБИС в крупной вузовской библиотеке: опыт внедрения и перспективы межбиблиотечного взаимодействия

Ржевцева Н.Л. Внедрение системы ИРБИС в библиотеке Севастопольского национального технического университета

Очагова Л.Н., Подморина Е.Б. Автоматизация технологии МБА ГПНТБ России на базе ИРБИС

Колосов К.А. Новые возможности на основе протокола Z39.50 для пользователей ИРБИС


Жучков А.В.
Автономная некоммерческая
организация «Телекоммуникационный
центр «Наука и общество», Москва

ЮМОС – новые возможности старой сети

Южная московская опорная сеть (ЮМОС) – одна из старейших оптоволоконных Интернет-сетей – серьёзно и масштабно поддерживает библиотечное сообщество на протяжении последних десяти лет. Меняются технологии, меняются люди, но и сегодня оператор ЮМОС автономной некоммерческой организации «Телекоммуникационный центр «Наука и общество» реализует несколько современных высокотехнологичных интеграционных проектов, развивающих возможности современного доступа к информационным ресурсам и предлагает участникам проектов экономически достаточно выгодные условия сотрудничества.


Предпосылки

В настоящее время де-факто сложилась ситуация, когда целая группа ведущих российских библиотек связана единой волоконной оптикой ЮМОС, поверх которой реализована прозрачная Ethernet сеть. Среди них РГБ и корпоративная сеть Министерства культуры РФ, БЕН РАН и другие библиотеки Российской Академии наук, ГПНТБ России, ГЦНМБ, ЦНСХБ, ГПБ и др.

Такая архитектура сети открывает целый ряд технических и технологических возможностей. Среди них:

  • организация виртуальных каналов на втором уровне коммутации;

  • использование блоков IP-адресов одной и той же автономной системы, маршрутизация которой осуществляется из центра управления ЮМОС;

  • организация внутреннего нетарифицируемого трафика;

  • организация внешнего (зарубежного) более дешевого канала;

  • организация специализированных шлюзов (например Z39.50) и/или «точек доступа»;

  • организация виртуально единых аппаратных и контентных ресурсов.

На более высоком уровне обобщения можно сказать, что группа имеет уникальные возможности выступать в качестве поставщика/потребителя виртуально единых ресурсов и сервисов. Каждая из этих возможностей заслуживает отдельного рассмотрения.


Организационные аспекты

По сути, такое объединение можно оформлять в виде консорциума. К этой форме сотрудничества в сообществе создателей ЭБ уже привыкли и накопили собственный багаж положительных и отрицательных эмоций, связанных с участием в консорциумах.

(Вряд ли нужно напоминать, что деятельность консорциума регламентируется его уставом, при разработке которого есть все возможности учесть интересы и требования каждого участника, а любая организация может быть участником неопределенно большого числа консорциумов.)

В сложившейся ситуации необходимость формального объединения связана с тем обстоятельством, что для реализации целей участников группы желательно формулировать и реализовывать конкретные проекты, для чего необходимо выступать от имени группы в министерствах и ведомствах с целью получения грантов и иной поддержки.

В то же время имеет право на существование и другая форма – виртуальная организация (ВО), так чаще называют коллаборации учёных, работающих в среде компьютерных сетей. ВО – очень удобная форма практически  потреблять/поставлять ресурсы и сервисы. Можно сказать и так, что консорциум может осуществлять свои цели посредством сетевой ВО.

Конечно, речь не идет и не может идти ни о какой «обязаловке»; скорее можно говорить о «полигоне» для планомерного исследования возможностей более тесного взаимовыгодного взаимодействия, при котором каждый должен иметь возможность выбрать для себя тот объем участия (а значит, и услуг), который ему выгоден. Совершенно очевидно, что невозможно некое одномоментное «внедрение» какой-то единой «системы», речь идет о постепенном «расшивании» узких мест, оказании взаимовыгодных услуг в рамках единой сети, реализации конкуретных преимуществ, которые объективно создает сегодняшняя архитектура сети.


Технологические аспекты

ЮМОС может помочь консорциуму не только как телекоммуникационная компания, но и как провайдер некоторых интеграционных технологий. Уже несколько лет мы являемся участниками целого ряда европейских проектов, объединённых идеей построения сети распределённых ресурсов, которую часто называют Grid. Некоторые Grid-технологии (поддержка виртуальных организаций, система безопасности, поддержка библиотек-сервисов, среди которых сервис удалённого запуска процедур, сервис взаимного подсчёта использованных ресурсов, сервис семантического связывания распределённых федеративных коллекций данных и многие другие), на наш взгляд, могут быть с успехом использованы при реализации проектов участников консоциума.

Нужно отметить, что развитие этих технологий протекает таким образом, что на данном этапе речь идет фактически об их интеграции с такими перспективными направлениями, как решения проблемы интеграции разнородной информации с использованием онтологий, которые активно развиваются консорциумом W3C (web services, включая semantic web). Эти технологии не противоречат используемой нами OGSA, а наметившаяся перспектива создания Web Services Resource Framework (WSRF) означает, что Грид– и Веб-сообщества далее будут развиваться на общей стандартизованной основе. Критически важно, что в рассматриваемом случае уже наличествует объективная основа для столь трудно достижимой обычно интероперабельности – это программно-аппаратная инфраструктура ЮМОС и некоторый базовый набор Grid-сервисов. Это, на наш взгляд, делает попытку более тесной интеграции не столь безнадежной.

Таким образом, объективно существует техническая возможность создания специализированных услуг (ресурсов и сервисов) для участников данной сети. Насколько далеко готовы они пойти по этому пути зависит целиком от них.


Возможность выступать и поставщиком, и потребителем
ресурсов и сервисов

Каждый из участников данной сети является самостоятельным держателем крупных информационных ресурсов/сервисов. Сразу необходимо подчеркнуть, что любая мыслимая степень интеграции предусматривает обязательное сохранение всех прав на эти ресурсы за организацией-владельцем.

В то же время цикл доступа к любому ресурсу/сервису включает несколько обязательных этапов (например, авторизация, аутентификация и др.), которые можно отнести в ведение специализированного сервиса, единого для данного интеграционного поля. С точки зрения качества представляемых сервисов существенным является, например, вопрос однократного входа в систему для пользователя. Есть целый круг вопросов, которые целесообразно решать сообща.

Для широкого круга потребителей информации интерес может представлять только мультиконтентный ресурс при максимально широком поисковом охвате. Именно это может повышать рейтинг портала ВО и тем самым позволить провайдеру и всем участникам консорциума получать более хорошие условия создания и предоставления в коллективное пользование ресурсов. Речь идёт как о канальной ёмкости, так и о необходимом хардверном ресурсе.

Так, выступая поставщиком единых ресурсов и сервисов, объединение может резко облегчить своим членам возможность выступать потребителем ресурсов и сервисов

Каждая из организаций-членов является еще и крупным потребителем информационных ресурсов и услуг. Им прекрасно известно, что за счет «агрегирования» за единой точкой доступа можно существенно снизить издержки на приобретение очень дорогих баз данных и прочих ресурсов. При этом единство аппаратной и сетевой инфраструктуры позволяет кооперативно добиваться более выгодных условий доступа к широкополосным линиям, снижать издержки и т.п.

На мой взгляд, целесообразно начать обсуждение направлений более тесного взаимодействия заинтересованных участников.

  
На главную