![](images/null.gif)
УДК 026:61
Н. Р. Кобзева
Концептуальный подход библиотеки медицинского вуза
к обеспечению дистанционного медицинского образования
Изложены принципы новых подходов к технологии библиотечного
обслуживания, которые обеспечивают оперативное предоставление медицинской
информации.
В современных условиях перспективной целью развития
вузовских библиотек становится их преобразование в интегральные информационные
центры, объединяющие в себе функции и сервисы традиционной библиотеки с
предоставлением пользователям информации на всех существующих видах носителей –
бумажных, магнитных, цифровых и телекоммуникационных (компьютерные сети). Такой
центр организует свободный доступ в Интернет для обучения и проведения научных
исследований всем членам вузовского коллектива, здесь накапливаются и
систематизируются все возможные виды информации и обеспечивается современный
уровень информационной поддержки процессов образования. Естественно, при этом меняется
и основная парадигма развития вузовской библиотеки – от накопления информации к
предоставлению информации, распределенной по удаленным местам хранения, в том
числе в Интернете [1].
Главной характеристикой вузовской библиотеки становится не
число книг в фондах, а количество и разнообразие источников информации, доступ
к которым может предоставить библиотека. Нельзя не учитывать и тот фактор, что
присоединение России к Болонскому процессу подразумевает усиление внимания к
самостоятельной творческой работе студентов, что, в свою очередь, предъявляет
повышенные требования к информационному обеспечению учебного, научного и
методического процессов в вузах [2].
Каждая вузовская библиотека как крупный информационный центр
конкретного учебного заведения является посредником между информацией и
пользователем через предоставление абонентам всех имеющихся информационных
ресурсов, зафиксированных в соответствии с определенными стандартами [3–5]. Поэтому библиотека вуза должна
быть готовой к переменам, предвидеть потребности пользователей, повышать
квалификацию персонала, сотрудничать с другими библиотеками и организациями,
предоставлять удаленный доступ к библиотечным услугам, конвертировать всю
уникальную информацию в машиночитаемую форму, придерживаться разработки
открытых систем [6].
Планы федеральных целевых программ «Развитие единой образовательной
информационной среды (2001–2005 гг.)» и «Электронная Россия
(2002–2010 гг.)» предусматривали внедрение и массовое распространение
современных информационно-коммуникационных технологий (другое дело – что
получилось из этих планов, особенно в «Электронной России», но это уже другая
тема, не менее актуальная). В рамках этих программ ставилась задача –
обеспечить максимально свободный доступ преподавателей и студентов к
образовательным ресурсам за счет интенсивной электронизации библиотек. Развитие
взаимодействия информационной среды современных вузовских библиотек через
электронную среду идет путем оптимальной реализации базовых библиотечных
функций – комплектования, научной обработки, обслуживания, информационного
обеспечения.
В этих условиях ясно прослеживается тенденция к переходу от
внедрения отдельных компьютерных технологий к их комплексному использованию.
Эта основа не только позволяет образовать электронную среду в отдельной
библиотеке, но и создает условия для формирования сетевого взаимодействия
традиционных библиотек, т.е. развития единого информационно-библиотечного
пространства. Следовательно, новые технологии не только позволяют традиционной
библиотечной системе сохраниться в электронной среде как единому элементу в
научно-коммуникационной цепи, но и расширяют и углубляют электронную среду.
Традиционные библиотечные технологии при этом приобретают новый вид, новое
качество; на повестке дня давно уже стоит задача разработать новую концепцию библиотеки
как системы с учетом требований информационного общества.
Таким образом, ключевой проблемой информационной поддержки
учебного процесса и научных исследований в современном вузе, в том числе
медицинском, является создание виртуальной библиотечно-информационной
образовательной среды, позволяющей в более короткие
сроки получить высокий уровень информации.
Важное значение в формировании базы информационного обеспечения
библиотеки медицинского вуза имеет деятельность службы, организующей
медицинское дистанционное обучение студентов и последипломное образование. Эта
служба обеспечивает взаимосвязь технологии библиотечно-информационного
обслуживания с творческим процессом удаленного пользователя, что, в свою
очередь, оказывает существенное влияние на все элементы информационных ресурсов
библиотеки медицинского вуза. В этом случае методология интеллектуального
преобразования информации направлена на выявление факторов, влияющих на
организацию, структуру и функционирование библиотечно-информационного обеспечения
научно-образовательного процесса вцелом.
Библиотечно-информационное обслуживание удаленных пользователей
выходит на качественно иной уровень благодаря повсеместному использованию
такого популярного сервиса Интернета, как электронная почта. При этом следует
отметить, что вопросы, поступающие в справочные службы библиотек, стали более
сложными, чем в предыдущие годы, и требуют больше времени для подготовки
ответа, так как предполагают проведение информационного поиска в Интернете или
использование других электронных ресурсов.
Обслуживание дистанционных пользователей по электронной
почте не требует безотлагательного ответа и дает библиотекарю возможность проводить более глубокие изыскания с
использованием различных источников информации. Кроме того, в процессе
взаимодействия по электронной почте сотрудники справочно-библиографических
служб выполняют роль инструкторов, консультируя по таким вопросам, как доступ к
электронным ресурсам и возможности выгрузки/распечатки информации из баз
данных.
Научная библиотека Башкирского государственного медицинского
университета занимает важное место в библиотечно-информационном обеспечении
научно-образовательного процесса, поскольку сосредоточивает значительную часть
информационных ресурсов по медицине и обеспечивает следующие основные виды
информационных услуг:
- предоставление полных текстов документов, а также справок по
их описанию и местонахождению;
- выдача результатов библиографического поиска и аналитической
переработки информации (справки, указатели, дайджесты, обзоры и пр.);
- получение результатов фактографического поиска и
аналитической переработки информации (справки, таблицы, фирменные досье);
- организация научно-технической пропаганды и рекламной
деятельности (выставки новых поступлений, научно-технические семинары, конференции
и т.п.);
- выдача результатов информационных исследований
(аналитические справки и обзоры, отчеты, рубрикаторы перспективных направлений,
конъюнктурные справки и т.д.).
С появлением современных информационных и компьютерных технологий
существенноувеличились объемы
хранимых баз данных, что способствовало увеличению количества информационных
услуг. В практику работы университетской библиотеки прочно вошли онлайновые
формы межбиблиотечного абонемента на основе заказа литературы из каталогов
библиотек, выставленных в Интернете, и электронной доставки источника. В
аспекте дистанционного обучения библиотеки призваны играть ведущую роль в
обеспечении всеобщего распространения знаний посредством облегчения доступа к
новейшей информации.
Алгоритм создания
виртуальной библиотечно-информационной образовательной среды для дистанционных
пользователей может включать в себя:
1. Создание электронных каталогов, различных
библиографических, фактографических и полнотекстовых баз данных для учебного и
научного процессов. Как говорилось выше, у библиотек есть возможность и опыт
создания и выставления в Интернет таких баз данных, осталось только в
соответствии с учебным планом определить тематику баз данных и наполнить их
полнотекстовыми электронными учебными материалами.
2. Обеспечение виртуального круглосуточного комфортного
доступа к создаваемым ресурсам.
3. Внедрение технологии автоматизированного заказа
литературы из фондов библиотеки через Интернет.
4. Дальнейшее развитие межбиблиотечного абонемента с
использованием электронной доставки документов.
5. Обеспечение доступа к современным информационным отечественным
и зарубежным ресурсам Интернета по подписке и через бесплатные тестовые
доступы.
6. Виртуальное справочное обслуживание по электронной почте;
рассылка различной информации: результатов тематического поиска, бюллетеней
новых поступлений, объявлений о выставках, тематических доступах и т.д. по
заявкам дистанционных пользователей.
7. Обучение дистанционных пользователей работе в электронной
среде (поиск и обработка информации), обеспечение их методическими пособиями по
поиску, каталогами ресурсов, рекламными материалами.
8. Участие в создании единой медицинской библиотечно-информационной
сети путем формирования сводных региональных и российских медицинских
электронных каталогов.
Реализовать элементы дистанционного обслуживания
пользователей можно на основе применения телекоммуникационных технологий, посредством
которых создаются виртуальные библиотеки. Посетить такую библиотеку можно через веб-сайты, доступные круглосуточно для любой категории пользователей. Таким
образом, создаются условия использования новых подходов к технологии
библиотечного обслуживания, которые обеспечивают оперативное предоставление
медицинской информации в любую точку земного шара.
Список источников
1. Шрайберг Я. Л. Мировые тенденции
развития библиотечно-информационной сферы, их отражение на пространстве СНГ //
Науч. и техн. б-ки. – 2005. – № 1. – С. 25–47.
2. Современная университетская библиотека:
модернизация, управление, качество / Л. Л. Батова,
А. И. Племнек, Н. И. Размарилова [и др.]. – М. : Логос,
2005. – 126 с.
3. Кожевникова Е. C.
Современные информационно-библиотечные технологии в библиотеке вуза. Проблемы
создания электронной библиотеки // Науч. и техн. б-ки. – 2002. – № 7. – С.
73–78.
4. Кудряшова Г. Ю. Стратегия развития
библиотеки вуза / Г. Ю. Кудряшова // Университет. кн. – 2002. – № 1. – С. 32–35.
5. Мац Л. В. Перспективы использования
информационных ресурсов вузовских библиотек / Л. В. Мац // Там же. –
№ 2. – С. 31–33.
6. Маркова В. Н. Концептуальный
подход библиотеки технического вуза к воспитанию студентов // Науч. и техн.
б-ки. – 2002. – № 12. – С. 51–56.
|