![](images/null.gif)
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
УДК 02(73) + 004
+ 37(73)
«Библиотечное дело, информационные системы и образование в США». (Обзор программы библиотечно-информационных и научно-образовательных мероприятий, организуемых ГПНТБ России и МБИАЦ)*
Комплексная
научно-образовательная программа «Библиотечное дело, информационные системы и образование в США»
Центральная публичная библиотека
г. Атланта
Публичная библиотечная система им. Фултона г. Атланта (Atlanta – FultonPublicLibrarySistem; http://www.ofplweb.com) объединяет 34 отделения;
финансируется за счет городского бюджета и частных пожертвований. (Существует
специальный Фонд Публичной библиотеки Атланты: вносимые в него добровольные
пожертвования используются на поддержку и развитие библиотеки и реализуемых ею
программ и проектов.)
Центральная библиотека открылась в мае 1980 г.
Библиотека работает ежедневно, включая субботу и воскресенье; закрыта только в
праздничные дни.
Основной фонд библиотеки (225 тыс. наименований) включает
книги, музыкальные записи, DVD,
CD, видео- и аудиокассеты.
Справочный отдел
библиотеки основан как научный фонд и фонд деловой информации, однако со
временем он существенно расширился и стал вести обслуживание читателей по
следующим направлениям: правительственные документы США; законодательные
документы штата Джоржия и г. Атланта; информация о фондах и грантодающих
организациях; справочная информация; доступ к удаленным ресурсам; справочная
линия, доступная круглые сутки по телефону, факсу, почте и через Интернет.
Отдел доступа к
мировым ресурсам состоит из компьютерного центра и лингвистического фонда (WorldLanguageCollection). Компьютерный центр (40
компьютеров с доступом в Интернет, приложением Microsoft) предоставляет доступ к
электронным базам данных по подписке общей стоимостью более чем на 100 тыс.
долларов. Лингвистический фонд содержит аудиовизуальные материалы, журналы,
книги и информацию о международных программах.
Учебно-методический
отдел предоставляет читателям возможность обучения по следующим
направлениям: английский язык как второй язык, компьютерная грамотность,
написание академических тестов и резюме, дистанционное обучение и др.
Отдел краеведения и
генеалогии штата Джоржия специализируется на обслуживании литературой по
истории Атланты, всего штата и соседнего юго-восточного региона. Здесь читатели
могут получить доступ к справочной информации по Атланте; газетам, выходящим в
штате Джоржия, на микрофильмах; различным спискам и перечням (в том числе
погибших жителей Джоржии); изданиям по генеалогии и историческим публикациям.
Отдел
экспресс-обслуживания открыт в 2000 г. для обеспечения быстрого
доступа читателей к книжным новинкам (в том числе на видеокассетах и DVD) и популярным книгам. В
дальнейшем фонд отдела будет пополняться музыкальными дисками, аудио-книгами и CD–ROM.
Для детей до 12 лет в библиотеке работает специальный
читальный зал. В его фонде – книги, «говорящие книги», аудио- и видеокассеты,
DVD, CD.
Во всех отделениях библиотеки постоянно проводятся выставки,
«круглые столы», дискуссии, литературные встречи, посвященные истории Атланты,
культурному наследию, творчеству всемирно известной писательницы Маргарет
Митчелл, проблемам «отцов и детей», и многие другие массовые мероприятия, для
которых оборудованы специальные залы.
Шесть дней в неделю работают компьютерные классы, где
читатели и сотрудники библиотеки могут бесплатно обучаться как основам компьютерной
грамотности, так и навыкам поиска в Интернете, работе со специализированными
базами данных и программами.
Каталог библиотеки доступен на сайте www.afplweb.com.
В помещении
библиотеки можно пользоваться своими ноутбуками, но распечатать необходимый
материал можно только с библиотечного компьютера: бесплатно – не более 10
страниц, затем – 10 центов за одну страницу.
Краткий анализ работы в г. Атланта
Приезд в Атланту носил традиционный для нашего
научно-образовательного тура характер: это возможность не только увидеть один
из типичных городов США, но и познакомиться с работой очень интересной
публичной библиотеки, на базе которой построена система обслуживания всего
населения, включая детей, подростков, студентов и т.д. Здесь Интернет-доступ,
работа с аудио- и видеоматериалами – без каких-либо ограничений. Все это делает
Публичную библиотеку Атланты очень популярным местом в городе.
Подобные примеры в США очень часто можно видеть, и тут есть
чему нам поучиться.
Центральная
публичная библиотека г. Майами
С историей библиотеки участников научно-образовательного
тура познакомили главный администратор Центральной библиотеки Алис Дюпюи (Alice Dupuis) и заведующий краеведческим отделом Сэм Болдрик (Sam Boldrick).
Публичные библиотеки Майами создавались в конце XIX в. на основе женских
клубов; в разных частях графства были открыты семь библиотек. В начале XX в. каждая из них
располагалась в специально отведенном здании. Посещение практически всех
библиотек было бесплатным, за исключением библиотеки в Кокосовой роще, где
плата за услуги составляла
3 доллара в год.
Число библиотек увеличивалось. В 1971 г. 40 библиотек
графства были объединены в библиотечную систему, которая постоянно расширяется.
В 2006 г., например, открылись 4 отделения, а в будущем планируется открывать
по 8 отделений в год. Бюджет библиотеки в 2006 г. составил около 84 млн
400 тыс. долларов. Библиотека существует на средства, получаемые от
региональных властей, т.е. по сути живет за счет налогоплательщиков, поэтому в
структуре правления библиотеки жители Майами занимают самый главный, верхний уровень.
В настоящее время в графстве Майами проживает 2,5 млн
человек; более 50% из них родились за пределами США. Если проанализировать
языковой состав, то получается, что 57% населения графства Майами считают своим
родным языком испанский, 32% – англоговорящие (22% – чернокожие, 10% – белые),
около 11% – русскоговорящие.
В фондах библиотеки представлены издания на 30 языках; при
общем объеме фонда 400 тыс. экз. 2600 книг на русском языке. Веб-сайт библиотеки
– двуязычный: на английском и испанском языках. Помимо своей основной функции
библиотека предоставляет помощь иммигрантам в изучении английского языка и
получении гражданства.
При записи в библиотеку читатель получает карточку с
паролем, которая позволяет не только посещать библиотеку, но и пользоваться ее
фондами в режиме онлайн, заказывать или продлевать пользование книгами через
Интернет, резервировать время для работы на компьютере в библиотеке, пользоваться
услугами МБА.
Централизованная библиотечная система Майами использует в
своей работе более тысячи компьютеров и является самым крупным провайдером
бесплатного Интернета в графстве.
В Центральной библиотеке собран обширный фонд
материалов об истории и природе Флориды. В разделе генеалогии хранится полный
комплект документов переписи населения США за все годы (материалы находятся в
открытом доступе и каждый может с ними ознакомиться). Работает отдел детской
литературы, где дети и подростки могут
не только взять книги, но и заняться развивающими играми, воспользоваться
обучающими программами и услугами Интернета.
В библиотеке функционирует «говорящий компьютер», который воспринимает
и воспроизводит информацию на четырех языках. Такая система необходима прежде
всего для людей с ограниченными возможностями.
Читатели библиотеки могут работать с базами данных как
непосредственно в библиотеке, через электронный каталог, так и в режиме онлайн:
для этого следует воспользоваться читательской карточкой с паролем, выданной
при записи в библиотеку.
Библиотека сама не генерирует БД, но предоставляет читателям
доступ к полнотекстовым и реферативным БД ОСLC, EBSCO и других производителей
электронной информации. В некоторых БД можно найти только указание на место
хранения документа, а обратившись к другим, например в БД «Здравоохранение»,
можно сразу скопировать статью в формате pdf, и отправить ее на свой
электронный адрес.
Очень интересны представленные в библиотеке базы данных для
детей, например БД «Story books», где можно не только выбрать книгу, которую
хочется прочитать, но и посмотреть иллюстрации, послушать чтение текста
диктором и, пользуясь специальной схемой, написать и распечатать свой отзыв о
прочитанной книге.
В библиотеке существует виртуальная справка для взрослых и юных
читателей. Библиотекари принципиально не помогают детям в выполнении домашних
заданий, но сообщают о специальном разделе ссылок на сайты и информационные
материалы для школьников по различным отраслям знаний.
Библиотека
Международного университета Флориды
Международный университет Флориды в Майями (FloridaInternationalUniversity), один из 11
государственных университетов штата, открыт в 1972 г. Первоначально здесь
обучались свыше 5600 студентов (это рекорд для только что открытых
университетов); в настоящее время число студентов превышает 36 тыс.,
преподавателей – более 800.
В 19 университетских колледжах и школах студентам и
выпускникам предлагаются свыше 200 бакалаврских, кандидатских и докторских программ,
в том числе: искусство и науки, административное управление, вычислительная
техника и информатика, педагогика, инженерно-технические дисциплины, медицина и
здравоохранение, туристический и гостиничный менеджмент, журналистика,
законоведение, социология и др.; 95% факультетов имеют докторантуру.
Директорат университета уделяет огромное внимание проведению
научных исследований и считает эту сторону деятельности одной из главных своих
задач. Исследования осуществляются за счет внешних источников финансирования –
грантов и контрактов; в 2004–2005 гг. общая сумма, затраченная на научные
исследования, составила 79 млн долларов. Бюджет самого университета в
2005 г. достиг 567 млн долларов.
Международный университет Флориды располагает двумя главными
территориями: 342-акровый университетский кампус в западной части Майями и
200-акровый кампус – в северо-восточной. Всего в университете 4 кампуса,
находящихся на расстоянии нескольких километров друг от друга. В каждом из
кампусов своя библиотека.
Университетская библиотека (http://library.fiu.edu), а точнее университетская библиотечная сеть, состоит из
нескольких библиотек и отделений и насчитывает свыше 1 млн единиц хранения;
выписывает более 10 тыс. наименований журналов, в том числе 2,5 тыс. в
электронном виде; обеспечивает доступ к 275 БД (часть из них – полнотекстовые).
Читальные залы оборудованы 200 компьютерами; студенты, научные сотрудники и
профессорско-преподавательский состав имеют доступ к онлайновому каталогу и к WWW.
В состав университетской
библиотечной сети входят несколько библиотек, информационных центров и
департаментов (отделений).
Центр цифровых коллекций (DigitalCollectionsCenter; http://everglades. fiu.edu/DDC/)
занимается оцифровкой материалов по Майами и штату Флорида; обеспечивает доступ
студентам, преподавателям и научным работникам к онлайновым информационным
ресурсам «Болотистого штата» (шутливое название штата Флорида), а также к
информационным ресурсам, посвященным истории и культуре штата и стран
Карибского бассейна.
Для сканирования
материалов используются два типа сканеров: планетарный сканер Bookeye (Minolta), позволяющий не портить переплет при
сканировании, и PanasonicKV-S2046C – для быстрого сканирования листового материала.
Подробную экскурсию по отделу провела заведующая отделом Гейл Клемент (GailP. Clement).
Библиотека
Инженерного центра (EngineeringLibraryServices, ELS) содержит справочные материалы и материалы научных
исследований.
Центр
географических информационных систем (GeographicInformationSystems, GIS;http://gislab.flu.edu) занимается разработкой
нескольких проектов, в основе которых лежит принцип интерактивной веб-карты,
т.е. географические карты (или фотографии местности сверху) связаны с социальной
и экономической информацией – численностью населения, его возрастным и
образовательным уровнями, этническим составом, количеством инвалидов, уровнем
достатка и т.п. Проекты финансируются в основном Управлением по транспорту.
Информация для наполнения сайта собирается на основе переписи населения, а
также путем опроса. С работой Центра нашу делегацию познакомила заведующая
отделом Жаоху Дженифер Ху (ZhaohuiJenniferFu).
Центр
правительственной информации (GovernmentInformation) обеспечивает доступ студентам и специалистам
университета к официальным документам Правительства США, Организации
Объединенных Наций, Европейского Сообщества, других международных организаций и
местных органов власти.
Вольфсонская
библиотека (WolfsonianLibrary) содержит около 50 тыс. документов, тематика которых
посвящена социальным, политическим, этическим и технологическим аспектам
развития современного индустриального общества.
Латино-американский
и Карибский информационный центр (LatinAmericanandCaribbeanInformationCenter, LACIC) обеспечивает университетское и библиотечные сообщества
информационными ресурсами по странам Карибского бассейна и Латинской Америки.
В состав университетской библиотечной сети входят также
Департамент манускриптов и архивов (ManuscriptandArchivesCollections); Департамент
аудиовизуальных документов (SoundandImageCollections); Юридическая библиотека
(LawLibrary);
Системный отдел (заведующий отделом Джордж Фрей [GeorgeFray] познакомил делегацию с
техническими средствами и технологиями, использующимися в отделе).
Кроме традиционных видов
обслуживания библиотека предоставляет читателям следующие услуги: занятия по
основам информационной грамотности (обучение пользователей библиотеки);
экспресс-доставку документов преподавателям; коллекцию CourseReserves – подборку документов по какой-либо теме (такая
подборка в печатном виде выдается на срок от 1 до 24 часов, а также при
необходимости сканируется и размещается на сайте).
В штате библиотеки 93 сотрудника, в том числе 34
библиотекаря с высшим образованием; кроме них работают и студенты университета
– по 10–20 часов в неделю.
Бюджет библиотеки – 4 427 169 долларов в год –
распределяется следующим образом: поддержка существующих фондов периодики и баз
данных – 3 790 225 долларов; книги и аудиовизуальные документы для Course
Reserves – 15 500 долларов; новые электронные ресурсы – 30 000 долларов;
отчисления библиотечному консорциуму штата – 39 000 долларов.
Третья
сессия 8-го Международного семинара«Электронные ресурсы и международный
обмен: Восток – Запад» (работа первой и второй сессии – в двух предыдущих
номерах журнала) была посвящена актуальной теме – «Электронные библиотеки в
обучении студентов и обслуживании читателей».
Заседания сессии проходили в конференц-центр «Ковенс» Международного
университета Флориды (кампус «Бискайский залив»).
Председатели заседания: Виргиния Фарейс (Virginia Farace), президент Совета
директоров Библиотечно-информационной сети Юго-Восточной Флориды (SEFLIN), директор Публичной библиотеки Бойнтон Бич, и Я. Л. Шрайберг .
В своем приветствии к участникам семинара Виргиния Фарейс и
Я. Л. Шрайберг отметили, что эта международная встреча стала
возможной благодаря усилиям многих людей, пожелали удачи и успешной плодотворной
работы.
Ключевой доклад «Библиотеки, студенты и Google» представил
Уильям Миллер (William Miller), директор
Библиотеки Флоридского Атлантического университета.
В докладе отмечено, что крупнейшая в мире
информационно-поисковая система Google в настоящее время стала серьезным
конкурентом библиотек. Студенты предпочитают пользоваться информацией, полученной
в Интернете, мотивируя это простотой доступа, бесплатностью и быстротой
получения информации. Однако, как подчеркнул У. Миллер, они забывают, что
качество информации, представленной в Google, весьма различно, и необходимо
владеть серьезными специальными знаниями по предмету, чтобы уметь ее оценить и
выбрать.
Студенческие курсовые работы, сделанные с помощью Google, не
являются серьезными исследованиями и не выражают точку зрения студента, а
представляют собой лишь простую компиляцию, плагиат.
Библиотеки предлагают своим читателям огромное количество
действительно научной информации. Доступ к ней не представляет трудности, но
требует специальных навыков, поэтому необходимо учить студентов работать не
только с электронной информацией в Google, но и с электронными базами данных
библиотек. Вместе с тем библиотеки должны обратить внимание на те положительные
стороны, которые есть в Google, и использовать их при создании собственных
информационных ресурсов.
Первое заседание сессии открылось докладом
Я. Л. Шрайберга «Инновационные технологии в библиотечном образовании.
Совместный проект ГПНТБ России и МГУКИ».
В докладе освещен инновационный проект по созданию новой образовательной
технологии обучения студентов МГУКИ; суть инновации: использование компьютерных
залов, лабораторий и технологий ГПНТБ России, в которой реализованы современные
информационные технологии, и привлечение высококвалифицированных сотрудников
как ГПНТБ России, так и ряда других библиотек и организаций в качестве
преподавателей. Это дает возможность студентам овладевать азами профессии,
используя средства автоматизации и технологии обслуживания, применяемые в
библиотеке. Одновременно студенты знакомятся с научной деятельностью и проектами,
осуществляемыми в библиотеке.
Этот образовательный проект предполагает подготовку
студентов по специальности «Технолог автоматизированных информационных ресурсов».
В ходе его осуществления разработан принципиально новый комплекс
образовательных дисциплин, привлечены ведущие специалисты-практики в области
создания современных информационных технологий. Разработаны новые курсы:
«Компьютерные технологии в библиотеках», «Электронные библиотеки», авторские
программы, темы контрольных курсовых и дипломных работ. Кафедра новых
информационных технологий и электронных библиотек осуществляет также научное
руководство аспирантами и соискателями, ведущими научные исследования в данной
области.
Иоганна Тюнон (Dr.
Johanna Tunon), руководитель Библиотечной службы дистанционного обучения
Библиотеки Элвина Шермана Центра библиотечных, исследовательских и
информационных технологий Нового Юго-Восточного университета (NovaSoutheasternUniversity), представила «Обзор
последних результатов исследований в области использования электронных ресурсов
при дистанционном обучении студентов».
Университет ведет
обучение студентов по программам традиционного – очного и
нетрадиционного – дистанционного обучения. Дистанционно обучаются в основном
студенты Ямайки, Багам и других удаленных территорий. Независимо от формы
обучения студенты предпочитают пользоваться электронными ресурсами, и, как
выяснилось, в основном ресурсами Google. Вместе с тем
библиотека университета располагает значительными коллекциями электронных
документов и предоставляет бесплатный доcтуп к ним для своих студентов,
регулярно проводит специальные обучающие курсы и семинары по пользованию
библиотечными ресурсами. Благодаря этой работе студенты очной формы обучения в
большей степени используют фонды
библиотеки. В докладе подчеркнуто, что библиотекари обязательно должны учить
своих читателей пользоваться библиотечным электронным информационным ресурсом,
а также книгами и журналами на традиционных
носителях.
Второе заседание открылось докладом заместителя генерального
директора по библиотечным и информационным технологиям Национальной библиотеки
Республики Казахстан Гулиса Балабекова «Электронная информация в публичных
библиотеках Казахстана: создание и организация доступа для читателей».
Библиотечная система Казахстана весьма разнородная и
сложная. Публичные библиотеки представлены государственными учреждениями
культуры Министерства культуры Республики Казахстан. Сеть библиотек этого
министерства насчитывает сейчас 3312 библиотек, т.е. 29,2% от общего числа
библиотек в республике. Докладчик обратил основное внимание на необходимость корректировки
стратегии развития публичных библиотек.
«Планирование и управление информационной инфраструктурой и
компьютерными классами» – тема доклада, который представил Джордж Фрей (George Fray), начальник Отдела
библиотечных систем Международного университета Флориды.
Доклад дает представление о разработке и внедрении
информационной инфраструктуры, обеспечивающей возможность предоставления читателям
библиотеки информационных и образовательных услуг. В настоящее время
инфраструктура библиотеки университета – это 800 компьютеров, расположенных в
библиотеках четырех кампусов, 30 серверов (общий объем памяти 6 терабайт),
обслуживаемых шестью сотрудниками. Однако компьютеров все равно не хватает,
поэтому библиотека ввела такую услугу, как предоставление читателям ноутбуков
на непродолжительное время (2–3 часа) для работы в залах библиотеки. Студенты
могут приходить в библиотеку и со своими компьютерами, в этом случае им при
необходимости предоставляются веб-камеры, лицензионные программы, внешние устройства
для копирования и сканирования документов и даже UPS-аккумуляторы на случай
перебоев с подачей электроэнергии. Кроме того, в университете работает так
называемое libTV – информация о
библиотеке транслируется по 61 телевизору в разных кампусах университета.
В перспективе планируется создание и оснащение электроникой
специального зала отдыха, собственного библиотечного Интернет-пейджера для
общения читателей в режиме онлайн и организация тематических онлайновых форумов
на сайте библиотеки.
Кейт Невинс (Kate Nevins),
исполнительный директор Юго-Восточной библиотечной сети (SOLINET), выступила с
докладом «Концепция библиотечных и информационных ресурсов», в котором дан
обзор опубликованного OCLC отчета «Восприятие библиотек и информационных
ресурсов», подведены итоги исследований, посвященных роли библиотек и информации
в современном мире.
К. Невинс обратила внимание на одну из характерных
негативных тенденций: сегодня люди стали обращать мало внимания на
авторитетность источника информации. На этом фоне библиотеки вынуждены менять формы работы, приспосабливая их к требованиям
времени. Формируются новые принципы работы с информацией. Это прежде всего
принцип самообслуживания: человек ищет наиболее доступные его пониманию пути
получения информации – часто таким путем, или способом, становится Интернет.
Другой принцип – разбиение информации: информация
разбивается на отдельные компоненты и используется только необходимая ее часть.
В основе этого принципа лежит принцип поиска информации справочно-поисковыми
системами Интернета.
И наконец, глобализация информации и возможность ее
получения «без границ» – по всем странам мира. OCLC провел опрос представителей
разных социальных и языковых групп в разных странах (общее число респондентов –
около 3 тыс.), из которого следует, что более 70% населения записаны в
библиотеки, рассматривают их как источник информации и слово библиотека ассоциируется у них с
научными исследованиями и получением новых знаний.
Интересный факт: в ответах на вопросы, предлагавшие
респондентам сравнить преимущества библиотек и Интернета, отмечалось, что
Интернет-ресурсы предпочтительнее тем, что информацию можно получать дома,
быстро, без особых усилий, бесплатно. Большая часть респондентов (около 70%)
никогда не задавалась вопросом достоверности информации, так как считает
источники информации в библиотеках и Интернете одинаково авторитетными.
Исходя из всего сказанного, К. Невинс сформулировала
некоторые рекомендации сотрудникам библиотек по работе с электронными ресурсами:
нужно не бороться с поисковыми системами, а перенимать у них положительный
опыт; необходимо рекламировать библиотечные сайты в Интернете, подчеркивать
роль библиотек как провайдеров качественной информации; не забывать о
финансовых затратах библиотек на покупку электронных ресурсов у надежных
провайдеров. На сайте библиотек читателей привлекает
скорость обслуживания, простота пользования, отсутствие разного рода барьеров
(языковых, паролей, необходимости регистрации и т.д.), возможность пользоваться
литературой не только в помещении библиотеки.
В заключение К. Невинс подчеркнула: «Идя в ногу со
временем, формируя новые электронные коллекции и используя новые формы обслуживания
читателей, библиотека несомненно сохранится как центр достоверной, доступной
информации».
На третьем заседании сессии с докладом «Электронные
библиотеки Российской государственной библиотеки для ученых, студентов и других
пользователей» выступил Б. С. Перли, заведующий отделом Российской
государственной библиотеки. Он представил общую характеристику ресурсов RUNET,
привел данные анализа русскоязычных ресурсов других стран, в частности Украины,
США, Белоруссии и Израиля.
РГБ стремится собрать всю
полученную информацию в сети и создать – вместе с другими российскими
библиотеками – единое информационное пространство. С этой целью основано
некоммерческое партнерство «Электронные библиотеки», главная задача которого –
способствовать сотрудничеству между создателями электронных библиотек в
различных областях, включая оцифровку и доступ ко всем оцифрованным книгам во
всех библиотеках – участницах проекта OREL (Открытая российская электронная
библиотека).
Присцилла Кэплан (Priscilla
Caplan), помощник директора Службы электронных библиотек Флоридского центра
автоматизации библиотек, представила доклад «PALMM: “Пальма” растет во Флориде – программа
публикации архивных, библиотечных и музейных материалов библиотек университета
штата».
PALMM – программа библиотек университетов штата Флорида по
созданию единой электронной коллекции, посвященной историческому и культурному
наследию Флориды. Цель программы – объединить ресурсы библиотек и использовать
цифровые материалы в обучении студентов. Существование такой коллекции
облегчает создание обучающих программ в соответствии с образовательными
стандартами. В докладе рассмотрены перспективы дальнейшего развития PALMM и трудности, с которыми
столкнулись ее создатели на данном этапе. (Полное описание проекта представлено
на сайте palmm.fcla.edu).
Общие выводы
В целом программа научно-образовательного тура «Библиотечное
дело, информационные системы и образование в США» прошла успешно и признана ее
участниками очень насыщенной и полезной. Установлены новые профессиональные
связи; бесценен обмен опытом; очень важны знания, приобретенные в ходе
семинаров и посещений библиотек, университетов и выставок.
Оказалось, что американским коллегам очень интересен и наш
опыт, по многим ключевым вопросам на состояние и развитие библиотечно-информационных
технологий наши позиции совпадают.
Наши специалисты получили целый ряд полезных информационных
материалов, изучение и проработка которых будут способствовать повышению уровня
обслуживания читателей.
|