Шрайберг Я.Л. Библиотеки и университеты в электронно-информационной среде: первые шаги на пути от информационного общества к обществу знаний, 2005 год
Содержание:

Часть 1
"Послушает мудрый, и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы"…

Часть 2
Какие же главные вопросы возникают при создании общества знаний на первом этапе перехода от информационного общества?

Часть 3
Несколько слов об Интернете...


Я.Л. Шрайберг

Библиотеки и университеты в электронно-информационной среде: первые шаги на пути от информационного общества к обществу знаний

"Послушает мудрый, и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы".
"Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей".
Ветхий Завет, Книга Притчей Соломоновых, глава 1, стих 5; глава 2, стих 10.

"Послушает мудрый, и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы"… Вдумайтесь в эти непреходящие истины одной из величайших книг человечества - в этих кратких по форме, но глубочайших по содержанию строках уже тысячи лет назад была заложена простая и емкая формула: от информации - к знаниям, вернее, к их приумножению.

Но знания - это очень тяжелый груз, приобретая или приумножая который, люди получают невиданные возможности как для своего совершенствования, так и для развития общества в целом. Современное информационное общество, двигаясь к обществу, построенному на знаниях (или обществу знаний) обрушивает на своих граждан огромный, зачастую неподъемный информационный груз, только подняв который, можно достигнуть или хотя бы приблизиться к обществу знаний.

Еще в IV в. до н.э. Аристотель, подчеркивая важность образования, утверждал: "Все люди от природы стремятся к знанию". А уже в XVI в. (не верится, но это факт!) люди образованные начали испытывать недостаток в том, что мы сегодня называем информационными технологиями, для того чтобы было легче принимать и усваивать приобретаемые знания. Известный французский философ-гуманист и писатель Мишель Монтень, живший в то время, писал: "Ум человеческий при чрезмерных занятиях и обилии знаний, загроможденный и подавленный их бесконечным разнообразием, теряет способность разобраться в этом нагромождении и под бременем непосильного труда сгибается и увядает". (Конечно, если бы у Монтеня был компьютер, и тем более Интернет, тон его высказывания был бы более оптимистичным.)

Эра компьютеризации и последующей интернетизации сыграла свою историческую роль, и к концу XX в. информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стали одним из важнейших элементов формирования нового общества - общества XXI века, который вначале окрестили веком информационным, а теперь все чаще и чаще называют веком общества знаний. И в этом нет никакого противоречия, поскольку информация - это путь к знаниям, а информационное общество открывает путь к новой формации общества - обществу знаний.

Еще в 1993 г. известный американский ученый Питер Дракер в своей книге "Постэкономическое общество" (русский перевод появился только в 1999 г.) проанализировал исторический период с 1750 по 1900 г., показав, что за 150 лет капитализм и технический прогресс завоевали весь мир и способствовали созданию глобальной цивилизации как первоосновы для перехода к обществу знаний.

В XX в. произошли резкий скачок в развитии производительности труда и появлении новых отраслей знания, создание основ того, что мы называем информационно-коммуникационными технологиями и, наконец, - революция в управлении. Все это способствовало созданию основ не просто общества, основанного на знаниях, а общества, базирующегося на многочисленных отраслях знания.

То, что мы сегодня называем знанием, ежечасно доказывает свою значимость и проверяется на практике. Многие века являвшаяся эталоном средневековая система образования, которая включает в себя грамматику, логику, риторику и умение определить, что и как сказать, сегодня замещается системой знания, способной решить, что и как делать - в глобальном, общественном смысле.

Заметим, кстати, что еще до Средних веков Сократ полагал, что цель знания заключается в самопознании и саморазвитии, а результаты знаний служат самому человеку. Другой древнегреческий философ - Протагор - утверждал, что цель знания - уметь сказать, что нужно и как нужно, и именно эта трактовка в течение почти двух тысяч лет имела определяющее значение для западной системы образования и обучения, да и для самого понятия знания.

"Знание сегодня - это информация, имеющая практическую ценность, служащая для конкретных результатов". Эта одна из заключительных фраз книги американского ученого Питера Дракера "Постэкономическое общество" подчеркивает феномен знания как силу, способную создать новое общество, как реальность, как, наконец, жизненный реализм.

ЮНЕСКО практически первой в мире в конце XX в. объявила о начале создания информационного общества и предложила Программу "Информация для всех". Эта программа фактически определила стратегию движения к информационному обществу как к первому этапу общества знаний (это более свежее уточнение, недавно внесенное ЮНЕСКО в процессе подготовки к Всемирному Саммиту по информационному обществу), указав пять основных направлений деятельности, в частности направление 5 - "Информационная технология на службе образованию, науке и культуре", в обеспечении которого активно участвуют библиотеки и образовательные учреждения. Именно библиотеки и университеты осваивают и предоставляют широким слоям населения возможность использования ИКТ.

В знаменитой Окинавской Хартии глобального информационного общества, принятой после Программы "Информация для всех", отмечается: "ИКТ являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века". В этом важнейшем документе, хронологически стоящем на грани веков и как бы символически открывающем век информации и век общества знаний, прописаны основные пути построения глобального информационного общества, указаны основные принципы и подходы к реализации идей и задач информационного строительства, в частности, подчеркнута особая роль и возможности цифровых технологий, важность преодоления электронно-цифрового разрыва внутри государств и между ними, необходимость содействия развивающимся странам в совершенствовании информационно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечения дальнейшего развития эффективного международного сотрудничества в информационной сфере.

"Устойчивость глобального информационного общества основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, таких, как свободный обмен информацией и знаниями, взаимная терпимость и уважение к особенностям других людей"."> (Окинавская Хартия глобального информационного общества, § 3.)

Всемирный Саммит по информационному обществу, состоявшийся в конце 2003 г. в Женеве, подытожил все то, что произошло в мире после принятия Окинавской Хартии в плане построения глобального информационного общества, еще раз подчеркнул важность двух главных составляющих фундамента информационного общества: глобализации экономики и ИКТ. Приняты два основных документа Всемирного Саммита - "Декларация принципов" и "План действий", отражающие как теоретические представления о будущем обществе, так и вполне конкретные показатели применения ИКТ в странах - участницах Саммита до 2015 г.

Нельзя не отметить, что по инициативе ИФЛА перед Саммитом (там же, в Женеве) прошло совещание "Библиотеки - сердце информационного общества", где не только подчеркивалась и иллюстрировалась ведущая роль библиотек в содействии наступлению информационного общества, но и была выработана консолидированная позиция ведущих библиотек по поддержке проектов основных документов Саммита.

На очереди второй этап Всемирного Саммита в 2005 г. в Тунисе, и нет сомнения в том, что на этом форуме значительное место будет отведено концепции формирования общества знания на платформе глобального информационного общества.

Таким образом, сегодня в мире сложилась в целом благоприятная обстановка для формирования глобального информационного общества: процессы глобализации экономики, новейшего разделения труда и постиндустриального развития затронули большинство стран, включая даже во многом еще слабо развитые африканские страны. Компьютерная телекоммуникационная инфраструктура покрыла континенты, и движение Интернета по планете уже не остановить, он проникает в самые удаленные уголки, создавая единое коммуникационное пространство. ИКТ прочно входят во все сферы человеческой деятельности, более того, их уже невозможно себе представить без ИКТ.

Повышается информационная грамотность населения, формируется информационная культура. Библиотеки и университеты как основные форпосты информационного общества принимают на себя функции не только его совершенствования, но и обеспечения перехода к обществу знаний как следующему уровню общественной эволюции. На сегодняшнем этапе развития общественной социокультурной и образовательной системы важны уже не столько отдельные успехи библиотек и вузов в продвижении ИКТ и создании платформы общества знаний, сколько консолидация, умение построить эффективные схемы сотрудничества - общество знаний требует коллективных и корпоративных усилий, умения совместно работать, умения договариваться, а не искать причины, почему договоренности или сотрудничество не удались.

По результатам мониторинга состояния информационного общества в разных странах и на основании документов Всемирного Саммита по информационному обществу, ЮНЕСКО немногим более года назад выдвинула идею поддержки Концепции множества знаний как главной цели общественной эволюции, а не Концепции глобального информационного общества. Это, на мой взгляд, очень правильный, системный подход, так как необходим всеобъемлющий, целостный и всесторонний взгляд на проблему и перспективы общественного развития.

Информационные потоки, даже глобального характера, и повсеместное наступление ИКТ - необходимые, но не достаточные условия для понимания и реализации того огромного потенциала общественного развития, которое дает знание.

  
На главную