Шрайберг Я.Л. Библиотеки и университеты в электронно-информационной среде: первые шаги на пути от информационного общества к обществу знаний, 2005 год
Содержание:

Часть 1
"Послушает мудрый, и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы"…

Часть 2
Какие же главные вопросы возникают при создании общества знаний на первом этапе перехода от информационного общества?

Часть 3
Несколько слов об Интернете...


Какие же главные вопросы возникают при создании общества знаний на первом этапе перехода от информационного общества?

Оценка уровня развития ИКТ в мире: глобальный, региональный, государственный и местный (внутригосударственный) разрезы.

Как сократить электронно-цифровой разрыв между странами, внутри стран и территорий, который усиливает эволюционное неравенство и не позволяет отдельным группам населения и целым странам воспользоваться теми преимуществами, которые дают информация и знание?

Как минимизировать социально-экономическое неравенство, чтобы современные достижения в области высоких технологий и интеллектуальные ресурсы не оказались исключительной привилегией только небольшой группы высокоразвитых стран?

Как гарантировать свободное распространение информации и знаний и обеспечить их оптимальное использование в человеческой практике?

Как обеспечить каждому человеку свободный доступ к мировым информационным и интеллектуальным ресурсам?

Как достичь международного согласия и унифицировать новые нормы, принципы и стандарты в области информации и знания?

Как добиться цивилизованной экспансии электронных документов, электронных библиотек и в целом электронных ресурсов в интересах сохранения культурно-образовательного наследия человечества и повышения эффективности информационно-документного обслуживания всех категорий пользователей?

Какие новые обучающие возможности предлагают новые средства коммуникации и как будут совершенствоваться образовательные технологии в современной электронно-информационной среде?

Как демократия, гражданское общество, права человека, авторское право и интеллектуальная собственность на информацию и знание реализуются в разных странах, и что сделать для более плодотворного и эффективного расширения правового поля на пути к обществу знаний?

Отсюда следуют и главные задачи перехода к обществу знаний:

повышение уровня развития ИКТ в мире,

сокращение электронно-цифрового разрыва,

минимизация социально-экономического неравенства,

гарантия свободного распространения информации и знаний,

международные соглашения и унификация норм и стандартов,

экспансия электронных документов и электронных ресурсов,

обеспечение свободного доступа к информационным и интеллектуальным ресурсам,

новые обучающие возможности и совершенствование образовательных технологий,

демократия, гражданское общество и правовое поле информационного общества - необходимые вехи на пути к обществу знаний.

В нарождающемся обществе знаний в качестве важнейших задач должны рассматриваться, как и следует из вышеприведенного, получение и распространение образовательных, научных и культурных сведений, сохранение национального и мирового наследия в цифровой форме, а также качество обучения и образования. Эти важнейшие задачи (прописанные, кстати, и в вышеупомянутых основополагающих документах ЮНЕСКО, Всемирного Саммита и ИФЛА) выдвигают в авангард новой общественной формации библиотеки и университеты как главные движущие силы в непростом процессе их решения.

Особую роль ИКТ на пути перехода к обществу знаний переоценить трудно. Сегодня ИКТ - это не только инструментарий, это и образовательные дисциплины, и педагогические средства в развитии эффективных образовательных и библиотечных услуг.

Проанализируем кратко уровень состояния ИКТ, особенно изменения, за последний год.

Прежде всего отметим, что интенсивное наступление Интернета продолжается, Сеть приходит в такие районы, где совсем недавно и компьютеров не было. Тенденции распространения пользовательского потока и отношение числа пользователей в процентах к количеству населения конкретных стран остаются примерно неизменными за последние несколько лет, в частности, Республика Корея уже обогнала США, далее идут Германия, Франция, Бразилия; Россия - где-то в середине списка; замыкают его африканские страны: Эфиопия, Танзания, Судан и др.

На первом месте по объемам скачиваемой информации по-прежнему остаются мультимедиа - кино, видео, музыка; большую популярность завоевывают персональные веб-издательства, OMPG - онлайновые многопользовательские игры, обучающие классы в Интернете, каталоги библиотек, в том числе личных. Ожидается экспоненциальный рост Интернет-трафика и главным образом за счет электронной коммерции: по прогнозам аналитиков онлайновый шопинг будет расти примерно в 10 раз быстрее, чем офлайновый. Борьба со спамом привела к созданию нового сегмента рынка.

В конце 2003 г. Президент США Дж. Буш подписал закон против спама, налагающий ограничение на рассылку непрошенной электронной почты. Палата представителей США подавляющим большинством голосов утвердила этот закон, что положило конец длящимся уже шесть лет в стране попыткам создать федеральное законодательство, сдерживающее рассылку некоторых сообщений. Этот закон, как сказал глава Microsoft Билл Гейтс, "поможет по требителям восстановить контроль над своими почтовыми ящиками и поддержит поставщиков услуг электронной почты в их борьбе за обуздание спама".

Конечно, возникает вопрос, оправданы ли усилия, затрачиваемые на борьбу со спамом? Несмотря на то, что некоторые компании, которым еще не нанесен ущерб спамом, не хотят тратить на это деньги, вывод один - если не начать бороться со спамом, ситуация может выйти из-под контроля, тем более что лавинообразность спама нарастает, и пользователи Интернета в 2004 г. смогли почувствовать, как вырос этот поток по сравнению с 2003 г.

Какие основные факторы определяли изменение структуры рынка ИКТ в 2004 г.? Большинство аналитиков отмечают: мобильность, внедрение беспроводных технологий и переход на широкополосную связь. Очевидна тенденция перехода с desktop-моделей на ноутбуки, и производство ноутбуков стремительно растет. Доля ноутбуков среди персональных компьютеров в 2002 г. составляла 24%, в 2003 г. - 27%, а в 2004 г. - уже более 33% (данные журнала "Компьютер-пресс", 2005, № 1).

Объем и структура мирового ИКТ-рынка

Ни один аналитик не владеет данными, которые могут показать долю библиотек и вузов в этой таблице; можно только предполагать, что эта цифра уже достаточно велика. Но в оценке продажи персональных компьютеров все сходятся в том, что именно рост пользовательского рынка позволил в 2004 г. увеличить поставки более чем на 10% по сравнению с 2003 г., и это увеличение имеет три основных составляющих: библиотеки и медицинские учреждения, вузы и университеты, физические лица.

Особенно впечатляет рост числа персональных компьютеров, приобретаемых населением. И если, например, в США, Англии, Германии и других развитых странах обладание персональным компьютером уже давно стало нормой жизни, то для стран Восточной Европы и бывшего СССР этот процесс идет столь стремительно, что начинаешь думать, что люди иногда отказываются от чего-то другого, чтобы получить заветный ПК.

Если абсолютные цифры назвать сложно, а многие прогнозы не оправдываются, то с выявленными тенденциями нельзя не согласиться. Очевидно, что рост ИКТ-рынка в развитых странах будет происходить более низкими темпами, чем во всем мире; это наглядно иллюстрирует рис. 1 (источник тот же).

Заметим, что сегодня в России темп роста ИКТ-рынка один из самых высоких в мире - около 25%, хотя в то же время по компьютерному и программному обеспечению российский рынок примерно в 100 раз меньше, чем в США; при этом любопытно отметить, что IT-рынок стран Восточной Европы составляет около 5% от аналогичного рынка Западной Европы. На рис. 2 показано соотношение ИКТ-рынка в России и странах Западной Европы.

Информации о развитии рынка ИКТ, позволяющей оценить уровень готовности общества к переходу в общество знаний, очень много. Сейчас важно выделить основное, уложившись в очень сжатый регламент, т.е. время, отведенное на Ежегодный доклад Конференции "Крым".

  
На главную