Шрайберг Я.Л. Библиотеки и университеты в электронно-информационной среде: первые шаги на пути от информационного общества к обществу знаний, 2005 год
Содержание:

Часть 1
"Послушает мудрый, и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы"…

Часть 2
Какие же главные вопросы возникают при создании общества знаний на первом этапе перехода от информационного общества?

Часть 3
Несколько слов об Интернете...


Несколько слов об Интернете: по данным независимых экспертов, интеграция Интернета и доставки широкополосного TV-контента значительно увеличит число пользователей широкополосной связи; число пользователей КПК и смартфонов растет постоянно.

В 2004 г. продолжилось распространение стандарта WiFi, активными темпами развивался рынок хот-спотов (хот-спот обеспечивает беспроводное Интернет-соединение, как правило, для пользователей портативных компьютеров). Фактически зреет революция в области передачи данных; в 2006 г. ожидается увеличение хот-спотов до 90 тыс. Провайдеры устанавливают хот-споты в местах, где часто бывают бизнесмены - в отелях, аэропортах, вокзалах и т.п.; началась активизация использования WiFi -технологий в университетах и библиотеках (пока примеров мало). Для студентов университетов WiFi - настоящая находка: хочешь - работай с Интернетом в университетской библиотеке, хочешь - в аудитории, а хочешь - в общежитии. Очень удобно и технически не сложно. То же, видимо, будет и с библиотеками, хотя главный недостаток WiFi - практически невозможная защита информации и частое ее искажение - исправляется очень медленно. Тем не менее ожидается, что именно университеты и библиотеки станут той движущей силой, которая позволит существенно развить WiFi и другие беспроводные Интернет-технологии, сделать их более доступными для населения.

До последнего времени наибольшие ожидания мобильных пользователей были связаны с сетями 3G, которые должны были предоставить широкие возможности для высокоскоростного беспроводного доступа к Интернету. Однако они оказались невостребованными из-за своей дороговизны, и развиваются только в Японии. WiFi и стал альтернативой дорогим 3G-сетям; теоретически WiFi - не конкурент 3G, так как представляет относительную мобильность, а мобильная связь третьего поколения обеспечивает возможность доступа в Интернет повсюду, независимо от расположения точек доступа. Но в реальности - WiFi развивается и интересует все большее число пользователей (в том числе и для организации закрытых беспроводных ЛВС WLAN).

Выборочный опрос Интернет-пользователей показал, что 90% собираются использовать WiFi в ближайшем будущем. Наиболее широко WiFi распространен в Японии и других странах Азии, за ними следуют Европа и Латинская Америка. В России развитие WiFi-технологии находится на начальном этапе: первые хот-споты появились весной 2003 г. в Москве и С.-Петербурге, затем - в Новосибирске. Сегодня в России уже более 200 хот-спотов.

К 2007 г. в мире ожидается 477 тыс. хот-спотов - рост более чем на 600%. Несмотря на очевидные сложности и разные прогнозы, ясно, что будущее - за технологией WiFi, и здесь главная надежда - на библиотеки и университеты.

Еще несколько слов о тенденциях развития Интернета - главной коммуникационной артерии информационного общества и общества знаний.

Возникнув в конце 1980-х гг. как средство для обмена информацией, сегодня Интернет стал единой мировой коммуникационной средой (электронно-информационной средой), в которой обучаются, читают, рекламируют, продают, голосуют, развлекаются и т.п. - в общем, реализуются все стороны многогранной человеческой жизни. Стабильным остается показатель постоянного расширения Интернет-аудитории, и многие уже не мыслят себя без Интернета.

Сегодня по-разному считают все основные показатели Интернета, и разные статистические отчеты дают разные цифры (впрочем, правильно считать умеют немногие). Тем не менее, число пользователей Интернета в I квартале 2005 г. уже приблизилось к 700 млн человек; Европа по числу пользователей обошла Северную Америку: 27% активных пользователей в Северной Америке, 30,5% - в Европе, 32,5% - в Азиатско-Тихоокеанском регионе (рис. 3).

За последний год необычайный подъем Интернета наблюдался в Великобритании; по данным британского телеоператора Offel уже половина всех жилых домов имеет доступ к Интернету.

И в России уже примерно 10% населения - пользователи Интернета, а по абсолютным цифрам у нас пользователей больше, чем в Нидерландах и Швеции вместе взятых. И есть все основания предполагать, что активный рост российской Интернет-аудитории продолжится хотя бы потому, что в России более 20 млн человек имеют высшее образование, более 130 тыс. библиотек, из которых почти 50% - публичные и вузовские, ежедневно обслуживают миллионы (в сумме) читателей, даже пусть только 10% через Интернет. Все это позволяет многим экспертам прогнозировать рост аудитории Рунета до 20 млн человек уже через год.

Роль библиотек и учебных заведений в расширении Интернет-пространства и в целом в освоении и продвижении ИКТ чрезвычайно велика. Фактически для большинства населения и для огромной армии студентов и преподавателей библиотеки и вузы открыли Интернет. Сегодня в процессе обучения многие дисциплины используют Интернет просто как инструментарий, не говоря уже об огромных информационных возможностях для исследований, подготовки дипломных и курсовых работ, поддержки и развития дистанционного обучения.

Интернет реально внедрил в практику саму идею дистанционного образования, позволил многочисленной студенческой аудитории работать с электронными учебниками, онлайновыми тестами и экзаменами, а библиотекам - создавать и поддерживать электронные фонды и электронные библиотеки в интересах многомиллионной читательской аудитории. В общем, библиотеки и учебные заведения оказались подходящей компанией для развития Интернет-технологий и Интернет-сервиса.

Одна из негативных сторон современных реалий - необходимые для соответствующего развития и оснащения средства библиотекам приходится добывать самим.

Скажем честно - после завершения программ Фонда Сороса во многих странах СНГ не оказалось достойных продолжателей подобной благотворительности, и несмотря на имеющиеся отдельные примеры благотворительных программ и проектов других зарубежных и отечественных фондов, такого уровня и масштаба поддержки научных, культурных и образовательных программ пока нет. Существующие сегодня государственные программы не могут удовлетворить даже минимальных потребностей нашего сектора (хотя определенные тенденции в стремлении к этому вырисовываются).

Наблюдение за пользователями российских библиотек, приходящими в открытые публичные Интернет-залы, показывает, что очень много просматриваемой или скачиваемой информации относится к музыке, видео- и аудиоинформации. Это - общемировая тенденция. Остальная часть информационных запросов распределяется (на примере Рунета) следующим образом:

· получение информации из Сети - 88,6%,

· использование электронной почты - 86%,

· новости - 71,2%,

· скачивание программного обеспечения - 50,8%.

По данным 2003 г. 16,4% пользователей Рунета совершали онлайн-покупки, а банковские или финансовые операции проводили всего лишь 7,6%.

Конечно, про ИКТ и Интернет можно сказать еще очень много (интересной аналитической информации сегодня опубликовано великое множество), но время, отведенное для доклада, не позволяет.

Генрих Райнерманн, профессор, заведующий кафедрой Университета наук управления г. Шпайера (Германия) в общественной дискуссии, инициированной корпорацией Майкрософт сказал: "Палка о двух концах - это очень точно ощущают на себе библиотечные работники, преподаватели и студенты университетов и вузов, когда, открывая огромные массивы электронной информации, повышая уровень обслуживания и создавая невиданные ранее возможности обучения в электронно-информационной среде, они обязаны не забывать о правовой основе, о необходимости соблюдения авторских прав, защиты интеллектуальной собственности, использования лицензионного программного обеспечения и др."

Правовое поле - это фундамент, на котором строится и информационное общество, и, безусловно, общество знаний.

Сегодня, когда мощными темпами идет наращивание электронного информационного ресурса, когда в библиотеках развиваются и активно задействованы несколько потоков электронной информации, а вузы вовсю используют в обучении электронные ресурсы и ИКТ, вопросы соблюдения лицензионно-правовых норм становятся не просто актуальными, а неизбежными. Эту ситуацию особенно важно контролировать на пространстве СНГ, где правовое самосознание и правовая платформа общества еще не вполне развиты. Конечно, сегодня еще трудно надеяться, что наши граждане будут честно соблюдать все нормы и правила, которые уже давно естественны для цивилизованного общества, и я, честно говоря, был разочарован, когда в компании людей небедных, обсуждавших проблемы с соблюдением авторских прав и необходимость приобретения различных лицензий, в том числе и в первую очередь - на программное обеспечение, услышал в основном негативную реакцию, суммировать которую помогло прочитанное где-то четверостишие:

"Для пользы дела честность неуместна -

Печальный опыт из глубин веков,

И в наше время обнаружить честных

Возможно лишь меж круглых дураков".

И все же я готов подписаться под известными словами американского писателя Кина Хаббарда: "Честность окупается, но, видно, не настолько, чтобы устраивать всех и каждого".

В Российской Федерации правовую ситуацию можно считать вполне разрешимой:

во-первых, Россия присоединилась к знаменитой Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (1886 г.) в редакции 1971 г.;

во-вторых, наша страна признала Всемирную конвенцию об авторском праве (в редакции 1971 г.) и дополнительные протоколы № 1 и 2 об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства;

в-третьих, Россия подписала Международную конвенцию об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция);

и в-четвертых, в Российской Федерации достаточно законов, защищающих авторские права и интеллектуальную собственность, и прежде всего это "Закон об авторском праве и смежных правах", который высоко оценен специалистами Всемирной организации интеллектуальной собственности, авторскими сообществами, юристами, правоведами, и конечно, принятые в июне 2004 г. "Изменения в законодательстве об авторском праве и смежных правах". Эти изменения, на мой взгляд, связаны с выявленными недостатками вышеупомянутого закона, с наработанной практикой, в том числе и с результатами анализа зарубежного опыта, в первую очередь эффективных последствий американского закона DCMA">, который главным образом направлен на защиту электронной и мультимедийной продукции.

Законов достаточно; возможно, недостаточно разъяснительных инструкций и правил, которые на основе действующего законодательства должны дать однозначное толкование читателям библиотек и студентам вузов: что они могут беспрепятственно копировать или сканировать, на что следует получать разрешение, какое и у кого и т.д. Сегодня, когда идет тотальное использование полнотекстового материала, включая и его издание теми, кто не имеет отношения к его авторству; когда в Интернет вбрасываются гигабайты информационного материала сомнительного происхождения и качества и вместе с тем много полезного и нужного; когда вовсю идут судебные процессы по вопросам нарушения авторского права, особенно при создании всякого рода электронных библиотек (которые зачастую вовсе и не библиотеки), правовая защита правообладателей, правовая грамотность читателей и сотрудников библиотек, студентов и преподавателей вузов особенно актуальны.

В электронно-информационной среде нарождающегося общества знаний перечень электронной продукции и ресурсов библиотек включает:

· электронные каталоги и базы данных,

· электронные фонды,

· полнотекстовые ресурсы собственной генерации,

· заимствованный электронный ресурс, в том числе и в Интернете,

· электронные библиотеки (в правильном значении этого понятия),

· электронную доставку документов,

· специальные библиографические, фактографические и иные электронные ресурсы.

Университеты и другие вузы производят и используют следующие электронные ресурсы:

· базы данных и электронные каталоги собственных библиотек,

· электронные расписания,

· электронные системы тестирования,

· электронные учебники,

· веб-сайты и образовательные порталы,

· совместные образовательные ресурсы и проекты.

В 2004 г. многие публикации по проблематике "библиотеки - университеты - электронная информация - общество знаний" продолжали исследовательскую миссию университетской библиотеки как стратегического партнера университета в достижении целей образования. Это партнерство основывается на интеграции интеллектуального и социального капитала, а процесс знания рассматривается как основа совместного производства ценностей; при этом имеются в виду три типа процесса знания: генеративный, продуктивный, репрезентативный. Они переплетены между собой и образуют единый процесс знания.

Какие же еще особенности в развитии и совершенствовании образования отмечаются в последнее время с учетом наращивания электронно-информационного ресурса? Это прежде всего - дистанционные образовательные технологии, виртуальные конференции и заказные лекции, развитие спутниковой и мобильной связи в системе дистанционного образования, повышение уровня электронных средств обучения, метод "кейс-стади", включение университетской библиотеки в планирование и обеспечение программ дистанционного обучения.

Какие характерные черты образования можно заметить в информационном обществе? Это - глобализация, непрерывность, индивидуализация, разнообразие стандартов и образовательных технологий, переход от формально-дисциплинарного к проблемно-активному типу обучения.

Сегодня уже можно говорить об открытом библиотечно-информационном образовательном пространстве, ибо те задачи и формы обслуживания, которые предлагают библиотеки, и образовательные услуги вузов во многом связаны, дополняют друг друга и создают уникальную ситуацию для формирования предпосылок создания общества знания.

Электронные учебники и электронные библиотеки, Интернет-доступ к библиотечным фондам и дистанционное обучение (Интернет-доступ к учебным программам и интерактивное взаимодействие), развитие образовательных технологий и введение новых форм библиотечно-информационного обслуживания на основании распределенных электронных полнотекстовых и мультимедийных ресурсов и т.д. - вот основные параметры совместного развития библиотек и университетов как двигателей общественного прогресса, как преобразователей информационного общества в общество знаний.

Проблема обеспечения правовой и лицензионной чистоты в деятельности библиотек и использовании электронных технологий студентами вузов остается той проблемой, которую нельзя игнорировать, с ней следует считаться и ее можно успешно решить в рамках существующего законодательства.

Хорошо, что в программе Конференции "Крым-2005" предусмотрены специальные мероприятия по правовой информации и авторскому праву, а также по развитию современных образовательных технологий. Эти темы и эти задачи чрезвычайно серьезны и важны, чтобы попытаться осветить их одним мазком в моем докладе. Но именно для этого и существует наша конференция, для этого ее участникам и предложена столь большая и насыщенная программа, чтобы сегодня, с высоты уже пятого года нового века попытаться во многом по-новому оценить все эти проблемы и предложить свои компромиссные решения и, конечно же, выявить новые проблемы.

Закончить доклад мне хочется словами великого русского мыслителя и художника Н.К. Рериха: "Человечество обязано мыслить, оно должно сообща устремляться к достижениям. Нельзя, чтобы хаос невежества в пышных одеждах вторгался и глумился над познанием".

  
На главную