Шрайберг Я.Л. Библиотеки, компьютерные технологии и информационное общество: год прошедший и год грядущий. Ежегодный Пленарный Доклад Международной конференции «Крым», 2002 год
Содержание:

Ежегодный Пленарный Доклад


Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире:
новые технологии и новые формы сотрудничества

Введение

Основные положения Пленарного Доклада 2001 года

Положение 1 Изменения, происходящие в сфере библиотечно-информационных технологий и развития библиотечно-информационных систем отражают тенденции дальнейшей информатизации общества, еще большего проникновения в библиотечную практику компьютерных и телекоммуникационных технологий, увеличения объема электронного ресурса и усиления роли библиотек в ускорении темпов развития информационного общества.

Положение 2 Рост электронной информации и электронные библиотеки. Развитие служб электронной доставки документов: разные подходы в разных странах. Электронные библиотечные архивы и Web-архивы. Общее электронное поле библиотек и других организаций культуры.

Положение 3 Возрастание социальной значимости библиотек в структуре общества и общественных отношений, повышение статуса библиотек как информационных и общественных институтов, увеличение вклада библиотек в развитие образования и новых образовательных технологий. Роль и место библиотек в развитии науки и культуры, в формировании общественного согласия и политической стабильности.

Положение 4 Новые подходы к формированию библиотечных фондов, изменение политики комплектования фондов библиотек, соотношение и тенденции роста печатных и электронных коллекций, связь между новой библиотечной политикой и административно-управленческими изменениями во внутренней структуре библиотек; изменение подходов и технологий межбиблиотечного взаимодействия.

Положение 5 Новые тенденции и формы обслуживания пользователей библиотек. Снижение роли платных услуг и расширение возможностей, предоставляемых библиотекой. Специальные формы для онлайновых пользователей; «виртуальные» и реальные читатели. Информационная компонента в библиотечной системе; увеличение ее роли, связь, сосуществование и раздельное обслуживание наряду с библиотечным обслуживанием традиционными и электронными документами библиотечного фонда.

Положение 6 Маркетинг внутри и вне библиотеки. Ежедневный маркетинг и миссия библиотеки. Трансформация маркетинговых библиотечных технологий в условиях компьютеризации технологий и электронизации информационного и документного ресурса.

Положение 7 Расширение форм образовательной деятельности библиотек. «Библиотека–университет» и информационно-библиотечное обеспечение образования. Электронные учебники как новая форма обучения, совместные идеи и проекты библиотек, издательств и учебных заведений. Студент-читатель; преподаватель-читатель; преподаватель-библиотечный работник: новые схемы и новые результаты.

Положение 8 Библиотеки как активные субъекты книжного рынка. Изменение роли библиотек только как потребителей литературы. Издательско-книгораспространительский бизнес и электронная информация: неожиданное возрастание роли библиотек. Библиотеки как центральное звено в едином информационном и социокультурном пространстве.

Положение 9 Будущее библиотек с учетом мировых тенденций информатизации и трансформации общества. Непреходящие ценности и временные ориентиры. Ближайшие перспективы и долгосрочные прогнозы, связь с проблематикой форумов, прежде всего ИФЛА, АЛА и, конечно, конференций «Крым».


Положение 8.

Библиотеки как активные субъекты книжного рынка.
Изменение роли библиотек только как потребителей литературы.
Издательско-книгораспространительский бизнес и электронная информация:
неожиданное возрастание роли библиотек.
Библиотеки как центральное звено в едином информационном и социокультурном пространстве.

 

Книгопечатание породилодве новые страсти:
страсть писать все и страсть печатать все.
Пьер Буаст 
(1765–1824),
французский лексикограф

Книжный рынок давно признал заметную роль библиотек на своем пространстве в силу следующих основных причин:

  • библиотеки вследствие получения бесплатных и платных обязательных экземпляров и регулярной подписки на периодику являются самыми стабильными участниками книжного рынка;

  • только в библиотеках, вследствие стабильного потока читателей и действующих автоматизированных систем можно с достаточной степенью достоверности и точности получить количественные и качественные оценки читательского спроса;

  • библиотеки являются лидерами среди остальных субъектов книжного рынка в части разработки и внедрения стандартов библиографического описания, форматов обмена данными и схем классификации и индексирования издательской продукции.

Сегодня, в эру электронной информации и Интернет существенно меняется роль библиотек в среде книжного рынка. Библиотеки перестают быть просто потребителями книжно-журнальной продукции, библиотеки начинают играть активную роль в трансформации книжного рынка, в освоении его субъектами современных информационных технологий, в построении единой информационно-технологической платформы взаимодействия всех субъектов рынка от автора до читателя. Именно поэтому, например, в России, Министерство по делам печати инициировало в конце 2000 г. разработку основ единой информационной технологии развития издательского, книготоргового и библиотечного дела в стране, о промежуточных и окончательных результатах которой мы уже не раз говорили на наших конференциях.

Сегодня реалии таковы, что эта инициатива получает, с одной стороны, необходимое развитие в России, и с другой – подает пример субъектам книжного рынка других стран СНГ.

Особую роль библиотеки начинают играть на пространстве книжного рынка в связи с появлением электронных публикаций: книг, журналов, бюллетеней и т.д. Читатель, осваивавший премудрости работы с электронными изданиями в библиотеке под чутким руководством профессионального консультанта, становится активным покупателем этой же продукции в книжных магазинах, в отличие от простого покупателя, не познавшего премудрости работы с электронными изданиями в библиотеке (если, конечно, он не самородок и не гений). Кроме того, библиотеки активно разрабатывают системы каталогизации электронных изданий, учета и хранения, электронные каталоги; тестируют и адаптируют форматы представления и обмена информации; в общем, в своей практике осуществляют все те операции и процедуры, которые позволяют сегодня книготорговцам просто воспользоваться плодами трудов библиотек и сэкономить время и средства, а также исключить вероятность повторения ошибок освоения новых технологий. По большому счету Интернет-магазины, появившиеся уже после Интернет-каталогов библиотек, во многом обязаны последним; в целом, Интернет сегодня является уже средой коммуникации библиотек, издательств и книготорговцев внутри пространства книжного рынка. Вследствие своей причастности к новейшим информационным технологиям, стандартам и правилам взаимодействия в информационном пространстве библиотеки начинают играть центральную роль в едином социокультурном пространстве общества и это также является одной из характерных тенденций сегодняшнего этапа вхождения в информационное общество. Этому способствует и дальнейшая демократизация общественной жизни, необратимое развитие новых экономических механизмов в книготорговле и дальнейшее интенсивное внедрение новых информационных и коммуникативных технологий на всем пространстве книжного рынка и общества в целом.

  
На главную