Шрайберг Я.Л. Библиотеки, компьютерные технологии и информационное общество: год прошедший и год грядущий. Ежегодный Пленарный Доклад Международной конференции «Крым», 2002 год
Содержание:

Ежегодный Пленарный Доклад


Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире:
новые технологии и новые формы сотрудничества

Введение

Основные положения Пленарного Доклада 2001 года

Положение 1 Изменения, происходящие в сфере библиотечно-информационных технологий и развития библиотечно-информационных систем отражают тенденции дальнейшей информатизации общества, еще большего проникновения в библиотечную практику компьютерных и телекоммуникационных технологий, увеличения объема электронного ресурса и усиления роли библиотек в ускорении темпов развития информационного общества.

Положение 2 Рост электронной информации и электронные библиотеки. Развитие служб электронной доставки документов: разные подходы в разных странах. Электронные библиотечные архивы и Web-архивы. Общее электронное поле библиотек и других организаций культуры.

Положение 3 Возрастание социальной значимости библиотек в структуре общества и общественных отношений, повышение статуса библиотек как информационных и общественных институтов, увеличение вклада библиотек в развитие образования и новых образовательных технологий. Роль и место библиотек в развитии науки и культуры, в формировании общественного согласия и политической стабильности.

Положение 4 Новые подходы к формированию библиотечных фондов, изменение политики комплектования фондов библиотек, соотношение и тенденции роста печатных и электронных коллекций, связь между новой библиотечной политикой и административно-управленческими изменениями во внутренней структуре библиотек; изменение подходов и технологий межбиблиотечного взаимодействия.

Положение 5 Новые тенденции и формы обслуживания пользователей библиотек. Снижение роли платных услуг и расширение возможностей, предоставляемых библиотекой. Специальные формы для онлайновых пользователей; «виртуальные» и реальные читатели. Информационная компонента в библиотечной системе; увеличение ее роли, связь, сосуществование и раздельное обслуживание наряду с библиотечным обслуживанием традиционными и электронными документами библиотечного фонда.

Положение 6 Маркетинг внутри и вне библиотеки. Ежедневный маркетинг и миссия библиотеки. Трансформация маркетинговых библиотечных технологий в условиях компьютеризации технологий и электронизации информационного и документного ресурса.

Положение 7 Расширение форм образовательной деятельности библиотек. «Библиотека–университет» и информационно-библиотечное обеспечение образования. Электронные учебники как новая форма обучения, совместные идеи и проекты библиотек, издательств и учебных заведений. Студент-читатель; преподаватель-читатель; преподаватель-библиотечный работник: новые схемы и новые результаты.

Положение 8 Библиотеки как активные субъекты книжного рынка. Изменение роли библиотек только как потребителей литературы. Издательско-книгораспространительский бизнес и электронная информация: неожиданное возрастание роли библиотек. Библиотеки как центральное звено в едином информационном и социокультурном пространстве.

Положение 9 Будущее библиотек с учетом мировых тенденций информатизации и трансформации общества. Непреходящие ценности и временные ориентиры. Ближайшие перспективы и долгосрочные прогнозы, связь с проблематикой форумов, прежде всего ИФЛА, АЛА и, конечно, конференций «Крым».


Положение 9.

Будущее библиотек с учетом мировых тенденций информатизации и трансформации общества.
Непреходящие ценности и временные ориентиры.
Ближайшие перспективы и долгосрочные прогнозы,
связь с проблематикой форумов, прежде всего ИФЛА, АЛА и, конечно, конференций «Крым».

 

Если вы не думаете о будущем,
у вас его не будет
Джон Голсуорси,

английский писатель

Недавно служба национальной разведки США в сотрудничестве с неправительственными экспертами опубликовала отчет, посвященный перспективам развития человечества до 2015 г. Там много демографических, экономических и политических прогнозов, и, в частности, считается, что по информационным технологиям вырвется резко вперед Китай, Индия не потеряет своих позиций; экспоненциально возрастут телекоммуникационные рынки в Аргентине, Мексике и Бразилии. По России отмечены тенденции роста в области информационных технологий и телекоммуникаций в городах.

Эта же тенденция отмечена и в аналитических прогнозах отечественных экспертов, правда, в основном, в части электронизации ресурсов. Есть некоторые отличия сегодня в целях государственных целевых программ в этой области. Там, ключевая цель программ западных стран состоит в достижении лидирующих позиций в экономике и социальном развитии общества. В российских программах, наряду с ускорением экономического роста, обозначено укрепление государственного управления. Таким образом, на сегодня, программы Западных стран имеют четко выраженную социально-экономическую направленность и главным объектом в них являются человек и человеческие ценности. Российские же программы, в первую очередь, программа «Электронная Россия» отражает главным образом интересы государства и лишь опосредованно, через него, интересы людей.

В ряде государственных программ Франции («Goverment Action Program for Information Society»), Великобритании («UK ONLINE), Евросоюза (e – Europe) приоритетные направления совпадают в областях правового развития кадровых вопросов, совершенствование информационной и коммуникационной инфраструктуры и становления электронных правительств. В зарубежных программах, кроме того, большое внимание уделяется укреплению доверия людей к информационным технологиям, поддержке малого и среднего бизнеса и мониторингу, т. е., человеческому фактору. Специфика российской программы состоит в укреплении государственных институтов, органов власти и механизмов взаимодействия государства с хозяйствующими субъектами, а также в содействии развитию СМИ.

Развитие информационной инфраструктуры, тем не менее, несмотря на различия в подходах российской и западных программ, является ближайшей перспективой всех библиотек.

Существуют опасения, что в ближайшем будущем, в эпоху бурного распространения «цифровой» культуры и новых технологий, библиотека может утратить свое значение. Однако при ближайшем рассмотрении становиться очевидным, что информационные технологии и библиотеки выполняют одну и ту же базовую функцию –поддерживают человеческую память. По существу, библиотека – это тоже информационная технология, которая не может не развиваться в информационном обществе.

Угроза библиотеке в информационном обществе таится не в том, что информация становится все более и более «электронной». Ведь для библиотеки физическая форма, в которую «упакована» информация, в принципе не имеет особого значения, а истинная опасность заключается в том, что публикации неуклонно превращают в предмет купли-продажи, но не в предмет совместного владения.

Современные концепции информационного общества пока ставят в центр внимания развитие информационного рынка и укрепление законодательства об авторских правах. Очевидно, что требуется гармонизация этих важных составляющих с правом всех граждан на информацию. С этой точки зрения и создатели информации, и ее потребители и библиотекари, и общественные деятели, и политики должны объединиться в общее движение – за обеспечение этого права.

Профессиональные библиотекари всегда были озабочены проблемой «справедливого» баланса между свободой доступа к информации и знанию и интересами производителей информации. Понимание такого баланса должно развиться – оно может стать продуктом лишь общественной эволюции, а не революции (об этом пишут уже многие авторы). Уже сейчас во многих странах мира в публичном доступе находится большое количество важных и полезных информационных ресурсов (законодательные и нормативные документы, сведения о деятельности органов власти и различных организаций, научные публикации, электронные СМИ и многое другое), и количество их непрерывно растет. Сфера публично доступной информации теоретически не имеет границ – за исключением государственной тайны и права граждан на личную безопасность и неприкосновенность частной жизни.

С этих позиций роль библиотеки в информационном обществе значительно укрепляется – ее положение между государством и гражданами позволяет оптимально организовать и объективно представить общественно доступную информацию.

Международные библиотечные организации, ассоциации, национальные библиотеки проводят свои компании, планы, аналитические исследования о ближайшем будущем библиотек.

Так крупнейшие библиотеки мира за рубежом, Библиотека Конгресса США и Британская библиотека разработали долгосрочные стратегические планы развития, главными составляющими которых являются создание и повсеместное использование национального цифрового информационно-библиотечного ресурса и при этом расширяются социальная значимость и миссия библиотеки как общественного института.

На 68-й Генеральной  конференции ИФЛА, проходившей в августе 2001 г. в Бостоне (США), была официально объявлена новая общественная образовательная кампания, провозгласившая своей целью привлечение внимания государства и общественности к публичным, школьным, научным и специальным библиотекам и библиотекарям во всем мире. Данная акция, базирующаяся на кампании Американской библиотечной ассоциации (ALA), с официальным названием «@ вашей библиотеке: Кампания за библиотеки Америки» рассчитана на 5 лет. Старт ей был дан в апреле 2001 г. во время Национальной библиотечной недели при участии первой леди Америки, библиотекаря и учителя – Лауры Буш.

Для кампании в поддержку библиотек мира на основе американской программы были выработаны три основных тезиса:

  •   Библиотеки – изменяющиеся и динамично развивающиеся структуры

  •   Библиотеки – средоточие возможностей
  •   Библиотеки соединяют мир

Эти три тезиса сегодня можно считать определяющими в общей концепции развития библиотек на перспективу.

И последнее. Говоря и споря о сотрудничестве и совершенстве электронных и традиционных библиотек, о возможной экспансии электронных книг, об агрессивном продвижении информационных технологий в библиотечную жизнь, а для самых рьяных спорщиков и только зацикленных «информационщиков» я хочу привести следующий пример.

В марте с.г. во время посещения библиотеки Джордтаунского университета в Вашингтоне, США, новому директору библиотеки, энергичной женщине был задан вопрос, а не боится ли она, что электронные библиотеки вытеснят традиционные, и она, тщательно и методично стала объяснять причины, по которым традиционная книга, и традиционная библиотека будут всегда и сосуществование, а не замещение электронными библиотеками являются реалиями, реальными перспективами. А затем, прервав свои объяснения, стала рассказывать, как 11 сентября 2001 г., когда начали рушиться небоскребы-близнецы Международного Центра торговли в Нью-Йорке, все читатели, преподаватели университета впали в панику. Только сотрудники библиотеки не растерялись, принесли в читальные залы телевизоры, сделали чай, кофе, стали собирать людей, успокаивать, предоставили телефоны для звонков в Нью-Йорк, люди звонили, искали родственников, друзей.

Широкие окна читального зала выходят на реку Потомак, на обратной стороне которого находится Пентагон. И вдруг, к ужасу многих, они воочию увидели и услышали взрывы, дым, огонь –это третий самолет-самоубийца врезался в здание Пентагона на глазах у многих. Что там началось, но опять, только забота и участие библиотекарей помогли людям остаться в норме и не бросится в панику, наладить информацию, позвонить по телефону, воспользоваться Интернетом – в общем, библиотека и библиотечные работники выполнили свою великую социальную задачу. Нужны ли после этого комментарии?

  
На главную