Шрайберг Я.Л. Библиотеки, компьютерные технологии и информационное общество: год прошедший и год грядущий. Ежегодный Пленарный Доклад Международной конференции «Крым», 2002 год
Содержание:

Ежегодный Пленарный Доклад


Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире:
новые технологии и новые формы сотрудничества

Введение

Основные положения Пленарного Доклада 2001 года

Положение 1 Изменения, происходящие в сфере библиотечно-информационных технологий и развития библиотечно-информационных систем отражают тенденции дальнейшей информатизации общества, еще большего проникновения в библиотечную практику компьютерных и телекоммуникационных технологий, увеличения объема электронного ресурса и усиления роли библиотек в ускорении темпов развития информационного общества.

Положение 2 Рост электронной информации и электронные библиотеки. Развитие служб электронной доставки документов: разные подходы в разных странах. Электронные библиотечные архивы и Web-архивы. Общее электронное поле библиотек и других организаций культуры.

Положение 3 Возрастание социальной значимости библиотек в структуре общества и общественных отношений, повышение статуса библиотек как информационных и общественных институтов, увеличение вклада библиотек в развитие образования и новых образовательных технологий. Роль и место библиотек в развитии науки и культуры, в формировании общественного согласия и политической стабильности.

Положение 4 Новые подходы к формированию библиотечных фондов, изменение политики комплектования фондов библиотек, соотношение и тенденции роста печатных и электронных коллекций, связь между новой библиотечной политикой и административно-управленческими изменениями во внутренней структуре библиотек; изменение подходов и технологий межбиблиотечного взаимодействия.

Положение 5 Новые тенденции и формы обслуживания пользователей библиотек. Снижение роли платных услуг и расширение возможностей, предоставляемых библиотекой. Специальные формы для онлайновых пользователей; «виртуальные» и реальные читатели. Информационная компонента в библиотечной системе; увеличение ее роли, связь, сосуществование и раздельное обслуживание наряду с библиотечным обслуживанием традиционными и электронными документами библиотечного фонда.

Положение 6 Маркетинг внутри и вне библиотеки. Ежедневный маркетинг и миссия библиотеки. Трансформация маркетинговых библиотечных технологий в условиях компьютеризации технологий и электронизации информационного и документного ресурса.

Положение 7 Расширение форм образовательной деятельности библиотек. «Библиотека–университет» и информационно-библиотечное обеспечение образования. Электронные учебники как новая форма обучения, совместные идеи и проекты библиотек, издательств и учебных заведений. Студент-читатель; преподаватель-читатель; преподаватель-библиотечный работник: новые схемы и новые результаты.

Положение 8 Библиотеки как активные субъекты книжного рынка. Изменение роли библиотек только как потребителей литературы. Издательско-книгораспространительский бизнес и электронная информация: неожиданное возрастание роли библиотек. Библиотеки как центральное звено в едином информационном и социокультурном пространстве.

Положение 9 Будущее библиотек с учетом мировых тенденций информатизации и трансформации общества. Непреходящие ценности и временные ориентиры. Ближайшие перспективы и долгосрочные прогнозы, связь с проблематикой форумов, прежде всего ИФЛА, АЛА и, конечно, конференций «Крым».


Положение 2.

Рост электронной информации и электронные библиотеки.
Развитие служб электронной доставки документов:
разные подходы в разных странах.
Электронные библиотечные архивы и Web-архивы.
Общее электронное поле библиотек и других организаций культуры

 

Чем менее точна информация,
Тем более бурно мы на нее реагируем
Артур Блох,
американский писатель

Есть злая, но в общем-то верная поговорка: университет развивает все качества человека, в том числе и глупость. Нечто подобное можно сказать и об информационных технологиях и человечестве в целом. Избавляя от рутинной обработки данных, компьютеры провоцируют нас на то, чтобы плодить информацию в недопустимо больших объемах. Если так пойдет и дальше, то скоро Гринпис забудет про танкеры и примется за информационную чистоту планеты.

Электронная информация производится в мире бешено нарастающими темпами. Интернет во многом этому потворствует, а электронная почта просто захлестывает информационное пространство. В прошлом году американцы по разным поводам прислали в Белый Дом и Конгресс более 80 млн. электронных писем. Чиновники Белого Дома в панике, а что делать? На одно подразделение аппарата приходится от 10 до 55 тысяч писем. При этом, как показало исследование девятый вал электронной почты возник благодаря различным объединениям и фирмам, которые все интенсивнее используют Интернет для лоббирования своих интересов.

В результате сегодня сведено на нет главное преимущество общения по электронной почте – оперативность. Четыре-пять дней на подготовку официальных ответов по e-mail считается отличным показателем. Приведу собственный пример – мои коллеги, с которыми я ранее эффективно общался по электронной почте, очень обижены – я неделями, а иногда и месяцами (особенно после командировок) не отвечаю на их письма – да и как могу, если в день приходит 70-80 писем, при этом 30%-40% – это “спам”, т.е. непрошенная реклама.

Это – сегодня одна из насущных проблем работы библиотек в Интернет. На основе электронной почты строится целый ряд современных библиотечных технологий, в первую очередь электронная доставка документов и оперативность приема/передачи информации часто осложняется постоянно нарастающим потоком электронных писем. Пути решения этой проблемы неочевидны.

Можно увеличить штат сотрудников. Возможно удастся создать технические средства для сортировки корреспонденции и фильтрации ее на предмет очистки от того же спама. Однако, скорее всего, человечеству предстоит сформировать электронно-эпистолярную культуру.

Другая проблема – открытость Интернет и возможность личного доступа к чужим письмам. Недавно президент США Джордж Буш разослал своим адресатам, с которыми прежде постоянно переписывался по e-mail, прощальное письмо. В нем Буш с сожалением сообщает, что отныне в силу своего непростого и ответственного служебного положения не считает возможным, по совету адвокатов, пользоваться электронной, почтой, поскольку этот способ общения не гарантирует тайны переписки. Как в воду глядел – текст и список получателей прощального e-mail попали в “Нью-Йорк Таймс”. Клинтон, как известно, электронной почтой пользовался, однако за восемь президентских лет ни разу не отослал электронного письма, которое смогло бы его скомпрометировать.

И, наконец, третья проблема – проблема “порчи” языка. Кембриджский профессор Дэвид Кристал, специалист по лингвистике, в недавно изданной книге “Netspeak” (однозначный перевод на русский выполнить непросто – “net” означает одновременно “сеть ”, “ловушка ”, “сущность ” и “чистый ”) утверждает, что компьютерные коммуникации ведут к необратимым изменениям в нашем языке. Электронная почта – для естественных языков столь же важный структурообразующий фактор, каким в свое время было возникновение письменности. Профессор приводит пример: попытка одновременного общения 30 человек, время от времени предпринимаемая в пабах, чаще всего не удается по причинам чисто технического характера. Зато в Интернет-чатах это проделать несложно, и поэтому именно там язык претерпевает серьезные мутации.

Кстати, об электронной доставке документов – столь популярной у нас услуге библиотек сегодня. Библиотеки США в подавляющем большинстве, и их примеру неуклонно следуют библиотеки развитых европейских стран, практически отказываются от этого сервиса, не желая связываться с претензиями многочисленных авторов и издателей. Электронная отправка полнотекстовой копии, даже статьи по западным требованиям копирайта может трактоваться как нарушение авторского права. Этого может быть уже достаточным для того, чтобы администрация библиотеки, дорожа своей репутацией, во-первых, и не желая каких-либо возможных осложнений, в частности, судебных, во-вторых, вообще отказалась предоставлять эту услугу, несмотря на то, что ЭДД считается одним из элементов современной информационной технологии. В наших же библиотеках – наоборот. Тотальное сканирование и практически неограниченные поставки по ЭДД становятся обыденными, а правовая сторона вопроса, если и вспоминаются, то лишь изредка очень уж совестливыми библиотечными администраторами.

Такая же ситуация и с электронными библиотеками: за рубежом эта технология сегодня развивается как одна из ветвей автоматизированной библиотечной технологии, не более того. У нас же зачастую электронные библиотеки (ЭБ) начинают противопоставляться системам автоматизации и вообще, абсолютизируется понятие ЭБ, ЭБ рассматривается как панацея, как единственная перспектива развития библиотечных технологий. Смешиваются понятия электронной информации, электронного ресурса, электронных библиотек, сильно “продвинутые” библиотечные технари пугают традиционных библиотекарей всеобщим поглощением электронными библиотеками библиотек обычных и т.д. Все это следствие бурно развивающейся электронной революции, стремительно нарастающего электронного ресурса и к которому далеко не все библиотеки оказались готовыми.

Вместе с тем, в мировой библиотечной практике в прошедшем году произошло устойчивое упорядочивание проблемы электронных библиотек, непосредственно библиотек, права собственности, Интернет-технологий и доступности информации для пользователей. Все эти компоненты современной информационной инфраструктуры, с одной стороны, и в то же время – системы ЭБ – с другой. Цивилизованный библиотечный мир однозначно воспринимает развитие электронных библиотек как одну из характерных тенденций информационного общества, как систему, облегчающую доступ пользователей к электронному ресурсу (собственной или чужой генерации).

При этом принципиально не важно отличие тех или иных национальных трактовок понятия и видов ЭБ, начиная от отождествления всего Интернет с ЭБ и кончая представлением ЭБ как дюжины CD-ROMов. Все это авторские изыски, заканчивающиеся, как правило, на страницах журналов. По сути, никто серьезно не рассматривает Интернет как ЭБ – в Интернет огромный, как правило, хаотичный и неорганизованный ресурс; в ЭБ же информационные ресурсы, специально отобранные и упорядоченные. Интернет, по сути, это основа для создания ЭБ. С другой стороны ЭБ сегодня – часть сетевого (Интернет) ресурса. Создание ЭБ можно сегодня рассматривать как цель для быстрого и эффективного получения и использования информации Интернет. Хорошими современными примерами создания и эффективного использования ЭБ из последних являются проекты создания ЭБ в Китае, электронные библиотеки в Израиле, в Норвегии, проект Датской электронной научной библиотеки. Последний символизирует еще одну современную тенденцию развития ЭБ как переходную среду автоматизированных библиотек к единой согласованной электронной библиотечной структуре, обеспечивающей интегрированные информационные услуги.

Датский проект, обобщая существующие подходы других крупных проектов ЭБ, выделил четыре основных компонента, необходимых для создания полноценной национальной ЭБ:

  • Национальная информационная инфраструктура;

  • Библиотечная инфраструктура;

  • Цифровые ресурсы;

  • Пользовательские средства.

Таким образом, сегодня сложились несколько стратегий развития ЭБ в мире: от национальных концепций до отдельных локальных ЭБ, и использующих три главных компонента:

  • Интернет;

  • правовое поле;

  • современные информационные технологии организации и доступ к электронному ресурсу.

Здесь же близко соприкасается и недавно появившаяся насущная проблема поддержки и ведения электронных архивов и архивов Web-ресурсов. Это действительно совсем новая проблема, успешно развиваемая сегодня в ряде европейских библиотек, в частности, в Королевской библиотеке Швеции. Электронному архивированию подлежат все Web-страницы всех крупнейших библиотек страны (в Швеции – 200). Это очень сложная система, ее-то и ЭБ не назовешь, т. к. сложно не просто хранить поколениями Web-страницы, сложно идентифицировать одинаковые страницы одних и тех же сайтов, имеющих разные редакции. Сложно в целом классифицировать и манипулировать этим электронным ресурсом – но скандинавы одними из первых начали серьезную проработку этих проблем и это вскоре нас так же коснется.

Другая тенденция – создание единого электронного поля библиотек, архивов, музеев как компонентов единого информационно-культурного пространства. Такие единые Интернет-проекты уже работают ряде стран; в России по этому направлению тоже уже есть чем похвастаться – созданный Министерством Культуры Российской Федерации портал “Культура России” во многом правильно подошел к этой проблеме.

Кстати, слово “портал” опять начинает употребляться всуе – где надо и где не надо. Трудно представить себе портал в Интернет там, где нет и приличных Web-сайтов. В любом случае, правильный это термин или нет, он является объединительным там, где есть развитая Интернет-инфраструктура и совокупность тематически или идеологически связанных развитых Web-сайтов. Таких структур, пока, увы немного на нашем СНГ-ном пространстве, зато порталов существенно больше. И по числу порталов мы впереди планеты всей, как и по числу гаишников, как я уже упоминал.

Не развивая уже не раз обсуждавшуюся проблему легитимности многочисленных электронных библиотек, размещаемых в Интернет многими нашими библиотеками на основе сканированных файлов из их собственных коллекций (это уже вопрос гораздо больше правовой, чем технологический), отметим, что за прошедший год в России существенно была продвинута главная “электронная” государственная программа – “Электронная Россия”. В этой программе определенное место отводится электронным библиотекам и хотя за прошедший год далее написания очередных бумаг дело не сдвинулось (как правило); уже замаячили достаточно серьезные перспективы для целого ряда библиотек, имеющих свои наработки в области создания, хранения и использования электронного ресурса. И хотя до конца не ясно многим библиотекам, какова же будет их роль в этой огромной программе, уже плотно оккупированной многими организациями и компаниями, библиотеки страны продолжают планировать свое участие в ней и включение их электронного ресурса в ресурс общенациональный. Но это не страшно, в конце-концов еще Блез Паскаль говорил, что “лишь в конце работы мы обычно узнаем, с чего нужно было ее начинать”. Главное – начать.

  
На главную