Шрайберг Я.Л. Библиотеки, компьютерные технологии и информационное общество: год прошедший и год грядущий. Ежегодный Пленарный Доклад Международной конференции «Крым», 2002 год
Содержание:

Ежегодный Пленарный Доклад


Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире:
новые технологии и новые формы сотрудничества

Введение

Основные положения Пленарного Доклада 2001 года

Положение 1 Изменения, происходящие в сфере библиотечно-информационных технологий и развития библиотечно-информационных систем отражают тенденции дальнейшей информатизации общества, еще большего проникновения в библиотечную практику компьютерных и телекоммуникационных технологий, увеличения объема электронного ресурса и усиления роли библиотек в ускорении темпов развития информационного общества.

Положение 2 Рост электронной информации и электронные библиотеки. Развитие служб электронной доставки документов: разные подходы в разных странах. Электронные библиотечные архивы и Web-архивы. Общее электронное поле библиотек и других организаций культуры.

Положение 3 Возрастание социальной значимости библиотек в структуре общества и общественных отношений, повышение статуса библиотек как информационных и общественных институтов, увеличение вклада библиотек в развитие образования и новых образовательных технологий. Роль и место библиотек в развитии науки и культуры, в формировании общественного согласия и политической стабильности.

Положение 4 Новые подходы к формированию библиотечных фондов, изменение политики комплектования фондов библиотек, соотношение и тенденции роста печатных и электронных коллекций, связь между новой библиотечной политикой и административно-управленческими изменениями во внутренней структуре библиотек; изменение подходов и технологий межбиблиотечного взаимодействия.

Положение 5 Новые тенденции и формы обслуживания пользователей библиотек. Снижение роли платных услуг и расширение возможностей, предоставляемых библиотекой. Специальные формы для онлайновых пользователей; «виртуальные» и реальные читатели. Информационная компонента в библиотечной системе; увеличение ее роли, связь, сосуществование и раздельное обслуживание наряду с библиотечным обслуживанием традиционными и электронными документами библиотечного фонда.

Положение 6 Маркетинг внутри и вне библиотеки. Ежедневный маркетинг и миссия библиотеки. Трансформация маркетинговых библиотечных технологий в условиях компьютеризации технологий и электронизации информационного и документного ресурса.

Положение 7 Расширение форм образовательной деятельности библиотек. «Библиотека–университет» и информационно-библиотечное обеспечение образования. Электронные учебники как новая форма обучения, совместные идеи и проекты библиотек, издательств и учебных заведений. Студент-читатель; преподаватель-читатель; преподаватель-библиотечный работник: новые схемы и новые результаты.

Положение 8 Библиотеки как активные субъекты книжного рынка. Изменение роли библиотек только как потребителей литературы. Издательско-книгораспространительский бизнес и электронная информация: неожиданное возрастание роли библиотек. Библиотеки как центральное звено в едином информационном и социокультурном пространстве.

Положение 9 Будущее библиотек с учетом мировых тенденций информатизации и трансформации общества. Непреходящие ценности и временные ориентиры. Ближайшие перспективы и долгосрочные прогнозы, связь с проблематикой форумов, прежде всего ИФЛА, АЛА и, конечно, конференций «Крым».


Положение 3.

Возрастание социальной значимости библиотек в структуре общества и общественных отношений, повышение статуса библиотек как информационных и общественных институтов, увеличение вклада библиотек в развитие образования и новых образовательных технологий.
Роль и место библиотек в развитии науки и культуры, в формировании общественного согласия и политической стабильности

 

На пути к информационному обществу неуклонно повышается социальная значимость библиотек как общественного института, идеологически и технологически содействующему этим процессам. Продолжает повышаться статус библиотеки как информационного института – сегодня все более и более налицо многочисленные примеры, когда пользователь приходит в библиотеку прежде всего за информацией, а иногда и только за информацией, которую он черпает, в том числе и в Интернет.

Библиотека – публичный Интернет-центр, и с этой миссией библиотеки уже смирились и всячески развивают этот сервис для своих пользователей. Библиотека – центр правовой и деловой информации, место где можно не только воспользоваться документами фонда и информацией из Интернет; это место, где можно ознакомиться со многими документами по законодательству, по правовым реформам, по деловому сотрудничеству. Библиотека – консультативный центр, место, где можно получить консультации по многим вопросам, используя богатейшие общедоступные информационные ресурсы.

Библиотека – образовательный центр и роль библиотеки как образовательного учреждения неуклонно повышается в эпоху надвигающегося информационного общества.

Сегодня библиотеки как никогда важны для общества прежде всего потому, что они обеспечивают всем гражданам доступ к знаниям, к информации и культуре. Сегодня, когда развернулось широкомасштабное производство электронной информации, когда накапливаемые объемы информации выходят за пределы возможностей адекватно воспринимать, а не то, чтобы эффективно использовать ее обычными, привычными средствами, библиотеки для выполнения своего общественного статуса должны приложить максимум усилий, чтобы вписаться в постоянно эволюционирующую современную информационную инфраструктуру. Именно эта тенденция, тенденция нарастания потоков электронной информации во всех сферах человеческой деятельности резко повышает статус библиотеки как информационного и общественного института. Чтобы полно и оперативно удовлетворять информационные запросы современного пользователя, библиотека должна быть в центре внедрения современных технологий генерации и использования электронной информации.

Далее, сегодня, несмотря на имеющуюся со стороны ряда общественных институтов недооценку, библиотеки признаются как особый институт, являющийся пересечением многих процессов и явлений, относящихся к формированию информационного общества. Многими уже признано и не вызывает вопросов то, что в информационном обществе библиотеки гораздо в большей степени, чем в обществе индустриальном, переместятся в центр социальной науки.

Сегодня, в эпоху Интернетизации всех и вся, меняется и роль библиотеки в предоставлении доступа к знанию. Библиотека начинает выступать в качестве организатора знания, получаемого через Сеть и в этой связи неизмеримо возрастает образовательная функция библиотеки.

Реализация образовательной функции библиотеки всегда была одной из функций ее деятельности. Во-первых, функционирование любого университета или института невозможно без деятельности библиотеки, без ее фондов и информационных массивов, во-вторых, сама библиотека, ее персонал, ее материально-техническая база является площадкой для развертывания учебно-методической работы со студентами, регулярными курсами переподготовки и т.д., библиотека становится частью вуза, его учебно-методической и практической базой. Сегодня в особенности, в эру электронной информации и с учетом кардинальной смены парадигмы образования, сориентировавшей всех на модель «непрерывного образования», на приоритет постоянно развивающейся личности эта роль, роль библиотеки как образовательного учреждения неизмеримо возросла. Но об этом – чуть позже.

Сейчас же, возвращаясь к общественному статусу библиотеки как социального института информационного общества еще раз хочется подчеркнуть, что ее значение тем более повышается, так как библиотека выполняет еще и функции демократического института, библиотеку можно и нужно рассматривать как утверждают эксперты Евросоюза, «как одну из опор современной демократии», инвестирование в библиотеку означает инвестирование в равноправие и подлинную демократию.

Нельзя не сказать при этом об управлении, о роли государства и о государственной политике в области библиотек. Надо сказать прямо о том, что фактически, государственной политики в области нет, ни у нас, ни в западных странах. В наших странах существует разбросанная организационно-ведомственная разобщенность и, как правило, другим ведомствам, кроме, может быть, Министерств культуры, образно выражаясь «до лампочки» государственная политика в области библиотек. Да, российские и украинские министерства культуры, например, возможно, министерства культуры других стран СНГ пытаются проводить свою политику и во многом достигают определенных успехов. Возьмем Министерство культуры России – нам ли не знать, о той большой работе, которую проводит министерство в лице отдела библиотек в области поддержки программ информатизации, программ поддержки сельских библиотек и целого ряда других. Но – в подробных и обстоятельных докладах, представленных на пленарных заседаниях нашей конференции, практически нет информации о делах, свершениях и проектах ГПНТБ России, ГПНТБ СО РАН, БАН, БЕН РАН, ЦНСХБ, огромной сети вузовских и школьных научно-технических и других специальных библиотек. А можно ли говорить о государственной политике без указанных мною библиотек? Картина будет, мягко сказано, неполной. И это не вина министерства, министерство не имеет сегодня требуемого статуса, с тем, чтобы разрабатывать и проводить единую государственную политику в области библиотек. Мне кажется, что такая же ситуация в Украине, Беларуси и других странах СНГ. Этот же ведомственный или вернее сказать «ведомственно не согласованный» подход, закрывает глаза на лавинонарастающее число разных служб, структур, организаций, присваивавших себе статус «национальный». По моему глубокому убеждению, никакая ведомственная или вневедомственная структура, которая не может считаться «национальной», если ей этот статус не присвоен никак иначе, как по решению Правительства, именно Правительства, а не отдельного министерства или ведомства. Точно также должно обстоять дело с принятием в стране библиотечных стандартов и рекомендаций – любые документы, выпускаемые только одним ведомством с учетом ведомственной разобщенности библиотек остается пустой бумажкой, если на то не будет соответствующего правительственного распоряжения. Таковы реалии нашей сегодняшней жизни и следствие отсутствия скоординированной государственной политики в области библиотек.

Для сравнения в США вообще никто не проводит никакую государственную политику от имени государства. Есть библиотека – признанный всеми общественный институт, выполняющий свою миссию в обществе. Деятельность библиотек прямо или косвенно с точки зрения распределения финансовых средств и обеспечения информационных запросов Правительства осуществляют две федеральные комиссии: Институт музейного и библиотечного обслуживания (IMLS) и Национальная комиссия по библиотечно-информационным наукам (NCLIS); а все работы по профессиональной деятельности, включая утверждение стандартов, правил, форматов и сертификацию библиотечных программ выполняет Американская библиотечная ассоциация (ALA). При этом обеспечивается стабильная работа более 120 тысяч библиотек, насчитывающихся в стране, в том числе 3400 академических и 9000 общедоступных публичных библиотек. Майкл Доулинг в своей статье «Библиотеки, библиотекари и библиотечные ассоциации в Соединенных Штатах в 2001 году: по новому в эпоху знания» красной строкой отметил, что быстрое развитие электронных библиотек сегодня – это будущее академических и других библиотек. Он же определил главные животрепещущие проблемы американских библиотек сегодня:

  • Информационная грамотность;

  • Сокращение электронного разрыва;

  • Авторское право и частное право;

  • Интеллектуальная свобода и фильтрование через Интернет.

Больше и не скажешь. Вот этим коротким перечнем сегодня можно и определить новый, нарождающийся статус библиотек в структуре информационного общества.

  
На главную